ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-479/2021 от 14.04.2021 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи СмышляевойО. В.,

при помощнике судьи Такаевой А.А.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-479/21 по административному исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Шику Г. Я., ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Совету депутатов городского округа <данные изъяты>, о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов городского округа Власиха,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к вышеуказанным ответчикам о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов городского округа Власиха. В обоснование иска указал, что он проживает на территории городского округа Власиха, имеет постоянную регистрацию по месту проживания по указанному адресу. 27.11.2020 из открытых источников информации - официального сайта администрации городского округа Власиха узнал, что 26.11.2020 было проведено внеочередное заседание Совета депутатов в режиме видеоконференции https://vlasiha- zato.ru/novosti/deputatv-vlasihi-Droveli-vneocherednoe-zasedanie-soveta/. На заседании рассмотрен один вопрос - внесение изменений в решение Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 19 декабря 2019 года № 145/54 «О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и принято решение по данному вопросу.

Он узнал о проведенном Совете, на котором принималось спорное Решение только 27.11.2020 года, то есть только на следующий день после его проведения. О проводимых публичных слушаниях по данному вопросу не знал. Согласно официально опубликованным документам совета депутатов городского округа Власиха ни главой, ни Советом депутатов решения о проведении публичных слушаний в 2020 году о бюджете на 2020 год не принималось.

Указанным решением значительно уменьшена расходная часть бюджета городского округа Власиха, в том числе, на закупку новых книг в библиотеку, на реконструкцию тепловой сети в подземном исполнении по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> бульвар и на другие социально-важные статьи бюджета.

В результате принятия решения нарушены его права на осуществлении местного самоуправления путем лишения права на участие в заседании совета депутатов, предусмотренного Регламентом Совета депутатов для жителей. Кроме того, как пользователь библиотеки не смог получить новую литературу, как пользователь системами ЖКХ не сможет получить качественные услуги ЖКХ, а именно: бесперебойную и безаварийную поставку тепла и воды в квартиру.

Кроме того, внесение изменение в бюджет было проведено в нарушение регламента без проведения публичных слушаний, о планируемом изменении его не уведомили, не дали право изложить свою позицию, не обеспечили возможность непосредственного участия в заседании Совета депутатов. Принятие оспариваемого решения нарушает ст.13, 15, Устава Московской области (подписан Губернатором МО от 11.12.1996 N 55/96-03, принят решением Мособлдумы от 05.11.1996 N 5/108 и решением Мособлдумы об отклонении заключения Главы Администрации МО от 04.12.1996 N 6/112), ст.19, ст.70, ст.110 Устава Московской области, ч.12 ст. 38 Федерального закона №131-ФЗ, ст. 2, ч.1 ст. 9, ст. ст. 12, 22, 23, 24 Устава городского округа Власиха.

В соответствии с ч.1 статьи 38 Устава г.о. Власиха Совет депутатов городского округа Власиха Московской области в пределах своей компетенции, установленной Уставом городского округа Власиха Московской области, принимает решения на заседании Совета депутатов городского округа Власиха Московской области открытым голосованием.

Регламент Совета депутатов городского округа Власиха Московской области принят Решением Совета депутатов от 30 октября 2019 г. № 143/40 (далее Регламент). Согласно Регламенту деятельность Совета депутатов основывается на законности, коллегиальности, свободном, деловом обсуждении и решении всех вопросов, гласности, регулярной отчетности, постоянном учете мнений избирателей. В соответствии со ст. 17 Регламента основной формой деятельности Совета депутатов является заседание.

Заседания Совета депутатов проводятся открыто, гласно и считается правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов. При отсутствии кворума заседание переносится на другую дату или время.

На открытых заседаниях Совета депутатов могут присутствовать и выступать с разрешения председательствующего по вопросам повестки дня представители администрации городского округа, предприятий, организаций и учреждений городского округа, общественных организаций, средств массовой информации, жители городского округа, а также иные присутствующие на заседании лица.

Таким образом, исходя из взаимосвязи указанных выше норм, закрепленных в Уставе и Регламенте Совета депутатов, заседание Совета депутатов может считаться состоявшимся исключительно при очном и непосредственном участии депутатов при личном присутствии.

Аналогичную позицию высказал в официальном письме, размещенном на сайте http://komitet4.km.dimia.gov.ni/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Organy-i- dolzhnostnye-lica-mestnogo-samo/Predstavitelnyj-organ-municipalnogo-obra/item/23 83 8139/ Государственной Думы Российской Федерации Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Таким образом, заседания должны проводиться исключительно в очной форме (дистанционное «присутствие» депутата на заседании с использованием средств видеоконференцсвязи, аудиоконференции или путем заполнения депутатом листа голосования в представительный орган муниципального образования не тождественны его фактическому присутствию на заседании).

Перечисленные нарушения, по мнению административного истца, свидетельствуют о незаконности принятого решения, в связи с чем оно подлежит признанию недействующим с момента принятия.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики-депутаты в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель Совета депутатов г.о. Власиха Московской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Иные лица, участвующие в деле, в суд, не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации. (части 1, 2 и 3 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона, пунктом 1 статьи 9 БК РФ составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 1 статьи 153 и пункт 1 статьи 154 БК РФ).

Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с поименованным кодексом (пункт 5 статьи 3 БК РФ).

Из материалов дела следует, что 26 ноября 2020 г. Совет депутатов городского округа Власиха на своем внеочередном заседании в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) рассмотрел повестку дня, состоящую из одного вопроса «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 19 декабря 2019 года № 145/54 «О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 27.02.2020 № 148/69, от 24.03.2020 № 150/16, от 22.04.2020 № 151/18, от 17.06.2020 № 152/23, от 21.10.2020 № 155/36».

