ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/18 от 17.08.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-43/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск 17 августа 2018 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Сыреновой С.Н.

при секретаре Богатыревой Л.А.

с участием в деле представителя административного истца Яшинова А.В., представителей административного ответчика Егорочкиной Н.В., Григорьевой А.В., прокурора Никифоровой М.В., представителя заинтересованного лица – председателя партии Полищук С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи с Московским городским судом административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) об отмене и признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии №62/11-6 от 1 августа 2018 года «О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС № 1366-V от 8 июня 2018 года «О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)» на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 16 июля 2018 года №54/4-6 заверен республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением ««Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу», в количестве 65 человек.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года №62/11-6 зарегистрирован республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу».

Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) о регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что из представленных в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) (далее – ЦИК РС(Я)) документов следует, что в нарушение положений ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не исполнена обязанность кандидатов по уведомлению о том, что они не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. При этом уведомления датированы в ненадлежащую дату, то есть ранее даты предоставления документов для заверения списка. Кроме того, более 10 процентов подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, для регистрации и подлежащих проверке являются недействительными, поскольку ЦИК РС(Я) при проведении проверки не выявлены как минимум 90 недействительных подписей (более 14 % от общего количества подписей, отобранных для проверки) в силу того, что они были собраны вне периода сбора подписей. Согласно сведениям, в подписных листах на листах 8, 14, 18, 25, 38, 39, 57, 60, 61 в папке № 3 дата внесения подписи избирателем и дата внесения подписи лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, является 21.07.2018. Вместе с тем эти лица не могли собирать подписи избирателей в Республики Саха (Якутия), поскольку в это день находились в городе ........... Данное обстоятельство подтверждается удостоверительной надписью нотариуса ..........К.И., которой был удостоверен список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в их присутствии. Указанные нотариальные действия были совершены в городе .......... 21.07.2018, то есть одновременно с тем, когда эти лица, осуществляли сбор подписей в г. Якутске. Учитывая разницу во времени между Удмуртской Республикой и Республикой Саха (Якутия), отсутствие прямого авиасообщения между двумя этими республиками, время необходимое для осуществления авиаперелета из .......... в г. Якутск, а также и время, необходимое для осуществления сбора подписей, административный истец полагает, что вышеуказанные подписные листы содержат недостоверные данные. Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств дела, сторона истца просила признать подписи, содержащиеся в этих листах недействительными по п.п. «з» и п.п. «н» п.6.4 ст. 38 ФЗ-67. Кроме того, административный истец указал, что в подписных листах и в заявлении кандидата Амбросьев А.А. указаны сведения о судимости по ч. 1 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», о погашении судимости - 15.10.2010. Между тем судимость Амбросьева А.А. была погашена 05.01.2002, следовательно, кандидатом представлены не соответствующие действительности сведения в своем заявлении и подписных листах, что является основанием для признания всех подписей в подписных листах недействительными по п.п. «з» п.6.4 ст. 38 ФЗ-67.

В судебном заседании представитель административного истца Яшинов А.В. просил удовлетворить иск на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении и дополнениями к нему.

Представитель административного ответчика Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Егорочкина Н.В., просила иск удовлетворить по доводам, указанным в административном исковом заявлении, не признавая при этом требование истца по письменным уведомлениям, указывая, что с учетом требований ФЗ от 12.02.2002 № 67-ФЗ и Закона РС(Я) « О выборах народных депутатов Республики Саха(Якутия)» факт предоставления письменных уведомлений о том, что кандидаты не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, отражен в Справке о документах кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов по республиканскому избирательному округу и является приложением к Подтверждению о приеме документов от 14.07.2018. На момент принятия решения о регистрации республиканского списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» все необходимые для регистрации документы, предусмотренные ст. 38 и 43 Закона РС(Я) « О выборах народных депутатов Республики Саха(Якутия)» были представлены избирательным объединением.

