ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-448/2018 от 31.05.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-448/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Запаровой Я.Е.

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к <данные изъяты> о ликвидации общественного объединения,

УСТАНОВИЛ:

на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** о государственной регистрации <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об общественной организации с присвоением основного государственного регистрационного номера ***

ДД.ММ.ГГ Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации данной общественной организации с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указало, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Управление провело проверку общественной организации за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства и устава организации: организация не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, кроме того, у организации отсутствуют члены организации (статья 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункт 2.1 Устава), собрание членов организации в проверяемом периоде не проводились (пункт 4.2 Устава), проверки ревизионной комиссией (ревизором) не проводились в проверяемом периоде (п.4.9 Устава), срок полномочий членов правления, выбранных на учредительном собрании ДД.ММ.ГГ, истек (пункт 4.4 Устава), срок полномочий директора и ревизора, избранных на учредительном собрании ДД.ММ.ГГ, истек (п.п.4.7, 4.8 Устава). Данные нарушения являются грубыми и неоднократными. Ссылаясь на статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общественных объединениях», просило ликвидировать названную организацию в судебном порядке с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился.

Почтовая корреспонденция, направленная по юридическому адресу административного ответчика, не вручена с указанием причины «истек срок хранения», что с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 15 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" свидетельствует о надлежащем извещении административного ответчика.

О рассмотрении настоящего дела, времени и месте судебного разбирательства был извещен <данные изъяты>., сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и который одновременно является учредителем организации, а также соучредитель общественной организации <данные изъяты>

Кроме того, сведения о месте и времени рассмотрения дела размещены административным истцом на официальном сайте Управления.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** "Об общественных объединениях" (далее – Федеральный закон ***).

Статьей 29 названного Федерального закона *** установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Как установлено в ходе рассмотрения дела на основании распоряжения Управления Министерства юстиции по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ в отношении <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проведена плановая документарная проверка, в ходе которой общественной организации предложено представить документы о деятельности организации, ее имуществе, членах организации и органах управления.

В ходе проверки от <данные изъяты> сведения о котором как о лице, имеющем право действовать без доверенности, содержатся в ЕГРЮЛ и который является одним из учредителей организации, поступило уведомление о том, что общественная организация ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не осуществляла финансово – хозяйственную деятельность, не имеет банковского счета, имущества, вещных и обязательственных прав, не проводит мероприятий; члены и органы управления организации отсутствуют, он (<данные изъяты> на основании заявления от ДД.ММ.ГГ руководителем организации не является, в органы управления не входит.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому деятельность <данные изъяты> осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями действующего законодательства и положениями собственного устава, а именно: в нарушение статьи 8 Федерального закона ***, пункта 2.1 Устава организация не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, кроме того, у организации отсутствуют члены организации, в нарушение пунктов 4.2,4.4,4.7-4.9 Устава собрание членов организации в проверяемом периоде не проводились, проверки ревизионной комиссией (ревизором) не проводились в проверяемом периоде, срок полномочий членов правления, выбранных на учредительном собрании ДД.ММ.ГГ, истек, срок полномочий директора и ревизора, избранных на учредительном собрании ДД.ММ.ГГ, истек.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов также предусмотрено в качестве основания для ликвидации общественного объединения (к которым относится общественная организация) и статьей 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** "Об общественных объединениях".С учетом разъяснений пунктов 26,27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Как следует из пункта 2.1 Устава <данные изъяты> утв. решением учредительного собрания от ДД.ММ.ГГ, Центр создается и действует <данные изъяты>, закрепленных в международно – правовых актах и законодательстве Российской Федерации. Пункт 2.3 Устава закрепляет основные направления деятельности Центра.

В нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона ***, пункта 2.1 Устава общественная организация не выполняет свою основную функцию, не осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями, что установлено в ходе проведения проверки Управлением и не оспаривалось в ходе рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, общественной организацией допущены нарушения положений собственного Устава.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона *** членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган.

Согласно пунктам 4.1,4.2,4.6-4.9 Устава <данные изъяты> структура органов Центра включает в себя Собрание членов Центра, Правление Центра, Директора Центра, ревизионную комиссию (ревизора).

Высшим органом Центра является Собрание членов Центра, состоящее из всех членов Центра, которой созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Постоянное руководство деятельностью организации осуществляет Правление, которое избирается Собранием членов Центра сроком на три года из числа членов Центра.

Текущее руководство деятельностью Центра осуществляет Директор Центра, назначаемый Собранием членов Центра на срок три года.

Контроль за надлежащим осуществлением финансово-хозяйственной деятельности Центра и его органов осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избираемая Собранием членов Центра на срок пять лет. Ревизионная комиссия (ревизор) проводит проверки по поручению Собрания членов Центра, а также по собственной инициативе и по требованию не менее одной трети членов Центра по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В нарушение указанных требований собрание членов организации не проводились за отчетный период (с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) в связи с отсутствием членов организации, следовательно, органы управления организацией не избирались, тогда как срок полномочий ранее избранных органов истек на дату начала отчетного периода.

Выявленные в ходе проверки Управлением нарушения являются неустранимыми в связи с отсутствием членов организации, что влечет невозможность формирования органов управления Центра и, как следствие, осуществление его деятельности в соответствии с уставными целями, в связи с чем имеются основания для квалификации данных нарушений как грубых.

Сведений об оспаривании организацией результатов проверки не имеется.

В ходе рассмотрения административного дела стороной ответчика факт допущенных нарушений действующего законодательства не оспаривался, доказательств устранения нарушений на дату рассмотрения не представлено.

Приведенные выше установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для ликвидации <данные изъяты> (основной государственный регистрационный номер ***) с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 44 Федерального закона ***

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать <данные изъяты> (основной государственный регистрационный номер *** с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Судья Я.Е. Запарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.

Судья

Дело ***а-448/2018