ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-52/2017 от 27.06.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-52/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2017 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Гришиной С.А.

при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.

с участием прокурора Мироновой М.С.

представителей:

административного истца – ФИО1,

административного ответчика – Совета депутатов Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области и заинтересованных лиц - Администрации Зубцовского сельского поселения, Администрации Зубцовского района Тверской области - ФИО2,

заинтересованного лица – Правительства Тверской области - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО9 о признании недействующим в части Положения «О составе, порядке подготовки генерального плана Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, порядке внесения в него изменений и составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана поселения», утвержденного решением Совета депутатов Зубцовского сельского поселения от 18 мая 2016 года № 117,

установил:

Решением Совета депутатов Зубцовского сельского поселения от 18 мая 2016 года № 117 утверждено Положение «О составе, порядке подготовки генерального плана Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, порядке внесения в него изменений и составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана поселения».

ФИО4 обратился в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта 2 пункта 6.5, подпунктов 1,2,5 пункта 6.6 Положения «О составе, порядке подготовки генерального плана Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, порядке внесения в него изменений и составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана поселения».

По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в соответствии с которым в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Административный истец считает, что в оспариваемом Положении содержатся требования об обязательном представлении сведений и документов, не предусмотренных федеральным законом № 172-ФЗ, что налагает на него, как субъекта отношений, регулируемых данным нормативно-правовым актом, необоснованные обязанности, нарушает его права и законные интересы.

Полагает, что возможность правового регулирования перевода земель путем включения земельного участка в границы населенного пункта нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрена. Правовому регулированию подлежит лишь порядок утверждения или внесения изменений в генеральный план поселения.

По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативного правового акта содержат признаки коррупциогенности, заключающиеся в наличии требований о предоставлении заявителем документов, которыми обладает орган местного самоуправления либо может получить в порядке межведомственного информационного взаимодействия; наличии требований о предоставлении заявителем документов и прохождении процедур, не являющихся обязательными в соответствии с федеральным законом; юридико-лингвистической неопределенности.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1, действуя в пределах предоставленных полномочий, уточнил исковые требования и в окончательном варианте просил суд признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1,2,5 пункта 6.6 данного Положения.

Представитель административного ответчика – Совета депутатов Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, представляющий также интересы заинтересованных лиц - Администрации Зубцовского сельского поселения и Администрацию Зубцовского района Тверской области ФИО2возражал против удовлетворения требований ФИО4, привел доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым оспариваемое Положение принято компетентным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры его принятия.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Пункт 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Главой 4.1 Закона Тверской области № 49-30 от 09 апреля 2008 года "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, который аналогичен порядку, установленному статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ.

Решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков принимает Правительство Тверской области.

Распоряжением Правительства Тверской области от 16 ноября 2011 года утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО3 поддержала возражения, изложенные в письменном отзыве.

В отзыве Правительства Тверской области указано, что оспариваемые нормы Положения регулируют порядок заявления предложений о внесении изменений в генеральный план, следствием осуществления которых может стать изменение категории земельных участков.

Порядок подачи заявлений о внесении изменений в генеральный план регулируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заявление (предложение) о внесении изменений в генеральный план, предусмотренное оспариваемым пунктом 6.6 Положения, не является ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую, требования к которому определены Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Из содержащихся оспариваемых нормативных предписаний следует, что они распространяются исключительно на процедуру внесения предложений о внесении изменений в генеральный план.

С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт в системе действующего правового регулирования не регламентирует порядок перевода земель из одной категории в другую. Предусмотренный федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию является исключительным полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Положение «О составе, порядке подготовки генерального плана Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, порядке внесения в него изменений и составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана поселения», утвержденное решением Совета депутатов Зубцовского сельского поселения от 18 мая 2016 года № 117, является нормативным правовым актом, принятым представительным органом муниципального образования во исполнение статей 23, 24, 25, 26 Градостроительного кодекса РФ, Закона Тверской области от 24 июля 2012 года № 77 «О градостроительной деятельности на территории Тверской области», Положения «О согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проекта документов территориального планирования муниципальных образований», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 года № 178, Устава муниципального образования Зубцовского сельского поселения.

Указанное Положение опубликовано в информационном бюллетене муниципального образования «Зубцовское сельское поселение» № 20 от 19 мая 2016 года, а также размещено на официальном сайте Администрации Зубцовского сельского поселения www.spo.qorod-zubcov.ru.

Требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, форму и вид, в котором он принят, процедуру принятия и правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу, соблюдены.

Пункт 6.6 Положения устанавливает содержание прилагаемых к заявлению (предложению) заинтересованного лица о внесении изменений в генеральный план поселения документов:

1. правоустанавливающие документы на земельный участок;

2. кадастровый паспорт земельного участка или выписку из государственного кадастра недвижимости;

3. копии документов, удостоверяющих личность заявителя;

4. заявитель вправе представить:

- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок,

- выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписку из выписку из Единого государственного реестра юридических лиц,

5. дополнительно для определения достаточного обоснования исключительности изменения границ населенного пункта путем включения земельного участка в границы населенного пункта, путем включения земельного участка в границы населенного пункта к заявлению прилагаются:

- выкопировка из карты, с прилегающими участками (владельцы),

- проект развития территории земельного участка (эскизный),

- мероприятия по охране природы и защиты от ЧС включить как раздел проекта планировки территории,

-заключение Министерства сельского хозяйства и органов Роспотребнадзора Тверской области о невозможности и нецелесообразности использования земельного участка для сельскохозяйственных нужд,

-заключение Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об отсутствии объектов культурного наследия на земельном участке (при включении земельного участка в особо охраняемую зону),

- заключение коммунальных служб о наличии необходимых ресурсов для использования земельного участка (электричество, газ, вода),

-справка из налоговых органов об уплате налогов и отсутствии задолженности,

- сведения об оценке плодородия и текущего состояния земельного участка, о составе угодий, кадастровой стоимости и фактическом виде использования земельного участка,

- соглашение о финансировании проекта по внесению изменений в генеральный план, строительства объектов инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства с ОМСУ,

- иные документы, которые, по мнению заявителя, обосновывают необходимость включения земельного участка в границы населенного пункта (изменение категории земельного участка).

