Дело №3а-493/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 17 ноября 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,
при помощнике судьи Семенюк Ю.С.,
с участием прокурора Усова М.С., представителя административного истца ФИО22 – ФИО23 представителя министерства градостроительной деятельности и развития и агломераций Нижегородской области ФИО24
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 о признании недействующими отдельных положений Генерального плана [адрес], Правил землепользования и застройки [адрес],
У С Т А Н О В И Л :
[дата] года сельским [адрес] принято решение №[номер] «Об утверждении генерального плана [адрес] (далее также – решение от [дата] года №[номер], Генеральный план).
Постановлениями Правительства Нижегородской области от [дата] года №[номер], от [дата] года №[номер], от [дата] года №[номер], от [дата] года №[номер], от [дата] года №[номер], от [дата] года №[номер] «Об утверждении изменений в Генеральный план [адрес], утвержденный решением [адрес] от [дата] года №[номер]» в Генеральный план внесены изменения.
Решение сельского [адрес] от [дата] года №[номер] опубликовано в установленном порядке на сайте администрации Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области, а нормативные правовые акты Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
[дата] года [адрес] Нижегородской области принято решение №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки территории [адрес] (далее также – решение от [дата] года №[номер], Правила землепользования и застройки).
Приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от [дата] года №[номер] «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки территории [адрес] в Правила землепользования и застройки внесены изменения.
Решение [адрес] от [дата] года №[номер] опубликовано в установленном порядке на сайте [адрес], а нормативный правовой акт департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о внесении в него изменений опубликован на официальном сайте департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года №16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6».
ФИО33ФИО34ФИО35ФИО36ФИО37ФИО38ФИО40ФИО41ФИО42ФИО43 обратились в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план [адрес], утвержденного решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении генерального плана [адрес] в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], к видам разрешенного использования: луга, сенокосы, пастбища;
- Правила землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки [адрес] в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], к видам разрешенного использования: луга, сенокосы, пастбища.
В ходе судебного разбирательства ФИО44ФИО45 отказались от административного искового заявления, отказ принят судом, производство по делу прекращено (определение Нижегородского областного суда от [дата] года) (л.д.244-245, т.2, 23-26, т.3).
ФИО49ФИО48ФИО47ФИО46ФИО50ФИО51ФИО52ФИО53 обратились в Нижегородский областной суд с измененным административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план [адрес], утвержденного решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении генерального плана [адрес], в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], к функциональной зоне: «луга, сенокосы, пастбища»;
- Правила землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки [адрес] в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], к территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий» (л.д.11-12, т.3).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что ФИО54ФИО55ФИО56ФИО57ФИО58ФИО59ФИО60ФИО61. являются собственниками вышеназванных земельных участков, относящихся к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: «для дачного строительства». Согласно Генеральному плану [адрес], Правилам землепользования и застройки [адрес] указанные земельные участки расположены в функциональной зоне «луга, сенокосы, пастбища» и территориальной зоне [номер] – «зона сельскохозяйственных угодий». Нахождение земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в указанных зонах нарушает права административных истцов на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков.
ФИО62 обратился в администрацию [адрес] с заявлением о признании садового дома, расположенного по адресу: [адрес]. Постановлением администрации [адрес] от [дата] года №[номер]ФИО63 отказано в признании садового дома расположенного по вышеуказанному адресу, жилым домом, поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения (л.д.65-66, т.3)
По мнению административных истцов, административные ответчики незаконно указали в оспариваемых нормативных правовых актах на наличие на территории, охватывающей земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] вышеуказанных функциональной и территориальной зон. Включение земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер][номер] в вышеуказанные функциональную и территориальную зоны привело к ограничению прав административных истцов как собственников объектов недвижимого имущества, поскольку в данном случае собственники ограничены в возможности использовать земельные участки по своему целевому назначению – «для дачного строительства». Земельные участки с кадастровыми номерами [номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер] были отнесены к зоне сельскохозяйственных угодий (луга, сенокосы, пастбища) без учета принципов законодательства о градостроительной деятельности, в то время как в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности собственников земельных участков, с учетом интересов правообладателей земельных участков, земельные участки должны быть отнесены к территориальной зоне [номер] – «зона сельскохозяйственного назначения/проектная». При этом зона [номер] – «зона сельскохозяйственных угодий» была установлена без учета существующего землепользования, без учета фактического использования земельными участками с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], предназначенного для дачного строительства.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО64 – ФИО65 заявленные требования поддержала, просила административное исковое заявление удовлетворить по вышеуказанным основаниям.