Представитель заинтересованного лица «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» Полищук С.П., участвующий в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, ссылаясь на то, что письменные уведомления кандидатов о том, что они не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуются иностранными финансовыми инструментами уполномоченный представителем партии были представлены в установленный законом сроки. Избирательным законодательством РФ не установлено ограничений, что подписи избирателей должны собираться только на территории Республики Саха (Якутия). Подписи избирателей 21 июля 2018 года лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, собирались в аэропортах г. Москвы по дороге в г. Якутск. Судимость Амбросьева А.А. была погашена 05.01.2002, что свидетельствует о наличии у него пассивного избирательного права.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, исследовав подлинные подписные листы, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 56/1-6 от 23 июля 2018 года «О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого Региональным объединением Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия)» зарегистрирован республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутый данной партией.

В силу части 10 ст. 239 КАС РФ и п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный Закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что данное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Статьей 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидатов, статья 38 названного Закона регламентирует вопросы регистрации кандидата, списка кандидатов, предусматривая в пункте 1.6 обязанность кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации представлять в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами в отношении иностранных банков, расположенных за пределами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что представленные избирательным объединением «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» документы для заверения республиканского списка кандидатов соответствовали требованиям ст. 39 Закона РС(Я) «О выборах народных депутатов РС(Я)». Письменные уведомления, предусмотренные п. 1.6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ представлены в надлежащую дату до принятия решения о регистрации списка, что отражено в Справке о документах кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов по республиканскому избирательному округу, в соответствии с ч.3.3 ст. 39 Закона РС(Я) « О выборах народных депутатов РС(Я)», и является приложением к Подтверждению о приеме документов от 14.07.2018.

То обстоятельство, что оспариваемые письменные уведомления датированы 28.06.2018, а представлены уполномоченным представителем избирательного объединения в ЦИК РС(Я) 14.07.2018, основанием для признания оспариваемого решения ЦИК РС(Я) от 01.08.2018 незаконным и его отмены не может, поскольку Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязывает кандидата прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, и не содержит требования к дате соответствующего уведомления.

Административный истец не представил доказательств, которые, по его мнению, свидетельствовали о наличии у данных кандидатов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с приложением соответствующих доказательств.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 33 названного федерального закона, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Согласно подпункту «б» пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости.

Определяя условия выдвижения кандидатов, названный Федеральный закон устанавливает, что, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о его согласии баллотироваться в народные депутаты указываются сведения о его судимости (пункт 2.1 статьи 33); сведения о судимости кандидата отражаются в избирательных документах: в подписном листе, листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избирательном бюллетене (пункты 9 и 18 статьи 37, пункт 7 статьи 63).

В заявлении от 28 июня 2018 г., адресованном в избирательную комиссию, Амбросьев А.А. выразил согласие баллотироваться кандидатом в народные депутаты РС(Я) шестого созыва в составе списка кандидатов избирательного объединения «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу», указав о имеющейся судимости по ******** УК РФ со сроком ее погашения 15.10.2010.

Указанная информация содержится в подписных листах кандидата Амбросьева А.А. (пункт 9 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).

Согласно ответу информационного центра МВД по РС(Я) от 07.08.2018 № 11/3098 на запрос ЦИК РС(Я) № 01-15\1085 от 23.07.2018 Амбросьев А.А. осужден 05.01.2000 Якутским городским судом РС(Я) по ******** УК РФ к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года. Судимость погашена 05.01.2002.

В соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц условно осужденных, по истечении испытательного срока.

Таким образом, в результате неправильного исчисления срока погашения судимости Амбросьев А.А. в заявлении о согласии баллотироваться неверно указал дату погашения своей судимости. Данное обстоятельство связано с тем, что Амбросьев А.А. неверно исчислил установленный пунктом «а» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации срок погашения судимости при условном осуждении.

Руководствуясь вышеприведенными нормами права и оценивая данное обстоятельство, суд считает, что Амбросьевым А.А. не нарушены требования действующего законодательства, поскольку сведения о дате погашения судимости указаны в заявлении о согласии баллотироваться, тогда как неверное указание названной даты не свидетельствует о сокрытии кандидатом сведений о своей судимости.

