14OS0000-01-2021-000063-53
№ 3а-50/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 12 октября 2021 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе
судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
представителя административного истца ФИО1 и ФИО2,
представителя административного ответчика городского Совета депутатов МО «Город Ленск» и заинтересованных лиц администрации МО «Город Ленск», главы МО «Город Ленск» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Речсервис» к городскому Совету депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) о признании не действующим решение городского Совета депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) № 18-5 от 15 мая 2015 года в части установления в Приложении №3 базовой ставки арендной платы за земельные участки с видом использования «Склады» в размере 7% со дня вступления в законную силу решения суда,
установил:
Городским Советом депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) 15 мая 2015 года принято решение №18-5 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия), а так же соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия)».
В Приложении №3 к указанному решению установлена ставка арендной платы в размере 7% за аренду земельных участков с кодом вида использования: 6.9, с видом разрешенного использования: «склады», с описанием: «размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов».
Общество с ограниченной ответственностью «Речсервис» (далее – Общество, ООО «Речсервис») обратилось в суд с административным исковым заявлением к городскому Совету депутатов МО «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) (далее – Совет депутатов, представительный орган) о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу указанное решение городского Совета депутатов №18-5 от 15 мая 2015 года в части установления в Приложении №3 ставки арендной платы в размере 7% за аренду земельных участков с видом разрешенного использования «Склады».
Исковые требования обоснованы тем, что по договору аренды от 04 декабря 2015 г. истец является арендатором земельного участка с кадастровым № ..., общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: .........., с разрешенным видом использования «склады». Размер арендной платы определен на основании ставки арендной платы, установленной в Приложении №3 к решению Совета депутатов №18-5 от 15 мая 2015 года и составляет 7% от кадастровой стоимости земельного участка. По мнению административного истца, определенная указанным решением базовая ставка арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «склады» (код 6.9) в размере 7% не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской федерации» (далее - Правила, Постановление Правительства РФ № 582). Размер арендной платы за земельный участок, определенный с учетом базовой ставки в оспариваемом значении является существенным по отношению к кадастровой стоимости участка, вследствие чего нарушаются права и охраняемые законом интересы Общества, как арендатора земельного участка.
В заявлении об изменении административных исковых требований, ссылаясь на часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым обязать административного ответчика внести изменения в оспариваемый нормативный правовой акт. Как указывает заявитель, в случае признания нормативного правового акта в части недействующим, будет невозможно определить размер арендной платы, правовая неурегулированность может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с указанным просит возложить на ответчика обязанность в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда внести изменения в решение городского Совета депутатов №18-5 от 15 мая 2015 года в оспариваемой части.
В возражении на административный иск председатель Совета депутатов указывает на то, что оспариваемое в части решение получило 27 апреля 2015 г. положительное заключение прокуратуры Ленского района. Ставка арендной платы по виду разрешенного использования «склады» была утверждена решением районного Совета депутатов МО «Ленский район» от 22 апреля 2014 г.№11-8, и также составляла 7%. Кроме того, в 2018 г. Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я) были проведены работы по анализу ставок земельного налога и арендной платы за использование земельных участков за период 2015-2017 гг. и направлены рекомендации по регулированию платежей за использование земель, в соответствии с которыми в отношении земельных участков, находящихся на территории г. Ленска по виду разрешенного использования «склады» (ВРИ 9) было рекомендовано установить ставку арендной платы 7,60% от кадастровой стоимости. Однако с целью снижения финансовой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории МО «Город Ленск» принято решение об оставлении ставки на прежнем уровне - 7%. Договор аренды с административным истцом был заключен в 2015 г. и в течение 6 лет ставка арендной платы ответчиком не пересматривалась. При подписании договора аренды арендатор был согласен с его условиями. До 2019 г. административный истец платил арендные платежи, однако по состоянию на 31 августа 2021 г. образовалась задолженность по оплате арендных платежей. Арендная плата в год за земельный участок составляет .......... руб. – .......... руб. за 1 кв.м. Данная сумма является экономически обоснованной. Стоимость арендной платы административного истца за 1 кв.м. меньше, чем у земельных участков, расположенных поблизости, соответствующего вида разрешенного использования. В связи с изложенным считает, что права и законные интересы истца не нарушены. Вопреки доводам административного истца все утвержденные основные принципы, в том числе принцип экономической обоснованности определения арендной платы были учтены ответчиком при принятии ставок арендной платы. Судебная практика, на которую ссылается заявитель, при рассмотрении данного дела не может быть применима.