В судебном заседании представитель министерства градостроительной деятельности и развития и агломераций Нижегородской области ФИО66 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Усова М.С., полагавшего, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ФИО67 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес];
ФИО68 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес];
ФИО69 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес];
ФИО70 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес];
ФИО71 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес];
ФИО72 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер] категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес];
ФИО73 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес];
ФИО74 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес]
ФИО75 обратился в администрацию [адрес] с заявлением о признании садового дома, расположенного по адресу: [адрес]. Постановлением администрации [адрес] от [дата] года №[номер]ФИО76 отказано в признании садового дома расположенного по вышеуказанному адресу, жилым домом, поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения (л.д.65-66, т.3)
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действовавшей на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления городских поселений Нижегородской области, по утверждению генеральных планов городских поселений, утверждение изменений в генеральные планы городских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года №248 (далее также – Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о департаменте, Устава Нижегородской области, Устава Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения их в действие.
По данным основаниям Генеральный план и Правила землепользования и застройки административными истцами не оспариваются.
Оспаривая Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер] к функциональной зоне – «луга, сенокосы, пастбища» и территориальной зоне [номер] – «зона сельскохозяйственных угодий», административные истцы указали, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства, приняты без учета фактически сложившегося землепользования, что делает невозможным использование земельных участков по целевому назначению. Административные истцы связывает свое нарушенное право исключительно с установлением в отношении земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер] вышеуказанных функциональной и территориальной зон.
По общему правилу градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объемов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1-12 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относятся генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из указанного следует, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как ранее уже отмечалось, ФИО77 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес]
На земельном участке с кадастровым номером [номер] расположены объекты капитального строительства – нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: гараж, общей площадью [номер] кв.м. и нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: дом, общая площадь [номер] кв.м.
ФИО78 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес].
На земельном участке с кадастровым номером [номер] расположены объекты капитального строительства – нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: гостевой дом, общей площадью [номер] кв.м.; нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: дом, общая площадь [номер] кв.м.
ФИО79 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес]
Сведения об объектах недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером [номер] в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствуют.
ФИО80 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес]
На земельном участке с кадастровым номером [номер] расположен объект капитального строительства – жилой дом, кадастровый номер [номер], наименование: жилой дом, площадью [номер] кв.м.
ФИО81 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес]
На земельном участке с кадастровым номером [номер] расположен объект капитального строительства – нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: дом, общая площадь [номер] кв.м.
ФИО83 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес]
На земельном участке с кадастровым номером [номер] расположены объекты капитального строительства – нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: дом, общей площадью [номер] кв.м.; нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: баня, общая площадь [номер] кв.м.
ФИО84 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес]
На земельном участке с кадастровым номером [номер] расположен объект капитального строительства – нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: дом, общая площадь [номер] кв.м.
ФИО85 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, адрес объекта: [адрес]
На земельном участке с кадастровым номером [номер] расположен объект капитального строительства – нежилое здание, кадастровый номер [номер], наименование: дом, общая площадь [номер] кв.м.
Согласно Генеральному плану [адрес], утвержденному решением [адрес] от [дата] года №[номер] Правил землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [номер] от [дата] года №[номер], спорные земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер], [номер] находятся в функциональной зоне – «луга, сенокосы, пастбища», которая соответствует территориальной зоне – [номер] – «зона сельскохозяйственных угодий».
Согласно представленным картографическим материалам Генерального плана [адрес], земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] были включены в функциональную зону – «луга сенокосы, пастбища».
Каких-либо изменений относительно функциональной зоны земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в Генеральный план [адрес], не вносилось.
Доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] расположены в иной функциональной зоне, материалы дела не содержат и сторонами не представлено.
Принимая во внимание изложенное, а также анализ картографических материалов Генерального плана и Правил землепользования и застройки, включая фрагменты карт в увеличенном масштабе, суд приходит к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], расположены в границах функциональной зоны – «луга, сенокосы, пастбища».
При таких обстоятельствах, наличие в документах кадастрового учета сведений о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер][номер][номер][номер], [номер] - «для дачного строительства», не влечет за собой возможность признания оспариваемого Генерального плана недействующим, как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как указано выше, Генеральный план [адрес] является документом территориального планирования, который должен учитывать цели устойчивого развития территорий (статья 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план поселения, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы поселений определяют стратегию градостроительного развития поселения и условия формирования среды жизнедеятельности. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории поселения в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.
Суд полагает, что с учетом целевого назначения такого документа, как генеральный план поселения, и возможности отражения в нем элементов перспективного развития территорий, федеральный законодатель предусмотрел в Градостроительном кодексе Российской Федерации норму права, устанавливающую, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных выше положений закона, устанавливающего назначение такого документа, как генеральный план поселения, суд считает, что указание на картах Генерального плана [адрес] границ функциональной зоны – «луга, сенокосы, пастбища», не приводит к противоречию Генерального плана [адрес] нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе и нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, в удовлетворении требований административных истцов о признании недействующим со дня принятия Генерального плана [адрес], утвержденного решением [адрес] от [дата] года №[номер], в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] к функциональной зоне - «луга, сенокосы, пастбища», должно быть отказано.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7).
Часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации содержат правовые нормы, устанавливающие, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Правила землепользования и застройки сельского поселения [адрес] состоят из текстовой и графических частей (карты градостроительного зонирования территории). Правила землепользования и застройки [адрес] содержат карты градостроительного зонирования территории и раздел «Градостроительные регламенты» с указанием видов территориальных зон и видов разрешенного использования.
Согласно картам градостроительного зонирования территории земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер], [номер] полностью расположены в одной территориальной зоне [номер] – «зона сельскохозяйственных угодий».
Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения [адрес] ([номер] – «зона сельскохозяйственных угодий») градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.6 ст.36 ГрК РФ).
й карте градостроительного зонирования [адрес], которая является составной частью Правил землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [номер] от [дата] года №[номер], земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер][номер][номер], [номер], [номер], [номер], расположены в одной территориальной зоне [номер] – «зона сельскохозяйственных угодий». При этом указанная территориальная зона соответствует функциональной зоне установленной в Генеральном плане («луга, сенокосы, пастбища»).
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что содержание карты градостроительного зонирования [адрес], утвержденных решением [адрес] от [дата] года №[номер], в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] к территориальной зоне [номер] – «зона сельскохозяйственных угодий», не противоречит нормативным правовым актам, имеющих большую юридическую силу.
Оценивая вышеприведенные доводы административных истцов, суд считает, что часть 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации кроме названного административными истцами условия формирования территориальных зон (сложившаяся планировка территории и существующего землепользования) предусматривает и иные условия, которые должны быть учтены при формировании территориальных зон (пункты 1, 2, 3, 5, 6 и 7). При этом положение пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является абсолютным и не может применяться в отрыве от иных положений указанной правовой нормы.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. То есть, правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории, предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Территориальная зона [номер] – «зона сельскохозяйственных угодий» Правил землепользования и застройки не предполагает строительство в ее границах индивидуальных жилых домов. Вместе с тем, указанное не препятствует использованию земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] по своему целевому назначению.
При этом суд учитывает, что в силу положений части 8 и части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (часть 8); реконструкция указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9).
Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие оспариваемых нормативных правовых актов не носило произвольного характера, а было обусловлено необходимостью развития инфраструктуры муниципального образования в целом.
Таким образом, баланс частных интересов граждан, право собственности которых на объекты недвижимого имущества, затрагиваются предполагаемым строительством (реконструкцией), и публичных интересов, в целях обеспечения прав жителей муниципального образования, устойчивого развития территории муниципального образования на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, оспариваемым нормативным правовым актом соблюден.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО89ФИО88ФИО90ФИО91ФИО92ФИО93ФИО94 о признании недействующими Правила землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки [адрес]», в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], к территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий».
