ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-492/20 от 18.08.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2020-000312-10

3а-492/2020

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В.,

административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя административного ответчика Идринского районного Совета депутатов Красноярского края- ФИО3,

представителя административного ответчика Главы Идринского района Красноярского края- ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим, в части решения Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 20 июня 2017 года № 13-114-р «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края» (далее Решение от 20 июня 2017 года № 13-114-р) утверждены:

- Правила землепользования и застройки Идринского сельсовета (приложение № 1);

- Правила землепользования и застройки Большекнышинского сельсовета (приложение № 2);

- Правила землепользования и застройки Большесалбинского сельсовета (приложение № 3);

- Правила землепользования и застройки Большетелекского сельсовета (приложение № 4);

- Правила землепользования и застройки Большехабыкского сельсовета (приложение № 5);

- Правила землепользования и застройки Добромысловского сельсовета (приложение № 6);

- Правила землепользования и застройки Екатерининского сельсовета (приложение № 7);

- Правила землепользования и застройки Курежского сельсовета (приложение № 8);

- Правила землепользования и застройки Майского сельсовета (приложение № 9);

- Правила землепользования и застройки Малохабыкского сельсовета (приложение № 10);

- Правила землепользования и застройки Никольского сельсовета (приложение № 11);

- Правила землепользования и застройки Новоберезовского сельсовета (приложение №12);

- Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельсовета (приложение № 13);

- Правила землепользования и застройки Отрокского сельсовета (приложение № 14);

- Правила землепользования и застройки Романовского сельсовета (приложение № 15);

- Правила землепользования и застройки Центрального сельсовета (приложение № 16).

Решение от 20 июня 2017 года № 13-114-р было подписано Председателем Идринского районного Совета депутатов Красноярского края и Главой Идринского района Красноярского края, опубликовано, без приложений 07 июля 2017 года в периодическом печатном издании «Идринский Вестник» № 27, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Идринского района Красноярского края и размещено на официальном сайте муниципального образования Идринского района http://www.idra.org.ru, и в соответствии с пунктом 4 данного Решения вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования – 08 июля 2017 года.

ФИО1 обратился с административным иском (с учетом уточнений) о признании не действующим приложения № 1 «Правила землепользования и застройки Идринского сельсовета», утвержденного решением Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 20 июня 2017 года № 13-114-р.

Требования (с учетом уточнений) мотивированы тем, что административным ответчиком в пункте 3 статьи 38 оспариваемых Правилах землепользования и застройки Идринского сельсовета произвольно установлена предельная высота объекта хранения индивидуального транспорта- 3 метра, что нарушает его права, поскольку он имеет в собственности транспортные средства высотой более 3 метров. Кроме того, Правила землепользования и застройки Идринского сельсовета не были официально опубликованы.

В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные уточненные требования поддержали по основаниям изложенным в нем.

Представители административных ответчиков Идринского районного Совета депутатов Красноярского края- ФИО3 и Главы Идринского района Красноярского края- ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требования, поскольку оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных ему полномочий, процедура принятия нормативного правового акта соблюдена.

Идринский сельский Совет депутатов извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя Идринского сельского Совета депутатов, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.

Прокурор – старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Моргун О.В. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 20 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положений Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», пункта 41 статьи 8 Устава Идринского района Красноярского края утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства (т.1 л.д.13-14).

Кроме того, административному истцу на праве собственности принадлежат транспортные средства: грузовой самосвал <данные изъяты> (т.2 л.д.102-103), экскаватор-погрузчик <данные изъяты>т.2 л.д.104-105).

Также, из представленных в материалы дела доказательств следует, что 31 мая 2017 года Главой Идринского района Красноярского края принято постановление № 278-п «О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района», которое содержит информацию о месте и времени проведения публичных слушаний. Данное постановление было размещено на официальном сайте администрации Идринского района и опубликовано в газете «Идринский вестник» № 22 от 02 июня 2019 года (т.1 л.д.206-207, 220).

Заключения о проведении публичных слушаний опубликованы в газете «Идринский вестник» № 24 от 16 июня 2017 года (т.1 л.д.221).

