ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-469/18 от 27.09.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело № 3а-469/2018

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Курниковой А.В.,

при секретаре Поклонском Р.С.,

рассмотрев 27 сентября 2018 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в суд с иском о приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области сроком на 1 месяц. В обоснование указано, что региональное отделение политической партии в нарушение положений пункта 5 статьи 27 Федерального закона РФ от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ, Федеральный закон о политических партиях), несмотря на письменное предупреждение, не исполнило обязанность по предоставлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области комплекта документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

В судебном заседании представитель административного истца Бойко Е.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что региональное отделение практически не осуществляет свою деятельность, связаться с руководителем отделения не представилось возможным.

Представитель избирательной комиссии Волгоградской области Левкина Г.М. поддержала заявленные требования. Отметила, что допущенное нарушение до настоящего времени не устранено. Пояснила, что проходившая на территории области избирательная компания не касалась выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» Зорин А.С. в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что дисквалификация Попова А.Г. не может быть применена в отношении должности секретаря регионального отделения, в связи с чем отсутствует нарушение пункта 5 статьи 27 Федерального закона РФ от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях». Считает, что к моменту вступления решения суда в законную силу отпадут основания для приостановления деятельности регионального отделения. По мнению представителя, приостановление деятельности регионального отделения не отвечает критерию соразмерности вмешательства государства в деятельность политической партии в демократическом обществе.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о причинах неявки суд не известил.

В дополнение к направленным административному ответчику почтовой связью сообщениям о возбуждении административного дела и подготовке его к рассмотрению, дате и месте судебного разбирательства, которые возвращены в связи с истечением срока хранения, последний извещен телефонограммой, а также путем заблаговременного размещения информации на сайте административного истца в порядке части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации суд расценивает как надлежащее извещение участвующих в деле лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению. При таких обстоятельствах, с учетом мнения явившихся представителей участников судопроизводства, полагавших возможным рассмотрение дела по существу, суд находит дело подлежащим рассмотрению по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения, согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 27 названного федерального закона, обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства.

С административным исковым заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии вправе обратиться соответствующие территориальные органы Минюста России (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64).

Согласно положений части 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся в числе иных данных сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт «л»).

Как следует из материалов дела, в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 6 июля 2012 года внесены сведения о создании Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области. В качестве лица, уполномоченного действовать без доверенности от имени юридического лица, указан секретарь Совета регионального отделения Попов А.Г.

Согласно пункту 6.3 Устава региональные отделения партии подлежат государственной регистрации и приобретают статус юридического лица с момента регистрации.

Согласно пунктам 8.3, 8.3.6 Устава коллегиальным руководящим органом регионального отделения является Совет, который осуществляет права юридического лица от имени регионального отделения. Руководство Советом осуществляет Секретарь Совета регионального отделения.

Судом установлено, что Попов А.Г., являющийся также генеральным директором <.......> постановлениями мирового судьи судебного участка № 76 Волгоградской области от 5 и 15 февраля 2018 года признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев.

Согласно сообщения ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда от 16 мая 2018 года в отношении физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан», Попова А.Г. внесена запись о дисквалификации на основании указанных выше вступивших в законную силу постановлений, срок дисквалификации 7 апреля -7 октября 2018 года, 4 апреля – 4 октября 2018 года. Указанный факт подтверждается также выписками из ЕГРЮЛ.

Как следует из части 1 статьи 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности.

В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области установило, что в ЕГРЮЛ в качестве физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан», значится Попов А.Г.

Учитывая, что региональное отделение партии не представило административному истцу в установленный частью 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ срок комплект документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи с выявленным нарушением административным истцом в адрес Регионального отделения политической партии выносилось письменное предупреждение от 28 мая 2018 года с установлением срока для устранения нарушения до 30 июля 2018 года, которое направлено по адресу регистрации и не получено адресатом, возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (л.д. 23-24).

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Таким образом, предупреждение считается доставленным региональному отделению Партии.

По состоянию на момент рассмотрения дела суду не представлено сведений об устранении административным ответчиком указанного выше нарушения, оспаривании предупреждения либо действий налогового органа по внесению соответствующих сведений в реестр.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона "О политических партиях" в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением суда на основании заявления соответствующего территориального органа.

При данных обстоятельствах суд полагает требования административного истца о приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области сроком на один месяц обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к их числу также относятся лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.

Доводы представителя административного истца о том, что назначение в отношении Попова А.Г. как генерального директора ООО «Холтес», ООО «Холтесгрупп» наказания в виде дисквалификации не распространяется на занимаемую им должность секретаря регионального отделения политической партии, основаны на неверном толковании норм права. Также, по мнению суда, не имеет правового значения окончание срока дисквалификации Попова А.Г. 7 октября 2018 года, т.е. после принятия решения по существу спора.

Руководствуясь статьями 175-180, 264-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области (ИНН <.......>, ОГРН <.......>) сроком на 1 месяц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волгоградский областной суд.

Судья А.В. Курникова

Справка: полный текст решения изготовлен в 18 часов 27 сентября 2018 года.