Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2016 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Административное дело №3а-52/2016 по административному исковому заявлению Прокурора Самарской области к Самарской Губернской Думе, Губернатору Самарской области о признании недействующей статьи 34.4 Закона Самарской области от 28.12.2005 года №235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области,
с участием Прокуратуры Самарской области в лице ФИО1,
представителя Самарской Губернской Думы ФИО2,
представителей Губернатора Самарской области ФИО3 и ФИО4,
у с т а н о в и л :
28.12.2005 года Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области №235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области», который был опубликован 29.12.2005 года в газете «Волжская коммуна», №247/25551/.
В указанный закон Законом Самарской области №105-ГД от 07.11.2012 года введена статья 34.4 «Резервный фонд Губернатора Самарской области».
Полагая, что статья 34.4 Закона Самарской области №235-ГД от 28.12.2005 года противоречит федеральному законодательству, Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующей данной статьи Закона со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заявленное требование поддержано прокуратурой Самарской области в соответствии с доводами, изложенными в административном иске и в письменных пояснениях по административному делу.
Представитель Самарской Губернской Думы просил отказать в удовлетворении заявленного требования в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.
Представители Губернатора Самарской области в письменных возражениях изложили основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, которые поддержали в судебном заседании.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленного Прокурором Самарской области требования следует отказать.
В соответствии со ст.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Закон Самарской области №105-ГД от 07.11.2012 года о введении в Закон №235-ГД от 28.12.2005 года статьи 34.4, опубликован в газете «Волжская коммуна» 09.11.2012 №414 /28342/. Указанный закон является нормативно-правовым актом, он принят Самарской Губернской Думой в пределах своей компетенции, и это обстоятельство не оспаривается сторонами по делу.
Статьей 34.4 Закона Самарской области №235-ГД от 28.12.2005 года предусмотрено, что в составе областного бюджета формируется резервный фонд Губернатора Самарской области.
Объем бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области утверждается законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области устанавливается постановлением Губернатора Самарской области.
С 01.01.2016 года Законом Самарской области №135-ГД от 28.12.2015 года в абзац третий статьи 34.4 Закона Самарской области от 28.12.2005 года №235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» внесено изменение : слова «постановлением Губернатора» заменены словами «постановлением Правительства».
Анализ оспариваемой правовой нормы свидетельствует о том, что она принята в соответствии с действующим законодательством и ему не противоречит.
Заявленные требования Прокурор Самарской области мотивирует тем, что названная статья закона устанавливает новый вид расходов бюджета-резервирование бюджетных средств за Губернатором области, в то время как Бюджетный кодекс РФ такой вид расходов не предусматривает, статья 81 Бюджетного кодекса РФ не предусматривает резервных фондов высшего должностного лица субъекта РФ, действующее законодательство не предусматривает полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, финансирование которых должно осуществляться за счет средств резервного фонда.
С приведенными прокурором доводами суд не может согласиться в силу следующего.
Статьей 81 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта Российской Федерации /ст.81.1 Бюджетного кодекса РФ/.
Вместе с тем, создание резервных фондов, предусмотренных вышеуказанными нормами Бюджетного кодекса РФ, не является единственной формой резервирования средств бюджета.
Статьей 217 частью 3 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена возможность резервирования и дальнейшего использования /перераспределения/ средств резервных фондов и средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований с указанием в законе /решении/ о бюджете объема и направлений их использования.
В соответствии со ст.8 Бюджетного кодекса РФ установление порядка постановления и рассмотрения проекта бюджета субъекта Российской Федерации, установление порядка утверждения и исполнения бюджета, установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, составление, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации.
Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ закреплен один из принципов бюджетной системы - принцип самостоятельности бюджетов, означающий
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Резервный фонд Губернатора Самарской области с момента его образования в 2012 году рассматривался как иным образом зарезервированные средства в составе бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Самарской области, установленных статьей 34.4 Закона Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области».
Сам термин «резервный фонд Губернатора Самарской области» использован как наиболее удачный в целях отражения главной правовой характеристики составляющих его ассигнований – объем иным образом зарезервированных средств областного бюджета, которые используются исключительно по поручению высшего должностного лица Самарской области.
