ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-518/20 от 23.12.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-518/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 23 декабря 2020 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,

представителя заинтересованных лиц администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области, администрации сельского поселения Федуринского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы ФИО3» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы ФИО3» (далее также – ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3», административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Нижегородский областной суд, в котором просило суд:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 15869 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для осуществления деятельности в соответствии с учредительными документами, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], в размере его рыночной стоимости равной 2703000 (Два миллиона семьсот три тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 176 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], в размере его рыночной стоимости равной 28000 (Двадцать восемь тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 46020 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для размещения спортивно-оздоровительного лагеря, расположенного по адресу: [адрес] в размере его рыночной стоимости равной 6667000 (Шесть миллионов шестьсот шестьдесят семь тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

В административном исковом заявлении ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3» указало о том, что на основании постоянного (бессрочного) пользования обладает земельными участками с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер].

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена в следующих размерах: земельный участок с кадастровым номером [номер] – 7523237,47 рублей, земельный участок с кадастровым номером [номер] – 83847,91 рублей, земельный участок с кадастровым номером [номер] – 22102485,60 рублей.

Вместе с тем, согласно отчету об оценке от 25.10.2019 года №[номер], выполненному оценщиком ООО «Ц.», по состоянию на 01 ноября 2013 года рыночная стоимость земельных участков установлена в следующих размерах: земельный участок с кадастровым номером [номер] – 2703000 рублей, земельный участок с кадастровым номером [номер] – 28000 рублей, земельный участок с кадастровым номером [номер] – 6667000 рублей.

Административный истец указал в административном иске о том, что 28 ноября 2019 ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области (далее также – Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, однако указанное заявление было отклонено Комиссией, кадастровая стоимость объектов оставлена без изменения.

Для урегулирования спора административный истец обратился в Нижегородский областной суд с настоящим административным исковым заявлением. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит суд удовлетворить заявленные требования.

В судебное заседание явился представитель заинтересованных лиц администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области, администрации сельского поселения Федуринского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области ФИО2, которая просила суд отказать в удовлетворении требования административного истца в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес]. В судебном заседании 09.09.2020 года заявила ходатайство о назначении по делу экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], который расположен на территории сельского поселения Федуринского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области. Ходатайство о назначении экспертизы судом было удовлетворено. Судом назначено проведение оценочной экспертизы об установлении рыночной стоимости земельных участков.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке, установленном главой 9 КАС РФ.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд не может быть признана преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

От административного ответчика Правительства Нижегородской области в суд поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором Правительство Нижегородской области просит в удовлетворении административного иска отказать, так как представленный отчет об оценке, составленный оценщиком ООО «Ц.», содержит нарушения федеральных стандартов оценки (т.4 л.д.9-15). Также Правительством Нижегородской области представлен дополнительный письменный отзыв о несогласии с заключением эксперта (т.5 л.д.8-9)

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области представило в суд отзыв на административное исковое заявление и информацию в отношении спорных земельных участков вместе с выписками из ЕГРН и актами определения кадастровой стоимости.

Сообщается, что земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в ЕГРН 28.06.2007 года, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в ЕГРН 28.06.2007 года, земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в ЕГРН 18.01.1999 года.

Земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.11.2013 года, и их кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Нижегородской области в размере 7523237,47 рублей и 83847,91 рублей, соответственно.

12.12.2019 года внесены изменения в характеристики объектов недвижимости: общая площадь земельного участка с кадастровым номером [номер] изменилась с 15845,40 кв.м. на 15869 кв.м., общая площадь земельного участка с кадастровым номером [номер] изменилась с 176,60 кв.м. на 176 кв.м. Указанные изменения повлекли за собой необходимость пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер] определена в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 года №514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863, и составила 7534442,51 рублей, 83563,04 рублей, соответственно.

Также филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области сообщил в информации о том, что новая (актуальная) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года [номер] от «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» в размере 17615535,60 рублей. Представлены выписки из ЕГРН и Акты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер] и [номер] (т.3 л.д.96-117).

