Дело № 3а-43/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 марта 2019 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре А.А.Афанасьевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Леспром ДВ» к Правительству Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
ООО «Леспром ДВ» обратилось с административным исковым заявлением к Правительству Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором указало, что владеет на праве собственности земельными участками, находящимися по адресу: <адрес>: площадью 1 460 кв.м. с кадастровым номером №, площадью 2 250 кв.м. с кадастровым номером №, площадью 6 362 кв.м. с кадастровым номером №, площадью 54 098 кв.м. кадастровый номер №, площадью 1 580 кв.м. кадастровый номер №, площадью 11 489 кв.м. кадастровый номер №. Так же на праве собственности ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 46882 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>. Как собственник земельных участков общество является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 № 205-пр, сведения о ней внесены в Единый реестр недвижимости. Отчетами об оценке от 10.11.2017 года № 42-09/2017 и от 13.11.2017 года № 41-09/2017 определена рыночная стоимость земельных участков, размер которой существенно ниже утвержденной кадастровой стоимости на ту же дату. Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Определением суда от 23.01.2019 административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 46882 кв.м. с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, выделены в отдельное производство. Определением суда от 23.01.2019 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо - администрация Хорского городского поселения района имени Лазо Хабаровского края.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Леспром ДВ» ФИО1 (доверенность от 06.03.2019 года сроком действия один год) в судебном заседании поддержал заявленные требования, в обоснование которых сослался на те же обстоятельства, что изложены в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2 (доверенность от 24.12.2018 года сроком действия по 31.12.2021 года) не согласился с предъявленными требованиями. В своих возражениях он сослался на то, что отчет об оценке не соответствует требованиям, установленным федеральными стандартами оценки. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р и пункт 14 ФСО № 1 определяют, что сравнение аналогов должно производиться, в том числе, по наиболее важным факторам стоимости, к которым относятся: местоположение и окружение, целевое назначение, разрешенное использование, права иных лиц на земельный участок, физические характеристики (рельеф, площадь, конфигурация и др.), транспортная доступность, инфраструктура (наличие или близость инженерных сетей и условия подключения к ним, объекты социальной инфраструктуры и т.п.). Оценщик, применяя метод сравнения продаж сравнительного подхода к оценке объекта недвижимости, должен был подобрать объекты-аналоги, наиболее сходные с объектом оценки по ценообразующим факторам, что бы исключить необходимость применять большое количество корректировок. Но в качестве аналогов для определения рыночной стоимости земельного участка им выбраны объекты, существенно отличающиеся от объекта оценки по площади. Такое различие не позволяет произвести сопоставление объектов-аналогов относительно друг друга и объекту оценки по одному из основных пенообразующих факторов. Поэтому определенная оценщиком рыночная стоимость объекта оценки вызывает сомнение, а поэтому не может быть признана достоверной.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю и заинтересованного лица администрации Хорского городского поселения района имени Лазо Хабаровского края. уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, просили провести судебное заседание в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Леспром ДВ» на праве собственности владеет земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для производственных нужд, площадь 54 098 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18.06.2015 года (номер регистрации №).
ООО «Леспром ДВ» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для нужд промышленности, площадь 6 362 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18.06.2015 года (номер регистрации №).
ООО «Леспром ДВ» на праве собственности владеет земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для нужд промышленности, площадью 2 250 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18.06.2015 года (номер регистрации №).
ООО «Леспром ДВ» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под здание приемного устройства мягких отходов, площадью 1 460 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 15.02.2016 года (номер регистрации №).
ООО «Леспром ДВ» на праве собственности владеет земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под размещение здания бытового корпуса № 3, площадью 1 580 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18.06.2015 года (номер регистрации №).
ООО «Леспром ДВ» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для нужд промышленности, площадью 11 489 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18.06.2015 года (номер регистрации №).
В частях 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ указано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2017 года № 205-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участок в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края» определена по состоянию на 01.01.2012 года кадастровая стоимость земельных участков: кадастровый № – в размере 16 669 216,74 рублей, кадастровый № – в размере 1 972 856,20 рублей, кадастровый № – в размере 693 180 рублей, кадастровый № – в размере 429 517,40 рублей, кадастровый № – в размере 1 429 994,80 рубля, кадастровый № – в размере 3 531 948,38 рублей. Сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 04.01.2015 года.
Как указано в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
Из содержания части 1 статьи 387, части 1 статьи 388, части 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ следует, что земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как установлено частью 1 статьи 389, частями 1, 2 статьи 390 и абзацами первым и шестым части 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы (абзац 6 части 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
ООО «Леспром ДВ», как собственник земельного участка, является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Поэтому общество вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. А в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданное по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный данной статьей срок, юридическое лицо вправе оспорить кадастровую стоимость в судебном порядке.
