ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2021 года № 3а-436/2021
года Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Рогозина А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
ФИО1 обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просит признать не действующим решение Совета муниципального образования Ростиловское от 14 июня 2013 года № 26 в редакции решения Совета муниципального образования Ростиловское от 29 октября 2020 года № 36 в части установления в генеральном плане муниципального образования Ростиловское функциональной зоны СХ-1 и границы населенного пункта применительно к испрашиваемому земельному участку в кадастровом квартале №..., общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь, что оспариваемое решение не соответствует пункту 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители административных ответчиков Совета муниципального образования Ростиловское, администрации сельского поселения Ростиловское Грязовецкого муниципального района, администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представлены отзывы на административное исковое заявление с ходатайствами о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Рогозина А.Н., полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 21 статьи 5 Устава муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района (здесь и далее по тексту в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного акта) утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения муниципального образования Ростиловское, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 18 статьи 10 Устава муниципального образования Ростиловское, полномочия по утверждению генерального плана сельского поселения относятся к полномочиям Совета муниципального образования Ростиловское.
Совет муниципального образования Ростиловское по вопросам своей компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования. Акты Совета муниципального образования Ростиловское принимаются в форме решений большинством голосов от установленного числа депутатов.
Решения Совета муниципального образования Ростиловское, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Принятые Советом решения подписываются главой муниципального образования Ростиловское и не позднее 5 дней с даты подписания подлежат направлению для официального опубликования. Официальными печатными средствами массовой информации органов местного самоуправления муниципального образования являются районные газеты «Земские ведомости» и «Сельская правда» (части 13, 18 статьи 8 Устава, статьи 45, 46 Регламента Совета муниципального образования Ростиловское, утвержденного решением Совета муниципального образования Ростиловское от 19 октября 2009 года № 3).
Процедура подготовки и утверждения генерального плана регламентирована статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
По итогам проведенного конкурса на разработку комплексного проекта «Генеральный план муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района» 04 октября 2010 года заключен муниципальный контракт с ОАО «Головное ХППАП Бюро», которым подготовлен Генеральный план муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района.
На основании распоряжения главы муниципального образования Ростиловское от 14 июня 2012 года № 32-р и в соответствии со статьёй 5.1 ГрК РФ по проекту генерального плана проведены публичные слушания.
Оповещение населения муниципального образования Ростиловское о назначении публичных слушаний в соответствии с вышеуказанным распоряжением главы муниципального образования Ростиловское опубликовано 19 июня 2012 года в газете «Сельская правда» № 43 (244).
Проект генерального плана размещен на официальном сайте администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области, а также демонстрационные материалы находились в администрации муниципального образования Ростиловское, библиотеках в деревне Плоское и Вараксино.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Сельская правда» от 18 сентября 2012 года № 69 (270).
Решение Совета муниципального образования Ростиловское № 26 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Ростиловское» принято 14 июня 2013 года, опубликовано в газете «Земские вести» от 18 июня 2013 года.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ГрК РФ администрацией муниципального образования Ростиловское 13 октября 2017 года принято постановление № 99 «О подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района Вологодской области», 11 декабря 2017 года постановление № 130 «О подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план, генеральный план деревни Ростилово и правила застройки и землепользования муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района Вологодской области», 03 июля 2018 года постановление № 38 «О подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района Вологодской области».
Уведомлениями от 18 октября 2018 года № 1471 и № 1472 Министерство экономического развития Российской Федерации и Правительство Вологодской области уведомлены об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района Вологодской области» и материалов в его обоснование в федеральной государственной системе территориального планирования для согласования.
В соответствии с положениями статьи 25 ГрК РФ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» проведена процедура согласования Проекта генерального плана.
Постановлением администрации муниципального образования Ростиловское от 06 мая 2019 года № 41 создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий по проекту изменений в генеральный план муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района Вологодской области, все материалы размещены в федеральной государственной системе территориального планирования.
Заседания согласительной комиссии по урегулированию разногласий по проекту о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Ростиловское Грязовецкого муниципального района Вологодской области, состоялись 30 июля и 07 августа 2019 года.
На основании распоряжения главы муниципального образования Ростиловское от 02 сентября 2019 года № 1 и в соответствии со статьёй 5.1 ГрК РФ по проекту генерального плана проведены публичные слушания.
Оповещение населения муниципального образования Ростиловское о назначении публичных слушаний в соответствии с выше указанным распоряжением главы муниципального образования Ростиловское опубликовано в газете «Сельская правда» от 07 сентября 2019 года № 67 (972) и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Ростиловское в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проект генерального плана размещен на официальном сайте администрации муниципального образования Ростиловское в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с материалами проекта также можно было ознакомиться по адресу: <адрес>.