Заинтересованные лица администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области и администрация Федуринского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской представили в суд письменные отзывы на административное исковое заявление, в котором просят суд в удовлетворении административного иска отказать. Указывается о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с таким административным иском. Кроме того, указывается о том, что в настоящее время приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года [номер] утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области. Данным приказом утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], которая внесена в ЕГРН и подлежит применению. Административный истец оспаривает кадастровую стоимость, которая в настоящее время не применяется. По мнению заинтересованных лиц представленный отчет об оценке от 25.10.2019 года [номер], выполненный оценщиком ООО «Ц.», составлен с нарушениями требований федеральных стандартов оценки, о чем указано в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 18.12.2019 года (т.3 л.д.143-146, л.д.180-183).

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными Законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела усматривается, что ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер]. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными выписками из ЕГРН (т.3 л.д.99-100, л.д.102-103, л.д.105-106).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

При таких обстоятельствах ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3», права и обязанности которого как плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является в силу положений статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Судом установлено, что с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования административного спора административный истец 28 ноября 2019 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Решением комиссии от 18 декабря 2019 года №1001/2019 заявление ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости было отклонено (т.1 л.д.60-63).

Из поданного административного искового заявления следует, что ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3» оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] по состоянию на 01.11.2013 года.

При этом суд приходит к следующему.

Как следует из информации, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.11.2013 года, и их кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01.11.2013 года.

В последующем, в связи с изменением количественных характеристик земельных участков (изменение площади) в соответствии с актами определения кадастровой стоимости земельных участков от 12.12.2019 года ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области определила новую кадастровую стоимость данных земельных участков, которая является актуальной. Данные обстоятельства подтверждаются представленными выписками из ЕГРН и актами определения кадастровой стоимости (т.3 л.д.99-117).

В таком случае оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], определенная по состоянию на 01.11.2013 года, является архивной.

ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3» также оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01.11.2013 года. Данная кадастровая стоимость была утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2014 года №875 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Нижегородской области».

Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года №326-13-323755/19 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] утверждена в размере 17615535,60 рублей. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН (т.3 л.д.109).

В таком случае оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], определенная по состоянию на 01.11.2013 года, также является архивной.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], определенная ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области на основании Актов от 12.12.2019 года, для целей налогообложения подлежит применению с 12.12.2019 года, а новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], утвержденная приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года №326-13-323755/19 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области», для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2020 года, то оспариваемая ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3» архивная стоимость затрагивает права административного истца, связанные с налогообложением за прошедшие периоды, и у административного истца ФГБУ ВО «НГПУ имени Козьмы ФИО3» сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Так как в суде административным истцом оспаривается архивная стоимость земельных участков, определенная (утвержденная постановлениями Правительства Нижегородской области) по состоянию на 01.11.2013 года, то суд исходит из тех качественных и количественных характеристик земельных участков, которые имели место по состоянию на дату оспариваемой оценки – 01.11.2013 года. Применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами [номер], [номер] учитывается имевшаяся по состоянию на 01.11.2013 года площадь: для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 177 кв.м. (округленно от площади 176,6 кв.м.), для земельного участка с кадастровым [номер] – 15845 кв.м. (в настоящее время площадь земельных участков изменена, измененная площадь в данном решении не учитывается, так как кадастровая стоимость оспаривается по состоянию на 01.11.2013 года).

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец представил в суд отчет об оценке от 24.10.2019 года [номер], составленный оценщиком ООО «Ц.» (т.2 л.д.78-311).

С учетом поданных Правительством Нижегородской области, администрациями Городецкого муниципального района Нижегородской области и Федуринского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области отзывов на административное исковое заявления с указанием на наличие нарушений в отчете об оценке, наличия сомнений в правильности установления оценщиком размера рыночной стоимости судом по настоящему административному делу была назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Н.» ФИО1

В соответствии с заключением эксперта от 04.12.2020 года [номер], составленным эксперта ООО «Н.» ФИО1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 15845 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для осуществления деятельности в соответствии с учредительными документами, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], составляет 3064000 (Три миллиона шестьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 177 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], составляет 31000 (Тридцать одна) тысяча рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 46020 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для размещения спортивно-оздоровительного лагеря, расположенного по адресу: [адрес], составляет 14364000 (Четырнадцать миллионов триста шестьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Исследовав представленный в суд отчет об определении рыночной стоимости земельных участков и экспертное заключение, суд полагает, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена с учетом результатов, указанных в заключении эксперта.

При этом суд исходит из следующего.

Исследовав представленное в суд экспертное заключение эксперта ООО «Н.» ФИО1 от 04.12.2020 года [номер], суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась экспертом с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611.