При этом, в силу пункта 8 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ данные о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений избирательная комиссия направляет в средства массовой информации.

Подобное нарушение в силу норм Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ не является основанием к отмене оспариваемого постановления ЦИК РС (Я) от 01.08.2018.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидата

Согласно п.3 вышеуказанной статьи законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.

Если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом(подпункт «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Аналогичные положения содержат в части 6, 7, 14 статьи 44, ч.11 статьи 44, ч. 10 ст. 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З №1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» (далее – Закон Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года №43/3-6 утвержден список политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) и представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей.

В указанном списке «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» отсутствует.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2018 года №43/2-6 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва - 3168; максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации списка кандидатов – 3485.

Судом установлено, что 23 июля 2018 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) представлены подписные листы, содержащие 3 374 подписи избирателей, из которых 634 подписи избирателей проверены рабочей группой избирательной комиссии.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 28 июля 2018 года в результате проверки подписных листов, представленных «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу», 15 подписей избирателей (2,36% от общего количества проверенных подписей избирателей) признаны недостоверными и недействительными.

Данное обстоятельство послужило основанием для принятия 1 августа 2018 года Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) решения о регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу».

Требование административного истца связаны с проверкой соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах сборщиками.

Принимая во внимание доводы административного истца о неполноте проведенной избирательной комиссией проверки подписей избирателей, суд на основании положений пункта 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" провел повторную проверку подписных листов в пределах выборки, проведенной избирательной комиссией в томе № 3 с 1 по 64 листы, 65 лист (с 1 по 5 строку):

На листе 8 подписи избирателей в строках с 1 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком М.Е., _______ г.р. 21 июля 2018 года.

На листе 14 подписи избирателей в строках с 1 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком М.А., _______ г.р. 21 июля 2018 года.

На листе 18 подписи избирателей в строках с 1 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком К.Е., _______ г.р. 21 июля 2018 года.

На листе 25 подписи избирателей в строках с 1 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком М.Е., _______ г.р. 21 июля 2018 года.

На листе 32 подписи избирателей в строках с 1 по 5, 7 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком К.Р., _______ г.р. также 22 июля 2018 года.

На листе 38 подписи избирателей в строках с 1 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком К.Р., _______ г.р. 21 июля 2018 года.

На листе 39 подписи избирателей в строках с 1 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком М.А., _______ г.р. 21 июля 2018 года.

На листе 52 подпись избирателя в строке №8 отобрана 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком К.Р., _______ г.р. 22 июля 2018 года.

На листе 53 подпись избирателя в строке №8 отобрана 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком Г.Н., _______ г.р. также 22 июля 2018 года.

На листе 55 подписи избирателей в строках с 1 по 9 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком Р.А., _______ г.р. 23 июля 2018 года.

На листе 57 подписи избирателей в строках с 1 по 6, с 8 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком Р.А., _______ г.р. 21 июля 2018 года.

На листе 60 подписи избирателей в строках с 1 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком М.Е., _______ г.р. 21 июля 2018 года.

На листе 61 подписи избирателей в строках с 1 по 10 отобраны 21 июля 2018 года. Подписной лист удостоверен сборщиком М.Е., _______ г.р. _______; итого 106 подписей.

Согласно нотариально заверенному списку лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республик Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» (сведения и подлинность подписи каждого лица, осуществлявших сбор подписей), представленному в ЦИК РС(Я) 23.07.2018 для регистрации списка кандидатов, удостоверен нотариусом К.И. в городе .......... 21.07.2018.

Из содержания данного Списка следует, что нотариус проверил указанные в нем сведения о гражданах, осуществлявших сбор подписей избирателей, установил их личность, совершил удостоверительную надпись и засвидетельствовал подлинность подписи каждого указанного в списке лица, сделанного в их присутствии у нотариуса 21.07.2018 в ..........

