ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-49/20 от 14.10.2020 Курского областного суда (Курская область)

Дело № 3а-49/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Курск 14 октября 2020 г.

Курский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Мигущенко Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарями: Сибилевой Г.Г., Алфимовой О.А., Шумской Е.Ю.,

с участием прокуроров прокуратуры Курской области Борисовой Е.С., ФИО1,

административного истца ФИО2,

представителя административных истцов ФИО3, ФИО4 - ФИО5,

представителя административного ответчика Представительного Собрания Поныровского района Курской области - Бутырских А.В.,

представителей административного ответчика администрации Поныровского района Курской области – ФИО6, ФИО7, ФИО8,

представителя заинтересованных лиц ООО «Пристенская зерновая компания», ООО «Мираторг-Курск» - ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям ФИО2, ФИО4 к Представительному Собранию Поныровского района Курской области, администрации Поныровского района Курской области о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, в редакции изменений, утвержденных решением Представительного Собрания Поныровского района Курской области №77 от 03 марта 2020г. и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, в редакции изменений, утвержденных решением Представительного собрания Поныровского района Курской области № 78 от 03 марта 2020 года,

у с т а н о в и л:

ФИО2 и ФИО4 обратились с административными исками о признании недействующим решения Представительного собрания Поныровского района Курской области № 77 от 03 марта 2020 года «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области» в части отнесения территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером , к функциональной зоне «территория, занятая объектами сельскохозяйственного назначения».

Кроме того, ФИО2 и ФИО4 обратились с административными исками о признании недействующим решения Представительного собрания Поныровского района Курской области № 78 от 03 марта 2020 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области» в части отнесения территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером к территориальной зоне «территория, занятая объектами сельскохозяйственного назначения».

Определениями Курского областного суда от 15.06.2020, 08.07.2020 указанные административные исковые заявления объединены в одно производство, с присвоением делу № 3а-49/2020.

С учетом уточнения заявленных требований ФИО2 и ФИО4 просят признать недействующими:

- Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, в редакции изменений, утвержденных решением Представительного Собрания Поныровского района Курской области №77 от 03 марта 2020г. «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области», в части отнесения территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером: к функциональной зоне – территория, занятая объектами сельскохозяйственного назначения, обозначенной в Схемах Генерального плана (Схеме территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Схеме анализа комплексного развития территории и размещения объектов местного значения с учетом ограничений использования территории муниципального образования, Схеме объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и инженерного благоустройства территории муниципального образования, Схеме современного использования территории);

- Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, в редакции изменений, утвержденных решением Представительного собрания Поныровского района Курской области № 78 от 03 марта 2020 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области» в части отнесения территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером: к территориальной зоне - зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения, обозначенной в Схемах Правил (Схеме градостроительного зонирования муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровкого района Курской области, Схеме границ зон с особыми условиями использования территории муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области).

В обоснование административных исковых требований указано, что в оспариваемой части и редакции Генеральный план и Правила землепользования и застройки нарушают права административных истцов на благоприятную окружающую среду, на сохранение объектов культурного наследия, приняты неуполномоченным органом, не соответствуют статьям 77, 79 Земельного кодекса РФ, устанавливающих приоритет сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. При внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования нарушены положения ст. 5.1, 28, ч.12 ст.31, п. 3 ч. 2, ч. 7 статьи 33 ГрК РФ, требования ч. 6.1 ст. 30 ГрК РФ.

Анализируя заявленные административными истцами требования с учетом их уточнения, пояснений представителя и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», изложенных в пункте 27, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 и ФИО4 направлены на признание недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области в части изменений, внесенных решениями Представительного собрания Поныровского района Курской области №77 и 78 от 03 марта 2020 года, согласно которых территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером: отнесена к функциональной зоне – территория, занятая объектами сельскохозяйственного назначения (в Генеральном плане), и отнесена к территориальной зоне - зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (в Правилах землепользования и застройки).

В судебном заседании административный истец ФИО2 и представитель административных истцов ФИО5 настаивали на удовлетворении административных исков по изложенным в них основаниям.

Представители административных ответчиков Представительного Собрания Поныровского района Курской области - Бутырских А.В., администрации Поныровского района Курской области ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебном заседании требования ФИО16 не признали, просили отказать в их удовлетворении, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением процедуры, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы административных истцов. В подтверждение соответствующей правовой позиции представили письменные возражения на административный иск.

Представитель заинтересованных лиц: ООО «Мироторг – Курск», ООО «Пристенская зерновая компания» ФИО9 в судебном заседании полагал, что административные иски не подлежат удовлетворению.

Заинтересованное лицо Комитет архитектуры и градостроительства Курской области в судебное заседание своего представителя не направил, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя данного заинтересованного лица и письменные возражения на административный иск.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административных исков и возражений, исследовав представленные доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении административных исков следует отказать, суд считает административные иски не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области утвержден решением Собрания депутатов Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области №14 от 31.12.2013 года; Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области утверждены решением Собрания депутатов Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области №1 от 15.01.2014 года (далее также - Генеральный план и Правила землепользования и застройки).