Целью и задачей экспертной оценки являлось определение рыночной стоимости земельных участков для пересмотра их кадастровой стоимости в соответствии с определением суда о назначении экспертизы.

При рассмотрении данного дела суд учитывает, что экспертом обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при экспертной оценке. Приведен перечень используемых при проведении экспертной оценки источников информации и использованной литературы.

Экспертом дано подробное описание объектов экспертной оценки.

Указано, что оцениваемый земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен по адресу: [адрес] имеет площадь 46020 кв.м.; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования: для размещения спортивно-оздоровительного лагеря; рельеф участка относительно спокойный; форма участка: многоугольная; транспортная доступность: удовлетворительная, имеется асфальтированный подъезд; инженерные коммуникации: централизованное электроснабжение; окружение: земельный участок расположен в лесном массиве на берегу Горьковского водохранилища; физическое состояние: удовлетворительное, имеются улучшения в виде зданий; на дату оценки использовался по назначению.

Земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], имеет площадь 15845 кв.м. (на дату оценки – дату, по состоянию на которую оспаривается кадастровая стоимость); категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для осуществления деятельности в соответствии с учредительными документами; рельеф участка: с небольшим уклоном; форма участка: многоугольная; транспортная доступность: удовлетворительная, имеется грунтовый подъезд; коммуникации: централизованно электроснабжение, водоснабжение; окружение: земельный участок расположен недалеко от реки Ветлуга (до берега расстояние 180 м), рядом находится урочище Старое Дмитриевское; физическое состояние: удовлетворительное, имеются улучшения в виде зданий; на дату оценки использовался для организации временного проживания студентов.

Земельный участок с кадастровым номером [номер], расположен по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], имеет площадь 177 кв.м. (на дату оценки – дату, по состоянию на которую оспаривается кадастровая стоимость, округленно от 176,6 кв.м); категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для эксплуатации здания; рельеф участка: относительно спокойный; форма участка: прямоугольная; транспортная доступность: удовлетворительная, имеется асфальтированный подъезд; коммуникации: централизованно электроснабжение; окружение: земельный участок расположен недалеко от реки Ветлуга (до берега расстояние 180 м), рядом находится урочище Старое Дмитриевское; физическое состояние: удовлетворительное, имеется 2-х этажное здание; на дату оценки использовался для организации временного проживания студентов.

Экспертное заключение также содержит фотоматериалы, отражающие состояние оцениваемых объектов.

Установлен сегмент рынка, к которым могут быть отнесены оцениваемые земельные участки: земельные участки, предлагаемые для размещения рекреационных объектов, имеющих категории: земли населенных пунктов или земли особо охраняемых территорий и объектов, расположенные в различных районах области.

Анализ рынка объектов недвижимости в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г №611, приведен за период, предшествующий дате экспертной оценки – 01.11.2013 года.

Экспертное заключение содержит анализ фактических данных о ценах предложений с объектами, подобными объектам экспертной оценки. Приведены объявления о продаже земельных участков под объекты рекреационного назначения, расположенных в районах Нижегородской области. Подобрано 12 объявлений о продаже земельных участков на дату, предшествующую дате оценки.

Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся экспертом исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении экспертного заключения, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков, суду не представлено.

Экспертная оценка земельных участков экспертом проведена с применением сравнительного подхода к оценке.

Определены ценообразующие факторы для земельных участков, влияющие на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

При определении рыночной стоимости объектов экспертной оценки с использованием сравнительного подхода эксперт применил метод сравнения продаж. Подобрано достаточное количество объектов-аналогов из сегмента рынка, к которому относятся земельные участки - объекты экспертной оценки (по 3 объекта-аналога). К объектам-аналогам применены поправки, приводящие их к наибольшей схожести с объектами экспертной оценки. Обосновано применение поправочных коэффициентов.

Таким образом, экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, оказывающим влияние на стоимость объектов экспертной оценки и использовавшимся при определении стоимости земельных участков.

Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о рыночной стоимости спорных земельных участков участвующими в деле лицами не опровергнуты. Само экспертное заключение, в котором определена величина рыночной стоимости земельных участков, является допустимым и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов экспертной оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены собранными материалами. Ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.