Оспаривая Положение, в обоснование заявленных требований ФИО4 указал, что перечень документов, подлежащих приложению к ходатайству о переводе земельного участка из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», однако пунктом 6.6 оспариваемого Положения на заинтересованных лиц вместе с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую возложена обязанность по предоставлению дополнительных документов.

Вместе с тем, в силу положений абзаца 8 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 указанного выше пунктастатьи8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Федерального закона №172-ФЗ от 21 декабря 2004года (с последующими изменениями) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона №172-ФЗ от 21 декабря 2004года содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Проанализировав положения указанных выше норм федерального законодательства и норм оспариваемого Положения, суд исходит из того, что орган местного самоуправления урегулировал вопросы, касающиеся процедуры изменения категории земельного участка вследствие принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта, что не тождественно установленной федеральным законодательством процедуре перевода земельных участков из одной категории в другую.

Так, федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О порядке перевода земель или земельных участков из одной категории в другую" и федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" для каждой из этих процедур отдельно предусмотрены порядок выдвижения инициативы, форма обращения, требования к содержанию обращения и составу прилагаемых документов, порядок и сроки рассмотрения обращения, основания для отказа и содержание принятого решения.

Возможность применения норм, регулирующих процедуру перевода земельного участка из одной категории в другую, к правоотношениям по включению земельного участка в границы населенного пункта из положений статьи 4.1 Федерального закона не вытекает.

В данном случае предметом рассмотрения является Положение «О составе, порядке подготовки генерального плана Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, порядке внесения в него изменений и составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана поселения», регулирующее вопросы включения земельного участка в границы населенного пункта, а не правовой акт о переводе земель из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15.1 Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков принимает Правительство Тверской области.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно части 16 указанной статьи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

На основании части 3 указанной статьи подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

При таких обстоятельствах оспариваемые положения подпунктов 1,2,5 пункта 6.6 Положения «О составе, порядке подготовки генерального плана Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, порядке внесения в него изменений и составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана поселения» не могут противоречить статье 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Поскольку оспариваемое Положение не регулирует отношения по переводу земель из одной категории в другую, право административного истца на обращение с ходатайством о переводе принадлежащего ему земельного участка в категорию земель населенных пунктов не нарушено.

Согласно части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

К заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого и в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных указанной частью, не допускается.

Из текста оспариваемого Положения следует, что к заявлению о внесении изменений в генеральный план должны прилагаться: правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка или выписка из государственного кадастра недвижимости; копии документов, удостоверяющих личность заявителя.

При таких обстоятельствах ссылка административного истца на необходимость получения органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия кадастрового паспорта и правоустанавливающего документа земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, несостоятельна.

Указание в подпункте 5 пункта 6.6 оспариваемого Положения на возможность предоставления дополнительных документов, носит исключительно рекомендательный и уточняющий, а не обязательный характер, не накладывает на заявителя обязанностей по предоставлению указанных документов и поэтому не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

Доводы о наличии в пункте 6.6 Положения признаков, провоцирующих развитие коррупциогенности при исполнении данного нормативного правового акта, несостоятельны, поскольку указанные положения не устанавливают необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил и не содержат неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, создающие условия для проявления коррупции в силу вышеизложенного.

Между тем именно эти факторы рассматриваются федеральным законодателем в качестве признаков коррупциогенности нормативных правовых актов и их проектов (статья 1 Федерального закона от 17 июля 2009года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов").

Употребление в контексте оспариваемого Положения термина «для определения достаточного обоснования исключительности изменения границ населенного пункта путем включения земельного участка в границы населенного пункта» не несёт в себе неясности и двусмысленности.

Используемый в контексте данного нормативного правового акта термин связан с необходимостью обоснования перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов путём включения земельного участка в границы населённого пункта либо исключения из границ населённого пункта, который допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004г. №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Ходатайство представителя ответчика Совета депутатов Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о пропуске истцом срока обращения в суд отклоняется, поскольку в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Заявитель фактически связывает нарушение прав не с содержанием оспариваемых норм, а с их применением, что не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из заявления и пояснений представителя административного истца, должностные лица Зубцовского сельского поселения при обращении ФИО4 с заявлением о переводе принадлежащего ему земельного участка из одной категории в другую требуют предоставления дополнительных документов.

Учитывая, что оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 ФИО10 о признании недействующими подпункты 1,2,5 пункта 6.6 Положения «О составе, порядке подготовки генерального плана Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, порядке внесения в него изменений и составе, порядке подготовки плана реализации генерального плана поселения», утвержденного решением Совета депутатов Зубцовского сельского поселения от 18 мая 2016 года № 117, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Гришина

Мотивированное решение составлено 03 июля 2017 года.

Председательствующий С.А. Гришина