ООО «Леспром ДВ» обратилось 12.12.2017 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением об оспаривании утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2017 года № 205-пр кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №. К заявлению был приложен отчет об оценке № 42-09/2017 от 10.11.2017 года, составленный оценщиком ИП ФИО3. Согласно отчету рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 01.01.2012 года составила: земельного участка с кадастровым номером № – 4 057 350 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – 999 543 рубля, земельного участка с кадастровым номером № – 207 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – 145 360 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – 134 320 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – 566 218 рублей. Решением комиссии от 22.12.2017 года № 6 заявление было отклонено по тем основаниям, что заявителем не представлено положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет об оценке. Вместе с тем решение комиссии содержит указание на то, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленной федеральными стандартами оценки.
В суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости юридическое лицо обратилось 28.12.2018 года.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № по состоянию на 01.01.2012 года оценщиком ИП ФИО3 по заказу ООО «Леспром ДВ» проведена их оценка и подготовлен отчет от 10.11.2017 года № 42-09/2017.
Как указано в пункте 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Изучив содержание отчета об оценке от 10.11.2017 года № 42-09/2017, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли России от 20.05.2015 года № 299. В нем указаны: дата составления и порядковый номер; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике, проводившего оценку, -фамилия, имя, отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты, и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор; цель оценки; точное описание объекта оценки, и реквизиты юридического лица; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, который провел оценку, и скреплен печатью юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Его содержание изложено четко и ясно, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Документ содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Отчет об оценке выполнен в соответствии с заданием на оценку.
В отчете об оценке от 10.11.2017 года № 42-09/2017 указано, что рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2012 года. На эту же дату определена и кадастровая стоимость этих земельных участков. Следовательно, в этой части отчет соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 256).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Подпункт «и» пункта 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299, устанавливает, что в отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты.
В отчете об оценке от 10.11.2017 года № 42-09/2017 указано, что для определения рыночной стоимости земельных участков оценщик использовал сравнительный подход, в рамках которого применил метод сравнения продаж, поскольку в его распоряжении имеется достоверная и достаточная информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов, необходимая для применения этого метода, в то время как для реализации остальных методов информации недостаточно. Отказ от использования затратного и доходного подходов, и иных методов в рамках сравнительного подхода, в отчете подробно обоснован (страницы 44-45, 64-65 отчета).
Под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки (пункты 12, 13, 14 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).
Исходя из положений пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611, оценщик, применяя сравнительный подход к оценке, должен: а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения; б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому; в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.
В пункте 14 ФСО № 1 и подпункте «б» пункта 22 ФСО № 7 указано, что объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. В качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы по ценообразующим факторам.
Для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения: -передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав; -условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки (вид оплаты, условия кредитования, иные условия); -условия продажи (нетипичные для рынка условия, сделка между аффилированными лицами, иные условия); -условия рынка (изменения цен за период между датами сделки и оценки, скидки к ценам предложений, иные условия); -вид использования и (или) зонирование; -местоположение объекта; -физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, состояние объектов капитального строительства, соотношение площади земельного участка и площади его застройки, иные характеристики; -экономические характеристики (уровень операционных расходов, условия аренды, состав арендаторов, иные характеристики); -наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью; -другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость (подпункт «е» пункта 22 ФСО №7).
В отчете об оценке от 10.11.2017 №42-09/2017 указано, что для анализа рынка земельных участков, для поиска и подбора объектов-аналогов оценщик использовал открытые источники информации - портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии «Мониторинг рынка недвижимости», официальный сайт органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре: http://www.kmscity.ru, раздел «Продажа объектов имущества муниципальной собственности»: Информационные сообщения Комитета по управлению имуществом администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Определяя сегмент рынка, оценщик отнес объекты оценки к сегменту земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных нужд (земельный участок с кадастровым номером №), для нужд промышленности (земельные участки с кадастровыми номерами №), для размещение здания бытового корпуса № 3 (земельный участок с кадастровым номером №), под здание приемного устройства мягких отходов (земельный участок с кадастровым номером №); назначение земельных участков: под производственно-складскую застройку.
Подбирая объекты-аналоги, оценщик исходил из основных ценообразующих факторов: местоположение, категория и назначение земельного участка, условия продажи (открытый рынок-торг), выставляющееся право на объект, дата продажи/ предложения, площадь.
