Дело №3а - 528/2019
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 17 июля 2019 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Новоженине Б.А.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО8 об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 ФИО9 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания – магазина-кафе с гаражом, назначение: торговое, с кадастровым номером №, общей площадью 527,8 кв.м., этажность – 3, в том числе подземных - 1, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 3 493 131 рублей по состоянию на 01.06.2015.
В обоснование ФИО2 указала, что данный объект недвижимости принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 17.12.2008.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, определенная на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», составляла 2771127,92 рублей.
15.05.2015 по заявлению истца Дивеевским отделом ГП НО «Нижтехинвентаризация» был выполнен технический план здания с целью внесения уточненных данных в кадастр недвижимости по данному объекту недвижимости.
Уточненные сведения внесены в ЕГРН 01.06.2015, о чем имеется кадастровая выписка. При внесении указанных сведений была также уточнена и кадастровая стоимость, которая составила 5 940 821,80 рублей.
Согласно отчету об оценке оценщика АНО «Центр экспертиз Торгово-промышленной палаты Нижегородской области» от 14 марта 2019 года № рыночная стоимость обозначенного объекта капитального строительства с кадастровым номером 52:55:0080009:1251 по состоянию на 01.06.2015 составила 3 493 131 рублей.
Ссылаясь на положения ст.378.2 Налогового кодекса РФ, ст.ст.24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФИО2 считает, что кадастровая стоимость существенно завышена, что нарушает ее права, как добросовестного налогоплательщика.
Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» от 07.06.2012 года № 331 утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области по состоянию на 05.06.2011.
Полномочия Правительства Нижегородской области по изданию постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012г. №331 определены Федеральным законом от 29.07.1998 №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Правительств Нижегородской области от 07.06.2012г. № 331.
Таким образом, результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, из которого следует, что Приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с 01.03.2012 была наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
С 20.06.2015 Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № утверждена Приложением 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» от 07 июня 2012 года № 331.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в части общей площади и кадастрового квартала, что повлекло 01.06.2015 изменение кадастровой стоимости.
В результате умножения удельного показателя 11255,82 руб./кв.м. на площадь 527,8 кв.м. объекта недвижимости с кадастровым номером №, кадастровая стоимость составила 5940821,80 рублей. Данный результат и был внесен 01.06.2015 в ЕГРН уполномоченным органом – Учреждением.
В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, на основании Постановления № 331 Учреждением, в лице филиала, в рамках полномочий, в государственный кадастр недвижимости 01.06.2015 были внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 5 940 821,80 рублей по состоянию на 01.06.2015.
Учитывая вышеизложенное, просит суд рассмотреть данное дело в отсутствие представителя филиала с учётом позиции, закрепленной в настоящем отзыве.
Составу суда доверяет, отводов не имеет (л.д.193-197).
Заинтересованным лицом – Администрацией <адрес> муниципального района Нижегородской области представлены возражения по отчету об оценке. По мнению Администрации, оценщиком недостаточно полно проведен анализ данных о ценах предложений по подобным оцениваемому объектам недвижимости, некорректно подобраны аналоги, и в результате получена заниженная стоимость объекта оценки, что указывает на нарушение п.5 ФСО №3. Отдельные замечания высказаны по примененным оценщиком затратному и сравнительному подходам (л.д.222-223).
В судебное заседание ФИО2, представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрацией Дивеевского муниципального района Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, согласно представленным позициям по делу.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Обсудив доводы административного искового заявления, заслушав объяснения представителя административного истца – ФИО1, с учетом письменных позиций административного ответчика и заинтересованных лиц, оценщика ФИО3, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)» результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником объекта недвижимости: нежилого здания – магазина-кафе с гаражом, с кадастровым номером №, общей площадью 527,8 кв.м., этажность – 3, в том числе подземных - 1, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 17.12.2008, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № от 27.03.2019 (л.д.15, 19-21).
На основании ч.1 ст.399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В связи с чем, суд полагает, что административный истец ФИО2 является лицом, правомочным оспорить результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости – нежилого здания, так как такие результаты затрагивают права и обязанности данного физического лица как собственника вышеуказанного объекта недвижимости.
По делу установлено, что нежилое здание с кадастровым номером № включено в перечень объектов недвижимости (за исключением земельных участков), прошедших государственный кадастровый учет на территории Нижегородской области, результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 05 июня 2011 года, утверждены Постановлением № 331.
В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 №331, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № была установлена в размере 2771127,92 рублей (п.3826 раздела «Дивеевский муниципальный район» (л.д.189). Иных сведений Правительство Нижегородской области в суд не представило (л.д.186-191).
Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, внесен в реестр объектов недвижимости 06.07.0211, как ранее учтенный.
Вышеуказанный объект вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 05.06.2011.
Кадастровая стоимость данного объекта утверждена Приложением 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 2 771 127,92 рублей.
В единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в части общей площади и кадастрового квартала вышеуказанного объекта капитального строительства, что повлекло 01.06.2015 изменение кадастровой стоимости в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012г. №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № определена и составляет на сегодняшний день 5940821,80 рублей.
Иных изменений кадастровой стоимости данного объекта капитального строительства, по настоящее время в Единый государственный реестр недвижимости не вносилось (л.д.178-180).
Следовательно, юридически значимой датой, по состоянию на которую подлежит установлению кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, является 01 июня 2015 года.
Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015г. №145-ФЗ, далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в ст.3 (статья 3).
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке АНО «Центр экспертиз Торгово-промышленной палаты Нижегородской области» ФИО6 от 14 марта 2019 года №, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составила 3 493 131 рублей по состоянию на 01.06.2015.
Судом установлено, что представленный ФИО2 отчет об оценке оценщика АНО «Центр экспертиз Торгово-промышленной палаты Нижегородской области» ФИО6 от 14 марта 2019 года № соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015г. №145-ФЗ) в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.
Выводы оценщика, отвечающей требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющейся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющей соответствующие дипломы и свидетельства, имеющей соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшей гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках затратного подхода, метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и метода прямой капитализации в рамках доходного подхода.
При расчете стоимости спорного нежилого здания методом сравнительной единицы в рамках затратного подхода, оценщиком были определены затраты на замещение с использованием сборника «Укрупненные показатели стоимости строительства. Общественные здания» («Ко-Инвест, 2011 г.), рассчитана прибыль предпринимателя. Также рассчитана величина затрат на замещение объекта недвижимости (табл.8 на стр.54 Отчета – л.д.89), рассчитан износ (физический износ, эффективный возраст и срок экономической жизни) – по формуле на стр.55 Отчета (л.д.90), (табл.9-12 на стр.57-59 Отчета – л.д.92-94), величина функционального и внешнего (экономического) износов.
Расчет стоимости объекта недвижимости в рамках затратного подхода подробно изложен в разделе 6.1 Отчета на стр.50-61 Отчета (л.д. 85-96).
При расчете стоимости объекта оценки методом сравнения продаж в рамках сравнительного метода, Оценщиком для расчета стоимости помещений офисно-торгового назначения были выбраны 3 объекта-аналога, и, для расчета стоимости объекта оценки применены корректировки: на торг, на расположение относительно «красной линии», на этаж расположения, на состояние - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для сравнительного подхода», Том 1, <...> г.; на площадь – рассчитана по формуле (стр.64 Отчета – л.д.99), на местоположение - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», том 1, Нижний Новгород, 2014г.
Для расчета стоимости помещений производственно-складского назначения, Оценщиком были выбраны также 3 объекта-аналога и также, для расчета стоимости объекта оценки применены корректировки: на торг, на этаж расположения, на состояние - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для сравнительного подхода», Том 1, <...> г.; на площадь – рассчитана по формуле (стр.69 Отчета – л.д.104); на местоположение - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», том 1, Нижний Новгород, 2014г.
Подробный расчет стоимости объекта оценки методом сравнения продаж сравнительного подхода представлен в разделе 6.2 Отчета (стр.61-72 Отчета – л.д.96-107).
В рамках применения метода прямой капитализации оценщиком определении чистого операционного дохода, Оценщик рассчитал рыночную стоимость арендной платы 1 кв.м. помещений офисно-торгового назначения, для чего применил следующие корректировки: на торг, на расположение относительно «красной линии», на этаж расположения, на состояние - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для сравнительного подхода», том 1, Нижний Новгород, 2014г.; на площадь – рассчитана по формуле (стр.74 Отчета – л.д.109); на местоположение - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», том 1, Нижний Новгород, 2014г.
Оценщик рассчитал рыночную стоимость арендной платы 1 кв.м. помещений производственно-складского назначения, для чего применил следующие корректировки: на торг, на наличие коммуникаций - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для сравнительного подхода», том 1, Нижний Новгород, 2014г.; на площадь – рассчитана по формуле (стр.78 Отчета – л.д.113); на местоположение - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», том 1, Нижний Новгород, 2014г.
После проведения указанных расчетов, Оценщик ввел недогрузку площадей арендаторами, которая составила 10% для офисно-торговой недвижимости, 13% - для производственно-складской недвижимости – на основании Справочника оценщика недвижимости «Текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода», том 2, Нижний Новгород, 2014, тем самым определив чистый операционный доход.
Далее Оценщиком были рассчитаны: действительный валовой доход – на основании Справочника оценщика недвижимости «Текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода», том 2, Нижний Новгород, 2014, произвел расчет ставки капитализации объекта оценки.
Подробный расчет стоимости объекта оценки с кадастровым номером №, определенный с применением критериев доходного подхода, представлен в разделе 6.3 Отчета (стр.72-85 Отчета, л.д.107-119).
Согласование результатов и итоговое заключение о стоимости объекта оценки представлены в разделе 7 Отчета (л.д.85-87 Отчета, л.д.120-122).
Оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 3 493 131 (три миллиона четыреста девяносто три тысячи сто тридцать один) рубль по состоянию на 01.06.2015.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке оценщика АНО «Центр экспертиз Торгово-промышленной палаты Нижегородской области» ФИО6№ от 14 марта 2019, соответствующему требованиям ст.11 Федерального закона от на Федерации», у суда не имеется.
Доводы Администрации <адрес> района Нижегородской области, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, изучены областным судом.
При определении рыночной стоимости затратным подходом оценщик руководствовался данными технического учета. Конкретный номер Сборника и таблицы, описание объекта-аналога, относящиеся к объекту оценки, был принят по данным технического паспорта на объект оценки. В соответствии с техпаспортом стоимость строительства измерителя аналога в ценах 1969 г. с учетом поправок умножается на объем тамбура, что соответствует пп. «д» п.22 Сборника.
Все поправочные коэффициенты к стоимости (на материал стен, этажность) были приняты по данным технического паспорта на объект оценки (раздел X).
В отчете при определении процента физического износа здания использовался нормативный метод расчета. В качестве источника информации использовались «Правила оценки физического износа ВСН 53-86(р)», утв. «Госгражданстроем».
Расчет износа выполнен согласно выбранной методике, что не нарушает п.5 ФСО №3, утв. приказом Минэкономразвития России «99 от 20.05.2015.
При определении рыночной стоимости сравнительным подходом оценщик исходил из того, что в техническом паспорте на нежилое здание указано наименование здания – магазин-кафе с гаражом, в разделе исчисления площадей и объемов здания имеется информация о гаражах (лит. Г,Г1), а также описание их конструктивных элементов и приведен расчет действительной стоимости.
По данным ЕГРН на кадастровом учете стоит нежилое здание магазина-кафе с гаражом, общей площадью 527,8 кв.м.
Таким образом, оснований полагать, что площадь гаражей не включена в площадь здания, у оценщика не было.
Вывод оценщика о нерасположении объекта оценки на «красной линии» так же обоснован. В оценочной деятельности красная линия характеризуется максимальной интенсивностью движения пешеходно-транспортного потока.
Объект оценки расположен в сельском населенном пункте Нижегородской области – <адрес>. По данным Интернет-сайта, Дивеево – небольшой населенный пункт в Нижегородской области. Здесь постоянно проживает менее 6,5 тыс. человек.
Автодорога 22К-2136 «подъезд к <адрес> от а/д Выездное-Дивеево-Сатис» не является магистралью или крупной улицей населенного пункта с максимальной интенсивностью движения пешеходно-транспортного потока.
Согласно пункту 22 в ФСО N 7 при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.
Такие данные приведены оценщиком в отчете.
Предложение Администрации о проведении более тщательного подбора аналогов для анализа рынка и дальнейших расчетов могло быть реализовано путем ходатайства о проведении судебной экспертизы, однако такого ходатайства заявлено не было.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке оценщика АНО «Центр экспертиз Торгово-промышленной палаты Нижегородской области» ФИО6№ от 14 марта 2019г., отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости и допустимости, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на юридически значимую дату – на 01 июня 2015 года, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца ФИО2 ФИО10 об установлении кадастровой стоимости вышеназванного нежилого здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 июня 2015 года в заявленном размере подлежат удовлетворению.
Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных ФИО2 требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 № 331 результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости, в данном случае - в отношении находящегося в собственности у ФИО2 вышеуказанного нежилого помещения, его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости (ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость объекта недвижимости устанавливается равной этой рыночной стоимости.
Доводы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что Учреждение не является административным ответчиком по данному делу, признаны судом необоснованными.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В рассматриваемом деле оспаривалась кадастровая стоимость, определенная именно ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице филиала по Нижегородской области).
В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый указанной статьи).
По материалам дела, ФИО2 не обращалась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области до обращения в суд.
С учетом разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, которая соответствует дате обращения административного истца в Нижегородский областной суд, то есть 27 мая 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 ФИО11 об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – магазина-кафе с гаражом, назначение: торговое, с кадастровым номером №, общей площадью 527,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 3 493 131 (три миллиона четыреста девяносто три тысячи сто тридцать один) рублей по состоянию на 01 июня 2015года.
Датой обращения ФИО2 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, считать 27 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Гущева
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2019 года.