ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-456/2022 от 02.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-456/2022

16ОS0000-01-2022-000285-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 2 сентября 2022 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре – помощнике судьи Гребневе П.Г.,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Золина И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, отделу архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующим в части Генерального плана города Лаишево Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района от 3 августа 2011 года № 24, в редакции решения Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района от 16 мая 2022 года № 30,

УСТАНОВИЛ:

решением Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 3 августа 2011 года № 24 утвержден Генерального плана города Лаишево Лаишевского муниципального района. В последующем в Генеральный план города Лаишево решениями Совета города Лаишево от 3 июня 2014 года № 73, от 16 декабря 2014 года № 90, от 15 августа 2018 года № 105, от 14 июня 2019 года № 129 вносились изменения.

Решением Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района от 16 мая 2022 года № 30 Генеральный план города Лаишево Лаишевского муниципального района изложен в новой редакции.

Данное решение опубликовано в газете «Камская новь» от 18 мая 2022 года № 33, а также 16 мая 2022 года вместе с Генеральным планом - на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, Генеральный план города Лаишево размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Генерального плана города Лаишево, утвержденного решением Совета города Лаишево от 3 августа 2011 года № 24, в редакции решения от 16 мая 2022 года № 30, в обоснование требований ссылается на несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части нормам водного, градостроительного законодательства.

По мнению административного истца, отнесение принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 16:24:170401:428 к «зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища» является незаконным. Органами государственной власти Республики Татарстан земельные участки в городе Лаишева в возможную зону затопления (подтопления) не включались. Отсутствует такая информация и в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан. Оспариваемые нормы нарушают права и законные интересы административного истца, так как налагают ограничения при использовании принадлежащего ему земельного участка.

В судебном заседании представители ФИО1 – ФИО2, ФИО3 административный иск поддержали.

Представитель Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района ФИО4 административный иск не признала.

Представитель отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района ФИО5 административному иску возражал.

Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, помимо прочих, утверждение генеральных планов поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городе Лаишево Лаишевского муниципального района является Совет города.

На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ Совет города Лаишево Лаишевского муниципального района был вправе принять нормативный акт об утверждении Генерального плана города Лаишево.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что решением Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района от 1 апреля 2022 года № 27 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план города Лаишево, в соответствии с которыми данный документ градостроительного планирования изложен в новой редакции. Это решение опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 6 апреля 2022 года, а также в газете «Камская новь» от 6 апреля 2022 года № 23. При этом проект новой редакции Генерального плана поселения размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

Оповещение о начале публичных слушаний по проекту новой редакции Генерального плана города Лаишево от 6 апреля 2022 года № 161/исх. опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 8 апреля 2022 года, а также в газете «Камская новь» от 8 апреля 2022 года № 24. В данное оповещение внесены изменения, которые опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 апреля 2022 года, а также в газете «Камская новь» от 20 апреля 2022 года № 27.

Открытые обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены во всех населенных пунктах городского поселения Лаишево 29 апреля 2022 года в указанное в вышеприведенном оповещении время.

Заключение по результатам публичных слушаний от 11 мая 2022 года составлено органами местного самоуправления поселения и доведено до всеобщего сведения путем размещения на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 12 мая 2022 года, информация об этом размещена в газете «Камская новь» от 13 мая 2022 года № 32.

Судом установлено, что проект новой редакции Генерального плана город Лаишево, включая картографический материал, являлся предметом экспозиции. В связи с несогласием с проектом, а также в целях доработки проекта организациями и гражданами были направлены предложения и замечания, связанные с определением правового режима принадлежащих им земельных участков и по другим вопросам.

Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта новой редакции Генерального плана поселения, по мнению суда, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия этого нормативного правового акта.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом города Лаишево Лаишевского муниципального района в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.

Обращаясь к доводам административного истца о неправомерном отнесении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 16:24:170401:428 к «зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища», суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.

В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации осуществляются мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 71 данного Кодекса (часть 1 статьи 671 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 671 Водного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» (далее – Положение) предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Положения).

Из материалов дела усматривается, что в разделе 3.6 тома «Пояснительная записка. Охрана окружающей среды. Материалы по обоснованию проекта генерального плана» оспариваемого нормативного правового акта муниципальный нормотворческий орган констатировал отсутствие установленной зоны затопления и подтопления Куйбышевского водохранилища и, как следствие, отсутствие сведений об этой зоне в Едином государственном реестре недвижимости.

Далее в документе приведено обоснование принятия решения об отображении на картах Генерального плана поселения зоны ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища (по максимальному в половодье уровню вод, с вероятностью превышения на 0,1%, в створе города Лаишево в размере 55,8 метров, согласно Основным правилам использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища, утвержденных приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11 ноября 1983 года № 596). По мнению органа, принявшего нормативный правовой акт, указанное необходимо для предотвращения застройки территории, потенциально подверженных к затоплению, подтоплению и, как следствие, предотвращения причинения гражданам ущерба.

При системном толковании вышеприведенных нормативных положений Генерального плана поселения и воспроизведения в данном документе содержания установленного Водным кодексом Российской Федерации, Положением и СП 104.13330.2012 СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» регламента использования земельных участков в зоне затопления и подтопления, суд полагает указанные сведения носящими информационно-справочный характер, на чем настаивали и представители административных ответчиков при рассмотрении настоящего административного дела.

При этом суд отмечет, что Генеральный план города Лаишево не содержит регламента использования земельных участков, находящихся в зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища, не описывает и не устанавливает какие-либо ограничения или запреты.

Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о нарушении прав ФИО1 отображением на картах Генерального плана границ зоны ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища, которые носят информационно-справочный характер. Более того, само по себе отображение зон с особыми условиями использования территории на картах Генерального плана как документа территориального планирования не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, так как правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Генерального плана города Лаишево в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, отделу архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующим в части Генерального плана города Лаишево Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района от 3 августа 2011 года № 24, в редакции решения Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района от 16 мая 2022 года № 30, отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете «Камская Новь», а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 12 сентября 2022 года.

Судья Э.С. Каминский

Решение11.09.2022