ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-47/2018 от 02.03.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а – 47/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 2 марта 2018 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Воробьевой В.В.

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 6 апреля 2006 года № 226, о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года № 201,

установил:

Решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 N 226 утвержден Генеральный план города Ярославля.

Текст документа опубликован в издании "Городские новости", N 20, 26.04.2006, N 21, 29.04.2006, N 22, 03.05.2006.

Решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2009 N 247 в Генеральный план города Ярославля внесены изменения, в том числе в новой редакции изложены Схема функционального зонирования территории и Схема городских магистралей и транспорта.

Документ опубликован в издании "Городские новости", N 101, 26.12.2009.

В последующем в Генеральный план города Ярославля вносились изменения, в том числе решениями Муниципалитета г. Ярославля от 04.02.2011 N 418, от 15.09.2011 N 516, от 19.12.2013 N 246, от 10.07.2014 N 363, от 17.09.2015 N 584, от 19.11.2015 N 610, от 07.07.2016 N 715, от 13.02.2018 N 65, от 04.04.2008 N 671.

Решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля.

Текст документа опубликован в издании "Городские новости", N 76, 03.10.2009.

Помимо иных изменений, в Правила землепользования и застройки города Ярославля, в том числе в Карту градостроительного зонирования, внесены изменения решением муниципалитета города Ярославля от 10.11.2016 N 753.

Документ опубликован в издании "Городские новости", N 92, 12.11.2016.

ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером , площадью 899 кв.метров, имеющего разрешенное использования для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.

Право собственности на жилой дом и земельный участок возникло у ФИО1 на основании решения Заволжского районного суда города Ярославля от 30 июня 2014 года, вступившего в законную силу 8 августа 2014 года.

Земельный участок постановлен на кадастровый учет 27 мая 2015 года.

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими Генеральный план города Ярославля и Правила землепользования и застройки города Ярославля в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к функциональной зоне инженерно – транспортной инфраструктуры и к территориальной зоне инженерно – транспортной инфраструктуры (ИТ.1).

В обоснование административного иска ФИО1 указала, что положения Генерального плана города Ярославля и Правил землепользования и застройки города Ярославля в оспариваемой части не отражают фактические использование земельного участка для эксплуатации жилого дома. В данных целях земельный участок использовался и на момент принятия оспариваемых актов. Данное обстоятельство указывает на противоречие Генерального плана города Ярославля и Правил землепользования и застройки города Ярославля в оспариваемой части статьям 209, 279 – 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1, 7, 40, 49, 55, 59 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 30, 34 - 36, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку является препятствием для нее осуществлять на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке новое строительство.

В административном иске содержится также требование о возложении на муниципалитет города Ярославля обязанности внести изменения в оспариваемые части Генерального плана города Ярославля и правила землепользования и застройки города Ярославля путем отнесения земельного участка административного истца к зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель адвокат Головин Н.А. административный иск поддержали в части признания недействующими Генерального плана города Ярославля и Правил землепользования и застройки города Ярославля. В части возложения на муниципалитет города Ярославля обязанности по внесению изменений в оспариваемые акты административный истец и ее представитель требования не поддержали, указав, что данное требование является, по их мнению, правовым последствием признания недействующими указанных нормативных правовых актов.

Представитель административного ответчика Муниципалитета города Ярославля по доверенности ФИО2, представитель заинтересованных лиц мэрии города Ярославля и Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля ФИО3 в удовлетворении административного иска возражали, полагая, что оспариваемые нормативные акты законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, а также материалы гражданского дела Заволжского районного суда города Ярославля , суд полагает, что оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Судом установлено, что 6 апреля 2006 года представительным органом местного самоуправления города Ярославля – муниципалитетом города Ярославля утвержден Генеральный план города Ярославля.

До его утверждения с 14 по 18 марта 2006 года состоялись публичные слушания по проекту Генерального плана города Ярославля.