Из материалов дела усматривается, что эксперт ФИО1 является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки», а также действительным членом Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебных экспертиз и судебных экспертных исследований «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова», регистрационный номер [номер], имеет специальное образование в области оценки, повышала профессиональную подготовку по программе «Оценочная деятельность». Оценщиком получен Квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 14.09.2018 года [номер]. Деятельность эксперта застрахована в СПАО «Ингосстрах».

Сведений о том, что эксперт ФИО1 является лицом, имеющим имущественный интерес в объектах оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении эксперта ФИО1 у суда не имеется.

Эксперт ФИО4 предупреждена судом об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Сомнений в правильности заключения судебного эксперта по вопросу, поставленному ему для разрешения, у суда не имеется.

Суд не может принять в качестве доказательства рыночной стоимости земельных участков отчет об оценке от 25.10.2019 года [номер], составленный оценщиком ООО «Ц.».

Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленное по настоящему делу требование административного истца Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы ФИО3» в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 15845 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для осуществления деятельности в соответствии с учредительными документами, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], в размере его рыночной стоимости 3064000 (Три миллиона шестьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 177 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], в размере его рыночной стоимости 31000 (Тридцать одна) тысяча рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 46020 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для размещения спортивно-оздоровительного лагеря, расположенного по адресу: [адрес] в размере его рыночной стоимости равной 14364000 (Четырнадцать миллионов триста шестьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

В данном случае основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости – земельных участков их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельных участков устанавливается равной этой рыночной стоимости.

Как указано выше в данном судебном решении административным истцом оспаривается кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.11.2013 года, ставшая архивной (актуальная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер] определена по состоянию на 12.12.2019 года в соответствии с актами определения кадастровой стоимости от 12.12.2019 года; актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена (утверждена) по состоянию на 01.01.2019 года приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года №326-13-323755/19 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области») и применяется для целей налогообложения с 01.01.2020 года).

Оспариваемая (в данном случае архивная) кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер] по состоянию на 01.11.2013 года была определена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». В соответствии с пунктом 8 данного Постановления его положения об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2016 года.

При таких обстоятельствах в отношении земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер] в решении должно быть указано о том, что сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков, установленной настоящим решением суда, применяются для целей налогообложения в период с 01 января 2016 года до 11 декабря 2019 года включительно.

Оспариваемая (в данном случае архивная) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01.11.2013 года была определена постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2014 года №875 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Нижегородской области». В соответствии с пунктом 6 данного Постановления положения настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2016 года.

При таких обстоятельствах в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер] в решении должно быть указано о том, что сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, установленной настоящим решением суда, применяются для целей налогообложения в период с 01 января 2016 года до 31 декабря 2019 года включительно.

Так как обращение Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы ФИО3» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости имело место 28.11.2019 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] необходимо считать 28.11.2019 года.

Судом привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков и административным истцом по настоящему административному делу требования заявлены к административным ответчикам: Правительству Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (т.1 л.д.2, 10).

Как указано в судебном решении, при рассмотрении данного административного дела применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так как оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков определена и утверждена постановлениями Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 и 12.12.2014 года №875 по результатам государственной массовой кадастровой оценки по состоянию на 01.11.2013 года.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

По настоящему административному делу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице своего филиала не определяло кадастровую стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер][номер] по состоянию на 01.11.2013 года. Поэтому в удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы ФИО3» по настоящему административному делу в отношении административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области» суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы ФИО3» по настоящему административному делу удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 15845 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для осуществления деятельности в соответствии с учредительными документами, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес] в размере его рыночной стоимости 3064000 (Три миллиона шестьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], установленной настоящим решением суда, применяются для целей налогообложения в период с 01 января 2016 года до 11 декабря 2019 года включительно.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] площадью 177 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: [адрес], в размере его рыночной стоимости 31000 (Тридцать одна) тысяча рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], установленной настоящим решением суда, применяются для целей налогообложения в период с 01 января 2016 года до 11 декабря 2019 года включительно.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 46020 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для размещения спортивно-оздоровительного лагеря, расположенного по адресу: [адрес] в размере его рыночной стоимости равной 14364000 (Четырнадцать миллионов триста шестьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], установленной настоящим решением суда, применяются для целей налогообложения в период с 01 января 2016 года до 31 декабря 2019 года включительно.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости считать 28.11.2019 года.

В удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы ФИО3» по настоящему административному делу в отношении административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 24 декабря 2020 года.

Судья М.А. Кручинин