ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-45/2021 от 24.06.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-45/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Павловой А.Ю., Громовой О.А.

с участием прокурора Жигаловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> к министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области о признании не действующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 27.12.2018 № 2176 «О лесохозяйственном регламенте Новосибирского лесничества Новосибирской области» и утвержденного им лесохозяйственного регламента Новосибирского лесничества Новосибирской области в части установления категории защиты «лесопарковая зона» для 64 квартала Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества в таблице 3 пункта 1.1.3 раздела 1.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защиты лесов»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением и просило признать не действующим приказ министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 27.12.2018 № 2176 «О лесохозяйственном регламенте Новосибирского лесничества Новосибирской области» и утвержденный им лесохозяйственный регламент Новосибирского лесничества Новосибирской области в части установления категории защиты «лесопарковая зона» для 64 квартала Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества в таблице 3 пункта 1.1.3 раздела 1.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защиты лесов».

В обоснование требований указано, что Общество арендует лесной участок на территории Новосибирского лесничества Новосибирской области по договору аренды ДД.ММ.ГГГГ Арендуемый лесной участок, площадью 12.5 га, расположен в квартале (выделы № 1-4) Новосибирского лесничества Новосибирского лесохозяйственного участка с кадастровым номером- . Договор аренды заключен на срок до 23.08.2055 года, вид использования по договору аренды: рекреационная деятельность.

Для осуществления рекреационной деятельности на соответствующем лесном участке Общество представило на утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области проект освоения лесов и получило положительное заключение, утвержденное приказом от 18.06.2018 № 651.

Однако в связи с принятием лесохозяйственного регламента (приказ министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области 27.12.2018 № 2176), установившего порядок использования лесов в период с 2018 по 2029 годы, административный истец был вынужден разработать новый проект освоения лесов и представить его на государственную экспертизу.

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области утвердило (приказ № 199 от 13.02.2019) отрицательную государственную экспертизу на новый проект освоения лесов.

В замечаниях отрицательной государственной экспертизы указано, что лесной участок (выделы 1-4 квартала Новосибирского лесничества Новосибирского лесохозяйственного участка), находится в лесопарковой зоне согласно распределению лесов по категориям защитных лесов, утвержденных лесохозяйственном регламенте - глава 1, раздел 1.1.3 таблица 3.

Таким образом, положения лесохозяйственного регламента были напрямую применены к административному истцу при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесного участка.

Отнесение лесного участка в категории лесопарковых зон не позволяет Обществу использовать его для рекреационной деятельности в том объеме, который разрешался по данному участку при заключении договора аренды (относился к зеленой зоне).

Оспариваемый лесохозяйственный регламент не соответствует статье 8.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», так как не проведена процедура преобразования лесопарковых частей зеленых зон на территории Новосибирского лесничества Новосибирской области.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> Р.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области <данные изъяты> С.Г., требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.2 л.д.1-3, 37-41, 76-81), полагает, что отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого в части нормативного правового акта не действующим.

Представитель заинтересованного лица Правительства Новосибирской области <данные изъяты> С.Н., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.2 л.д. 101-106).

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 60 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.

В соответствии с частью 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий, в сфере лесных отношений, в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий.

Министерство осуществляет отдельные переданные Российской Федерацией полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений, экологической экспертизы, лесных отношений, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира (Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области, утвержденное постановлением Правительства Новосибирской области от 03.10.2017 N 383-п "О министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области").

В силу подпункта 103 пункта 8 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области в установленной сфере деятельности министерство исполняет следующие полномочия: осуществляет разработку лесного плана Новосибирской области, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.09.2017 N 169 "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Новосибирской области" переименован департамент лесного хозяйства Новосибирской области в министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области и реорганизованы путем присоединения к нему департамент по охране животного мира Новосибирской области и департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области является правопреемником департамента лесного хозяйства Новосибирской области, департамента по охране животного мира Новосибирской области, департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.