Публичные слушания проведены 10 октября 2019 года в деревнях ... и ..., поселке ... заключение о результатах опубликовано в газете «Сельская правда» от 22 октября 2019 года № 80 (985) и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Ростиловское в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение Совета муниципального образования Ростиловское № 36 принято на заседании 29 октября 2020 года, опубликовано в газете «Земские вести» от 02 ноября 2020 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение в оспариваемой редакции принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой принимаются нормативные правовые акты, процедура подготовки, согласования и порядок опубликования.
Полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, а также процедура его принятия административным истцом не оспариваются.
Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
ФИО1 с 09 октября 2020 года на основании решения Грязовецкого районного суда Вологодской области от 22 июля 2020 года является собственником объекта недвижимости - индивидуального жилого дома с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение - жилое, количество этажей - 2, расположенного по адресу: <адрес>.
10 февраля 2021 года ФИО1 обратился в Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале №..., площадью ... кв. м, для ЛПХ, находящегося под принадлежащим ему жилым домом.
Распоряжением Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 05 марта 2021 года № 213-р ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого из земель запаса в кадастровом квартале №..., общей площадью ... кв. м, занятого пастбищем, разработанной с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к земельным участкам, где не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план сельского поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон поселения и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Тем самым подготовка генерального плана поселения направлена не только на отражение существующей территории, но и на планируемое развитие этой территории.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон.
Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частями 1, 15 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (части 1 - 3 статьи 36 ГрК РФ).
Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено аналогичное требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, имеющее целью исключение неопределенности его правового режима (градостроительного регламента).
Из материалов дела следует, что в соответствии с представленной 21 февраля 2021 года ФИО1 на утверждение схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого из земель запаса в кадастровом квартале №..., общей площадью ... кв. м, он расположен в границах двух территориальных зон и частично расположен за границей населенного пункта - <адрес>, определенной в генеральном плане муниципального образования Ростиловское, утвержденного решением от 14 июня 2013 года.
То есть границы населенного пункта определены ОАО «Головное ХППАП Бюро» задолго до того, как у ФИО1 возникло право собственности на жилой дом и, как следствие, основание для обращения за утверждением схемы расположения земельного участка.
Довод административного истца, что решением Совета муниципального образования Ростиловское от 29 октября 2020 года № 36 в генеральный план поселения внесены изменения, в том числе касающиеся уточнения границ деревни Третниково, не имеет правового значения, поскольку процедура согласования внесения изменений также проведена до регистрации права собственности истца на жилой дом.
Таким образом, ссылки административного истца на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта пункту 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, а также пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне, а Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) являются несостоятельными, поскольку территориальные зоны установлены решением Совета муниципального образования Ростиловское в 2013 году, то есть до обращения административного истца за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой испрашиваемый земельный участок находится в разных территориальных зонах.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) составной частью Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), представляющего собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), является реестр границ, включающий в себя, в том числе, сведения о границах территориальных зон.
Частью 8 статьи 34 Закона о регистрации предусмотрено, что если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.
При этом согласно части 10 указанной статьи приведенное выше положение применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.
Из вышеизложенного следует, что в случае если в ЕГРН содержаться сведения о границах земельного участка, при этом в реестр границ вносятся сведения о местоположении границ населенных пунктов на основании вновь принятого генерального плана, орган регистрации прав имеет возможность вносить изменения в сведения о границе территориальной зоны, которые поступили в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, исключающие наличие пересечения с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Принимая во внимание, что подготовка, согласование и опубликование решений Совета муниципального образования Ростиловское от 14 июня 2013 года № 26 и от 29 октября 2020 года № 36 выполнены до регистрации ФИО1 права собственности на самовольную постройку, нормативный правовой акт и изменения в него внесены до обращения ФИО1 за утверждением схемы расположения земельного участка, сама по себе нуждаемость административного истца в земельном участке для обслуживания объекта недвижимости не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта или его части противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пункт 5 статьи 1 ЗК РФ устанавливает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектами, то есть именно объекты следуют судьбе земельных участков, иное толкование нормы является субъективным мнением административного истца.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статьи 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Согласно статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункта 2 статьи 77 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
С учетом изложенного, расположение жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения противоречит действующему законодательству.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 следует отказать.
При этом суд также учитывает, что в целях урегулирования вопроса по обращению ФИО1 от 19 апреля 2021 года администрацией муниципального образования Ростиловское заключен договор по подготовке и описанию местоположения границ населенных пунктов сельского поселения Ростиловское, в том числе деревни <адрес>, с обществом с ограниченной ответственностью «Валбек-ру», которым направлено заявление и схема расположения земельного участка, которую просил утвердить административный истец.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим решения Совета муниципального образования Ростиловское от 14 июня 2013 года № 26 в редакции решения Совета муниципального образования Ростиловское от 29 октября 2020 года № 36 в части установления в генеральном плане муниципального образования Ростиловское функциональной зоны СХ-1 и границы населенного пункта применительно к земельному участку, общей площадью ... кв. м, расположенному в кадастровом квартале №..., по адресу: <адрес>, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2021 года