Текст документа опубликован в изданиях "Городские новости", N 20, 26.04.2006 (решение, приложение (п.п. 1.1 - 5.4 раздела I)), "Городские новости", N 21, 29.04.2006 (приложение (п.п. 5.5 раздела I)), "Городские новости", N 22, 03.05.2006 (приложение (п.п. 5.6 - 6 раздела I, раздел II)).

27 июля 2009 года мэром города Ярославля принято постановление о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Ярославля.

2 сентября 2009 года принято и опубликовано решение о проведении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля «О внесении изменений в Генеральный план города Ярославля».

Проект решения размещен в издании Городские новости № 68 (1181) 5 сентября 2009 года.

6 октября 2009 года публичные слушания состоялись. 20 октября 2009 года составлено заключение о результатах публичных слушаний.

9 декабря 2009 года решение о внесении изменений в Генеральный план города Ярославля принято муниципалитетом города Ярославля и 17 декабря 2009 года в соответствии со статьей 73 Устава города Ярославля подписано мэром города Ярославля.

26 декабря 2009 решение муниципалитета города Ярославля опубликовано в издании "Городские новости", N 101.

Таким образом, установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура принятия Генерального плана города и внесения в него изменений соблюдена. Решение принято уполномоченным органом. Официальное опубликование Генерального плана в его первоначальной редакции и внесенных в Генеральный план изменений, которые оспариваются в настоящем административном деле, состоялось.

В соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что 27 января 2006 года мэром города Ярославля принято постановление «О подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля», создана комиссия по подготовке проекта.

27 мая 2009 года мэром города Ярославля назначены публичные слушания по проекту. В издании Городские новости от 30 мая 2009 года № 40 (1153) опубликован проект решения муниципалитета об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля.В июле 2009 года состоялись публичные слушания по проекту.

9 сентября 2009 года Правила землепользования и застройки города Ярославля утверждены решением муниципалитета города Ярославля, 17 сентября 2009 года в соответствии со статьей 73 Устава города Ярославля подписаны мэром города Ярославля.

Решение опубликовано в издании Городские новости", N 76, 03 октября 2009.

Вступило в действие с 1 января 2010 года.

В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, помимо прочего, поступление предложений об изменении границ территориальных зон.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

25 июня 2016 года в издании Городские новости опубликовано постановление мэра города Ярославля о проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля, опубликован проект решения муниципалитета.

15 июля 2016 года Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля приняты рекомендации о внесении изменений в данные Правила, в том числе с учетом поступивших предложений физических лиц, а также в целях приведения положений Правил в соответствие с Генеральным планом города Ярославля.

25 августа состоялись общегородские публичные слушания, подготовлено заключение об их результатах и рекомендации.

С учетом данных актов 10 ноября 2016 года изменения в Правила землепользования и застройки города Ярославля утверждены решением муниципалитета города Ярославля №753, в соответствии со статьей 73 Устава города Ярославля подписаны мэром города Ярославля.

Решение опубликовано в издании Городские новости", N 92, 12 ноября 2016 года.

Таким образом, судом установлено, что Правила землепользования и застройки города Ярославля приняты уполномоченным органом, порядок принятия нормативного акта, в том числе в части внесения в него изменений, соблюден, официальное его опубликование состоялось.

Проверяя соответствие оспариваемой части Генерального плана города Ярославля и Правил землепользования и застройки города Ярославля нормативным актам, имеющим большую юридического силу, по существу осуществляемого ими правового регулирования, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В составе Генерального плана города Ярославля утверждены Карта функциональных зон и Схема городских магистралей и транспорта. С учетом изменений, внесенных в Генеральный план города Ярославля решением муниципалитета от 17.12.2009 N 247, земельный участок административного истца отнесен к функциональной зоне инженерно - транспортной инфраструктуры, расположен в границах планируемого размещения объектов местного значения – автомобильных дорог – магистральной улицы общегородского значения проспект Авиаторов.