Докладчиком по данному вопросу была председатель Комитета по финансам администрации городского округа Власиха ФИО14. К проекту решения по данному вопросу были приложены пояснительная записка и одиннадцать приложений, отнесенных к теме доклада. Как следует из доклада, пояснительной записки и заключения постоянной комиссии Совета депутатов городского округа Власиха по экономической политике, муниципальной собственности, бюджету и финансам от 24 ноября 2020 г. доходная и расходная части бюджета городского округа Власиха подлежат уточнению в связи с перераспределением объемов межбюджетных трансферов из бюджета Московской области, в соответствии с Законом Московской области от 20 октября 2020 г. № 201/2020-03 «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджете Московской-области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г.»

Внесенные изменения в законодательный акт Московской области и послужили основанием для вынесения вопроса на Совет депутатов об изменении бюджета городского округа Власиха и рассмотрение его во внеочередном порядке в целях своевременного учета в доходной и расходной части бюджета и исполнением обязательств в соответствии с заключенными соглашениями между городским округом Власиха и Правительством Московской области.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Согласно пункту 4 статьи 152 БК РФ особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются названным кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 187 БК РФ).

На территории городского округа Власиха Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе утверждено решением Совета депутатов г.о. Власиха от 23.03.2012 № 47/35.

В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 23 Устава городского округа Власиха Московской области, принятого решением Совета депутатов городского округа Власиха от 31.08.2009 №35, Совет депутатов городского округа Власиха Московской области состоит из 15 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Совет депутатов городского округа Власиха Московской области может осуществлять свои полномочия после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Заседание Совета депутатов городского округа Власиха Московской области считается правомочным, если на нем присутствует более половины от установленной численности депутатов (ч. 5 ст. 23 Устава).

Утверждение бюджета городского округа Власиха Московской области и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции Совета депутатов городского округа Власиха Московской области (п. 2 ч. 8 ст. 23 Устава).

Решения Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Власиха Московской области, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, если иное не установлено федеральным законодательством (ч. 3.2 ст. 36 Устава).

Оспариваемым решением Совета депутатов г.о. Власиха от 26.11.2020 № 153/43 внесены изменения в решение Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 19.12.2019 № 145/54 «О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Указанный нормативный акт опубликован в печатном издании в установленном порядке.

Согласно протоколу № 158 26.11.2020 проведено 80-е внеочередное заседание Совета депутатов г.о. Власиха с участием 8 депутатов из 13 в режиме ВКС.

Возможность проведения заседания в режиме ВКС предусмотрена решением Совета депутатов г.о. Власиха от 22.04.2020 № 151/20 «Об утверждении порядка проведения заседаний Совета депутатов городского округа Власиха Московской области посредством видео-конференц-связи».

Согласно п. 1.8 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа Власиха Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Власиха от 23.05.2012 № 47/27, на публичные слушания выносятся вопросы проекта бюджета городского округа Власиха и отчет о его исполнении.

Аналогичные положения содержатся в п. 2 ч. 3 ст. 18 Устава.

Установлено, что по проекту внесения изменений в решение о бюджете публичные слушания не проводились.

В силу положений статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации граждане не являются участниками бюджетного процесса.

Отклоняя доводы ФИО1 о том, что его участие в публичных слушаниях могли привести к принятию оспариваемого закона с иным содержанием, суд расценивает как доводы предположительного характера лица, не обладающего правом законодательной инициативы.

По тем же причинам суд не принимает в качестве основания для удовлетворения иска ссылку на проведение заседания Совета депутатов по ВКС, поскольку личное участие ФИО1 как жителя г.о. Власиха в заседании не повлияло бы на суть принятого решения. О принятом решении он узнал из официального источника средств массовой информации, что позволило ему обратиться в суд.

Принятие Советом депутатов оспариваемого решения на заседании, проведенном в режиме ВКС, а также проведение заседания во внеочередном порядке, не может служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным данного нормативного правового акта, который путем опубликования в установленном порядке доведен до сведения жителей муниципального округа.

Кроме того, принятые изменения в бюджет на заседании Совета депутатов 26 ноября 2020 г. уже реализованы в 2020 году.

Ссылка административного истца на абз. 2 п. 2 ст. 22 Регламента Совета депутатов г.о. Власиха несостоятельна, так как данная норма устанавливает необходимость указать обоснование срочности рассмотрения на заседании Совета депутатов вопросов, если инициатива созыва исходит от депутатов.

Доводы административного истца о том, что в результате принятия оспариваемого решения он лишился возможности взять книги в библиотеке или получить качественные услуги ЖКХ, являются голословными, надуманными, в связи с чем не принимаются во внимание.

Основаниями для признания нормативного правового акта недействующим являются только существенные нарушения процедуры принятия акта, которых в ходе рассмотрения дела не установлено.

Надлежащим ответчиком по данному административному делу является Совет депутатов г.о. Власиха Московской области. В связи с чем иные лица признаются судом ненадлежащими ответчиками, что является самостоятельным основанием для отказа в иске к ним.

При таких обстоятельствах, иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Шику Г. Я., ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Совету депутатов городского округа Власиха Московской области, о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов городского округа Власиха №153/43 от 26 ноября 2020 года «О бюджете городского округа Власиха Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья О.В. Смышляева

Дата изготовления мотивированного решения – 28 апреля 2021 года