Анализ исследованных подписных листов позволяет сделать вывод о том, что дата внесения подписи избирателем во всех подписных листах, как и подпись сборщика, читается и толкуется однозначно. Судом установлено, что дата внесения подписи избирателем и дата внесения подписи лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, является 21 июля 2018 года.

Вместе с тем, вышеуказанные лица (сборщики подписей) в указанный день не могли собирать подписи избирателей в Республики Саха (Якутия) и собственноручно удостоверить подписной лист по причине их нахождения в городе ...........

При этом необходимо учесть разницу часовых поясов (+5 часов) между .......... и г. Якутск РС (Якутия), отсутствие прямого авиасообщения между двумя республиками, время, необходимое для осуществления авиаперелета из .......... в г. Якутск, а также время, которое требуется для осуществления сбора подписей избирателей.

В соответствии с выпиской из лицевого счета Политической партии «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу за период с 01.01.2018 по 07.08.2018 расходы составили в сумме 2 110 рублей. Денежные средства были направлены только на оплату счета за изготовление подписных листов и оплату услуг нотариуса (23.06.2018) за свидетельствование подлинности подписей на списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия).

Доказательства оплаты сборщикам подписей проездных расходов до г. Якутска отсутствуют, представителем в судебном заседании от Политической партии «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» также не представлено, как и не представлено в обосновании своих доводов о том, что 106 подписей избирателей сборщиками были собраны 21.07.2018 по пути следования в г. Якутск.

Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, в частности, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 12 статьи 37).

При этом суд считает, что, заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения. С учетом этого предназначения этапа заверения подписных листов сборщиком подписей федеральным законодателем определен порядок такого заверения - а именно только после внесения подписей избирателей собственноручно сборщиком подписей путем указания требуемых сведений о себе, проставления своей подписи и даты заверения, что должно обеспечить возможность проверки соблюдения порядка заполнения подписных листов и исключить возможность внесения кем бы то ни было исправлений в подписные листы после их заверения уполномоченными на это лицами.

Исходя из этого пункт 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона предусматривает последствия нарушения порядка заверения подписных листов, который к числу недействительных подписей относит, среди прочих, все подписи избирателей, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (подпункт «з»); подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт «н»).

При установленных обстоятельствах, все вышеуказанные подписи избирателей в данных подписных листах признаются недействительными на основании п. 6.4 ст. 38 п.п. «з»; п.п. «н» ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, а именно в томе № 3 лист 8 – 10 подписей, лист 14 – 10 подписей, лист 18 – 10 подписей, лист 25 – 10 подписей, лист 32 – 6 подписей, лист 38 – 10 подписей, лист 39 – 10 подписей, лист 52 – 1 подпись, лист 53 – 1 подпись, лист 55 – 9 подписей, лист 57 – 9 подписей, лист 60 – 10 подписей, лист 61 – 10 подписей. Общее количество недействительных подписей избирателей в данной папке равно 106 подписей, что составляет 16,72% от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что общее количество недействительных и недостоверных подписей составляет 16, 72 %, предусмотренное подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выявление более 10% недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, необходимых для отказа в регистрации списка кандидатов, - в судебном заседании подтвердилось.

Кроме того, при суммировании указанного количества недействительных подписей избирателей с подписями, признанными недействительными рабочей группой в томе № 3, общее количество недействительных подписей составит 121 или 19% от общего числа подписей, отобранных для проверки.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что оспариваемое Постановление Центральной избирательной комиссии РС(Я) №62/11-6 от 1 августа 2018 года принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 Федерального закона, в связи с чем не может быть признано законным и подлежит отмене.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) об отмене и признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии №62/11-6 от 1 августа 2018 года «О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 239-241, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) об отмене и признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии №62/11-6 от 1 августа 2018 года «О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу», удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Центральной избирательной комиссии №62/11-6 от 1 августа 2018 года «О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу».

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) С.Н. Сыренова

Решение изготовлено в окончательной форме 20 августа 2018 года.