Дело №3a-449/2022
52OS0000-01-2022-000081-35
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 18 августа 2022 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества Детский оздоровительно-спортивный лагерь круглогодичного действия «Курмыш» о признании решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным, и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Детский оздоровительно-спортивный лагерь круглогодичного действия «Курмыш» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/006903 от 12.01.2022 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным, а также об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения; общей площадью 24 384 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 5 657 000 рублей по состоянию на 16 декабря 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец - Закрытое акционерное общество Детский оздоровительно-спортивный лагерь круглогодичного действия «Курмыш» (далее по тексту - ЗАО Детский лагерь «Курмыш», Общество) указал, что является арендатором вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого, определенная ГБУ НО «Кадастровая оценка» на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-566703/20 от 21.10.2020 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года», составляет 11 050 964,76 рублей.
Административный истец указывает, что с установленной кадастровой стоимостью он не согласен, поскольку она затрагивает его законные права и интересы. Считает, что установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет увеличение его обязательств, в частности по уплате арендной платы.
Заявленный размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости подтвержден отчетом об оценке [номер] от 16.12.2021, выполненный оценщиком ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов».
17.12.2021 ЗАО Детский лагерь «Курмыш» обратилось к административному ответчику с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
12.01.2022, по результатам рассмотрения заявления ЗАО Детский лагерь «Курмыш» об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, ГБУ НО «Кадастровая оценка» было принято решение №ОРС-52/2021/006903 об отказе в его удовлетворении.
Административные ответчики - Министерство имущественных и земельных отношений по Нижегородской области и ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» представили отзыв на административное исковое заявление ЗАО Детский лагерь «Курмыш», в котором указали, что оспариваемое решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости №ОРС-52/2021/006903 от 12.01.2022, принято в пределах компетенции Учреждения, в соответствии с утвержденной формой решения, требованиями к заполнению, к формату, подписано уполномоченным лицом.
Подробно описывая причины, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, также указали, что представленный административным истцом отчет об оценке не может служить основанием для установления рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Нарушения, допущенные при составлении данного отчета об оценке отражают неполные и недостоверные сведения, кроме того в отчете содержатся ошибочные сведения в расчетах, которые повлияли на итоговый результат определения рыночной стоимости. Оснований для признания указанного решения незаконным - отсутствуют.
Основания для признания решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» незаконным - отсутствуют.
На основании вышеизложенного, просили в удовлетворении исковых требований ЗАО Детский лагерь «Курмыш» отказать в полном объеме (л.д.113-115).
Заинтересованным лицом - Администрацией [адрес] муниципального района Нижегородской области представлен отзыв на административное исковое заявление Закрытого акционерного общества Детский оздоровительно-спортивный лагерь круглогодичного действия «Курмыш», в котором указано, что Администрация [адрес] района считает требования Истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В отношении земельного участка с кадастровым номером [номер] утверждена кадастровая стоимость в размере 8391288,38 рублей.
Администрация [адрес] муниципального района Нижегородской области, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не наделена полномочиями по установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости, либо по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Но от величины кадастровой стоимости объекта недвижимости зависит размер начисления платежей по имущественному налогу, так как имущественный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Имущественный налог, начисленный на вышеуказанное земельный участок, является доходом бюджета муниципального образования сельское поселение [адрес] сельсовет [адрес] муниципального района Нижегородской области, поэтому при снижении суммы поступлений в бюджет указанного сельского поселения, ввиду уменьшения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, будут нарушены публичные интересы указанного сельского поселения.
Вместе с тем, Администрация [адрес] муниципального района, считает, что в отчете об оценке, предоставленном административным, истцом, величина рыночной стоимости существенно занижена, поскольку определена с использованием стоимости объектов-аналогов, которые по своим характеристикам не подлежат сопоставлению с оцениваемыми объектами.
