ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/20 от 13.02.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66OS0000-01-2019-000594-38

№ 3а-47/2020 (№ 3а-505/2019)

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 февраля 2020 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Ивановой Д.В.,

с участием прокурора Войновой О.А.,

представителя административного истца Полуденко Н.В.,

представителя административного ответчика Думы Новолялинского городского округа и заинтересованного лица администрации Новолялинского городского округа Старчиковой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

решением Думы Новолялинского городского округа от 24 декабря 2012 года № 59 «Об утверждении генерального плана Новолялинского городского округа» (далее - Решение от 24 декабря 2012 года № 59) утвержден генеральный план Новолялинского городского округа (далее - Генеральный план) (т. 1 л.д. 154-167).

Указанное Решение опубликовано 25 декабря 2012 года в «Муниципальном вестнике Новолялинского городского округа» № 48 (т. 2 л.д. 24), а также размещено на официальном сайте администрации Новолялинского городского округа.

В нормативный правовой акт изменения не вносились.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился с административным иском, с учетом уточнения заявленных требований (т. 2 л.д. 3) просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Решение от 24 декабря 2012 года № 59 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Новолялинского лесничества Отвинского участкового лесничества в кварталах 91 и 92 (площадь наложения 184376 кв.м.)

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с нарушением действующего законодательства изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, что противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).

Определением суда от 10 января 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Администрация Новолялинского городского округа (т. 1 л.д. 228-229).

Представитель административного истца Полуденко Н.В. в судебном заседании доводы уточненного административного иска поддержала в полном объеме по предмету и основаниям.

Представитель административного ответчика Думы Новолялинского городского округа и заинтересованного лица Администрации Новолялинского городского округа Старчикова Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам письменных возражений (т. 1 л.д. 75-77, 235-237), ссылаясь на то, включение в границы населенного пункта деревни Савинова Новолялинского района Свердловской области земель лесного фонда не осуществлялось, в связи с чем проект Генерального плана не подлежал согласованию в порядке, установленном уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, указала на то, что на основании постановления главы Новолялинского городского округа от 28 февраля 2019 года № 189 земельный участок с кадастровым номером предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Новолялинского городского округа, на данный земельный участок 03 марта 2019 года зарегистрировано право муниципальной собственности, при постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации прав, каких-либо сведений от регистрирующего органа о фактах наложения границ населенного пункта деревня Савинова с землями лесного фонда не поступало. Полагала, что поскольку границы земельного участка с кадастровым номером посредством определения координат характерных точек не установлены, его площадь определена декларативно, то не представляется возможным сделать вывод о пересечении границ населенного пункта с землями лесного фонда.

Определением судьи от 15 ноября 2019 года указанные в административном исковом заявлении Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Уральский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области исключены из состава заинтересованных лиц по делу (т. 1 л.д. 1).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Войновой О.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1).

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установлением или изменением границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1).

Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой в части 8 предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что по результатам выполненного Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границами многоконтурного земельного участка с кадастровым номером (правообладателем которого является на праве постоянного бессрочного пользования с 04 марта 2019 года Администрация Муниципального образования Новолялинский городской округ - л.д. 81-85) установлено включение в границы Новолялинского городского округа лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Новолялинского лесничества Отвинского участкового лесничества Новоселовского участка в кварталах 91 и 92 (с указанием поворотных точек и площади наложения 184 376 кв.м. (т. 1 л.д. 63-71).

Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненной Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картами-схемами пересечения границ земельных участов иной категории с землями лесного фонда Новоселовского участка Отвинского лесничества Свердловской области кварталы № 91, 92 (т.1 л.д. 72-74).

Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью 5962795 454 кв.м., категория земель – земли лесного фонда – для ведения лесного хозяйства, расположенный по адресу: Свердловская область, Новолялинский лесхоз, Новолялинский района (в состав которого входят, в том числе кварталы 91 и 92 Новолялинского лесничества Отвинского участкового лесничества Новоселовского участка) находится в федеральной собственности Российской Федерации, регистрационная запись Единого государственного реестра недвижимости от 16 ноября 2011 года (т. 1, л.д. 58, 134, 138, т. 2 л.д. 7-21).

При этом само по себе отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные Рослесхозом.

В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок).

Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта.

При этом в деле отсутствуют доказательства, что административным ответчиком направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка, проект генерального плана с Рослесхозом не согласовывался, что подтверждается письмом от 02 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 59).

Довод представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что не имеется подтверждения включения в границы населенного пункта спорных участков земель лесного фонда, не может быть принят судом во внимание, поскольку опровергается материалами дела.

Лесные участки, включенные оспариваемым Решением от 24 декабря 2012 года № 59 в границы Новолялинского городского округа, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами определенными материалами лесоустройства, относятся к категории земель лесного фонда и как уже было отмечено судом выше в силу закона (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) являются федеральной собственностью.

В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Подлежат отклонению доводы заинтересованного лица о наличии на спорной территории зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Новолялинского городского округа в отношении земельного участка с кадастровым номером , поскольку суд в рамках рассматриваемого административного дела в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не разрешает вопросы о правах и обязанностях каких-либо лиц.

Учитывая, что при подготовке проекта Генерального плана Новолялинского городского округа не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу, что оспариваемое Решение от 24 декабря 2012 года № 59 об утверждении Генерального плана в части включения в границы Новолялинского городского округа лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с Рослесхозом, в связи с чем в указанной части на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъясняется, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что Генеральный план применялся до вынесения настоящего решения суда, Решение от 24 декабря 2012 года № 59 следует признать не действующим и не подлежащим применению в вышеуказанной части со дня вступления в силу настоящего решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Думы Новолялинского городского округа от 24 декабря 2012 года № 59 «Об утверждении генерального плана Новолялинского городского округа» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Новолялинского лесничества Отвинского участкового лесничества в кварталах 91 и 92 (площадь наложения 184376 кв.м.)

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Новолялинского городского округа, а также на официальном сайте администрации Новолялинского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Председательствующий: Жейнова С.И.