ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-464/2022 от 02.06.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2022-000249-37

Дело № 3А-464/2022

011а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 июня 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя Законодательного Собрания Красноярского края ФИО1, представителя Губернатора Красноярского края ФИО2, прокурора Дмитриева И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-464/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» о признании не действующими Приложение № 1 к Закону Красноярского края от 06 июля 2006 года № 19-4986 «Об установлении границ муниципального образования город Красноярск», Приложение № 1 к Закону Красноярского края от 19 ноября 2020 года № 10-4407 «О внесении изменений в Закон края «Об установлении границ муниципального образования город Красноярск» в части включения земельного участка с кадастровым номером в границы муниципального образования город Красноярск,

У С Т А Н О В И Л:

06 июля 2006 года Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края № 19-4986 «Об установлении границ муниципального образования город Красноярск» (далее - Закон края от 06 июля 2006 года № 19-4986), который 14 июля 2006 года был подписан Губернатором Красноярского края и опубликован 31 июля 2006 года в издании «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края» № 31 (124).

Приложением № 1 к Закону края от 06 июля 2006 года № 19-4986 является картографическое описание (план) границ муниципального образования город Красноярск.

В соответствии со статьей 2 Закона края от 06 июля 2006 года № 19-4986, данный Закон вступил в силу с 01 января 2007 года.

Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года № 10-4407 «О внесении изменений в Закон края «Об установлении границ муниципального образования город Красноярск» (далее – Закон края от 19 ноября 2020 года № 10-4407) в Закон края от 06 июля 2006 года № 19-4986 внесены изменения, в соответствии с которыми установлены координаты характерных точек границ муниципального образования город Красноярск (приложение 1), закреплено текстовое описание местоположения границ муниципального образования город Красноярск (приложение 2) и графическое отображение местоположения границ муниципального образования город Красноярск (приложение 3).

7 декабря 2020 года Закон края от 19 ноября 2020 года № 10-4407 был подписан Губернатором Красноярского края и 8 декабря 2020 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.

В соответствии со статьей 2 Закона края от 19 ноября 2020 года № 10-4407, данный Закон вступил в силу через 10 дней со дня официального опубликования.

Общество с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» (далее – ООО «Вторичные ресурсы Красноярск») обратилось с административным иском о признании не действующими Приложение № 1 к Закону края от 06 июля 2006 года № 19-4986, Приложение № 1 к Закону края от 19 ноября 2020 года № 10-4407 в части включения земельного участка с кадастровым номером в границы муниципального образования город Красноярск.

Требования мотивированы тем, что с 2020 года ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» является арендатором земельного участка с кадастровым номером общей площадью 313626 кв.м, находящегося в районе старого Енисейского тракта и действующего карьера АО «Керамос» у поселка Бадалык Советского района, который используется для захоронения отходов III-IV класса опасности с последующей рекультивацией. Ранее данный земельный участок на основании Распоряжения администрации города Красноярска от 13 июля 2012 года № 3527-недв был предоставлен для вышеуказанного использования на 10 лет ООО «Экоресурс», с которым 14 сентября 2019 года департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска заключил договор аренды. Названный земельный участок с 1996 года (до присвоения ему кадастрового номера ) используется для захоронения отходов III-IV класса опасности в целях заполнения промышленными отходами отработанного карьера с последующей рекультивацией. Оспариваемыми нормативными правовыми актами земельный участок, имеющий вид разрешенного использования «для захоронения отходов и последующей рекультивации» и внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, включен в границы муниципального образования город Красноярск, что, по мнению административного истца, противоречит статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой в границах населенных пунктов запрещается захоронение отходов. Оспариваемыми нормативными актами нарушаются права административного истца, поскольку департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска предъявил в Арбитражный суд Красноярского края иск к ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о расторжении договора аренды и возврате земельного участка, указав в обоснование иска на то, что земельный участок находится в границах населенного пункта город Красноярск.

В судебном заседании 26 мая 2022 года представитель административного истца ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» ФИО3, действующая на основании доверенности, настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Законодательного Собрания Красноярского края ФИО1, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Законодательного Собрания Красноярского края, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу, не противоречат законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Представитель Губернатора Красноярского края ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по аналогичным основаниям, дополнительно указав, что права административного истца не подлежат защите, поскольку им осуществляется деятельность, запрещенная законом.

В своем заключении прокурор - прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам.

На основании подпункта 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов определения границ муниципальных образований в установленном порядке.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ определено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Устава Красноярского края от 29 февраля 1996 года № 8-252 (далее – Устав от 29 февраля 1996 года № 8-252), действующего на момент принятия оспариваемого Закона в первоначальной редакции, Законодательное Собрание Красноярского края являлось постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 58 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777, вступившего в силу с 24 июня 2008 года (далее – Устав от 05 июня 2008 года № 5-1777), Законодательное Собрание Красноярского края является органом законодательной власти Красноярского края.