Также, Администрация [адрес] муниципального района поддерживает доводы, указанные в Решении ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 12.01.2022 № ОРС-52/2021/006903.
Просит суд отказать в удовлетворении заявленного административным истцом требования и рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя Администрации района (л.д.96-98).
Заинтересованным лицом - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области (Росреестр) представлен отзыв, где указало, что с 20.06.2015 Приказом Росреестра от 12.05.2015 №П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 №326-11-43504/19 и от 25.11.2019 №326-11-369851/19 на территории Нижегородской области государственным бюджетным учреждением «Кадастровая оценка» в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса.
Земельный участок с кадастровым номером [номер] был поставлен на государственный кадастровый учет 12.05.2000, категория земель: земли особо охраняемых территорий (л.д.160-164).
В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, с учетом письменной позиции административных ответчиков, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.245 КАС РФ, ст.22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с п.2 ст.375 и п.2 ст.378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно разъяснениям, данным в п.1, п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ст.3 названного закона).
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон №237-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Исходя из положений ч.1 ст.245 КАС РФ, ст.22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Законом Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-3 «О налоге на имущество организаций» на территории Нижегородской области введен налог на имущество организаций, а статьей 11 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-3 «О налоге на имущество организаций» налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них; нежилые здания, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-323755/19 от 28.10.2019 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов) на Нижегородской области по состоянию на 01 января 2019 года.
Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-323755/19 от 28.10.2019, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 января 2019 года составляет 11 050 964,76 рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объектов недвижимости).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ и постановлением Правительства Нижегородской области от 08 октября 2020 года №837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2021 года.
Из указанного следует, с 01 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3, в связи с чем, с 01 января 2021 года на территории Нижегородской области, вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237- ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, согласно которому:
кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:
- если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
- если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
- если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
- об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
- об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.
Решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Из материалов дела следует, что ЗАО Детский лагерь «Курмыш» является арендатором объекта недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения; общей площадью 24 384 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], с/с Тимирязевский, в районе д.Лисино.
Основания использования земельного участка подтверждается копией Договора аренды земель несельскохозяйственного назначения [номер] от 12.05.2000, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №99/2021/438372258 от 15.12.2021 (л.д.15-17, 18-26).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-323755/19 от 28.10.2019 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов) на Нижегородской области по состоянию на 01 января 2019 года.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 января 2020 и внесенные в ЕГРН, применяются с 01 января 2021 года.
Согласно Приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-323755/19 от 28.10.2019, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 января 2019 года составляет 11 050 964,76 рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объекта недвижимости).
Согласно отчету об оценке ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от 16.12.2021 рыночная стоимость указанного объекта недвижимости, по состоянию на 16 декабря 2021 года, составила 5 657 000 рублей (л.д.27-71).
17 декабря 2021 года административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 5 657 000 рублей.
Решением ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 12.01.2022 №ОРС-52/2021/006903 в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 5 657 000 рублей было отказано.
Полагая данное решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» незаконным, нарушающим интересы Общества, 27 января 2022 года, ЗАО Детский лагерь «Курмыш» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года №253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».
Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке».
Функции и полномочия учредителя ГБУ НО «Кадастровая оценка» осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года №Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года№237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;
сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;
иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;
деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.
Оспаривая решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/006903 от 12.01.2022, административный истец исходит из того, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], установленная приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-323755/19 от 28.10.2019, является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, что затрагивает его законные права по уплате арендной платы за пользование земельным участком.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах I и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение полномочий органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 17 декабря 2021 года административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 5 657 000 рублей (л.д.21 том 1).
ЗАО Детский лагерь «Курмыш» были предоставлены все необходимые документы, включая отчет об оценке ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от 16.12.2021, которым была определена рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 52:15:0070344:1 (л.д.27-71).
Решением ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/006903 от 12.01.2022 в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 5 657 000 рублей было отказано (л.д.14).
Причиной принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом [номер] от 16.12.2021, подготовленным ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» (оценщик ФИО3) явились следующие нарушения требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке, на которые сослался административный ответчик:
1. по уточненной информации, объект-аналог №1 состоит из 4 участков, представляющих собой единое землепользование. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство. По целевому назначению и разрешенному использованию данные земельные участки не могут быть использованы в качестве объектов-аналогов. Нарушение п.5 ФСО №3.
2. По объекту-аналогу №3 ссылка на объявление не корректна. По уточненной информации, объект-аналог №3 представляет собой земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения домов индивидуальной жилой застройки. По целевому назначению и разрешенному использованию данные земельные участки не могут быть использованы в качестве объектов-аналогов. Нарушение п.5 ФСО №3.
3. объект оценки расположен на первой линии Горьковского водохранилища, что является фактором, повышающим инвестиционную привлекательность данного объекта. Не проведен анализ влияния по элементу сравнения - близость к объектам, повышающим стоимость земельного участка. Нарушение п.5 ФСО №3 (л.д.14 оборот).
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что перечень приложенных к заявлению ЗАО Детский лагерь «Курмыш» документов соответствовал требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», в связи с чем, заявление было правомерно принято к рассмотрению бюджетного учреждения.
Сроки уведомления о поступлении заявления ЗАО Детский лагерь «Курмыш» и о принятии его к рассмотрению бюджетного учреждения, направленного в адреса заявителя и сроки рассмотрения указанного заявления бюджетным учреждением были соблюдены.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения бюджетным учреждением был соблюден.
Содержание решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 12.01.2022 №ОРС-52/2021/006903 соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года №П/0287.
Поскольку оспариваемое административным истцом решение ГБУ НО «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/006903 от 12.01.2022 принято по результатам проверки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, содержание и форма отчета также подлежат проверке и при рассмотрении настоящего дела.
Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ГБУ НО «Кадастровая оценка», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).
Определением суда от 09.03.2022 была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:
- соответствует ли отчет об оценке [номер] от 16.12.2021, подготовленный оценщиком ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО3 по состоянию на 16 декабря 2021 года (л.д.27-71) требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, с указанием допущенных нарушений, в том числе существенных, повлиявших на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки?
- если не соответствует и, допущенные нарушения являются существенными и повлияли на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, то определить рыночную стоимость объекта недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 24 384 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 16 декабря 2021 года.
Проведение экспертизы поручено эксперту ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» с возможностью включения в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения (л.д.170-174).
Как следует из заключения эксперта ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО4[номер] от 02.08.2022, для ответа на поставленный судом вопрос, эксперт проверил соответствие содержания отчета об оценке [номер] от 16.12.2021 требованиям следующих нормативных актов, регулирующих оценочную деятельность:
- Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральным стандартам оценки №№ 1,2, утвержденные Приказами Минэкономразвития России №№ 297, 298 от 20.05.2015 (ФСО № 1, ФСО № 2);
- Федеральному стандарту оценки № 3, утвержденному Приказом Минэкономразвития России № 299 от 20.05.2015 (ФСО №3);
- Федеральному стандарту оценки № 7, утвержденному Приказом Минэкономразвития России № 611 от 25.09.2014 (ФСО № 7).
На основании проведенного исследования Отчета об оценке [номер] от 20 августа 2021 г., выполненного оценщиком ФИО5, экспертом выявлено следующее: Оценщиком ФИО3 при выполнении Отчета об оценке ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от 16.12.2021 года, не допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Выявлены несоответствия п.12 ФСО №3 не влияющие на итоговую стоимость объекта оценки, а именно: часть информации (стр.71 отчета), предоставленная заказчиком, не подписана уполномоченным лицом и не заверена в установленном порядке Несоответствие п.12 ФСО №3 «Документы, предоставленные заказчиком (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы), должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке, и к отчету прикладываются их копии».