В дальнейшем в данные нормативные правовые акты вносились изменения, в том числе, 03 марта 2020 года Представительным Собранием Поныровского района Курской области приняты решение №77 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области» (далее также - Решение N 77) и решение N 78 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области» (далее также - Решение N 78).

Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: , категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использованием для сельскохозяйственного производства, распложенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ООО « Пристенская зерновая компания», находится в аренде у ООО «Мираторг – Курск» ( т.1 л.д. 12-13а, т.7 л.д. 38-39).

Согласно схеме функционального зонирования территории Ольховатского сельсовета, являющейся приложением к Генеральному плану, действовавшему до принятия оспариваемого решения, территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером: относилась к функциональной зоне «зона сельскохозяйственного использования СХ».

Решением Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 03.03.2020 № 77 внесены изменения в Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет», в том числе в «Схему функционального зонирования территории», «Схему современного использования территории», «Схему объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и инженерного благоустройства территории муниципального образования», «Схему анализа комплексного развития территории и размещения объектов местного значения с учётом использования территории муниципального образования», «Схему территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», являющиеся приложением к Генеральному плану, в части установления в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером , функциональной зоны «Территория, занятая объектами сельскохозяйственного назначения» (т. 7 л.д. 34,36).

Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области (в редакции до оспариваемой), земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером: относился к территориальной зоне «зона сельскохозяйственных угодий СХ».

Решением Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 03.03.2020 № 77 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет», в том числе в «Схему градостроительного зонирования территории муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области», «Схему границ зон с особыми условиями использования территории муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области», являющиеся приложением к Правилам землепользования и застройки, в части установления в отношении территории, на которой распложен земельный участок с кадастровым номером , территориальной зоны «СХ2 – зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения» (т.6 л.д. 138, т. 7 л.д. 35).

Проверяя полномочия Представительного Собрания Поныровского района Курской области на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу ( статья 3 ГрК РФ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии с положениями пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки.

Согласно пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ), статьям 24 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( в редакции на момент принятия оспариваемых решений о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки), утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района. Генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.

Как следует из части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 1, 4 Устава муниципального района «Поныровский район Курской области», утвержденного решением Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 08.12.2005 № 7 (далее Устав района), Закона Курской области от 21.10.2004 № 48 –ЗКО «О Муниципальных образованиях Курской области», Поныровский район – муниципальное образование, объединяющее одно городское поселение и 7 сельских поселений. В состав территории Поныровского района входит сельское поселение – Ольховатский сельсовет. Устав действует на всей территории муниципального образования и обязателен для исполнения жителями Поныровского района.

В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ в систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления входят акты представительного органа. При этом, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 22, части 2 статьи 23, статьи 24 Устава района, Представительное Собрание Поныровского района, состоящее из 15 депутатов, является выборным представительным органом местного самоуправления, обладающим правом в пределах своей компетенции принимать решения, действующие на всей территории муниципального образования, в том числе по утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений.

Таким образом, решение вопросов утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области (внесение изменений в данные нормативные правовые акты) относится к полномочиям Представительного собрания Поныровского района Курской области.

Согласно части 4 статьи 15 Закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.

Положения Устава муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области не относят утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения к вопросам местного значения, по которым вправе принимать решения органы местного самоуправления Ольховатского сельсовета.

Соглашения о передаче полномочий по утверждению Генеральных планов поселения и Правил землепользования и застройки, в том числе в части внесения изменений в указанные нормативные правовые акты на момент принятия между муниципальным районом «Поныровский район Курской области» и муниципальным образованием «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области заключено не было.

В связи с указанным, доводы административных истцов о принятии оспариваемых нормативных правовых актов неуполномоченным органом нельзя признать обоснованными. При этом ссылка на нарушение законодательства, регламентирующего отзыв депутатов органов местного самоуправления, исходя из предмета заявленных требований, правового значения для существа настоящего дела не имеет и не может быть принята во внимание.

Из положений статьи 6 Устава района следует, что в систему муниципальных актов Поныровского района входят решения Представительного собрания Поныровского района Курской области, которые вступают в силу со дня их официального опубликования, или в иной срок, установленный указанными нормативными актами. Муниципальные правовые акты, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области, официальному опубликованию, публикуются Главой Поныровского района в 7-дневный срок в газете «Знамя победы», размещаются в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования «Поныровский район» Курской области (по адресу: http://ponirir.rkursk.ru), за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений также используется портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания ЭЛ № ФС77-72471 от 05 марта 2018 года). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на указанном портале объемные графические и табличные приложения к нему в газете «Знамя победы» могут не приводиться.

Как установлено судом решение Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 03.03.2020 № 77 официально опубликовано в газете «Знамя Победы» от 04.03.2020 № 10 (7854), размещено на официальном сайте Поныровского района 05.03.2020, а также в федеральной системе государственного территориального планирования ФГИС ТП 20.03.2020.

Решение Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 03.03.2020 № 78 официально опубликовано в газете «Знамя Победы» от 04.03.2020 № 10 (7854), размещено на официальном сайте Поныровского района - 05.03.2020, в федеральной системе государственного территориального планирования ФГИС ТП - 20.03.2020, а также на сайте http://pravo-minjust.ru, в том числе с графическим приложением.

Принимая во внимание, что картографические материалы были размещены в свободном доступе на официальных сайтах муниципального образования, а также на соответствующих информационных порталах, предусмотренных действующим законодательством, у неограниченного круга лиц имелась возможность ознакомления с их содержанием, в связи с чем, публикация картографических материалов в газете «Знамя Победы» не являлась обязательной.

Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу, что решения Представительного Собрания Поныровского района Курской области №77 от 03 марта 2020 года «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области» и N 78 от 03 марта 2020 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области» приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования.

Доводы административных истцов о наличии основания для удовлетворения заявленных требований, ввиду нарушения порядка принятия оспариваемых решений 77 и 78, в том числе процедуры проведения публичных слушаний, подлежат отклонению исходя из следующего.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.

Утверждение генерального плана сельского поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе обязательное рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ) и уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 28 ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 24 ГрК РФ, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

Процедура внесения изменений в генеральный план, аналогична процедуре подготовки генерального плана и регулируется положениям статей 9, 23-25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предусматривает: принятие главой местной администрации решения о подготовке соответствующего проекта (часть 2 статьи 24 ГрК РФ), разработку проекта с учетом установленных законом требований (статья 9, часть 3 статьи 24 ГрК РФ); обсуждение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ); согласование проекта в соответствии с требованиями положений статьи 25 ГрК РФ, утверждение проекта представительным органом местного самоуправления (часть 8 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 28 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.

Так, публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования (часть 3 статьи 28 ГрК РФ). Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке принимают меры по доведению до сведения населения информации о содержании проекта генерального плана, в частности, путем организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступлений представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5 статьи 28 ГрК РФ). В свою очередь, участники публичных слушаний вправе представить в данные органы свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 ГрК РФ).

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 ГрК РФ).

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предусмотренный требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется положениями статей 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предусматривает: принятие главой местной администрации решения о подготовке соответствующего проекта (часть 5 статьи 31 ГрК РФ), обсуждение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном статьей 5.1 ГрК РФ порядке (часть 12 статьи 31 ГрК РФ), утверждение проекта представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации Поныровского района Курской области от 03.04.2019 года № 188 (л.д. 10-11 приложения) принято решение о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области. Кроме того, 22.04.2019 г. Главой Администрации Поныровского района Курской области принято постановление № 224 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила Землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области» (т.6 л.д. 10-13). Подготовленные проекты были вынесены для обсуждения на публичных слушаниях, состоявшихся 05 июля 2019 года (л.д. 18-21 приложения - постановление Администрации Поныровского района Курской области от 24.06.2019 № 374 «О назначении публичных слушаний по Проектам о внесении в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области»).

В ходе внеплановой поверки, комитетом архитектуры и градостроительства Курской области, как уполномоченным органом на осуществление государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, выявлены факты нарушения соблюдения процедуры проведения вышеуказанных публичных слушаний, в связи с чем администрации Поныровского района Курской области предписано провести повторно публичные слушания с учетом требований статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (акт внеплановой проверки от 24.09.2019 № 26 - т.6 л.д. 19-22; предписание об устранении выявленных нарушений от 24.09.2019 № 17 - т.6 л.д. 23-25).

Процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки регламентирована статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которой данная процедура состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Согласно части 24 статьи 5.1 ГрК РФ, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ, решением Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 03.10.2019 №58 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального района «Поныровский район» Курской области (далее - Положение) - л.д. 30-58 приложения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 14.1 раздела 14 Положения, Главой Поныровского района Курской области принято постановление от 16.12.2019 №711 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению Проекта о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, организатором публичных слушаний по рассмотрению Проекта была назначена комиссия по организации и проведению публичных слушаний по рассмотрению Проекта, порядок работы которой определен приложением 4 данного постановления.

Данное постановление опубликовано в газете «Знамя победы» от 18.12.2019 № 51 (7843) и 25.12.2019 года размещено на официальном сайте муниципального образования (л.д. 72-79, 80 -84 приложения).

В названном постановлении содержались сведения о назначении публичных слушаний в период с 25.12.2019 по 27.01.2020 с указанием даты, времени и места проведения собрания участников, сроков работы и мест размещения экспозиции, срока публикации заключения о результатах публичных слушаний.

Согласно указанного постановления экспозиция Проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями пунктов, 2 и 3 части 5, части 9 статьи 5.1 ГрК РФ, раздела 5 Положения проводилась в рабочие дни с 10 час. 00 мин до 17 час. 00 мин ( с перерывом с 13 до 14 час), в период с 25.12.2019 по 27.01.2020 в зданиях, расположенных по адресам: администрации Поныровского района Курской области по адресу: <адрес>; администрации Ольховатского района Поныровского района Курской области по адресам: <адрес>; МКУК «Игишевский сельский Дом культуры» по адресу: <адрес>.

Оповещение о проведении публичных слушаний в соответствии с пунктом 1 части 5, частей 7 и 8 статьи 5.1. ГрК РФ, пунктами 3.7 и 3.9 раздела 3 Положения опубликовано в газете «Знамя победы» от 18.12.2019 № 51 (7843), размещено на официальном сайте муниципального района «Поныровский район» Курской области (http://ponirir.rkursk.ru/) и официальном сайте муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области (http://olhovatskiy.rkursk.ru/) в сети «Интернет», а также на информационных стендах, расположенных в зданиях: Администрации Поныровского района Курской области по адресу: <адрес>; Администрации Ольховатского района Поныровского района Курской области по адресам: <адрес>; МКУК «Игишевский сельский Дом культуры» по адресу: <адрес>.

Проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, на основании требований пункта 2 части 5 статьи 5.1. ГрК РФ, в соответствии с пунктом 3.8. раздела 3 Положения, размещены на официальном сайте муниципального района «Поныровский район» Курской области (http://ponirir.rkursk.ru/) и официальном сайте муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области (http://olhovatskiy.rkursk.ru/) в сети «Интернет», данный проект был согласован в соответствии с требованиями ст. 24,25 ГрК РФ.

Как установлено судом, 27.01.2020 согласно графику, установленному приложением 1 постановления Главы Администрации Поныровского района Курской области от 16.12.2019 №711, проведены собрания участников публичных слушаний, по итогам которых в соответствии с требованиями пункта 5 части 5, частей 18 и 19 статьи 5.1 ГрК РФ, пунктов 11.2, 11.3 раздела 11 Положения подготовлены и оформлены протоколы публичных слушаний от 27.01.2020 года №№1,2,3 (л.д. 103-108, 132-137, 171-177 приложения), на основании пункта 6 части 5, с учетом требований частей 21-23 статьи 5.1 ГрК РФ, пунктов 11.5-11.9 раздела 9 Положения подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 06.02.2020 года. Названное заключение опубликовано в газете «Знамя победы» от 12.02.2020 №7(7851), а также размещено на официальном сайте муниципального района «Поныровский район» Курской области (http://ponirir.rkursk.ru/) и официальном сайте муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области (http://olhovatskiy.rkursk.ru/) в сети «Интернет» (л.д. 217 -220, 222- 224 приложения).

В соответствии с ч. 12 статьи 24 ГрК РФ, комиссией по организации и проведению публичных слушаний по рассмотрению Проекта протоколы публичных слушаний от №№1,2,3 и заключение о результатах публичных слушаний от 06.02.2020 года, материалы по организации и проведению публичных слушаний по Проекту направлены главе Администрации Поныровского района (письмо комиссии от 06.02.2020 №4 – л.д. 221 приложения) для принятия им решения в соответствии с положениями части 9 статьи 28 ГрК РФ.

Глава Администрации Поныровского района Курской области, принял решение о направлении Проекта в Представительное Собрание Поныровского района Курской области для рассмотрения и утверждения (письмо Главы Поныровского района Курской области от 17.02.2020 №505 – л.д. 225 приложения).

03.03.2020 Представительным Собранием Поныровского района Курской области на одиннадцатом заседании четвертого созыва (присутствовало 13 депутатов, из которых 12 проголосовало «за» принятие решения, 1 – «против») в рамках наделенных полномочий и с соблюдением установленных законом требований и положений регламента работы Представительного Собрания Поныровского района Курской области (том 7 л.д. 245- 254, том 8 л.д. 1-13), принято оспариваемое решение, которое было подписано председателем Представительного Собрания и главой района с присвоением номера 77.

Кроме того, судом установлено, что в соответствии с пунктом 15.1 раздела 15 Положения 26.12.2019 главой Поныровского района Курской области принято постановление № 753 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению Проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области. Постановление опубликовано в газете «Знамя победы» от 01.01.2020 № 1 (7845) и размещено на официальном сайте муниципального образования 01.01.2020 (т.6 л.д. 65- -72, 83-87).

Согласно названного постановления от 26.12.2019 № 753, организатором публичных слушаний по рассмотрению Проекта была назначена комиссия по организации и проведению публичных слушаний по рассмотрению Проекта, порядок работы которой определен приложением 4. Кроме того, в данном постановлении содержались сведения о назначении публичных слушаний в период с 09.01.2020 по 10.02.2020 с указанием даты, времени и места проведения собрания участников, сроков работы и мест размещения экспозиции, срока публикации заключения о результатах публичных слушаний.

Оповещение о проведении публичных слушаний в соответствии с пунктом 1 части 5, частей 7 и 8 статьи 5.1 ГрК РФ, пунктами 3.7 и 3.9 раздела 3 Положения опубликовано в газете «Знамя победы» от 01.01.2020 № 1 (7845), размещено на официальном сайте муниципального района «Поныровский район» Курской области (http://ponirir.rkursk.ni/) и официальном сайте муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области (http://olhovatskiy.rkursk.ru/) в сети «Интернет», а также на информационных стендах, расположенных в зданиях: Администрации Поныровского района Курской области по адресу: <адрес>; Администрации Ольховатского района Поныровского района Курской области по адресам: <адрес> (административное здание администрации Ольховатского сельсовета), <адрес> (здание администрации Ольховатского сельсовета); МКУК «Игишевский сельский Дом культуры» по адресу: <адрес> (здание Дома культуры).

Проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, на основании требований пункта 2 части 5 статьи 5.1 ГрК РФ, в соответствии с пунктом 3.8. раздела 3 Положения, размещены на официальном сайте муниципального района «Поныровский район» Курской области (http://ponirir.rkursk.ru/) и официальном сайте муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области (http://olhovatskiy.rkursk.ru/) в сети «Интернет».

Согласно указанного постановления экспозиция Проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями пунктов, 2 и 3 части 5, части 9 статьи 5.1 ГрК РФ, раздела 5 Положения в рабочие дни с 10 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. с перерывом с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., в период с 09.01.2020 по 10.02.2020 в зданиях, расположенных по адресам: Администрации Поныровского района Курской области по адресу: <адрес>; Администрации Ольховатского района Поныровского района Курской области по адресам: <адрес>; МКУК «Игишевский сельский Дом культуры» по адресу: <адрес>.

10.02.2020 состоялось собрание участников публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района, согласно графику, установленному приложением 1 постановления Администрации Поныровского района Курской области от 26.12.2019 № 753.

По итогам публичных слушаний в соответствии с требованиями пункта 5 части 5, частей 18 и 19 статьи 5.1. ГрК РФ, пунктов 11.2, 11.3 раздела 11 Положения подготовлены и оформлены протоколы публичных слушаний от 10.02.2020 №№ 1,2,3, на основании пункта 6 части 5, с учетом требований частей 21-23 статьи 5.1 ГрК РФ, пунктов 11.5-11.9 раздела 9 Положения подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 19.02.2020 по Проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области в газете «Знамя победы» от 26.02.2020№ 9 (7853), а также размещено на указанных выше официальных сайтах в сети «Интернет» (т.6 л.д. 88-93 99-104, 110-116, 124-128, 129-131).

Согласно требованиям части 15 статьи 31 ГрК РФ комиссией протоколы публичных слушаний от10.02.2020 №№1,2,3 и заключение о результатах публичных слушаний от 09.02.2020 по Проекту, материалы по организации и проведению публичных слушаний направлены Главе Поныровского района (письмо комиссии от 19.02.2020 №1 – т.6 л.д. 132) для принятия им решения в соответствии с положениями части 16 статьи 31 ГрК РФ.

Глава Поныровского района Курской области принял решение о направлении Проекта в Представительное Собрание Поныровского района Курской области для рассмотрения и утверждения (письмо Главы Поныровского района Курской области от 19.02.2020 № 532 – т.6 л.д. 133).

03.03.2020 года Представительным Собранием Поныровского района Курской области на одиннадцатом заседании четвертого созыва (присутствовало 13 депутатов, из которых 12 проголосовало «за» принятие решения, 1 – «против») в рамках наделенных полномочий и с соблюдением установленных законом требований и положений регламента работы Представительного Собрания Поныровского района Курской области (том 7 л.д. 245- 254, том 8 л.д. 1-13), принято оспариваемое решение, которое было подписано председателем Представительного Собрания и главой района с присвоением номера 78.

Доводы административных истцов о допущенных нарушениях при проведении процедуры публичных слушаниях не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Указание, что проведение экспозиций в рабочие дни и время нарушило право административных истцов на ознакомление с экспозициями Проектов, не нашли своего подтверждения. Установление времени для ознакомления с экспозициями проектов требованиям статьи 5.1 ГрК РФ и Положению, утвержденному решением Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 03.10.2019 №58, не противоречит. Ссылка на невозможность ознакомления с экспозицией административным истцом ФИО4 по причине его занятости на работе опровергается пояснениями представителя истца ФИО5, свидетеля ФИО10 о том, что ФИО4 официально не работает. Данных о том, что указанное воспрепятствовало ФИО2 ознакомиться с экспозициями, также не представлено.

Доводы административных истцов в обоснование заявленных требований на нарушение части 3 статьи 28 и части 12 статьи 31 ГрК РФ, ввиду проведения собрания одновременно в отношении нескольких населенных пунктов, основан на неверном толковании названных норм права.

В соответствии с положениями части 3 статьи 28 ГрК РФ публичные слушания по проектам генеральных планов поселений и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

В силу части 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки проводятся в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, постановлениями главы администрации Поныровского района Курской области от 16.12.2019 №711 и от 26.12.2019 №753 утвержден график проведения собраний участников публичных слушаний по рассмотрению Проектов с обозначением даты, времени и места проведения для каждого населенного пункта. Местами проведения собраний публичных слушаний были определены общественные здания учреждений культуры, расположенные в границах территории муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, а именно: <адрес> При этом действующее градостроительное законодательство не содержит запрета на одновременное проведение собраний участников относительно нескольких населенных пунктов.

В соответствии с Постановлениями №№ 711 и 753 публичные слушания были проведены во всех населенных пунктах Ольховатского сельсовета, жителям каждого населенного пункта сельсовета была обеспечена возможность непосредственного участия в Собрании, в том числе жителям д. Теплое, что подтверждается явочными листами.

Поскольку явка на публичные слушания населения сельсовета, при условии надлежащего извещения о месте проведения публичных слушаний, обязательной не является, персональное извещение о публичных слушаниях каждого из жителей поселения законом не предусмотрена, сам по себе факт не явки на публичные слушания административного истца ФИО4 не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов и являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, как установлено судом, административные истцы являются жителями с. Ольховатка Поныровского района Курской области, административный истец ФИО2 не оспаривала факт ее оповещения о проведении публичных слушаний 27.01.2020 и 10.02.2020 года, из представленных доказательств следует, что ФИО2 реализовала свое право как на ознакомление с проектами изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, подачу замечаний на указанные проекты, так и на участие в публичных слушаниях, что подтверждается записями ФИО2 в Журналах предложений и замечаний по опубликованному проекту в Генеральный план МО «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области от 14 и 24.01.2020 года (л.д. 94-97 приложения) и по опубликованному проекту в ПЗЗ МО «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области от 14.01.2020 года (т.6 л.д. 73-76), письменными замечаниями ФИО2 по проекту о внесении изменений в Генеральных план и Правила землепользования и застройки МО «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, которые содержат предложение исключить из указанных проектов изменения в части территории, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером: с приложением к замечаниям Схем из названных проектов и выписки из ЕГРН и публичной карты в отношении названного земельного участка (т.7 л.д. 218 -232, л.д.188-201 приложения), протоколами публичных слушаний от 27.01.2020 года и 10.02.2020 года, журналами регистрации участников (т. 6 л.д. 110-116, л.д. 171-177, 178-185 приложения).

Данных о том, что административным истцам было отказано в принятии замечаний на проекты ввиду отсутствия их аргументированного обоснования, отсутствуют.

Факт оповещения жителей МО «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области о проведении публичных слушаниях, ознакомление с проектами вносимых изменений, реализации права на участие в публичных слушаниях и подачи замечаний на проекты помимо вышеназванных доказательств подтверждается показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11, численностью участников публичных слушаний (среди которых родственники ФИО4, зарегистрированные с ним по одному адресу), количеством и содержанием поданных замечаний на проекты, которые были рассмотрены и принятые по ним решения были отражены в заключениях.

При этом суд также учитывает, что названные проекты изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки ранее уже были предметом рассмотрения на публичных слушаниях жителями Ольховатского сельского совета Поныровского района Курской области 05 июля 2019 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления, реализуя дискреционные полномочия, с целью комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, создал необходимые условия обеспечения участия в их обсуждении на публичных слушаниях проектов изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ольховатского сельского совета Поныровского района Курской области наиболее широких слоев населения муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемые решения, возможность участвовать в их обсуждении для получения общественной оценки принимаемых нормативных правовых актов.

При этом суд полагает необходимым отметить, что с учетом установленных по делу обстоятельств, сами по себе недочеты отдельных процедур проведения публичных слушаний проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, на которые в обоснование заявленных требований ссылается представитель административных истцов, как и представленные в подтверждение указанного доказательства, в числе которых видеозаписи и показания свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО11, не могут свидетельствовать о существенных нарушениях, повлиявших на законность принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, и служить основанием для признании их недействующими.

Подлежат отклонению как необоснованные доводы административных истцов о необходимости согласования проекта оспариваемых нормативных правовых актов с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно 8.1. ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения.

Вместе с тем на территории Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области территории исторического поселения федерального значения или регионального значения отсутствуют. При этом, сводное заключение, а также согласование проекта Генерального плана в соответствии с требованиями статьи 25 ГрК РФ при утверждении изменений было осуществлено, что подтверждается представленными доказательствами.

Доводы административных истцов о нарушении законодательства об охране окружающей среды, законодательства о сохранности объектов культурного наследия со ссылкой на установленные факты нарушения данного законодательства ООО «Мираторг – Курск» и неоднократное привлечение к административной ответственности относятся к строительству объекта, возведенного на земельном участке с кадастровым номером и не свидетельствуют о нарушениях градостроительного законодательства при принятии изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельсовета.

Кроме того, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером , а равно и возведенный на нем объект ООО «Мираторг – Курск» расположены на значительном удалении от объектов культурного наследия и в охранную зону данных объектов не входят. Каких –либо объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения на территории расположения указанного земельного участка не имеется и не имелось. Отсутствие археологических предметов и объектов культурного наследия на указанном земельном участке подтверждено также отчетом по договору № 1006-2019 о проведении археологического обследования земельного участка, предназначенного для строительства свинокомплекса ООО «Мираторг – Курск и заключением историко – культурной экспертизы, с выводами которой согласилось Управление Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия.

Наличие данной экспертизы и представление ее, наряду с заключением экологической экспертизы, как и проекта возводимого ООО «Мираторг – Курск» объекта на экспозицию публичных слушаний, вопреки доводам административных истцов, требованиями законодательства не предусмотрено.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что на объект недвижимости, возведенный ООО «Мираторг – Курск» на вышеуказанном земельном участке, 01.09.2020 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию, что свидетельствует о том, что данный объект был предметом государственного строительного надзора и проверен на соответствие требованиям действующего законодательства в соответствии с положениями статьи 55 ГрК РФ.

Таким образом, с учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что процедура проведения публичных слушаний проектов внесения изменений в Генеральный план и Правил землепользования и застройки, предусмотренная приведенными выше нормами законодательства, административным ответчиком была соблюдена.

Доводы административных истцов о нарушение при принятии Решения №78 положений части 6.1 статьи 30 ГрК РФ опровергается материалами дела. Судом установлено, что требования приведенной нормы, подлежащей применению во взаимосвязи с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», при разработке и утверждении оспариваемых изменений Правил землепользования и застройки соблюдены. Так, из исследованных в судебном заседании карт, следует, что территориальные зоны, в отношении которых вносились изменения в Правила землепользования и застройки, имеют границы. Указанное также подтверждено тем обстоятельством, что земельный участок с кадастровым номером , по границе которого проходит территориальная зона «Сх2», сформирован, поставлен на кадастровый учет, в отношении него содержатся сведения в ЕГРН.

Указание административных истцов на нарушения положений части 9 статьи 28, частей 16 статьи 31 ГрК РФ, ввиду отсутствия решения принятого Главой района о согласии с Проектами, также основаны на неверном толковании указанных норм права.

В силу ч.9 ст. 28 ГрК РФ, глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение: 1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования; 2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

В соответствии с ч.16 ст. 31 ГрК РФ, глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Приведенные нормы не содержат требований о принятии соответствующего решения, как правового акта. Такой вид нормативного правового акта - решение главы не предусмотрен и Уставом района (статья 6 Устава).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, решения об отклонении проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки и о направлении их на доработку глава администрации не принимал, из сопроводительных писем от 17.02.2020 № 505, от 19.02.2020 № 532, следует, что указанные Проекты и прилагаемые к ним документы с проектом решения направлены в Представительное собрание, что свидетельствует о согласии главы администрации с представленными ему Проектами внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования сельсовета.

Не основаны на положениях статей 28, 31 ГрК РФ и доводы административных истцов о том, что с учетом представленных замечаний жителей сельсовета Глава администрации должен был отклонить проекты генерального плана и правил землепользования и застройки и направить их на доработку.

Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и организаций, в том числе при осуществлении ими мероприятий по территориальному планированию и градостроительному зонированию.

Целью правового института публичных слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Возможность участвовать в обсуждении проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории, представить свои замечания и предложения, была реализована всеми заинтересованными лицами. Поступившие в ходе проведения публичных слушаний замечания и предложения были отражены в протоколах и внесены в итоговые заключения, являвшиеся предметом рассмотрения как Главы администрации Поныровского района, так и Представительного Собрания. Нормативных предписаний об отклонении проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки и обязанности направить проекты на доработку, ввиду наличия возражений жителей сельсовета, градостроительное законодательство не содержит.

Также подлежит отклонению довод административных истцов о нарушении положений части 7 статьи 33 ГрК РФ при принятии Решения 78, ввиду наличия самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером .

Как следует из приведенной нормы, со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка, вида разрешенного использования земельных участков, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки.

Вместе с тем, из системного толкования положений статей 30-35 ГрК РФ следует, что процедура утверждения и внесения изменений в правила землепользования и застройки начинается с принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта, в данном случае указанная процедура была начата 22.04.2019. Уведомление о выявлении самовольной постройки от 07.08.2019 поступило в администрацию 12.08.2019 года, т.е. уже после начала соответствующей процедуры, что свидетельствует об отсутствии нарушений положений части 7 статьи 33 ГрК РФ при принятии оспариваемого Решения №78.

При этом суд учитывает, что в отношении объекта капитального строительства, распложенного на земельном участке с кадастровым номером 46:18:080201:47, администрацией Поныровского района Курской области выдано разрешение на строительство от 20.03.2020 года, 01.09.2020 объект на основании разрешения № 46-10246000809551-7-2020 введен в эксплуатацию (т.8 л.д. 20 -23). Таким образом, государство в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке подтвердило законность размещения названного объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 46:18:080201:47.

Не могут быть признаны обоснованными доводы административных истцов о нарушении порядка принятия Решения №78, ввиду начала процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки до утверждения изменений в Генеральный план.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов сельского поселения, карту функциональных зон и утверждаются на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Тем самым подготовка генерального плана поселения направлена не только на отражение существующей территории сельского поселения, но и на планируемое развитие этой территории.

Генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1).

При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Как следует из представленных доказательств, внесение изменений в Правила землепользования и застройки было обусловлено, в том числе, необходимостью их приведения в соответствии с Генеральным планом, а также сложившимся функциональным использованием территории муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области.

Процедура внесения оспариваемых изменений в Генеральный план началась ранее, чем процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки, соответствующий нормативный правовой акт, вносящий изменения в документ территориального планирования (Решение №77), был также принят до принятия Решения №78, что не противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ и свидетельствует о соблюдении при принятии оспариваемых нормативный правовых актов принципа первичности Генерального плана.

Доводы административных истцов о нарушении при принятии оспариваемых нормативных правовых актов нормативных положений, регулирующих использование земель сельскохозяйственных угодий, также нельзя признать обоснованными.

В соответствии с пунктом 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, обеспечение продовольственной безопасности осуществляется не только за счет указанных административными истцами повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, но и за

счет достижения продовольственной независимости Российской Федерации; ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка; повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1).

Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).

В силу ч.1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» свиноводство отнесено к продукции первичной переработки сельскохозяйственного сырья.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым под сельскохозяйственным использованием понимается ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования предусматривает, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, включая свиноводство.

Указанный Приказ Минэкономразвития России определяет возможность строительства объектов агропромышленного комплекса на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» без перевода таких земель в иную категорию.

В силу ст. 1 ГрК РФ, генеральный план не осуществляет градостроительное зонирование и не устанавливает территориальные зоны и градостроительные регламенты. Ни первоначальная, ни оспариваемая редакция Генерального плана Ольховатского сельсовета не относит территорию, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером к функциональной зоне «сельхозугодья», в связи с чем, доводы административных истцов о нарушении при принятии решения №77 положений закона, регулирующего использование земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, нельзя признать обоснованными.

В соответствии с изменениями, внесенными в Генеральный план Ольховатского сельсовета решением Представительного Собрания от 03.03.2020 № 77, земельный участок с кадастровым номером отнесен к функциональной зоне «Территории, занятые объектами сельскохозяйственного назначения». При этом, в составе функциональных зон муниципального образования «Ольховатский сельсовет» отдельно выделены территории, занятые сельскохозяйственными угодьями.

Из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В соответствии с положениями пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Согласно части 9 статьи 35 ГрК РФ, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В силу положений статьи 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

В соответствии с предписаниями части 6 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Курской области от 11 февраля 2010 года N 2-ЗКО «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курской области" постановлением администрации Курской области от 29.06.2011 N 278-па утвержден Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Курской области, использование которых для других целей не допускается.

В указанный перечень территория, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером , не включена. Данный земельный участок не относится также и к территории ведения гражданами садоводства.

С учетом указанных обстоятельств, вопреки доводам административных истцов, установление оспариваемым решением №78 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки территориальной зоны СХ2 (Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения) не противоречит Генеральному плану ни в действующей, ни в предыдущей редакции, не нарушает названных положений Градостроительного, Земельного кодексов РФ, закона регулирующего использование земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и прав административных истцов, соответствует целям и задачам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683.

При этом суд считает необходимым отметить, что сходная с указанными доводами административных истцов правовая позиция Верховного суда, изложенная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 относится к вопросу о возможности использования сельскохозяйственных угодий для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, не может быть применена при рассмотрении настоящего дела.

Кроме того, суд учитывает, что правообладателями земельного участка с кадастровым номером , либо смежных с ним земельных участков (объектов недвижимости на них распложенных) административные истцы не являются. Согласно представленным доказательствам, ФИО2 является собственником доли земельного участка и жилого дома, расположенного <адрес>, ФИО4 в собственности объектов недвижимости на территории Ольховатского сельсовета Поныровского района Курской области не имеет (т.8 л.д. 32-35, 36- 39). Нарушений прав административных истцов, как жителей с. Ольховатка Поныровского района Курской области, на участие в публичных слушаниях судом не установлено. Каких-либо доказательств о том, что установленная территориальная и функциональная зона – зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения в оспариваемой части Генерального плана и Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области создает препятствия ФИО2 по использованию принадлежащих ей земельного участка и жилого дома, не представлено.

С учетом изложенных выше норм права, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Представительным Собранием Поныровского района Курской области с соблюдением порядка принятия, в частности, с соблюдением требований, устанавливающих полномочия Представительного Собрания Поныровского района Курской области на принятие нормативного правовых актов, требований к форме и виду нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. Нарушений процедуры принятия, опубликования и введения в действие, которые могут повлечь признание нормативных правовых актов недействующими, судом не установлено. Оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат федеральному и региональному законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного, поскольку суд пришел к выводу, что оспариваемые административными истцами нормативные правовые акты соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в удовлетворении требований ФИО2 и ФИО4 следует отказать.

Согласно части 1 статьи 111 КАС Российской Федерации основания для взыскания понесенных административными истцами судебных расходов отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административных исков ФИО2, ФИО4 к Представительному Собранию Поныровского района Курской области, администрации Поныровского района Курской области о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, в редакции изменений, утвержденных решением Представительного Собрания Поныровского района Курской области №77 от 03 марта 2020г. и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Ольховатский сельсовет» Поныровского района Курской области, в редакции изменений, утвержденных решением Представительного собрания Поныровского района Курской области № 78 от 03 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 28.10. 2020 года.

Председательствующий судья: Н.А. Мигущенко