ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-456/20 от 28.08.2020 Рязанского областного суда (Рязанская область)

№ 3а-456/2020 г.Рязань

РЕШЕНИЕ

именем

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2020 года Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Воейкова А.А.,

при секретаре – Кирдянове А.С.,

с участием:

помощника прокурора Рязанской области – Воробьевой В.А.,

представителя административного истца: администрации муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области – ФИО1,

представителя административного ответчика: Совета депутатов муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области – ФИО2,

представителя административного ответчика: Главного Управления архитектуры и градостроительства Рязанской области – ФИО3,

представителя заинтересованного лица: ГКУ Рязанской области «Центр градостроительного развития Рязанской области - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области к Совету депутатов Сараевского городского поселения, Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования и Генерального плана муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в части.

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Совету депутатов Сараевского городского поселения, Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании недействующими генерального плана и Правил землепользования и застройки территории муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области (р.п.Сараи) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами к нескольким функциональным и территориальным зонам.

По-мнению административного истца, отнесение земельных участков к нескольким функциональным и территориальным зонам в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки г.Рязани не соответствует положениям Градостроительного и Земельного кодексов РФ и ограничивают его права на их использование.

По указанным основаниям административный истец просил удовлетворить заявленные требования.

В суде представитель административного истца поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика – Совета депутатов Сараевского городского поселения заявленные требования признал, не оспаривал, что спорные земельные участки отнесены к нескольким функциональным и территориальным зонам.

Представитель административного ответчика - Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области административные исковые требования признала.

Представитель заинтересованного лица – ГКУ Рязанской области «Центр градостроительного развития Рязанской области не возражает против удовлетворения административного искового заявления.

Суд, выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, помощника прокурора Рязанской области, полагавшую административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ (часть 4 статьи 3).

Решением Совета депутатов муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области от 7 мая 2013 года № 20 утвержден генеральный план территории муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области – р.п.Сараи. Опубликовано в Информационном бюллетене Сараевского городского поселения № 6 от 8 мая 2013 года.

Решением Совета депутатов муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области от 30 декабря 2013 года № 33 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования – Сараевское городское поселение (р.п.Сараи) Сараевского муниципального района Рязанской обалсти. Опубликовано в Информационном бюллетене Сараевского городского поселения № 29 от 30 декабря 2013 года.

В соответствии со статьей 2 закона Рязанской области № 106-ОЗ от 28 декабря 2018 года "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области и органами государственной власти Рязанской области" с 1 января 2019 года полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документов территориального планирования осуществляет Главное Управления архитектуры и градостроительства Рязанской области.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральные планы городских поселений являются документами долгосрочного территориального планировании и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

В силу требований части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Такие же требования установлены частью 4 статьи 30 ГрК РФ, согласно которой на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Судом установлено, что муниципальное образование – Сараевский муниципальный район является правообладателем земельных участков:

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> (собственность);

- с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> (собственность);

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> (постоянное (бессрочное) пользование.

Из Единого государственного реестра недвижимости следует, что данные земельные участки относится к категории земель: земли населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование; земельный участок с кадастровым номером – для строительства и дальнейшей эксплуатации физкультурно-спортивного комплекса.

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельные участки отнесены к следующим территориальным зонам:

- с кадастровым номером к территориальным зонам: «Зона природно-рекреационного назначения (Р-2)», «Зона инженерной инфраструктуры (ИТ-1)», «Зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2)», «Зона социального и коммунально-бытового назначения (ОД-2)»;

- с кадастровым номером к территориальным зонам: «Зона спортивно-рекреационного назначения (Р-3), «Зоне природных территорий (Р-1)», «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», «Зона социального и коммунально-бытового назначения (ОД-2)»;

- с кадастровым номером к территориальным зонам: «Зона природных территорий (Р-1)», «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», «Зона предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства (СХ-2)», «Зона социального и коммунально-бытового назначения (ОД-2)».