Согласно подпункту «м» пункта 1 статьи 29 Устава от 29 февраля 1996 года № 8-252, пункту «м» статьи 61 Устава от 05 июня 2008 года № 5-1777, посредством законов края, принимаемых Законодательным Собранием Красноярского края, осуществляется правовое регулирование местного самоуправления в крае в соответствии с федеральным законодательством.

Закон края от 06 июля 2006 года № 19-4989 и последующие внесенные в него изменения, были приняты Законодательным Собранием Красноярского края, подписаны Губернатором Красноярского края, официально опубликованы и вступили в силу в соответствии с положениями действующих в период их принятия Устава от 29 февраля 1996 года № 8-252, Устава от 05 июня 2008 года № 5-1777, Закона Красноярского края от 20 декабря 2002 года № 5-773 «О порядке опубликования и вступления в силу законов края и других актов, принятых высшими органами государственной власти Красноярского края», Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края», Уставного законом Красноярского края 29 января 2009 года № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края», Закона Красноярского края от 30 сентября 2002 года № 4-535 «Регламент Законодательного Собрания Красноярского края», Регламента Законодательного Собрания Красноярского края, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 19 февраля 2009 года № 8-2963П.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Из содержания административного искового заявления и заявленных требований следует, что административный истец, по сути, оспаривает соответствующие положения Закона края от 06 июля 2006 года № 19-4986 в редакции Закона края от 19 ноября 2020 года № 10-4407.

Судом установлено, что на основании договора переуступки прав и обязанностей арендатора № 01 от 13 апреля 2020 года ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» является арендатором земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) общей площадью 313626 кв.м, имеющего вид разрешенного использования «размещение полигона по приемке и захоронению отходов с последующей рекультивацией земель», категорию земель «земли населенных пунктов» и находящегося в районе старого Енисейского тракта и действующего карьера АО «Керамос» у поселка Бадалык Советского района.

Ранее данный земельный участок на основании Распоряжения администрации города Красноярска от 13 июля 2012 года № 3527-недв был предоставлен по договору аренды от 14 сентября 2012 года департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в аренду ООО «Экоресурс» на 10 лет для захоронения отходов III-IV класса опасности с последующей рекультивацией.

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23 марта 2008 года.

На основании пункта 5 статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в настоящее время) установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из положений частей 2 и 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что границы населенных пунктов устанавливаются и изменяются в составе карты границ населенных пунктов, являющейся неотъемлемой частью генерального плана поселения, городского округа.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Закона края от 19 ноября 2020 года № 10-4407) также предусматривалось, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Как указывалось выше, статьей 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного Федерального закона.

Из анализа положений статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ следует, что границы муниципального образования могут не совпадать с границами населенных пунктов.

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 года № 13-3148 «О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа» муниципальное образование город Красноярск, в состав которого входят городской населенный пункт город Красноярск и сельский населенный пункт деревня Песчанка, наделено статусом городского округа.

В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4763 «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края» административная граница краевого города совпадает с границами городского округа (пункт 1).

Между тем, само по себе то обстоятельство, что граница муниципального образования город Красноярск совпадает с границами входящих в состав данного муниципального образования населенных пунктов, не означает, что оспариваемые Законы края от 06 июля 2006 года № 19-4989, от 19 ноября 2020 года № 10-4407, устанавливая границы названного муниципального образования, тем самым урегулировали вопрос об установлении границ входящих в его состав населенных пунктов.

Законами края от 06 июля 2006 года № 19-4989, от 19 ноября 2020 года № 10-4407 не устанавливались границы населенных пунктов город Красноярск и сельский населенный пункт деревня Песчанка, а установлены границы муниципального образования город Красноярск, в состав которого входят названные населенные пункты, т.е. определены пределы осуществления муниципальной власти.

Поскольку Законы края от 06 июля 2006 года № 19-4989, от 19 ноября 2020 года № 10-4407 не регулируют правоотношения по установлению границ населенных пунктов, а также вопросы размещения отходов, они не могут противоречить пункту 5 статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, а также нарушать права административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку Законы края от 06 июля 2006 года № 19-4989, от 19 ноября 2020 года № 10-4407 в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушают, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» о признании не действующими Приложение № 1 к Закону Красноярского края от 06 июля 2006 года № 19-4986 «Об установлении границ муниципального образования город Красноярск», Приложение № 1 к Закону Красноярского края от 19 ноября 2020 года № 10-4407 «О внесении изменений в Закон края «Об установлении границ муниципального образования город Красноярск» в части включения земельного участка с кадастровым номером в границы муниципального образования город Красноярск – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 10 июня 2022 года