ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-43/20 от 09.09.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-43/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 сентября 2020 года

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туникене М.В.,

при секретаре Казанковой К.О.,

с участием прокурора Пасанковой С.Е.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части решения Смоленской районной Думы от 28 марта 2013 года №8 ( в редакции решения Смоленской районной Думы от 2 декабря 2016 года №90) «О внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области»,

установил:

решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8 утвержден генеральный план Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Решением Смоленской районной Думы № 90 от 2 декабря 2016 года утверждены изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать частично недействующим решение Смоленской районной Думы от 28 марта 2013 года №8, в редакции решения Смоленской районной Думы от 2 декабря 2016 года №90, в части отсутствия документов, предусмотренных пунктом 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ, в текстовой части генерального плана Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером . Возложить на Смоленскую районную Думу обязанность принятия нормативного правового акта, которым устраняются противоречия между текстовой частью и графической частью генерального плана Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в виде перечня земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования в соответствии с требованиями пункта 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ ( л.д.59-61 том 1).

Впоследствии, ФИО1 административный иск уточнила, просит признать недействующим генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8, в редакции с изменениями, внесенными решением Смоленской районной Думы от 2 декабря 2016 года № 90, в той мере, в которой земельный участок с кадастровым номером включен в границы населенного пункта деревня Дачная-1 Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области без отнесения данного участка к категории земель «земли населенных пунктов» (л.д. 112-115 том 4).

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , который согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование- «для ведения личного подсобного хозяйства», расположен по адресу: .... В силу ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта. Между тем, ст.4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). При этом полевой земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. В текстовой части генерального плана Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, размещенного на официальном сайте Администрации, отсутствует перечень земельных участков, включенных в границы населенных пунктов. Тот факт, что земельный участок административного истца согласно сведениям ЕГРН отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» делает правовое положение административного истца, как собственника, неопределенным. Данный нормативный правовой акт нарушает права ФИО1 на использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.

Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в Смоленский областной суд не явились, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Уточненный административный иск поддерживают в полном объеме.

Представитель административного ответчика Смоленской районной Думы и заинтересованного лица Администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области ФИО3 административный иск не признала, указала, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области и в соответствии с действующим законодательством. Не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в том числе по использованию земельного участка. Указала, что в настоящее время земельный участок административного истца включен в генеральный план Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, проект изменений генерального плана согласован Администрацией Смоленской области и в ближайшее время будет внесен в повестку дня на ближайшее заседание Смоленской районной Думы.

Представитель Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в суд не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Смоленской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области в суд не явились, уведомлены надлежащим образом. В возражениях на иск указали, что Управления не имеют какой-либо заинтересованности по настоящему спору, в связи с этим оставляют рассмотрения данного дела на усмотрение суда (л.д.125-127 том 1, л.д.13-20 том 3).

Представитель заинтересованного лица – ООО «Третья линия», разработавшей проект внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения, в суд не явился, уведомлен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – ООО «Градостроительство и кадастр», привлеченное для участия в деле, в письменных объяснениях указало, что в рамках проведения процедуры публичных слушаний по обсуждению научно-исследовательской работы по подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, поступили предложения (замечания), которые были рассмотрены на заседании комиссии по подготовке проекта. Предложения (замечания) по проекту ООО «Градостроительство и кадастр» устранены в полном объеме. Откорректированный проект 18.08.2020 был передан Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области. Предложение в отношении земельного участка с кадастровым номером полученное в рамках проведения процедуры публичных слушаний по обсуждению проекта, удовлетворено. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).

К таким вопросам в силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

В соответствии частью 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 28.12.2004 № 135-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений» территория Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области входит в состав муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.

Правовые, территориальные, организационные и экономические основы организации местного самоуправления в муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области установлены Уставом, принятым решением Смоленской районной Думы от 28.06.2005 N 100.

Перечень вопросов местного значения муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области изложен в статье 6 Устава.

Решением Смоленской районной Думы от 31.05.2016 № 46 (вступившим в силу 09.07.2016) в данную статью внесены изменения, в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений муниципального района, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений муниципального района, документации по планировке территории.

В силу статей 18 и 19 Устава муниципального образования «Смоленский район» структуру (перечень) органов местного самоуправления муниципального района составляет, в числе прочих, Смоленская районная Дума, которая является представительным органом муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.

Судом установлено и не оспаривается, что решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8 утвержден генеральный план Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Решением Смоленской районной Думы № 90 от 2 декабря 2016 года утверждены изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Проект по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области разработан ООО «Третья линия» (г. Смоленск) на основании муниципального контракта № 1 от 9 июня 2016 года, заключенного между Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области и ООО «Третья линия» в соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту.

При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного акта и компетенции принявшего его органа судом установлено следующее.

Постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 11 мая 2016 года № 462, опубликованном в газете «Сельская правда» от 21 мая 2016 года № 39 (7488), принято решение приступить к подготовке проекта по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8, в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ (л.д.50,52-53 том 3).

Постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 15 августа 2016 года № 903, опубликованном в газете «Сельская правда» от 26 августа 2016 года за № 66 (7515), принято решение о назначении и проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (6 сентября 2016 года – в 15 часов 30 минут – в деревне Ракитня-2); организация публичных слушаний возложена на утвержденную постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 1 марта 2016 года № 182 комиссию по подготовке проекта изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (далее - Комиссия); проект внесения изменений размещен на стендах в Администрации Гнездовского сельского поселения (л.д. 78-79,80-82 том 3 ).

Публичные слушания были подготовлены и проведены 6,7 сентября и 6 октября 2016 года на территории 16 населенных пунктов, в них приняли участие 53 жителя Гнездовского сельского поселения, по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений принято заключение о принятии предложенной рекомендации - «Одобрить проект» (том 3 л.д. 83-84), указанное заключение опубликовано в газете «Сельская правда» от 28 октября 2016 года № 85 ( проект решения о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8 внесен на рассмотрение очередной сессии Смоленской районной Думы.

Административный истец на публичных слушаниях не присутствовал, замечаний от него не поступало.

На заседаниях комиссии №10 от 7 октября 2016г. состоялось рассмотрение протоколов публичных слушаний, рекомендовано Главе МО «Смоленский район» Смоленской области подготовить проект решения Смоленской районной Думы по утверждению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения №8 от 28 марта 2013г. и передать на рассмотрение в Думу.

Заключение по результатам публичных слушаний по проекту было опубликовано в газете «Сельская правда» от 28 октября 2016г. №85.

Решением Смоленской районной Думы от 2 декабря 2016 года № 90 утверждены изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8 (том 3 л.д.150). Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.

Названное выше решение и приложение к нему опубликовано в официальном издании Смоленской районной Думы - газете «Сельская правда» от 16 декабря 2016 года № 101 (7550) (том 3 л.д. 152-153, ); генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения размещены в сети Интернет на официальном сайте Администрации Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом решение принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов.

В то же время оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим в оспариваемой части по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 4400 кв.м, расположенного по адресу: ... (том 1 л.д. 12).

Решением Совета Депутатов Гнездовского Сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 19 февраля 2014г. №6 уточнено адресное хозяйство д.Дачная-1: земельный участок с кадастровым номером и жилой дом, принадлежащие ФИО1,расположены по адресу: ... (том 1 л.д.17).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок относится к категории – «земли сельскохозяйственного назначения», с разрешенным использованием – «для ведения личного подсобного хозяйства» (том 4 л.д. 23).

Постановлением Главы Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 4 мая 2017г. №688 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... для строительства индивидуального жилого дома на участке, площадью 4400 кв.м, из которого следует, что данный земельный участок входит в территориальную зону Ж1 деревни Дачная-1 (том 1 л.д.18, 20).

30 июня 2017г. ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в части изменения категории земельного участка с кадастровым номером с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», предоставив в обоснование своего заявления вышеуказанный градостроительный план земельного участка.

Решением Управления Росреестра по Смоленской области от 14 августа 2017г. №67/17-45507 ФИО1 отказано в учете изменений объекта недвижимости ввиду не предоставления Администрацией Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области материалов по обоснованию генерального плана Гнездовского сельского поселения в текстовой форме, содержащих перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов (том 1 л.д.23).

15 мая 2019г. ФИО1 обратилась в адрес Главы Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером в границу населенного пункта д.Дачная-1 Гнездовского сельского поселения с установлением вида разрешенного использования «индивидуальные жилые дома усадебного типа с правом содержания мелкого скота и птицы», «для ведения личного подсобного хозяйства» (том 1 л.д.26).

Согласно ответу Администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 17 июня 2019г. №146 спорный земельный участок находится в границах населенного пункта д.Дачная-1, для испрашиваемой территории установлена территориальная зона Ж1. (том1 л.д.30-40)

6 июня 2019г. ФИО1 обратилась в адрес Главы Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с заявлением об изменении категории земельного участка с земли «сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», в связи с тем, что согласно генерального плана и Правил землепользования и застройки указанный земельный участок входит в черту населенного пункта д.Дачная-1, установлена территориальная зона Ж-1 ( том1 л.д.29).

На данное обращение 8 июля 2019г. направлен ответ, где указано, что согласно генерального плана спорный земельный участок включен в границы населенного пункта д.Дачная-1 и расположен в территориальной зоне Ж-1, в связи с чем осуществлен его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов ( том 1 л.д.42-43).

По обращению ФИО1 от 27 августа 2019г. о несоответствии генерального плана Гнездовского сельского поселения требованиям Градостроительного кодекса РФ прокуратурой Смоленского района была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пункта 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ, а именно, установлено отсутствие в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме перечня земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения или исключаются из его границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования, что не позволяет органам, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимости, получить данные о категории земель и нарушает интересы правообладателей земельных участков, расположенных на территории Гнездовского сельского поселения при совершении регистрационных действий.