Порядок разработки лесохозяйственных регламентов определен приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее - Порядок № 72).

Согласно пункту 10 Порядка № 72 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта), разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Основанием для разработки лесохозяйственного регламента Новосибирского лесничества на период 2019-2028 гг. являлся государственный контракт № 5 от 04.03.2018, заключенный министерством и ООО НПО «Экологическая безопасность», как исполнителем работ.

В соответствии с пунктом 13 Порядка №72 органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии.

В предложениях заинтересованных лиц излагается суть и краткое обоснование предложений, а также могут прикладываться в электронном виде либо на бумажных носителях обосновывающие материалы, в том числе схемы и графические материалы, отображающие предложения заинтересованных лиц. Представленные материалы возврату не подлежат. По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.

Для рассмотрения, оценки качества лесохозяйственного регламента, анализа поступивших замечаний и предложений органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе создавать комиссии, привлекать независимых экспертов (пункт 14 Порядка № 72).

В соответствие с пунктом 15 Порядка №72 органы государственной власти и органы местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента или внесенных в него изменений размещают их на своем официальном сайте.

Проект лесохозяйственного регламента Новосибирского лесничества Новосибирской области (на период 2019 - 2028 гг.) был размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.08.2018 на странице https:// mpr.nso.ru/page/521 ?archive= 1 &page=l0 (т.2 л.д.82-83). Ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента закончено 14.09.2018. После доработки в соответствии с полученными от заинтересованных лиц замечаниями и предложениями лесохозяйственный регламент Новосибирского лесничества был утвержден приказом министерства от 27.12.2018 № 2176 «О лесохозяйственном регламенте Новосибирского лесничества Новосибирской области» (далее по тексту приказ № 2176).

Лесохозяйственный регламент Новосибирского лесничества, утвержденный приказом № 2176, опубликован на сайте министерства (mpr.nso.ru) на странице https://mpr.nso.ru/page/654 (т.2 л.д.84-85).

С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что приказ № 2176 принят уполномоченным органом исполнительной власти Новосибирской области, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие.

Проверяя законность оспариваемого в части нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П, Определение от 27 июня 2000 года N 92-О). По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 238-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Аятское" на нарушение конституционных прав и свобод частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2007 года, леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации одной из категорий защитных лесов являются леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.

Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся:

леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды);

леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).

Таким образом, лесопарковые зоны являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, изымаются из хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования.

Статьей 8.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1007 утверждено положение «Об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» (действовало в период принятия оспариваемого лесохозяйственного регламента).

Пунктом 5 указанного постановления предусматривалось, что границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта на законодательном уровне было определено, что лесопарковые части зеленых зон и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

Позиция административного истца о том, что лесохозяйственный регламент в оспариваемой части противоречит статье 8.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", так как органом исполнительной власти Новосибирской области не принято решение о преобразовании лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон в Новосибирском лесничестве в лесопарковые зоны и зеленые зоны, что не позволяло административному ответчику принять в оспариваемой части лесохозяйственный регламент, основана на ошибочном понимании и толковании нормы права.

Исходя из буквального и смыслового толкования вышеуказанной нормы, в системе взаимосвязанных норм действующего законодательства, следует, что поскольку Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2007г., ввел понятия «лесопарковые зоны» и «зеленые зоны», лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, преобразовываются соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны. Иными словами, употребляя термин «подлежат преобразованию» законодатель имел в виду, что поскольку новый Лесной кодекс Российской Федерации не содержит понятия «лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон», то они изменяют свое название на лесопарковые зоны и зеленые зоны соответственно. Вопреки позиции административного истца, данная норма не упоминает о какой-либо специальной процедуре «преобразования».

При этом ни в административном исковом заявлении, ни при даче объяснений в судебном заседании, представитель административного истца не указал и не смог обосновать, кем, в каком порядке и какое «решение о преобразовании» должно было быть принято и что у административного ответчика отсутствовала возможность принятия оспариваемого в части лесохозяйственного регламента без «решения о преобразовании».