Целью его создания является финансирование непредвиденных расходов, определенных статьей 2 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области, утвержденного Постановлением Губернатора Самарской области №255 от 29.12.2012 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2015 года №908 с 1.01.2016 года утвержден новый Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области /далее Порядок/, в котором четко отражено, что Фонд представляет собой иным образом зарезервированные в составе бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, средства.
И в том и в другом Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области закреплено, что средства Фонда направляются на финансирование следующих расходов: расходов на оказание финансовой поддержки местным бюджетам; расходов на оказание материальной помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пенсионерам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; расходов на оказание материальной помощи семьям военнослужащих и работников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей; незапланированных затрат, необходимых для функционирования органов государственной власти Самарской области; расходов на проведение неплановых мероприятий встреч, симпозиумов, выставок, семинаров по вопросам общегосударственного и областного значения; расходов, связанных с выплатой разовых премий и оказанием разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед Самарской областью; расходов на материальное поощрение победителей конкурсов, спортивных соревнований; расходов на оказание помощи правоохранительным органам по дополнительному финансированию мероприятий, направленных на борьбу с преступностью, поощрение отличившихся в обеспечении сотрудников правоохранительных органов; расходов на поощрение муниципальных служащих органов местного самоуправления, достигших высоких показателей, характеризующих социально-экономическое развитие муниципальных образований; иных непредвиденных расходов, осуществляемых по решению Губернатора Самарской области.
Утверждения прокурора о том, что такие обязательства как поощрение муниципальных служащих не являются расходными обязательствами регионального бюджета, а остальные обязательства отнесены к расходным обязательствам региона и не являются непредвиденными, не могут быть признаны обоснованными.
Статьей 26.3.1 Федерального закона №184 от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать за счет средств региональных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В связи с данной нормой закона направление из резервного фонда Губернатора Самарской области средств на поощрение муниципальных служащих за счет средств областного бюджета не противоречит закону и в правовом плане представляет собой соответствующую дополнительную меру поддержки данной категории граждан.
Бюджетный кодекс Российской Федерации /статья 81/ и статья 26.3 пункт 2 подпункт 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко устанавливают, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов. Вышеуказанные нормы закона не устанавливают конкретных критериев для определения непредвиденного характера расходов. К непредвиденным расходам могут быть отнесены как чрезвычайные расходы, так и расходы на такие мероприятия, определяющим для которых является такой фактор, как непредвиденность расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. Порядок расходования таких средств субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно.
При этом Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области установлено, что использование средств Фонда допускается при установлении невозможности финансирования непредвиденных затрат за счет и в пределах плановых ассигнований, утвержденных законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, или других источников.
В связи с изложенным являются несостоятельными доводы административного истца о том, что закрепленные Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области расходы не носят непредвиденный характер.
Утверждения административного истца о том, что финансирование расходов на оказание разовой материальной помощи во внеочередном порядке из средств резервного фонда Губернатора Самарской области нарушает принцип социальной справедливости, что создание и расходование резервного фонда Губернатора Самарской области является незаконной формой бюджетных ассигнований, целью которых является уход от законных форм, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении данного спора.
Направления использования средств фонда и общий порядок его расходования определены Порядком, в котором конкретно прописано, что основанием для подготовки проектов распоряжения /постановления/ Губернатора Самарской области или постановления Правительства Самарской области является поручение Губернатора Самарской области, данное по результатам рассмотрения письменных обращений от руководителей организаций, органов государственной власти Самарской области, структурных подразделений Администрации Губернатора Самарской области, граждан с обоснованием необходимости выделения средств, с указанием причин возникновения и экономических расчетов непредвиденных расходов, объемов работ и запрашиваемых объемов средств, с приложением сметно-финансовых расчетов и других подтверждающих документов, а также по результатам состоявшихся конкурсов, спортивных мероприятий.
Проекты распоряжения /постановления/ Губернатора Самарской области или постановления Правительства Самарской области с указанием размера выделяемых средств и направления их расходования разрабатывают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Самарской области или структурные подразделения Администрации Губернатора Самарской области.
Таким образом, выделение денежных средств из резервного фонда Губернатора Самарской области осуществляется строго в соответствии с предусмотренными Порядком положениями, теми формами бюджетных ассигнований, которые предусмотрены Бюджетным кодексом Российской Федерации и в полном соответствии с теми правовыми режимами, которые предписаны Кодексом для каждой конкретной формы.