С учетом вышеназванных положений, территориальное зонирование указанных земельных участков не отвечает требованиям принадлежности их только к одной территориальной зоне, в связи с чем Правила землепользования и застройки р.п.Сараи приняты в данной части в нарушение действующего законодательства.

Согласно фрагменту функционального зонирования Генерального плана р.п.Сараи земельные участки отнесены к функциональным зонам:

- с кадастровым номером к функциональным зонам: «Зона скверов и парков», «Зона инженерной инфраструктуры», «Зона транспортной инфраструктуры», к общественной зоне;

- с кадастровым номером к функциональным зонам: «Спортивно-рекреационной зоне», «Зон природно-ландшафтных территорий», «Зона предназначенная для ведения личного подсобного хозяйства», к общественной зоне;

- с кадастровым номером к функциональным зонам: «Зона природно-ландшафтных территорий», «Зона инженерной инфраструктуры», «Зона предназначенная для ведения личного подсобного хозяйства», к общественной зоне;

Нахождение земельного участка в нескольких функциональных зонах создает неопределенность его правового режима, поскольку изменение Правил землепользования и застройки в части, указанной истцом, будет противоречить Генеральному плану в части нахождения того же земельного участка в двух функциональных зонах. Данное положение не может отвечать требованиям части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ о соблюдении принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Следовательно, отнесение земельных участков к нескольким функциональным зонам осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса РФ, принципов законодательства о градостроительной деятельности.

На момент принятия Генерального плана действовала «Инструкция о порядке разработки генеральных планов муниципальных образований», утвержденная постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №150.

В силу пункта 11 раздела 3.1.5 данной Инструкции границы зон различного функционального назначения определяются с учетом границ земельных участков и иных границ.

Суд учитывает, что оспариваемые положения не отвечают требованиям названной Инструкции и Градостроительного кодекса РФ об установлении функциональных и территориальных зон с учетом иных границ. В частности, границ объектов капитального строительства, отраженных на представленных в суд извлечениях из карты планируемого размещения объектов и карты градостроительного зонирования, являющихся соответственно приложением к Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативного правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание позиции сторон и заинтересованного лица, признающих заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что генеральный план и Правила землепользования и застройки р.п.Сараи в оспариваемой части противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому административный иск подлежит удовлетворению. Генеральный план и Правила землепользования и застройки р.п.Сараи следует признать не действующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск администрации муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области к Совету депутатов Сараевского городского поселения, Главному управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования и Генерального плана муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в части, удовлетворить.

Признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области от 7 мая 2013 года № 20 «Об утверждении генерального плана территории муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области – р.п.Сараи» в той части, в которой относятся земельные участки:

- с кадастровым номером к функциональным зонам: «Зона скверов и парков», «Зона инженерной инфраструктуры», «Зона транспортной инфраструктуры»;

- с кадастровым номером к функциональным зонам: «Спортивно-рекреационной зоне», «Зон природно-ландшафтных территорий», «Зона предназначенная для ведения личного подсобного хозяйства»;

- с кадастровым номером к функциональным зонам: «Зона природно-ландшафтных территорий», «Зона инженерной инфраструктуры», «Зона предназначенная для ведения личного подсобного хозяйства»,

с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования – Сараевское городское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области от 30 декабря 2013 года № 33 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования – Сараевское городское поселение (р.п.Сараи) Сараевского муниципального района Рязанской области» в той части, в которой относятся земельные участки:

- с кадастровым номером к территориальным зонам: «Зона природно-рекреационного назначения (Р-2)», «Зона инженерной инфраструктуры (ИТ-1)», «Зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2)»;

- с кадастровым номером к территориальным зонам: «Зона спортивно-рекреационного назначения (Р-3), «Зоне природных территорий (Р-1)», «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)»;

- с кадастровым номером к территориальным зонам: «Зона природных территорий (Р-1)», «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», «Зона предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства (СХ-2)»,

с момента вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Рязанский областной суд.

Мотивированное решение суда составлено 28 августа 2020 года.

Судья