Также указывает на недостаточность 30-дневного срока для внесения изменений в решение Совета депутатов, поскольку для принятия такого решения необходимо провести независимую оценку экономической обоснованности ставок арендной платы, которая включает в себя изыскание финансовых средств и проведения конкурентных процедур для выполнения таких работ и по срокам занимает не менее 6 месяцев в соответствии с действующим бюджетным законодательством и законом о контрактной системе.
В возражении на вышеуказанные доводы ООО «Речсервис» ссылается на то, что законность принятой ставки арендной платы не может быть обоснована нормативным правовым актом, действовавшим ранее. Указывает также, что в преамбуле решения от 24 апреля 2014 №11-8 отсутствуют ссылки на документы, содержащие финансово-экономическое обоснование принимаемых ставок арендной платы. Заключение прокуратуры, анализ ставок земельного налога и арендной платы Министерства земельных и имущественных отношений РС(Я) не являются доказательствами экономической обоснованности оспариваемого положения. Оспаривание нормативного правового акта является правом административного истца, которое может быть реализовано на протяжении всего действия нормативного правового акта при условии применения его к истцу. Считает необоснованными доводы о неприменимости представленной судебной практики. Факт применения оспариваемого нормативного правового акта при определении размера арендной платы административным ответчиком был признан в ходе судебного заседания, а также соответствующее подтверждение содержится в письме МО «Город Ленск» от 28 февраля 2020 г. № ....
Представитель истца также указывает, что установление 30-дневного срока для принятия нового нормативного правового акта является достаточным, что подтверждается многочисленной судебной практикой. Со стороны ответчика не представлено доказательств, что заменяющий нормативный правовой акт не может быть принят в течение месяца. Кроме того считает, что в случае недостаточности времени административный ответчик вправе обратиться в Верховный Суд РС(Я) с заявлением о продлении срока исполнения судебного акта.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования по изложенным в иске и в возражениях на доводы ответчика основаниям.
Представитель Ленского Совета депутатов и заинтересованных лиц администрации МО «Город Ленск» и главы МО «Город Ленск» просит отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что провести независимую оценку экономической обоснованности ставок арендной платы возможно только при наличии финансовых средств, которые могут быть предусмотрены бюджетом города на 2022 год. Бюджет будет утвержден только в декабре 2021 года.
Прокурор дал заключение об удовлетворении требований истца, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства. Считает, что на ответчика следует возложить обязанность внести изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, то есть принять нормы, заменяющие нормы, признанные судом недействующими в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Как следует из подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При этом установление базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, согласно пункту 5 части 1, пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 24 Устава МО «Город Ленск» утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к компетенции городского Совета депутатов.
В соответствии с положениями статьи 51 Регламента Совета депутатов, статьи 40 Устава МО «Город Ленск» решения Совета депутатов, носящие нормативно-правовой характер, направляются главе города для подписания и обнародования.
Согласно статье 45 Устава МО «Город Ленск» официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем их вывешивания на стенде официальной информации, установленном в здании городской администрации, на срок 30 календарных дней.
Решением городского Совета депутатов №18-5 от 15 мая 2015 года утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия), а так же соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия)» (далее – Решение №18-5, Порядок).
Приложением №3 определены ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия).
За аренду земельных участков с кодом 6.9, с видом разрешенного использования «склады» для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов установлена ставка 7%.
