ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-474/20 от 29.07.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а-474/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2020 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе

председательствующего судьи Бугаевой Е.М.,

при секретаре Мухиной А.В.,

с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО3, представителя государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агабекян ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованные лица: администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Госкадастроценка» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

ФИО1 обратилась в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения исковых требований просила устранить кадастровые ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2560 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 9945 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 6005 кв.м, установив кадастровую стоимость земельных участков исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения.

Требования мотивированы тем, что указанные земельные участки принадлежали административному истцу на праве собственности. Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по заявлению ФИО1 данные земельные участки были переведены из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земельного социального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения. При этом в постановлении органа местного самоуправления отсутствовало указание на изменение вида разрешенного использования.

На основании указанного постановления и заявления ФИО1 от 14 июня 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее – Управление Росреестра) в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесении сведения об изменении в отношении спорных земельных участков в части изменения категории земель, однако вид разрешенного использования остался прежним. Таким образом, в ЕГРН в отношении земельных участков содержатся сведения о кадастровой стоимости, определенной исходя из удельного показателя для вида разрешенного использования: «для размещения объектов дорожного сервиса». Вместе с тем указанный вид разрешенного использования не соответствует установленной категории земель, в результате примененного удельного показателя кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения оказалась значительно завышенной, что нарушило право административного истца на уплату налоговых обязательств в обоснованном размере.

В отзыве на административное исковое заявление Управление Росреестра указывает на то, что в порядке межведомственного взаимодействия сведения об изменении вида разрешенного использования в орган государственной регистрации и кадастра и картографии из органов местного самоуправления не поступали.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Саратовской области в письменных пояснениях по делу указывает на то, что по заявлению ФИО1 о в ЕГРН внесены сведения об изменении категории земель с земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земельного социального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения кадастровая стоимость не определялась, поскольку сведения об изменении вида разрешенного использования отсутствовали.

В судебном заседании административный истец и ее представитель поддержали заявленные требования по указанным основаниям, представители административных ответчиков возражали против удовлетворения требований административных исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно статьям 388 - 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных законом.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2012 года № 872-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Саратовской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Саратовской области по состоянию на 24 июля 2012 года.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1184-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области» утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области по состоянию на 1 мая 2013 года

Данными распоряжениями также утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков исходя из видов разрешенного использования.

ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, в результате раздела которого 08 февраля 2018 года были образованы земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земельного социального назначения с видом разрешенного использования «для размещения объектов дорожного сервиса», о чем внесены записи в ЕГРН.

Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 06 июня 2018 года № 1398 по заявлению ФИО1 земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> переведены в категорию земель сельскохозяйственного назначения, без указания на изменение вида их разрешенного использования.

20 июня 2018 года по заявлению правообладателя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области в ЕГРН внесены сведения об изменении категории земель в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> с земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель специального назначения на земли сельскохозяйственного назначения, при этом вид разрешенного использования остался прежним, определение кадастровой стоимости в связи с изменением качественных характеристик объекта недвижимости не производилось.

В сформированный перечень объектов недвижимости для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года земельные участка с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> были включены как земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для размещения объектов дорожного сервиса».

14 ноября 2019 года в порядке информационного взаимодействия на основании постановления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 2150 от 30 октября 2019 года внесены изменения в сведения ЕГРН относительно вида разрешенного использования. Вид разрешенного использования был изменен с размещения объектов дорожного сервиса на «скотоводство».

14 ноября 2019 года в связи с изменением вида разрешенного использования на «скотоводство» кадастровая стоимость переопределена на основании удельных показателей, утвержденных распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1184-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Саратовской области». С учетом изложенного кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила 4 254,21 руб. и с кадастровым номером <данные изъяты> составила 16526 руб. (при этом УПКС равен 1,66 руб./кв.м) по состоянию на 14 ноября 2019 года. Сведения о кадастровой стоимости применяются с 1 января 2019 года.

Согласно распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 30 января 2018 года № 62-р на территории Саратовской области в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе категорий земель сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда и объектов незавершенного строительства. Работы по определению кадастровой стоимости и составлению отчета об итогах государственной кадастровой оценки выполнены ГБУ СО «Госкадастроценка» на основании Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке).

9 января 2020 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года на основании новой кадастровой оценки, работы проведению которой, выполнены государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки», в отношении земельных участков исходя из вида разрешенного использования «для размещения объектов дорожного сервиса».

В порядке части 9 статьи 24 Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» ГБУ СО «Госкадастроценка» утвержден акт об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, как земельных участков, кадастровая стоимость которых установлена после 1 января 2019 года в связи с изменением вида разрешенного использования. Сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января 2020 года.

Согласно сведениям ЕГРН административный истец ФИО1 являлась собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в период с 08 февраля 2018 года по 18 сентября 2019 года. Сведения о праве собственности исключены из сведений ЕГРН на основании решения Саратовского районного суда Саратовской области № 2-944/2019.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), пунктом 11 которых Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предоставлено право по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывать и утверждать методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель.

В период возникновения спорных правоотношений действовали Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222.

Согласно пункта 2.1.1. Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.