Средства резервного фонда Правительства Самарской области и резервного фонда Губернатора Самарской области зарезервированы в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета с присвоением соответствующих кодов бюджетной классификации, определенных приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Данным приказом предусмотрено, что код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков и включает следующие составные части: код главного распорядителя бюджетных средств /1-3 разряды/, код раздела /4-5 разряды/, код подраздела /6-7 разряды/, код целевой статьи /8-17 разряды/, код вида расходов /18-20 разряды/.
Бюджетные ассигнования на образование резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления подлежат отражению по подразделу 0111 «Резервные фонды» раздела 0100 «Общегосударственные вопросы».
Согласно ст.21 пункта 4 Бюджетного кодекса РФ перечень разделов, подразделов, целевых статей, программ и групп видов расходов утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом /решением/ о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов, относятся к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации /ст.8 Бюджетного кодекса РФ/.
Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Самарской области были предусмотрены по подразделу 0111 «Резервные фонды», а средства резервного фонда Губернатора Самарской области предусмотрены по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» раздела 0100 «Общегосударственные вопросы» по аналогии с Федеральным законом от 14.12.2015 года №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».
Согласно закону об областном бюджете целевые статьи расходов бюджета Самарской области, присвоенные в соответствии с приказом Минфина РФ №65н, средствам резервного фонда Правительства Самарской области и резервного фонда Губернатора Самарской области, также различны. В частности, средства резервного фонда Правительства Самарской области предусмотрены по целевой статье «9010079700-Резервный фонд Правительства Самарской области», в то время как средства резервного фонда Губернатора Самарской области предусмотрены по целевой статье «9010079800- Резервный фонд Губернатора Самарской области».
Приказом Минфина РФ №65н предусмотрена классификация вида расходов: «870 Резервные средства», к которым относятся:
предусмотренные для создания резервных фондов Президента Российской Федерации и /или/ Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций;
зарезервированные в целях финансового обеспечения целевых расходов соответствующих бюджетов.
Так, статьей 15 Закона Самарской области от 17.12.2015 года №131-ГД «Об областном бюджете на 2016 года и на плановый период 2017 и 2018 годов предусмотрено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ основанием для внесения в 2016-2018 годах изменений в показатели сводной бюджетной росписи областного бюджета является распределение зарезервированных бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделам «Резервные фонды», «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы», в объеме до 530 000 тыс. руб. в 2016-2018 годах ежегодно на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
По вышеуказанным подразделам были зарезервированы средства резервного фонда Правительства Самарской области в объеме до 357 тыс.руб. по подразделу «Резервные фонды» и резервного фонда Губернатора Самарской области по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» в объеме до 173 тыс. руб.
Таким образом, коды бюджетной классификации, присвоенные средствам резервного фонда Правительства Самарской области и резервного фонда Губернатора Самарской области, соответствуют положениям приказа Минфина РФ №65н, что позволяет разграничить такие средства и определить средства резервного фонда Губернатора Самарской области как иным образом зарезервированные средства.
По мнению Прокурора, резервный фонд Губернатора Самарской области в силу его иной правовой природы не может быть отнесен к иным образом зарезервированным средствам, так как отличительным признаком резервного фонда является его формирование в составе бюджета, в то время как зарезервированные средства предусматриваются в составе бюджетных ассигнований и не могут быть направлены на финансирование конкретных мероприятий без применения процедуры перераспределения и внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
Данная позиция прокурора основана на неверном толковании закона.
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение понятиям и терминам, применяемых в Кодексе, где указано, что бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, а бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Из данной нормы закона следует, что понятия «бюджет и бюджетные ассигнования» являются взаимосвязанными понятиями.
Бюджет как правовой документ определяет вопросы образования и расходования денежных средств. В свою очередь, бюджетные ассигнования определяют денежные средства, предусмотренные законом о бюджете и предназначенные для исполнения бюджетных /расходных/ обязательств, то есть расходную часть бюджета. В этой связи состав бюджета, в том числе, включает бюджетные ассигнования.