Пояснениями представителя заинтересованного лица – администрации МО «Город Ленск» подтверждается, что решение №18-5 от 15 мая 2015 г. было обнародовано в установленном порядке путем вывешивания на стенде официальной информации в здании городской администрации. Кроме того оспариваемое решение размещено на официальном сайте МО «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) www.gorodlensk.ru.
Порядок принятия решения №18-5 от 15 мая 2015 г.соблюден.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 3.3 Приложения №1 к решению №18-5 от 15 мая 2015 г. в случае предоставления земельного участка в аренду без торгов арендная плата определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную решением сессии городского Совета депутатов.
Судом установлено, что 04 декабря 2015 г. между ООО «Речсервис» (Арендатор) и МО «Город Ленск» (Арендодатель) заключен договор № ... аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Арендатору предоставлен в аренду для эксплуатации объектов земельный участок с кадастровым № ..., расположенный по адресу: ........... Вид разрешенного использования земельного участка: склады – (код 6.9). Договор заключен на срок 49 лет - с 04 декабря 2015 года по 03 декабря 2064 года. Согласно приложению к договору за период с 04 декабря 2015 г. по 31 декабря 2016 г. арендная плата составила .......... руб. При этом, как указано в расчете, годовая арендная плата составляет .......... руб. (кадастровая стоимость земельного участка на момент заключения договора .......... руб. умноженная 7%).
Копией выписки из ЕГРН от 29 июля 2020 г. подтверждается, что земельный участок с кадастровым № ..., расположенный по адресу: .........., с видом разрешенного использования «склады» - 6.9, находится в муниципальной собственности МО «Город Ленск». Право собственности зарегистрировано 15 февраля 2016 г.
Таким образом, на момент заключения договора аренды, земельный участок относился к землям, государственная собственность на которые не была разграничена. После заключения указанного выше договора аренды, земельный участок (предмет договора) перешел в муниципальную собственность. На основании приведенных выше норм земельного законодательства, полномочием устанавливать базовую ставку арендной платы, независимо от того, находится земельный участок в муниципальной собственности или относится к землям, собственность на которые не разграничена, наделены органы местного самоуправления.
Копией выписки из ЕГРН также подтверждается, что по договору уступки права аренды № ... от 05 августа 2019 г. данный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «********».
27 мая 2021 г. ООО «********» (ИНН № ...) было реорганизовано в форме присоединения к ООО «Речсервис».
МО «Город Ленск» в адрес ООО «********» направлено письмо за исх. № ... от 08 июня 2021 г. с расчетом арендной платы. Из расчетов следует, что по договору аренды № ... от 04 декабря 2015 г. произведен расчет исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки арендной платы 7%.
Представленной администрацией МО «Город Ленск» копией уведомления подтверждается, что о реорганизации арендатора (ООО «********») в форме присоединения и замене стороны по договору аренды № ... от 04 декабря 2015 г., ООО «Речсервис» уведомило арендодателя письмом от 27 июля 2021 года за исх. № ....
Вышеизложенное свидетельствует о том, что к ООО «Речсервис» применялся и применяется оспариваемый в части нормативный правовой акт.
Полагая установление арендной ставки 7% за земельный участок с видом разрешенного использования «склады», код 6.9, необоснованным, ООО «Речсервис» обратилось с административным исковым заявлением в суд.
Суд приходит к выводу, что спорный нормативно-правовой акт принят ответчиком в пределах компетенции, по установленной форме, с соблюдением процедуры, опубликован в установленном порядке. Вместе с тем оспариваемое положение противоречит нормам законодательства большей юридической силы, не отвечает принципу экономической обоснованности, по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 16 июля 2009 года принято Постановление №582, которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление №582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года № 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
В данном случае в материалы дела не представлены доказательства проведения такой оценки. Советом депутатов не представлены документы, на основании которых установлена арендная ставка 7% за земельные участка с видом разрешенного использования «склады», код 6.9.
В соответствии со статьей 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 КАС РФ орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт обязан доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный ответчик указывает на то, что оспариваемая ставка арендной платы ранее была установлена МО «Ленский район» и не менялась, несмотря на рекомендации Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) об установлении арендной ставки по виду разрешенного использования «склады» в большем размере - 7,60%.