В адрес Главы муниципального образования «Смоленский район» прокурором 1 октября 2019г. внесено представление №08-02-2019 об устранении выявленных нарушений Градостроительного законодательства РФ (л.д.23-27 том 3).

Из ответа главы МО «Смоленский район» Смоленской области от 17 октября 2019г. в ответ на представление прокурора следует, что 18 января 2019г. вынесено постановление №73 «О подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области»; разработана конкурсная документация по определению подрядчика на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке данного проекта; проведен электронный конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проекта; 9 июля 2019г. с проектной организацией ООО «Градостроительство и кадастр» заключен муниципальный контракт (л.д.28-29 том 3).

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участок в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение в случае, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В текстовой части генерального плана Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, размещенного на официальном сайте администрации, в нарушение пункта 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ и методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития российской Федерации от 26 мая 2011г. №244, не содержится описания земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки,

Учитывая, что согласно графической части Генерального плана земельный участок административного истца расположен в границах населенного пункта, а в текстовой части генерального плана не содержится описания земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, то нормативный акт в оспариваемой части не соответствует требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса, как не отвечающий его неоднозначное толкование.

Изложенное в совокупности свидетельствует о неопределенности местонахождения названного земельного участка относительно границ населенного пункта д.Дачная-1.

Таким образом, генеральный план Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8 в редакции с изменениями, внесенными решением Смоленской районной Думы от 2 декабря 2016 года № 90, не соответствует ст. 23 ГрК РФ и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование его содержания в оспариваемой части, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельного участка с кадастровым номером N относительно границ д.Дачная 1 с.п. Гнездовское, Смоленский район, Смоленская область.

Следовательно, решение Смоленской районной Думы от 28 марта 2013 года № 8 в редакции с изменениями, внесенными решением Смоленской районной Думы от 2 декабря 2016 года № 90 (в оспариваемой части) не соответствует требованиям приведенного федерального законодательства и нарушает права административного истца.

Судом также установлено, что постановлением Главы МО «Смоленский район» Смоленской области от 8 июня 2020 года №8 назначены публичные слушания по обсуждению научно-исследовательской работы по подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ( том 4 л.д.139-142).

При проведении 15 июля 2020 года публичных слушаний по обсуждению вышеуказанной научно-исследовательской работы принято решение, в том числе, о включении в перечень земельного участка с кадастровым номером (том 4 л.д.146-197).

Проект «Внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области», утвержденные решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области 28 марта 2013 года №8, 31 июля 2020 года был направлен на корректировку в адрес ООО «Градостроительство и кадастр» ( том 4 л.д.201-224).

Предложения (замечания) по проекту ООО «Градостроительство и кадастр» устранены в полном объеме. Откорректированный проект 18 августа 2020 года был передан Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области.

Предложение в отношении земельного участка с кадастровым номером , полученное в рамках проведения процедуры публичных слушаний по обсуждению проекта, удовлетворено.

Проект генерального плана Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области 27 августа 2020г. был согласован Администрацией Смоленской области.

7 сентября 2020г. материалы проекта Главой МО «Смоленский район» Смоленской области были направлены на утверждение в Смоленскую районную Думу.

С учетом изложенного, генеральный план Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8, в редакции с изменениями, внесенными решением Смоленской районной Думы от 2 декабря 2016 года № 90, подлежит признанию недействующими в части, в которой они не позволяют достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером относительно границ населенного пункта деревня Дачная-1 Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Заявленные в административном иске требования административного истца возложить на Смоленскую районную Думу обязанность принятия нормативного правового акта, которым устраняются противоречия между текстовой частью и графической частью генерального плана Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в виде перечня земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования в соответствии с требованиями пункта 7 частью 7 статьи 23 ГрК РФ удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Таким образом, основания для применения части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют.

Так как оспариваемый нормативный правовой акт применялся, то с учетом положений ст. 215 КАС РФ суд считает возможным признать оспариваемые положения генерального плана и правил землепользования и застройки не действующими с даты принятия настоящего решения суда.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного иска ФИО1 была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей согласно чек ордеру от 27 января 2020г. ( л.д.2 том 1).

Данные судебные расходы подлежит взысканию со Смоленской районной Думы в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 179 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Признать не действующими с момента вступления в силу решения суда генеральный план и правила землепользования и застройки Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28 марта 2013 года № 8, в которые внесены изменения решением Смоленской районной Думы от 2 декабря 2016 года № 90, в той мере, в которой земельный участок с кадастровым номером включен в границы населенного пункта д.Дачная 1 с.п. Гнездовское, Смоленский район, Смоленская область без отнесения данного участка к категории земель «земли населенных пунктов».

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Взыскать со Смоленской районной Думы Смоленской области в пользу ФИО1 расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2020 года.

Судья М.В.Туникене

Дело № 3а-43/2020