Что касается доводов прокурора о том, что зарезервированные средства не могут быть направлены на финансирование иных расходных обязательств без применения процедуры перераспределения и внесения изменений в сводную бюджетную роспись, то следует отметить, что при принятии конкретных правовых актов об использовании средств резервного фонда Губернатора Самарской области в сводную бюджетную роспись областного бюджета на основании ст.217 Бюджетного кодекса РФ вносятся изменения, одновременно используемым средствам присваиваются новые коды бюджетной классификации расходов в зависимости от специфики направления использования таких средств в рамках приказа Минфина России от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Прокурор Самарской области в письменных пояснениях ссылается на то, что отличительной особенностью зарезервированных средств является отсутствие отчета об их использовании, тогда как отчет об использовании резервного фонда Губернатора Самарской области ежегодно утверждался в составе отчета об исполнении регионального бюджета.
Статьей 10 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области №255 от 29.12.2012 года, а также статьей 10 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2015 №908, предусмотрено, что отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области составляется департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области и направляется в министерство управления финансами Самарской области в порядке, установленном для предоставления бюджетной отчетности.
Министерство управления финансами Самарской области прилагает данный отчет к ежеквартальным и годовому отчетам об исполнении областного бюджета за соответствующий период.
Таким образом, составление отчета об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда губернатора Самарской области предусмотрено Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области, что не противоречит действующему законодательству и производится в целях контроля за расходованием денежных средств.
Оспаривая отнесение резервного фонда Губернатора Самарской области к иным зарезервированным средствам, прокурор сослался на то, что зарезервированные средства представляют собой резервные средства конкретного распорядителя бюджетных средств, предусмотренные по соответствующему коду целевой статьи, а Губернатор Самарской области как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не является главным распорядителем бюджетных средств.
Данный довод не может быть принят во внимание ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ средства, иным образом зарезервированные в составе утвержденных бюджетных ассигнований, предусматриваются финансовому органу в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, регулирующими бюджетные правоотношения /за исключением закона /решения/ о бюджете, главному распорядителю бюджетных средств.
Учитывая, что Законом Самарской области от 28.12.2005 года №235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» особенного случая резервирования средств резервного фонда Губернатора Самарской области /иным образом зарезервированных средств/ не предусмотрено, такие средства предусматриваются министерству управления финансами Самарской области. Таким образом, данный орган власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ изначально является главным распорядителем таких средств.
Согласно пункту 2 ст.21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Приложением №6 к Закону Самарской области «Об областном бюджете на 2016 и на плановый 2017 и 2018 годов» утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на 2016 год. Согласно данному документу министерство управления финансами Самарской области является главным распорядителем всех иным образом зарезервированных средств, в том числе средств резервного фонда Губернатора Самарской области, что подтверждается следующими кодами бюджетной классификации расходов:
Код главного распорядителя бюджетных средств- «777»: министерство управления финансами Самарской области; наименование- «резервные средства»; раздел – «01»: общегосударственные вопросы; подраздел- «13»: другие общегосударственные вопросы; целевая статья расходов- «9010000000», в сводной бюджетной росписи средства резервного фонда Губернатора Самарской области детализированы по статье «9010079800»; вид расходов –«870»: резервные средства.
В соответствии с пунктом 9 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2015 №908, в случае принятия правовых актов Самарской области в процессе использования средств резервного фонда Губернатора происходит их перераспределение департаменту управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, который становится главным распорядителем используемых средств.
Таким образом, Губернатор Самарской области не является главным распорядителем бюджетных средств, в том числе зарезервированных средств в виде резервного фонда Губернатора Самарской области, однако, это не противоречит действующему законодательству и не свидетельствует о невозможности отнесения резервного фонда Губернатора Самарской области к иным зарезервированным средствам, поскольку такие средства предусматриваются конкретному главному распорядителю в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и по кодам бюджетной классификации расходов.
Ссылку прокурора на несоответствие статьи 34.4 Закона №235-ГД требованиям формальной определенности, суд считает несостоятельной в связи с тем, что оспариваемая норма закона имеет однозначное толкование. Резервный фонд Губернатора Самарской области определен как иным образом зарезервированные средства, порядок формирования и использования денежных средств определен Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области и не вызывает затруднений в его исполнении.
Ссылаясь на статью 85 часть 6 Бюджетного кодекса РФ, прокурор полагает, что при наличии дефицита областного бюджета бюджетное законодательство не позволяет резервировать средства и устанавливать новые расходные обязательства.