22 мая 2017 года Глава Идринского района внес проект Правил землепользования и застройки Идринского района в Идринский районный Совет депутатов, для его рассмотрения на очередной сессии, который рассмотрен на заседании постоянной комиссии по экономической политике, собственности, финансам, бюджету и налогам 14 июня 2017 года и было рекомендовано вынести вопрос на очередную сессию Совета депутатов.

Решением Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года утверждены Правила землепользования и застройки 16 муниципальных образований Идринского района, которые оформлены 16 приложениями к данному решению (т.1 л.д.204-205).

Решение Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года, без приложений опубликовано в газете «Идринский вестник» № 27 от 07 июля 2017 года (т.1 л.д.219).

Согласно приложения № 1 Правила землепользования и застройки Идринского сельсовета к Решению № 13-114-р от 20 июня 2017 года, размещенного на сайте муниципального образования Идринского района (http://www.idra.org.ru), проект «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Идринский сельсовет» Идринского района Красноярского края» был разработан в 2010 году ООО «Терпланпроект», утвержден решением Идринского сельского Совета депутатов от 25 мая 2013 года № 183-ВН (т.1 л.д.22).

Утвержденный проект «Актуализация правил землепользования и застройки муниципального образования «Идринский сельсовет» Идринского района Красноярского края, выполнен по заказу Администрации Идринского района МК (1255-16.) от 06.09.2016 года, и касается графических и текстовых материалов. Работа по актуализации Правил землепользования и застройки выполнена в рамках Государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 514-п (в ред. от 18.06.2015 № 303-п).

Сведений о дате публикации актуализированного проекта Правил землепользования и застройки в нормативном правовом акте не приводится.

В Приложениях №№ 2-16 к решению Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года содержится аналогичная информация.

Из анализа установленных по делу обстоятельств следует, что стороной административного ответчика не соблюдены установленные статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования, в части последовательности подготовки и утверждения проекта Правил землепользования и застройки, порядка и сроков проведения публичных слушаний по нему.

Так, в соответствии с положениями статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017), публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).

Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).

В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц (часть 14).

Учитывая, что Администрацией Идринского района Красноярского края фактически проводились публичные слушания, в связи с принятием новых Правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района, поскольку опубликованные на сайте муниципального образования актуализированные проекты Правил землепользования и застройки не содержат сведений о внесении изменений в предыдущие Правила землепользования и застройки, то в соответствии с положениями части 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района должны были проводиться продолжительностью не менее двух месяцев, однако они проводились в течение 3-7 дней (т.1 л.д.206-207, 220, 221).

Кроме того, из анализа положений оспариваемого нормативного правового акта следует, что Идринским районным Советом депутатов приняты новые Правила землепользования и застройки, а не внесены изменения в существующие Правила землепользования и застройки.

Более того, публикация Правил землепользования и застройки (приложения № 1-16 к Решению), не соответствует требованиям части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку на официальном сайте муниципального образования Идринский район в сети Интернет размещен актуализированный проект Правил землепользования и застройки, выполненный Красноярскгражданпроект, а также отдельно решение Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года, без приложения к нему, то есть утвержденные Правила землепользования и застройки муниципальных образований (приложение №№ 1-16) не опубликованы.

В соответствии с пунктом «г» части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", разъяснено, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

В данном случае оспариваемое Приложение № 1, как и Приложения №№ 2-16 к решению Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года не опубликованы, доказательств обратного стороной административного ответчика суду не представлено.

Согласно пунктов 29 и 30 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу.

Пунктом 40 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусмотрено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Учитывая, что допущенные нарушения срока проведения публичных слушаний и порядка опубликования является существенным, то они являются самостоятельными и достаточными основаниями для признания недействующим со дня принятия решения Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня принятия решение Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края», с приложениями.

Руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 – удовлетворить.

Признать не действующим с момента принятия решение Идринского районного Совета депутатов Красноярского края № 13-114-р от 20 июня 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований Идринского района Красноярского края».

Обязать Идринский районный Совет депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 31 августа 2020 года.