В силу части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 11 Порядка № 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, в Новосибирском лесничестве лесопарковые зоны были выделены вокруг города Новосибирска распоряжением СНК СССР от 28.12.1943 № 24464-р «О перераспределении лесов местного значения в Новосибирской области».

Решением Новосибирского облисполкома от 30.10.1967 № 590 «О выделении лесопарковой части в лесах зеленой зоны городов Новосибирска, Бердска и Искитима» все леса лесничества в радиусе 30 км от города Новосибирска отнесены к лесопарковым зонам. Согласно указанному акту была выделена из лесов зеленой зоны Новосибирского лесхоза лесопарковая часть, в которую вошли все кварталы Новосибирского лесничества (в том числе весь квартал 64).

Таким образом, арендуемый Обществом лесной участок, площадью 12.5 га, расположенный в квартале (выделы № 1-4) Новосибирского лесничества Новосибирского лесохозяйственного участка с 1967г. относился к лесопарковой части зеленой зоны.

В соответствии с пунктом 4 Приказа № 72 в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон Лесным кодексом РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (статья 82).

К полномочиям Правительства Новосибирской области в сфере лесных отношений относятся определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 5.1 статьи 3 Закона Новосибирской области от 11.06.2008 N 238-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере лесных отношений").

При принятии лесохозяйственного регламента министерством функциональные зоны не устанавливались, в виду отсутствия соответствующих полномочий, они были только отображены по имеющимся материалам.

Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований.

Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

По материалам лесоустройства Новосибирского лесничества 2002 года (более позднее лесоустройство в Новосибирском лесничестве не проводилось) квартал по категории защитности, исходя из таксационного описания, отнесен к лесопарковой части зеленых зон (т.2 л.д.4-9).

Общество является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка от , заключенного с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.

По условиям договора Обществу предоставлен в пользование с целью осуществления рекреационной деятельности лесной участок площадью 12,5 га, расположенный на землях лесного фонда Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества: квартал (выделы № 1-4). Кадастровый номер участка: , ранее - (т.1 л.д.16-19).

Договор был заключен в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации от в связи вступлением в силу с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации (т.2л.д. 87-92).

В разделе 3 договора от 23.08.2006 № 10/01-06 указана категория защитности передаваемого в аренду участка лесного фонда -лесопарковая часть зеленой зоны.

Согласно строке 9 описания участка лесного фонда, передаваемого в аренду, к договору , утвержденного руководителем Агентства лесного хозяйства по Новосибирской области, категория защитности участка лесного фонда - лесопарковая часть зеленой зоны.

В соответствии с пунктом 7 плана лесного участка от 2008г., предоставленного Обществом в связи с переоформлением договора , лесной участок расположен в защитных лесах, лесопарковая часть зеленой зоны города Новосибирска (т.1 л.д. 88-93 ).

Сведения о том, что все леса Новосибирского лесничества относятся к лесопарковой зоне отражены в лесохозяйственном регламенте Новосибирского лесничества, утвержденном приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30.12.2008 № 811, и материалах лесоустройства Новосибирского лесничества 2002 года, на основании которых разработан лесохозяйственный регламент 2008 года.

Таким образом, на момент заключения договора аренды лесной участок полностью находился в лесопарковой зоне, что подтверждается материалами лесоустройства 2002 года, лесохозяйственным регламентом Новосибирского лесничества, утвержденным приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30.12.2008 № 811, данными государственного лесного реестра, планом лесного участка 2008 года.

С учетом вышеизложенного, доводы административного истца о нарушении права как арендатора лесного участка, отнесенного лесохозяйственным регламентом к лесопарковой зоне, признаются судом несостоятельными.

Не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела и не могут быть приняты судом доводы административного истца о невозможности определения зоны, в которой находится арендуемый участок.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено ведение государственного лесного реестра.