Оценщиком выявлено 8 объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным пенообразующим факторам, которые возможно использовать для расчета рыночной стоимости объектов оценки в рамках сравнительного подхода. Описание совершенных действий (порядок подбора объектов-аналогов и определения их характеристик, влияющих на образование цены) представлены в отчете. Характеристики отобранных объектов-аналогов представлены в таблице 3.3.
Различия в объектах-аналогах при расчете рыночной стоимости права собственности земельного участка в рамках сравнительного подхода были скорректированы путем применения корректировок: «на дату продажи», «на вид разрешенного использовании», «на местоположение», «на площадь».
Описание примененных корректировок и обоснование отказа от применения других корректировок представлены в отчете, а также проведена последовательность определения стоимости объекта оценки и соответствующие расчеты (страница 60, таблицы 5.1-5.6).
После проведенных корректировок оценщиком выполнена проверка вариации. В доверительный диапазон (для земельного участка с кадастровым номером № от 42 руб./кв.м. до 136 руб./кв.м., для земельного участка с кадастровым номером № от 49 руб./кв.м. до 157 руб./кв.м., для земельного участка с кадастровым номером № от 59 руб./кв.м. до 191 руб./кв.м., для земельного участка с кадастровым номером 27:08:0010335:559 от 60 руб./кв.м. до 202 руб./кв.м., для земельного участка с кадастровым номером № от 61 руб./кв.м. до 203 руб./ кв.м., для земельного участка с кадастровом номером № от 51 руб./кв.м. до 196 руб./ кв.м.) вошли скорректированные цены семи объектов-аналогов (№№ 1-3, 5-8), которые и были использованы в дальнейшем расчете рыночный стоимости объектов оценки.
После согласования полученных результатов итоговая рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2012 года для земельного участка с кадастровым номером № составила 4 057 350 рублей, для земельного участка с кадастровым номером № – 999 543 рубля, для земельного участка с кадастровым номером № – 207 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером № – 145 360 рублей, для земельного участка с кадастровым номером № – 134 320 рублей; для земельного участка с кадастровым номером № – 566 218 рублей.
Содержание отчета об оценке от 11.11.2017 № 42-09/2017 позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Содержание отчета свидетельствует, что при отборе объектов-аналогов и их сравнении оценщик руководствовался положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки – Федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297; Федеральным стандартом оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299; Федеральным стандартом оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611.
Вопреки доводам административного ответчика, различие в площади объектов-аналогов между собой и с объектом оценки было скорректировано применением соответствующих корректировок, что не противоречит требованиям пункта 14 ФСО № 1 и подпункта «д» пункта 22 ФСО № 7.
Довод административного ответчика о том, что при отборе объектов-аналогов и их сравнении оценщик не учел требования Методических рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р, суд не принимает во внимание, поскольку он свидетельствует о неверном применении норм материального права.
Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р, были разработаны во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.07.2001 года № 519, которым были утверждены стандарты оценки, а на Министерство имущественных отношений России была возложена обязанность разработать и утвердить методические рекомендации по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки, видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 года № 519 "Об утверждении стандартов оценки" с 01.01.2008 года Постановлением Правительства РФ от 08.11.2007 года № 765 признано недействующим.
В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона «Об оценочной детальности в Российской Федерации» разработаны федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности – Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297, Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299, Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611.
Таким образом, Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р, на которые ссылается административный ответчик, фактически утратили свое правовое значение, поэтому применению при проведении оценки не подлежат.
Доказательства, которые опровергали бы рыночную стоимость земельных участков, заявленную истцом и подтвержденную отчетом об оценке, и свидетельствовали бы об ином размере рыночной стоимости этих объектов, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлены. Ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка этими лицами не заявлено. А, исходя из положений статьи 14 Кодекса административного судопроизводства РФ, которая предусматривает, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и статей 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывать несоответствие заявленной административным истцом рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельных участков в материалы дела не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки, в судебном заседании не установлено, в связи с чем, суд полагает, что рыночная стоимость объектов оценки определена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает, что заявленные административным истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ООО «Леспром ДВ» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю 12.12.2017 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 04.01.2015 года, то установленная судом кадастровая стоимость действует с 01.01.2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта, установленной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Леспром ДВ» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 54 098 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 4 057 350 рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 11 489 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд промышленности, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 999 543 рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 250 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд промышленности, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 207 000 рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение здания бытового корпуса № 3, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 145 360 рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 460 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание приемного устройства мягких отходов, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 134 320 рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 6 362 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд промышленности, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 566 218 рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 12 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 марта 2019 года.
Судья краевого суда Е.А.Бузыновская