Суд не может согласиться с указанным доводом прокурора в силу следующего.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства- это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования /Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования/ или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Основания возникновения расходных обязательств субъектов Российской Федерации определены пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором-пятом пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных средств/ статья 47 Бюджетного кодекса РФ/ и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации /статья 95 Бюджетного кодекса РФ/.
При этом финансирование таких расходных обязательств согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ должно быть предусмотрено законом о бюджете.
Законом Самарской области от 17.12.2015 года №131-ГД «Об областном бюджете на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотрено финансирование уже возникших расходных обязательств Самарской области, связанных с использованием /перераспределением/ средств резервного фонда Губернатора Самарской области / иным образом зарезервированных средств/. При этом исполняются такие расходные обязательства за счет определенных статьями 1, 5 указанного закона о бюджете собственных доходов областного бюджета и статьями 5, 31 источников финансирования дефицита бюджета Самарской области.
В силу норм действующего законодательства наличие в бюджете дефицита не запрещает финансирование расходных обязательств Самарской области, а лишь констатирует превышение в бюджете доходов над расходами и, соответственно, необходимости привлечения в бюджет источников финансирования дефицита бюджета в целях финансирования всех расходных обязательств в полном объеме и обеспечения сбалансированности бюджета /статья 33 Бюджетного кодекса РФ/.
Абзац второй пункта 6 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ также не запрещает формировать в составе утвержденных бюджетных ассигнований резервные средства и финансировать соответствующие расходные обязательства.
Согласно указанной норме органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации / за исключением межбюджетных трансфертов/.
В данном случае вышеприведенная норма указывает на то, что субъект РФ вправе устанавливать любые расходные обязательства по своему усмотрению в рамках действующего законодательства, но при условии, что имеются соответствующие средства бюджета субъекта РФ.
В этой связи, руководствуясь пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, объем финансирования принятых и предусмотренных в законе о бюджете расходных обязательств субъекта Российской Федерации не должен превышать объем собственных средств и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, также определенных законом о бюджете.
В рассматриваемом случае указанная норма не нарушается, поскольку иным образом зарезервированные средства изначально предусмотрены в законе о бюджете в целях финансирования расходных обязательств субъекта РФ, и финансирование таких расходных обязательств осуществляется за счет уже учтенных в законе о бюджете собственных средств и источников финансирования дефицита бюджета путем их перераспределения, что подтверждает наличие необходимых средств бюджета.
Также использование средств резервного фонда Губернатора Самарской области не может являться нарушением статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей, что при принятии новых видов расходных обязательств, выделение бюджетных ассигнований на них может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и /или/ при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Данная норма в рассматриваемом случае не применима в связи с тем, что иным образом зарезервированные средства уже предусмотрены в законе о бюджете в целях финансирования расходных обязательств субъекта РФ и их финансирование осуществляется за счет заранее учтенных в законе о бюджете собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
В таком случае при необходимости использования средств резервного фонда Губернатора Самарской области в сводную бюджетную роспись областного бюджета на основании статьи 217 Бюджетного кодекса РФ вносятся изменения в целях перераспределения таких средств для финансирования конкретного расходного обязательства, финансовое обеспечение которого уже было предусмотрено в законе о бюджете. При этом новые виды расходных обязательств в понимании статьи 83
Бюджетного кодекса РФ не принимаются.
В связи с изложенным наличие дефицита бюджета не является запрещающим фактором для резервирования средств и принятия расходных обязательств.
Представленные прокурором постановления Губернатора Самарской области об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области в целях единовременной социальной выплаты на оказание гражданам материальной помощи являются конкретными случаями применения оспариваемой нормы, но не являются подтверждениями позиции прокурора о противоречии данной нормы закону.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма закона не противоречит действующему законодательству, ее принятие произведено с соблюдением требований действующего законодательства, в силу чего оснований для удовлетворения требований прокурора о признании недействующей статьи 34.4 Закона Самарской области №235-ГД от 28.12.2005 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» не имеется.
Руководствуясь ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требования Прокурора Самарской области о признании недействующей статьи 34.4 Закона Самарской области №235-ГД от 28.12.2005 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-судья Т.А.Родина