Для проверки доводов административного ответчика и установления всех фактических обстоятельств, с целью правильного разрешения спора судом запрошена информация у Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) и муниципального образования «Ленский район».
Согласно информации Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я), 13 сентября 2018 г., 27 сентября 2019 г. в адрес глав муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и председателей Совета депутатов муниципальных образований были направлены письма с аналитической запиской и рекомендации по установлению ставок арендной платы на следующий год в соответствии с действующим законодательством. Рекомендации по установлению арендных ставок в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «склады» в адрес МО «Город Ленск» и Совета депутатов МО «Город Ленск» не направлялись.
Согласно информации МО «Ленский район» РС(Я) земельный участок с кадастровым № ..., расположенный по адресу: .........., площадью *** кв.м. предоставлялся в аренду ОАО «Ленская оптово-торговая контора» по договору аренды № ... от 06 июня 2013 г. Данный договор аренды передан в МО «Город Ленск» по акту приема- передачи № ... 18 июня 2015 г. Согласно представленным сведениям вид разрешенного использования указанного земельного участка был определен: «размещение производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта заготовок». Расчет арендной платы производился в соответствии с решениями районного Совета депутатов МО «Ленский район» №7-5 от 26 марта 2009 г. и №11-8 от 22 апреля 2014 г., в соответствии с которыми по вышеуказанному виду разрешенного использования ставка арендной платы составляла 7%.
Таким образом, ставка арендной платы 7% была установлена не в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «склады», предназначенных для временного хранения, распределения, и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), а для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта,заготовок.
Заключение прокуратуры Ленского района по проекту оспариваемого в части нормативного правового акта, как и информация о ставке арендной платы с диаграммами и анализом поступлений арендной платы, представленных административным ответчиком, не могут расцениваться как экономическое обоснование установления оспариваемой ставки арендной платы.
Таким образом, со стороны административного ответчика не представлено экономическое обоснование установленной ставки арендной платы, которое содержало бы расчеты, анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, базовые ставки арендной платы не дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка, не принята во внимание дифференциация видов разрешенного использования земельных участков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, а именно абзацу второму Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582, то есть принципу экономической обоснованности.
Административный истец просит признать оспариваемое положение недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части с момента вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Поскольку оспариваемое административным истцом положение применялось, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования, суд приходит к выводу об обоснованности требований о признании недействующей указанной нормы со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец также просит обязать Совет депутатов в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу внести изменения в решение №18-5 от 15 мая 2015 г. в оспариваемой части.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 37 постановления от 25.12.2018 N 50, судам следует иметь в виду, что поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Положениями п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ определено, что в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности порядок определения размера арендной платы за земельные участки устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, обязанность принятия соответствующего нормативного правового акта предусмотрена федеральным законодательством, признание судом оспариваемой ставки 7% недействующей с момента вступления решения суда может повлечь правовую неурегулированность в этих правоотношениях и нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с этим на основании части 4 статьи 216 КАС РФ суд считает необходимым возложить на представительный орган местного самоуправления обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
Учитывая необходимость подготовки финансово-экономического обоснования, процедуру принятия нормативного правового акта и его обнародования, установленные Регламентом Совета депутатов и Уставом МО «Город Ленск», суд приходит к выводу о предоставлении административному ответчику одного месяца для принятия соответствующего решения.
При недостаточности указанного срока, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в указанной части, либо просить об изменении порядка и способа исполнения решения с соответствующим обоснованием.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Речсервис» удовлетворить.
Признать не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу решение городского Совета депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) №18-5 от 15 мая 2015 года «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия), а так же соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия)» в части установления в Приложении №3 к данному решению ставки арендной платы в размере 7% за аренду земельных участков, предназначенных для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, с видом разрешенного использования «склады» (код 6.9).
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Возложить на городской Совет депутатов муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части настоящим решением суда.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С.Дьяконова
Решение суда принято в окончательной форме 12 октября 2021 года.