ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-461/19 от 14.06.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре судебного заседания Хромовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-461/2019 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к региональному отделению Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! о ликвидации регионального отделения и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) обратилось в Тульский областной суд с иском к региональному отделению Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! (далее - Отделение) о ликвидации и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что административный ответчик при осуществлении своей деятельности допустил нарушение статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», поскольку своевременно не представил информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в Отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах; сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

В связи с указанным нарушением в адрес Отделения Управлением было вынесено письменное предупреждение от 21.06.2018 года № <...>, которое в установленном законом порядке не обжаловано и не отменено.

В установленный в предупреждении срок нарушения законодательства Региональным отделением устранены не были, что и явилось основанием для обращения Управления с административным иском в суд.

Решением Тульского областного суда от 20.12.2018 года, вступившим в законную силу 26.01.2019 года, деятельность регионального отделения в Тульской области Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! была приостановлена на один месяц.

До настоящего времени нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности Отделения, не устранены, что и явилось основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Со ссылкой на положения подпункта «б» пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» административный истец просил суд ликвидировать региональное отделение в Тульской области Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Тетеря Е.С. не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области представителя в суд не направил, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещался своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Суд признает надлежащим извещением административного ответчика о времени и месте судебного разбирательства по делу, исходя из следующих обстоятельств.

Извещение о дате и месте слушания было размещено на официальных сайтах суда и Управления министерства юстиции РФ по Тульской области (23.05.2019 года), а также направлено судом заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, при этом не получено административным ответчиком.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 39).

Таким образом, суд полагает, что административный ответчик извещены о времени и месте судебного разбирательства по делу своевременно и надлежащим образом, при этом доказательств уважительности неявки суду не представил.

Представитель заинтересованного лица Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, возражений по существу административного иска не представил.

Суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 263 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Исследовав представленные в материалы административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

На основании статьи 7 вышеназванного Закона одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

Указанный Федеральный закон в числе прочего устанавливает ответственность общественного объединения за нарушение законодательства Российской Федерации, одной из мер которой является его ликвидация по решению суда (часть первая статьи 26).

Статьей 12.2 указанного Закона определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.

Таким федеральным законом является Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Под региональным отделением политической партии в указанном Федеральном законе (пункт 3 статьи 3) понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Согласно пунктам 5 и 30.10 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом в данном случае является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, поскольку, в силу предоставленных ему полномочий на территории Тульской области оно осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 456 утвержден Административный регламент исполнения министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской федерации.

Указанным регламентом (пп.2 п. 3) предусмотрено, что предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является в числе прочих соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, указанный орган должен вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

В силу пункта 78 Регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимается, среди прочих такая мера, как направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации.

Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций, объединения или средства массовой информации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

Проверяя наличие оснований к ликвидации юридического лица, суд исходит из следующего.

В силу части 3 статьи 40 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Подпунктом «б» пункта 3 статьи 42 указанного закона установлено, что ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от 11 июля 2012 года произведена государственная регистрация некоммерческой организации регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области, в подтверждение чего выдано свидетельство от <...> о государственной регистрации Отделения.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области 21 июня 2018 года (исх. № <...>) региональному отделению в Тульской области Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! вынесено предупреждение об устранении нарушений статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в связи с тем, что Отделение своевременно не представило информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в Отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах; сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Неисполнение указанного предупреждения в установленный в нем срок послужило основанием для обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в суд с требованием к региональному отделению в Тульской области Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! о приостановлении его деятельности.

Решением Тульского областного суда от 20 декабря 2018 года административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к региональному отделению в Тульской области Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! о приостановлении деятельности указанной организации были удовлетворены и его деятельность приостановлена на один месяц.

Указанное решение суда региональным отделением в Тульской области Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! не обжаловалось, вступило в законную силу 26 января 2019 года.

В ходе рассмотрения данного дела по существу административным ответчиком региональным отделением в Тульской области Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! доказательств того, что нарушения, послужившие основанием для приостановления его деятельности, в установленный решением суда срок устранены, в суд не представлено.

Вместе с тем, пункт 5 статьи 42 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускает ликвидацию регионального отделения политической партии по решению суда со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации и до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Постановлениемостановлением Тульской областной Думы от 30 мая 2019 г. № 64/1988 «О назначении выборов депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва» назначены выборы депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва на 8 сентября 2019 года. Вышеуказанное постановление официально опубликовано в сетевом издании «Вестник Тульской областной Думы» и газете «Тульские известия» 04 июня 2019 года и вступило в силу со дня его принятия.

Пунктом 9 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ и данным Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы. На выборах в федеральные органы государственной власти в указанный список включаются политические партии, имеющие право в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ принимать участие в выборах.

Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в настоящее время включена в список политических партий, имеющих право участвовать в выборах.

В соответствии с положениями статьи 12 Закона Тульской области от 01.04.2013 года № 1893-ЗТО (ред. от 26.04.2019) «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы» выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется после опубликования решения о назначении выборов, но не ранее чем за 75 и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (период выдвижения).

Исходя из названных законоположений о запрете ликвидации регионального отделения политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации и до дня официального опубликования результатов указанных выборов и с учетом установленных обстоятельств административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области о ликвидации Отделения в связи с неустранением последним нарушений законодательства Российской Федерации в установленный срок (подпункт б пункта 3 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях») удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264, 265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к региональному отделению Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! о ликвидации регионального отделения и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий