Дело № 3а - 4/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2017 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
с участием представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1, действующего на основании доверенности от 16 ноября 2016 года № ИВ-01-28/14641, представителя административного ответчика Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области ФИО2, действующего на основании доверенности от 10 января 2017 года № 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 11 июня 2011 года № 37/2-214 «Об утверждении документа территориального планирования «Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года» в части включения в границы муниципального образования город Вольск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Вольского лесничества Саратовской области,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия решения Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 11 июня 2011 года № 37/2-214 «Об утверждении документа территориального планирования «Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года» в части включения в границы муниципального образования город Вольск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделе 12 квартала 30; выделе 7 квартала 34; части выделов 14 - 16, 21, 23 квартала 34; выделе 17 квартала 34 Октябрьского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области, выделе 22 квартала 62; выделов 1, 6, 9, 11, 12, 14, 15 квартала 68; выделе 33 квартала 69; части выделов 9, 10 квартала 78; выделе 8 квартала 78; части выдела 26 квартала 77; выделе 27 квартала 77; части выделов 1, 6, 11, 12, 14, 15 квартала 83; выделов 8, 9 квартала 87; выделов 1, 3 квартала 88; части выдела 2 квартала 88 городского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что оспариваемым решением утверждён генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года.
По результатам выполненного Федеральным государственным бюджетным учреждением (далее – ФГБУ) «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы, определённые основным чертежом генерального плана, установлено фактическое включение в границы муниципального образования город Вольск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделе 12 квартала 30; выделе 7 квартала 34; части выделов 14-16, 21, 23 квартала 34; выделе 17 квартала 34 Октябрьского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области, выделе 22 квартала 62; выделах 1, 6, 9, 11, 12, 14, 15 квартала 68; выделе 33 квартала 69; части выделов 9, 10 квартала 78; выделе 8 квартала 78; части выдела 26 квартала 77; выделе 27 квартала 77; части выделов 1, 6, 11, 12, 14, 15 квартала 83; выделах 8, 9 квартала 87; выделах 1, 3 квартала 88; части выдела 2 квартала 88 городского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области.
При принятии данного решения согласование проекта документа территориального планирования в части включения в границы населённого пункта указанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом, как уполномоченным органом, не производилось. В связи с этим административный истец полагает указанный нормативный правовой акт не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования по приведённым выше основаниям.
Представитель административного ответчика Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, указав на соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и соответствие его требованиям федерального законодательства.
Заинтересованные лица министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Пунктом 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) установлено, что утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Закону Саратовской области от 27 декабря 2004 года № 86-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Вольского муниципального района» в состав муниципального образования город Вольск входят следующие населённые пункты: город Вольск, железнодорожная станция Клены, рабочий поселок Клены, поселок Шиханы - 2, поселок Шиханы - 4.
Совет муниципального образования город Вольск является представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области (статья 1 Положения о Совете муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области, пункт 1 части 1 статьи 17 Устава муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного названным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ).
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 года № 2.
Пунктами 2 – 4, подпунктом «а» пункта 5 и пунктами 6 – 10 указанного Положения предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.
Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации трёхмесячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчислялся с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считался согласованным с этим органом.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
Таким уполномоченным федеральным органом в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, являлся Рослесхоз.
Как следует из материалов дела, 10 июня 2011 года Советом муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области принято решение № 37/2-214 «Об утверждении документа территориального планирования «Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года» (том № 2 листы дела № 31, 94-229, том № 3 листы дела № 1-148).
Нормативный правовой акт опубликован в газете «Вольский деловой вестник» от 10 июня 2011 года № 38 (289) (том № 2 листы дела № 7-8).
В исключительной компетенции Совета муниципального образования город Вольск находится, в том числе, рассмотрение, утверждение генеральных планов, правил застройки, использования земель в муниципальном образовании город Вольск (статья 19 Устава муниципального образования город Вольск).
Частями 1 и 2 статьи 43 Устава муниципального образования город Вольск установлено, что решения Совета муниципального образования город Вольск подписываются главой муниципального образования город Вольск в течении 10 дней со дня принятия решения и вступают в силу со дня их официального опубликования, если иной порядок вступления в силу не установлен в решении.
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается публикация их текстов в официальном издании, определяемом Советом муниципального образования город Вольск, и на официальном сайте органов местного самоуправления Вольского муниципального района в сети Интернет.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт был принят и опубликован в установленном законом порядке.
Также судом установлено, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы муниципального образования город Вольск включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, в выделе 12 квартала 30; выделе 7 квартала 34; части выделов 14-16, 21, 23 квартала 34; выделе 17 квартала 34 Октябрьского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области, выделе 22 квартала 62; выделах 1, 6, 9, 11, 12, 14, 15 квартала 68; выделе 33 квартала 69; части выделов 9, 10 квартала 78; выделе 8 квартала 78; части выдела 26 квартала 77; выделе 27 квартала 77; части выделов 1, 6, 11, 12, 14, 15 квартала 83; выделах 8, 9 квартала 87; выделах 1, 3 квартала 88; части выдела 2 квартала 88 городского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области.
Данное обстоятельство подтверждается материалами лесоустройства (том № 1 листы дела № 177-198) и заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от 14 июля 2015 года № 01/02-712 (том № 1 листы дела 53-56).
Изменения, внесённые в генеральный план муниципального образования город Вольск решениями Совета муниципального образования город Вольск от 22 ноября 2016 года № 35/3-176 и от 28 декабря 2016 года № 38/3-190 (том № 2 листы дела № 73-93), перечисленных выше участков не касались.
В силу пунктов 2 и 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Достаточных доказательств, опровергающих факт включения указанных выше лесных участков в границы муниципального образования город Вольск, как и доказательств, подтверждающих согласование проекта генерального плана с Рослесхозом, административным ответчиком суду не представлено.
Доводы административного ответчика о том, что границы муниципального образования город Вольск были установлены в 1999 году до принятия оспариваемого нормативного правового акта основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку исходя из положений статей 1, 18 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы муниципального образования устанавливаются документами территориального планирования муниципальных образований, в том числе генеральным планом поселения. Представленные административным ответчиком материалы по оформлению и согласованию внешних границ города Вольска (том № 2 листы дела № 9-15) и, имеющаяся в них отметка о согласовании границ города Вольск с Вольским мехлесхозом, не подтверждают соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в части установления границ муниципального образования город Вольск – согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом (Рослесхозом).
Вместе с тем отсутствие в данном случае согласования проекта генерального плана муниципального образования город Вольск с Рослесхозом противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является существенным нарушением порядка принятия названного документа территориального планирования.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ, в редакции Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ, предусмотрены обязательные требования для осуществления перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Однако перевода земель лесного фонда, указанных в административном исковом заявлении, в земли другой категории (населенных пунктов) не осуществлялось.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Советом муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области была нарушена процедура его принятия.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 11 июня 2011 года № 37/2-214 «Об утверждении документа территориального планирования «Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года» в части включения в границы муниципального образования город Вольск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Вольского лесничества Саратовской области, подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришёл к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Из материалов дела усматривается, что Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года, утверждённый решением Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 11 июня 2011 года № 37/2-214, применялся и на основании данного акта реализованы права граждан и организаций, что подтверждается представленными административным ответчиком документами (том № 3 листы дела № 149-161).
В этой связи суд полагает возможным признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию Советом муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 11 июня 2011 года № 37/2-214 «Об утверждении документа территориального планирования «Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года» в части включения в границы муниципального образования город Вольск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Вольского лесничества Саратовской области, удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 11 июня 2011 года № 37/2-214 «Об утверждении документа территориального планирования «Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года» в части включения в границы муниципального образования город Вольск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделе 12 квартала 30; выделе 7 квартала 34; части выделов 14-16, 21, 23 квартала 34; выделе 17 квартала 34 Октябрьского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области, выделе 22 квартала 62; выделах 1, 6, 9, 11, 12, 14, 15 квартала 68; выделе 33 квартала 69; части выделов 9, 10 квартала 78; выделе 8 квартала 78; части выдела 26 квартала 77; выделе 27 квартала 77; части выделов 1, 6, 11, 12, 14, 15 квартала 83; выделах 8, 9 квартала 87; выделах 1, 3 квартала 88; части выдела 2 квартала 88 городского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Советом муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Совкич