Пунктом 2.4 Методических указаний определено, что, в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

В период проведения новой кадастровой оценки подлежали применению положения Закона о государственной кадастровой оценке. Согласно статье 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании. Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226, применяемых при проведении новой кадастровой оценке, установлено, что определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1). Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 (в редакции, действующей на момент внесения в ЕГРН сведений об изменении категории спорных земельных участков), землям сельскохозяйственного назначения соответствовали следующие виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства.

Подпунктами 1, 3, 4 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Таким образом, вид разрешенного использования, установленный для земельных участков административного истца – «для размещения объектов дорожного сервиса», не соответствовал категории земельных участков – «земли сельскохозяйственного назначения». Для земельных участков сельскохозяйственного назначение данный вид разрешенного использования не предусмотрен.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 3 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Недостоверным сведениями, используемыми при проведении кадастровой оценки, могут быть сведения, не соответствующие данным государственного недвижимости, возникшие при их переносе в формируемый перечень земельных участков, в том числе при определении номера вида разрешенного использования, а также при наличии в государственном кадастре ошибок.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса).

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка.

Согласно постановлению администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 06 июня 2018 года № 1398 земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> переведены из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земельного социального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

Из представленного административным истцом договора аренды от 21 июня 2018 года следует, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> предоставлены третьему лицу для использования в качестве пастбищ, то есть фактически использовались под пастбище, для сельскохозяйственных целей.

Согласно приложению № 1 к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1184-р земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища, отнесены к первой группе видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Приложением № 2 к указанному распоряжения для земельный участков, расположенных в Саратовском муниципальном районе Саратовской области и относящихся к первой группе видов разрешенного использования средний удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 1,6618 руб./кв.м по состоянию на 01 мая 2013 года

При внесении 20 июня 2018 года в ЕГРН сведений об изменении категории спорных земельных участков в силу положений 2.1.1. Методических указаний надлежало определить кадастровую стоимость земельных участков, учитывая фактическое их использование, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков исходя из вида разрешенного использования, предусматривающего скотоводство.

Доказательств использования спорных земельных участков с целью размещения объектов дорожного сервиса, что позволило бы оставить прежний вид разрешенного использования, административными ответчиками не представлено.

Как следует из второй части письма Министерства экономического развития РФ от 8 апреля 2010 года № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в ГКН, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации.

Поскольку сведения государственного кадастра, в том числе вид разрешенного использования, отображаются, но не устанавливаются органом кадастрового учета, то невнесение сведений об изменении вида разрешенного использования в спорный период не свидетельствует о том, что фактически измененный вид использования не был установлен в данном периоде.

Доводы Управления Росреестра о том, что в их действиях отсутствует вина и обязанность по внесению соответствующих изменений вида разрешенного использования, не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом требований не является незаконное бездействие органа публичной власти, что регулируется главой 22 КАС РФ, а требование об устранении недостоверных сведений из государственного кадастра в порядке исправления реестровой ошибки, регулируемого в порядке главы 25 КАС РФ.

Суд учитывает, что в настоящее время у административного истца отсутствуют иные способы защиты восстановления нарушенного права, поскольку внесение сведений об изменении категории земли осуществлено в порядке межведомственного информационного обмена, информацией об отсутствии внесенных в постановление администрации необходимых сведений о виде разрешенного использования ФИО1 не располагала.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при внесении 20 июня 2018 года сведений в ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> об изменении категории земель с категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земельного социального назначения на категорию земель сельскохозяйственного назначения, и указании в качестве вида разрешенного использования «размещение объектов дорожного сервиса» в части невнесения сведений об изменении вида разрешенного использования соответствующего категории земель, была воспроизведена реестровая ошибка, то есть ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами в порядке информационного взаимодействия, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.

Указанная ошибка подлежит исправлению в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с 20 июня 2018 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в связи с изменениями вида разрешенного использования (14 ноября 2019 года), которые применялись с 01 января 2019 года, а затем с 1 января 2020 года (после проведения очередной государственной кадастровой оценки земельных участков) в результате пересмотра новой кадастровой стоимости в связи с изменением вида разрешенного использования.

Удовлетворение судом заявленных требований о признании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, недостоверными является основанием для внесения компетентными органами в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно части 1 статьи 3 которого государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 КАС РФ, суд

решил:

удовлетворить административные исковые требования Агабекян ФИО6 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Устранить в сведениях государственно кадастра недвижимости недостоверные сведения, возникшие в результате некорректного указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2560 кв.м, по адресу: <данные изъяты>, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1,6618 руб., утвержденного распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года №1184-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области», и вида разрешенного использования «скотоводство».

Устранить в сведениях государственно кадастра недвижимости недостоверные сведения, возникшие в результате некорректного указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 9945 кв.м, по адресу: <данные изъяты>, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1,6618 руб., утвержденного распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года №1184-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области», и вида разрешенного использования «скотоводство».

Устранить в сведениях государственно кадастра недвижимости недостоверные сведения, возникшие в результате некорректного указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 6005 кв.м, по адресу: <данные изъяты>, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1,6618 руб., утвержденного распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года №1184-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области», и вида разрешенного использования «скотоводство».

Внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с 20 июня 2018 года по изменения вида разрешенного использования «скотоводство».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бугаева