Такое решение представительного органа местного самоуправления обусловлено необходимость развития транспортной инфраструктуры города, интересом муниципального образования и граждан в обеспечении города автомобильными дорогами, а также в целях приведения существующих дорог в соответствие с требованиями нормативных актов в области дорожного строительства.

При этом суд принимает во внимание, что согласно постановлению мэра города Ярославля от 2 октября 2008 года № 2689 проспект Авиаторов включен в перечень дорог общего пользования местного значения.

Вопреки доводам административного истца, нормативные акты, имеющие большую юридическую силу, не обязывают органы местного самоуправления определять назначение функциональных зон с учетом фактического землепользования. Законодатель определяет, что установление таких зон должно быть обусловлено интересами муниципального образования и направленностью на устойчивое развитии территорий города.

При таких обстоятельствах, несоответствие фактического использования земельного участка тому назначению, которое определено для него Генеральным планом, основанием для признания данного нормативного акта противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, не является.

Отнесение Генеральным планом города Ярославля спорного земельного участка к функциональной зоне инженерно - транспортной инфраструктуры приведенным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречит.

Согласно статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Из материалов дела следует, что согласно Карте территориальных зон, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, земельный участок административного истца до внесения изменений в Правила решением муниципалитета города Ярославля от 10 ноября 2016 года № 753, находился в границах двух территориальных зон – общественно – деловой зона (ОД) и зоны инженерно – транспортной инфраструктуры (ИТ.1).

С внесением изменений в Правила решением муниципалитета города Ярославля от 10 ноября 2016 года № 753 указанное нарушение части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации устранено.

Правила в действующей редакции относят земельный участок административного истца к одной территориальной зоне – зоне инженерно – транспортной инфраструктуры.

Кроме того, таким образом обеспечено соответствие Правил землепользования и застройки города Ярославля Генеральному плану города.

Пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определена необходимость учета также и сложившегося землепользования при определении границ территориальных зон.

В настоящем административном деле установлено, что установленная в отношении земельного участка административного истца территориальная зона фактическому землепользованию не соответствует.

Вместе с тем, суд считает, что данный факт не является основанием для признания Правил в оспариваемой части противоречащим пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Толкование части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основания для вывода о том, что при определении границ территориальных зон орган местного самоуправления обязан соблюсти баланс частных интересов, которые определяются фактическим землепользованием, и публичных интересов, которые закреплены в первую очередь в положениях Генерального плана города.

Суд полагает. что данном случае такой баланс достигнут, исходя из направленности интересов муниципального образования к развитию транспортной инфраструктуры, которая уже существует в данном месте и подлежит модернизации.

По указанным основаниям суд полагает, что Правила землепользования и застройки города Ярославля в оспариваемой части нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, не противоречат.

При этом суд принимает во внимание также, что земельный участок административного истца как объект права возник после принятия оспариваемых Генерального плана города Ярославля и Правил землепользования и застройки города Ярославля, а потому фактическое его использование не могло быть учтено при их принятии.

Кроме того, суд полагает, что права и законные интересы административного истца, как собственника земельного участка с разрешенным видом использования – эксплуатация индивидуального жилого дома и расположенного на нем жилого дома, оспариваемыми нормативными актами не нарушаются.

Согласно части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка административного истца функциональной зоне, определенной Генеральным планом города Ярославля, и территориальной зоне, определенной Правилами землепользования и застройки города Ярославля, не препятствует административному истцу осуществлять землепользование в соответствии с указанным видом разрешенного использования земельного участка.

В связи с этим у суда не имеется оснований полагать, что Генеральный план города Ярославля и Правила землепользования и застройки города Ярославля противоречат приведенным административным истцом в иске положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, которые определяют объем полномочий собственника земельного участка.

На основании изложенного, суд полагает административный иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим в части Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 6 апреля 2006 года № 226, о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года № 201, отказать.

Опубликовать в издании Городские новости сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 года