Разрешая административные исковые требования ФИО95. о признании недействующими Правила землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки [адрес], в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], к территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий», суд приходит к следующим выводам.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установил обязанность принятия решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, в мотивировочной части решения суда наряду с обстоятельствами административного дела, установленными судом, и доказательствами, на которых основаны выводы об этих обстоятельствах, должны быть указаны доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства (ч.1 ст.178, ч.4 ст.180 КАС РФ).
Приведенные законоположения являются процессуальными гарантиями реализации права на судебную защиту, не допускают произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства.
Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При этом, как следует из положений пунктов 4, 5, 6 части 2, части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения, наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
Из приведенных положений административного процессуального закона во взаимосвязи с разъяснениями, данными пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на административного истца, предметом проверки доводов которого является помимо вышеизложенного соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Из административного искового заявления, объяснений представителя административного истца ФИО96 данных в судебном заседании, следует, что Правила землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки [адрес] оспариваются ФИО97 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], к территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий», в связи с невозможностью признания садового дома жилым домом, поскольку земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий».
Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий»
Согласно Градостроительному регламенту Правил землепользования и застройки [адрес], зона сельскохозяйственного назначения/проектная ([номер]) предназначена для осуществления деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещения капитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции; размещения садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещения хозяйственных строений и сооружений; размещения жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех наземных этажей); осуществления хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур, не требующей установления санитарной зоны; производства сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства, не требующей установления санитарной зоны (ведение огородничества, садоводства, дачного хозяйства, растениеводства, личного подсобного хозяйства на полевых участках, территория общего пользования, трубопроводный транспорт, размещение линейных объектов) (основные виды разрешенного использования).
Зона сельскохозяйственного назначения/проектная ([номер]) также предназначена для использования под коммунальное обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, амбулаторное ветеринарное обслуживание, рынки, магазины, общественного питание, обслуживание автотранспорта (условно разрешенные виды использования).
Таким образом, подача административного иска указанным лицом в связи с нарушением его прав связанных с невозможностью признания садового дома жилым домом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 52:26:0050025:1209 расположен в территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий» не согласуется с приведенными процессуальными нормами, совокупность которых исходя из предмета и основания заявленных требований исключает возможность удовлетворения поданного им административного искового заявления.
Так, доказательств того, права, свободы и законные интересы ФИО99 в результате принятия нормативного правового акта в оспариваемой части нарушены, административным истцом не представлено и в материалах дела не имеется.
В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что Правила землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением сельского поселения Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки [адрес], оспариваются исключительно в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], к территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий».
При таких обстоятельствах, поскольку у ФИО98 не представившего доказательств того, что положениями оспариваемого нормативного правового акта, нарушаются его права, свободы и законные интересы, применительно к обстоятельствам настоящего дела отсутствует право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании Правила землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки [адрес], в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], к территориальной зоне [номер] - «зона сельскохозяйственных угодий» недействующим, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано.
При этом, суд учитывает, что из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Правила землепользования и застройки в рамках установленных генеральным планом функциональных зон выделяют территориальные зоны и действующие в рамках каждой из них правила застройки, в том числе, устанавливаются ограничения и требования к характеристикам объектов капитального строительства.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Правила землепользования и застройки как документы по реализации генеральных планов не могут противоречить генеральному плану, а равно и применяться без учета содержания его положений.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО100ФИО101ФИО102ФИО103ФИО104ФИО105ФИО106ФИО107 о признании недействующими отдельных положений Генерального плана [адрес], Правил землепользования и застройки [адрес], должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115 о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план [адрес], утвержденного решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении генерального плана [адрес], в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], к функциональной зоне: «луга, сенокосы, пастбища»;
- Правила землепользования и застройки [адрес], утвержденных решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об утверждении правил землепользования и застройки [адрес] в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер], [номер], к территориальной зоне [номер] «зона сельскохозяйственных угодий», отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 22 ноября 2021 года.
Судья областного суда В.Н. Нуждин