Согласно частям 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация:

о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;

об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;

о лесных участках и об их границах;

о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;

о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

В соответствии с частями 3 и 6 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа), и может быть предоставлена по запросу заинтересованного лица в форме выписки из государственного лесного реестра.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, относится к отдельным полномочиям в сфере лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Новосибирской области в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Закона Новосибирской области от 11.06.2008 № 238-О3 «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере лесных отношений», подпунктом 106 пункта 8 положения о министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 03.10.2017 № 383-п «О министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области», соответствующее полномочие по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Новосибирской области, реализует министерство.

Из изложенного следует, что получить информацию об арендуемом лесном участке, о категории защитности лесов, Общество может путем запроса информации из государственного лесного реестра в форме выписки из него.

Административным ответчиком в материалы административного дела представлена выписка из реестра и карта-схема (т.2 л.д.62-63), из которых очевидно усматривается какая часть лесного участка находится в зеленой зоне.

Ссылка административного истца на нахождение лесного участка в двух функциональных зонах, также, по мнению суда, является необоснованной, так как действующее законодательство в области лесных правоотношений не запрещает этого. Кроме того, как было уже отмечено ранее, принимая лесохозяйственный регламент, министерство не устанавливало и не изменяло функциональные зоны в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.

Как было указано представителем Правительства Новосибирской области, во исполнение представления прокурора Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры Новосибирской области от 26.04.2018г. (т.2 л.д.111-114), в связи с расположением линейного объекта на границе арендуемого лесного участка, для его эксплуатации, эта часть лесопарковой зоны была изменена на зеленую зону.

Также административным истцом не представлено доказательств нарушения конкретных прав и законных интересов, либо угрозы подобного нарушения в части нахождения лесного участка в лесопарковой зоне и зеленой зоне. При этом согласно пункту 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Сам по себе факт выдачи положительного и отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов также не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела, так как не относится к юридически значимым обстоятельствам исходя из предмета заявленного иска.

Более того, как пояснили стороны, законность приказа от 08 февраля 2019г, которым утверждено заключение № 19 (отрицательное), являлась предметом проверки арбитражным судом.

Позиция административного истца о фактическом нахождении его земельного участка в зеленой зоне не нашла своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела.

Доводы административного истца о невозможности использования лесного участка в соответствии с договором аренды правового значения не имеют и не могут быть проверены и оценены судом в рамках настоящего административного спора, рассматриваемого по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что для лесопарковой зоны законодательно установлены ограничения по использованию участков. Однако полностью хозяйственная деятельность не запрещена, поэтому арендованный лесной участок может быть использован Обществом по назначению и для целей, указанных в договоре аренды.

Пункт 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязывает административного истца указать наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд российской Федерации, предусматривая возможность оспаривания нормативного правового акта лицами, которые, будучи субъектами регулируемых данным актом отношений, полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (статья 208), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая субсидиарный характер данного способа защиты прав и свобод граждан, установил специальные требования к соответствующему административному исковому заявлению (статья 209). Одним из таких требований является необходимость указания в административном исковом заявлении наименования и отдельных положений нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части (пункт 6 части 2 статьи 209). Данное предписание во взаимосвязи с частью 8 статьи 213 указанного Кодекса предполагает возможность проверки нормативных правовых актов на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, как по содержанию, так и по порядку их принятия при обязательном указании на соответствующие положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу.

Административным истцом указано на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта только статье 8.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Иного нормативного правого акта, большей юридической силы, на соответствие которого необходимо суду проверить оспариваемый в части нормативный правовой акт, Обществом не заявлено.

По мнению суда, в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и являются необоснованными доводы административного истца относительно несоответствия оспариваемого приказа № 2176 и утвержденного им лесохозяйственного регламента правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Предположения административного истца о нарушении оспариваемым актом его прав и законных интересов как арендатора земельного участка не нашли своего подтверждения.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая то, что оспариваемый нормативный правовой акт требованиям действующего законодательства соответствует, права и законные интересы административного истца не нарушает, в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Разуваева А.Л.

Мотивированное решение изготовлено 2 июля 2021 г.