Экспертом, для подтверждения опровержения полученной Оценщиком величины рыночной стоимости, проведен расчет по определению рыночной стоимости объекта в рамках сравнительного подхода. Имея достаточное количество достоверной информации о продаже участков за определенный период того же вида использования, что и оцениваемый, подход сравнения рыночных продаж позволяет получить максимально точную рыночную стоимость участка на конкретном рынке.
Экспертом установлено, что полученная в Отчете об оценке рыночная стоимость исследуемого объекта, в ценах по состоянию на 16 декабря 2021 года, составляет 5 657 000,00 руб. Результаты рыночной стоимости объекта, полученные Оценщиком и экспертом, входит в пределы доверительного интервала, расхождение составляет 10,66 %. В связи с чем, констатируется, что рыночная стоимость, определенная в Отчете об оценке, соответствует рыночной стоимости данного объекта.
Отмечено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], согласно данному заключению, составляет 5 112 106 рублей.
В результате сравнения полученной рыночной стоимости и кадастровой стоимости данного объекта установлено, что рыночная стоимость также не входит в пределы доверительного интервала, расхождение составляет 53,74 % (стр.7 Экспертного заключения).
Таким образом, Эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 24 384 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 16 декабря 2021 года, не определялась, поскольку на основании проведённого исследования определено, что в отчете об оценке ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» оценщиком ФИО3 (л.д.27-71), не допущены нарушения, повлиявшие на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки (стр.34 Экспертного заключения - л.д.205 оборот).
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам (экспертам), а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не поступало.
Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания принятия оспариваемых решений, суд приходит к выводу, что являвшийся предметом проверки отчет об оценке ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от 16.12.2021 составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативного-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление в части оспаривания решения ГБУ Но подлежит удовлетворению, поскольку эксперт отмечает в заключении, что оценщиком не допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта.
В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Разрешая административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения; общей площадью 24384 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости, в размере 5 657 000 рублей, по состоянию на 16 декабря 2021 года, суд приходит к следующим выводам.
Согласно заключению эксперта ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО4[номер] от 02.08.2022 (л.д.188-205), диапазон доверительного интервала рыночной стоимости, указанный оценщиком ФИО3 от 5 657000 рублей до 5 112106 рублей - не превышает 10% процентов. При этом определенная в отчете об оценке ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от 16.12.2021 (оценщик ФИО3), рыночная стоимость объекта недвижимости полностью обоснована и составляет для земельного участка с кадастровым номером [номер], по состоянию на 16 декабря 2021 года, 5 657 000 рублей.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу повторной либо дополнительной судебных экспертиз, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.
Административный истец просит суд признать решение ГБУ НО «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/006903 от 12.01.2022 незаконным.
Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/006903 от 12.01.2022 незаконным.
В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе отчет об оценке ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от 16.12.2021 (оценщик ФИО3) по спорному объекту оценки, по состоянию на 16.12.2021, суд по указанным выше основаниям, принимая во внимание заключение эксперта ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО4[номер] от 02.08.2022, полагая, что оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость объекта недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером [номер] категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения; общей площадью 24 384 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], в размере его рыночной стоимости 5 657000 рублей, по состоянию на юридически значимую дату (16 декабря 2021 года), суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, по состоянию на юридически значимую дату, подлежат удовлетворению.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи Закрытым акционерным обществом Детский оздоровительно-спортивный лагерь круглогодичного действия «Курмыш» заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которая соответствует дате обращения административного истца в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» - 17 декабря 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Закрытого акционерного общества Детский оздоровительно-спортивный лагерь круглогодичного действия «Курмыш» о признании решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным, и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области ГБУ НО «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/006903 от 12.01.2022 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (объект недвижимости с кадастровым номером [номер]).
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения; общей площадью 24 384 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 5 657000 (пять миллионов шестьсот пятьдесят семь тысяч) рублей, по состоянию на 16 декабря 2021 года.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], считать 17 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
Решение в окончательной форме принято 31 августа 2022 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева