ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-534/2022 от 05.07.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Андриевской А.А., с участием административного истца А, его представителя Ф, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности № Номер изъят от 23 декабря 2021 г., представителя административного ответчика Законодательного собрания Иркутской области Р, действующей на основании доверенности Номер изъят от 11 января 2022, представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области С, действующего на основании доверенности Номер изъят от 23 марта 2022, представителя заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Б, действующей на основании доверенности Номер изъят от 18 августа 2021г., с участием прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области К, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-534/2022 по административному исковому заявлению А к Законодательному Собранию Иркутской области, Губернатору Иркутской области о признании недействующим пункта 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (в редакции Законов Иркутской области от 14 октября 2016 г. № 77-оз), пункты 6 и 7 статьи 3 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (в редакции Законов Иркутской области от 23 ноября 2020 г. № 100-оз) со дня их принятия,

У С Т А Н О В И Л :

в обоснование уточненных административных исковых требований А указывает, что является инвалидом 2 группы (бессрочное), приказом начальника департамента правовой работы Администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят административный истец принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и является арендатором земельного участка с правом строительства для себя жилого дома, а также субъектом правоотношений, регулируемых Законом Иркутской области от 10.11.2011 № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области № 109-оз).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд для возведения строений - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 125 куб.м однократно.

При этом, заготовка гражданами древесины для собственных нужд имеет характер льготы и предполагает социальную поддержку соответствующей категории населения.

А указывает, что ни в Законе Иркутской области № 109-оз, ни в административном регламенте предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области», утвержденном указом Губернатора Иркутской области от 21.09.2017 № 175-уг, не содержатся указания на качественные характеристики предоставляемого для заготовки леса, однако, согласно п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» качество товара (работы, услуги), при отсутствии в договоре товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Административный истец А являясь инвалидом 2 группы (бессрочно) приказом начальника Департамента правовой работы администрации г. Иркутска Номер изъят от Дата изъята принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Административный истец является арендатором земельного участка с правом строительства жилого дома для себя, является субъектом отношений, регулируемых Законом Иркутской области № 109-оз.

АДата изъята обратился в Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительство Иркутской области за разъяснением по вопросу о том, какого качества лесные насаждения, а именно, какой минимальный диаметр заготовки древесины на корню (на высоте груди) входит в зачет 125 куб.м древесины, представляемых гражданам для строительства жилого дома, предусмотрены Законом Иркутской области № 109-оз.

Министерство лесного комплекса Иркутской области в ответе от Дата изъята Номер изъят на данное обращение указало, что в зачет входят спелые и перестойные древостои породы сосна диаметром на высоте груди, составляющие в среднем 28-32 см, при осуществлении сплошных рубок отводится в рубку древесина также меньших диаметров. При этом, по мнению заместителя министра, внесение изменений в Закон Иркутской области № 109-оз, предусматривающих качество представляемой древесины, не требуется.

Вместе с тем, диаметр деревьев на выход сортиментов для строительства дома имеет следующее расчетное соотношение - из 125 куб.м древостоя диаметром 28 см., выход пригодных для строительства жилого дома сортиментов составит 4 куб.м или 3,2 %, а из 125 куб.м древостоя диаметром 32 см, выход пригодного для строительства жилого дома сортиментов составит 32 куб.м или 26 %. В среднем со 125 куб.м древостоя диаметром 28-32 см выход пригодных для строительства жилого дома сортиментов составляет 18 куб.м или 15 %.

Административный истец указывает, что законодатель в Законе Иркутской области № 109-оз определил только количественный норматив представления древесины для целей строительства жилого дома в размере 125 куб.м, при этом нормативы качественных характеристик соответствующих целям данной меры (для строительства жилого дома) доверил определять продавцу, вследствие чего отводу, по мнению продавца, подлежат спелые и перестойные древостой породы сосна диаметром на высоте груди в среднем 28-32 см, а при осуществлении сплошных рубок отводится в рубку древесина также меньших диаметров, что вынуждает покупателя за свой счет производить сплошную рубку, в том числе деревья, не соответствующие по диаметру для возведений, как брусового, так и бревенчатого жилого дома, что, полагает административный истец, нарушает права лица, которому такая мера социальной поддержки представлена, так как такая заготовка древесины для него является финансово обременительной.

А указывает, что в Иркутской области из-за зимних морозов для сохранения тепла в технологии бревенчатого домостроения определилась минимальная ширина паза 160 мм (до - 300С), поэтому для строительства необходимы деревья определенного диаметра, из которых получаются бревна (сортимент) диаметром не менее 260 мм в верхнем срезе, без коры, с наличием необходимых физико-химических свойств. Соответственно, для получения сортимента такого качества необходим отвод деревьев на корню диаметром от 32 см и более на высоте груди.

Административный истец полагает, что типовой договор на заготовку древесины имеет следующие недостатки: в главе 1 договора предусмотрена таблица № 3, в которой вместо перечета деревьев в рубку с графой ступень толщин, как то рекомендовано в Приложении № 1 к Правилам заготовки древесины ст. 23 Лестного кодекса Российской Федерации; предусмотрены противоречивые условия, так в п. 7 гл. 2 предусмотрено, что рубке не подлежат не клейменные деревья, но при этом в п. 6 этой же главы указано, что форма рубки – сплошная.

Исходя из изложенного выше, административный истец полагает, что возможно прийти к выводу о том, что отвод и таксация лесосек производится по результатам визуальной оценки лесосек, что противоречит Правилам заготовки древесины определенным п. 26 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации.

По мнению административного истца, так как указанная выше мера социальной поддержки приобретает неопределенный характер, поскольку лицо, осуществляющее рубки предоставленной древесины для строительства жилого дома, по данной таблице не сможет определить диаметр каждого бревна, имеющего основное значение при строительстве дома.

Административный истец считает, что применение Закона Иркутской области № 109-оз требует дополнительной регламентации способа заготовки древесины - выборочный с определением минимального диаметра дерева (на высоте груди) от 32 см и более, для чего следует определить неотъемлемой частью договора ведомость перечета лесосеки.

С учетом уточнения административных исковых требований, административный истец А просит суд признать недействующим пункт 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 10.11.2011 № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» в редакции Закона Иркутской области от 14.10.2016 № 77-оз в следствие отсутствии нормативов способа заготовки древесины - выборочный с определением минимального диаметра дерева для целей возведений строений (на высоте груди) от 32 см и рекомендованного к договору Приложения № 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 (ведомости перечета лесосеки), что не соответствует требованиям пункта 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ), и статьи 4 Федерального Закона «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального Закона от 25.10.2007 № 234-ФЗ).

В судебном заседании административный истец А и его представитель Ф, действующая на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Законодательного собрания Иркутской области Р, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика Губернатора Иркутской области С, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал доводы возражений на административное исковое заявление, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Б, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Изучив материалы дела, объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора К, полагавшей, что основания для удовлетворения административных исковых требований А отсутствуют, суд, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований А по приведенным ниже основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50) признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В ст. 2 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 1-оз) установлено, что под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.

Согласно ст. 5 Закона Иркутской области № 1-оз Законодательное Собрание Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.

Статьей 12 Закона Иркутской области № 1-оз закреплено, что посредством законов Иркутской области осуществляется правовое регулирование и реализация полномочий области как субъекта Российской Федерации.

Частью 5 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) закреплено, что порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Закон Иркутской области № 109-оз содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, которые рассчитаны на неоднократное применение, направлен на установление общеобязательных норм.

Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что Закон Иркутской области № 109-оз обладает признаками нормативного правового акта, поскольку является официальным документом, принятым в определенной законом форме, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии, и действует независимо от того, возникли или прекратились правоотношения, предусматриваемые актом.

Обсуждая вопрос о праве административного истца А на обращение с данным административным исковым заявлением, суд установил нижеследующее.

Административный истец А является инвалидом 2 группы (бессрочное), что подтверждается Справкой серии Номер изъятНомер изъят.

Приказом начальника департамента правовой работы Администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъятА признан малоимущим и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно представленному административным истцом договору аренды земельного участка от Дата изъята , заключенному между Н (арендодатель) и А (арендатор), арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок по адресу: площадью 300 кв.м, кадастровый Номер изъят, из земель категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества, принадлежащий Н на праве собственности на основании договора купли-продажи от Дата изъята , для строительства капитального бревенчатого дома. Срок действия договора аренды с Дата изъята по Дата изъята . Данным договором аренды предусмотрено строительство капитального бревенчатого дома на арендованном земельном участке в г. Шелехове Иркутской области.

Таким образом, являясь лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, административный истец А вправе обратиться с соответствующим заявлением о заключении с ним договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд без цели осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли для возведение строений (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз), исходя из чего к нему могут быть применены оспариваемые им положения п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз, а, следовательно, А вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку оспариваемыми положениями Закона Иркутской области № 109-оз могут быть в отношении него применены.

Согласно пунктам «в», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Частью 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьями 30, 75-77 ЛК РФ закреплено, что:

- граждане вправе заготавливать древесину для целей возведения строений;

- граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;

- нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Проверяя полномочия Законодательного Собрания Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд установил.

Согласно ч. 1 ст. 9 Устава Иркутской области в систему органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области входит законодательный (представительный) орган государственной власти Иркутской области - Законодательное Собрание Иркутской области.

Законодательное Собрание Иркутской области является постоянно действующим высшим органом законодательной власти Иркутской области, осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Иркутской области.

Полномочия Законодательного Собрания Иркутской области по принятию законов Иркутской области реализуются посредством проведения голосования депутатов на заседаниях Законодательного Собрания Иркутской области. Правомочность заседания Законодательного Собрания Иркутской области определяется законом Иркутской области в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом (ст. 48 Устава Иркутской области).

Проект закона Иркутской области рассматривается Законодательным Собранием Иркутской области не менее чем в двух чтениях (ст. 54 Устава Иркутской области).

Законы Иркутской области принимаются Законодательным Собранием Иркутской области большинством голосов от установленного Уставом Иркутской области числа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, если иное не предусмотрено федеральными законами, Уставом Иркутской области (ст. 55 Устава Иркутской области).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение о принятии проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для организации деятельности Законодательного Собрания Иркутской области и осуществления им прав юридического лица Законодательное Собрание Иркутской области избирает председателя Законодательного Собрания Иркутской области (ст. 45 Устава Иркутской области).

Председатель Законодательного Собрания Иркутской области подписывает постановления, протоколы заседаний, обращения, заявления и иные документы Законодательного Собрания (ч. 2 ст. 13 Закона Иркутской области от 08.06.2009 № 30-оз «О Законодательном Собрании Иркутской области».

Оспариваемый Закон Иркутской области № 109-оз в первоначальной редакции, а также Законы Иркутской области, вносящие в него изменения, приняты в двух чтениях большинством от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.

Соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта подтверждается: постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 28.09.2011 № 35/48-3C «О проекте закона Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области»; постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19.10.2011 № 36/25-3C «О Законе Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области»; постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30.09.2020 № 34/18-ЗС «О проекте закона Иркутской области № ПЗ-558 «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области»; постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 11.11.2020 № 36/14-3C «О Законе Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области»; выпиской из стенограммы 35-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области от 28.09.2011; выпиской из стенограммы 36-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области от 19.10.2011; выпиской из стенограммы 34-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области от 30.09.2020; выпиской из стенограммы 36-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области от 11.11.2020; постановлением временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва от 17.10.2008 № 22/191 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва»; постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 12.09.2018 № 28/237 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва»; постановлениями Законодательного Собрания Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутатов Законодательного Собрания Иркутской области и передаче вакантных мандатов зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, а также об определении результатов дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области; постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 26.10.2008 № 1/1-ЗС «Об избрании председателя Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва»; постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.03.2020 № 28/25-ЗС «Об избрании председателя Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва».

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная».

Принятые Законодательным Собранием Иркутской области законы Иркутской области в течение четырнадцати календарных дней со дня их принятия направляются председателем Законодательного Собрания Иркутской области для обнародования Губернатору Иркутской области (ст. 56 Устава Иркутской области).

Оспариваемый нормативный правой акт подписан Губернатором Иркутской области и опубликован в установленном законом порядке.

Закон Иркутской области № 109-оз в первоначальной редакции подписан уполномоченным лицом - Губернатором Иркутской области Мезенцевым Д.Ф., действующим на основании постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 08.06.2009 № 12Д-ЗС «О наделении Мезенцева Дмитрия Федоровича полномочиями Губернатора Иркутской области», распоряжения Губернатора Иркутской области от 08.06.2009 № 1-рк «О Мезенцеве Д.Ф.».

Закон Иркутской области от 10.01.2022 № 9-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» подписан уполномоченным лицом - Губернатором Иркутской области Кобзевым И.И., действующим на основании постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 17.09.2020 № 96/738 «О регистрации избранного Губернатора Иркутской области», Указа Губернатора Иркутской области от 18.09.2020 № 42-угк «О Кобзеве И.И.».

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый нормативный правой акт принят уполномоченным на то органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия, формы и вида, а также подписан и опубликован в установленном законодательством Иркутской области порядке.

Закон Иркутской области № 109-оз на момент рассмотрения настоящего административного дела действует в редакции Закона Иркутской области от 10.01.2022 № 9-оз, судом неоднократно в ходе рассмотрения настоящего административного дела административному истцу разъяснялось право на уточнение административных исковых требований, исходя из действующей на момент рассмотрения дела редакции оспариваемого нормативного правового акта, вместе с тем, административный истец в представленных суду уточнениях административного искового заявления оспаривает п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области от 10.11.2011 № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» в редакции Закона Иркутской области от 14.10.2016 № 77-оз, которым в оспариваемый п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз изменения не вносились, поскольку оспариваемый пункт закона на момент рассмотрения настоящего административного дела действует в первоначальной редакции.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд разрешает настоящее административное дело по заявленным административным исковым требованиям.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного Фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 25 ЛК РФ законодатель, устанавливая виды использования лесов, перечень, которых не носит исчерпывающий характер (часть 1), допуская использование лесов для одной или нескольких целей, предусмотренных ее частью 1, в том числе для заготовки древесины, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 2). Заготовка древесины, в свою очередь, может осуществляться либо в качестве предпринимательской деятельности, регулируемой статьями 29 и 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, либо в соответствии со статьей 30 - гражданами для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, по общему правилу, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, такие лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 данной статьи); при этом древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами (части 1, 2,4 и 4.1).

Согласно ст. 30 ЛК РФ право граждан заготавливать древесину для собственных нужд, как одно из прав природопользования, выступает возмездной формой реализации ими (за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни) права на использование природных ресурсов, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации; при этом субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по нормативному регулированию таких элементов порядка реализации данного права, которые связаны с обеспечением рационального и неистощительного использования лесов как относительно ограниченного природного ресурса и тем самым непосредственно затрагивают интересы как самих субъектов Российской Федерации, так и проживающих на их территории граждан.

Определяя в рамках указанных полномочий нормативы и порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, субъекты Российской Федерации должны принимать во внимание состояние лесных насаждений на конкретных территориях - причем как на лесных участках в составе земель лесного фонда, т.е. находящихся в федеральной собственности (за исключением лесных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), так и на лесных участках, находящихся в собственности самих субъектов Российской Федерации, - и одновременно решать социальные задачи по созданию для граждан, проживающих на этих территориях, достойных условий проживания, включая удовлетворение их потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства.

Осуществление такого правового регулирования предполагает право субъектов Российской Федерации при осуществлении ими правового регулирования в данной сфере в соотношении потребностей граждан в заготовке древесины и объемов лесных насаждений, необходимых для удовлетворения этих потребностей без ущерба для сохранности лесов и экологического благополучия, основываясь на принципах правового социального государства, справедливости и равенства, определять соответствующие приоритеты, в том числе устанавливать очередность удовлетворения потребности граждан в древесине для индивидуального жилищного строительства с учетом степени их нуждаемости в улучшении жилищных условий, обеспечивая тем самым реализацию ими права на жилище, закреплено в ст. 40 Конституции Российской Федерации.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Статьей 85 ЛК РФ определено, что планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.

Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств.

Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации, подготовленный на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, документов территориального планирования, материалов государственной инвентаризации лесов.

Лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения, в границах лесничеств, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (ст. 86 ЛК РФ).

Лесной план Иркутской области, утвержден указом Губернатора Иркутской области от 29.05.2019 № 112-уг «Об утверждении лесного плана Иркутской области на 2019 - 2028 годы».

Согласно ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности (ст. 67 ЛК РФ).

По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра (ч. 5 ст. 67 ЛК РФ).

На основании лесоустроительной документации органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются лесной план субъекта и лесохозяйственные регламенты лесничеств.

В соответствии с ч. 5 ст. 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются:

1) виды разрешенного использования лесов;

2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

3) ограничение использования лесов;

4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Судом из пояснений А, данных суду в ходе рассмотрения настоящего административного дела, а также копии договора аренды земельного участка установлено, что А на основании договора аренды земельного участка от Дата изъята , заключенного между Н (арендодатель) и А (арендатор), является арендатором земельного участка, находящегося по адресу: площадью 300 кв.м, кадастровый Номер изъят, представленного ему для строительства капитального бревенчатого дома, а заготовка древесины планируется в Шелеховском лесничестве Иркутской области.

Лесохозяйственным регламентом Шелеховского лесничества Иркутской области, утвержденным приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, определены виды разрешенного использования лесов в лесничестве с указанием кварталов и их частей (Таблица 5 гл. 1 регламента), расчетные лесосеки, а также определены возрасты рубок в соответствии с приказом Рослесхоза от 09.04.2015 № 105 «Об установлении возрастов рубок».

В соответствии с п. 1 ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом, если их утверждение не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 23.1 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов).

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами пожарной безопасности в лесах.

При отводе и таксации лесосек для заготовки древесины выборочными рубками (кроме чересполосных постепенных рубок), осуществляемыми на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, производится отметка деревьев (яркая лента, липкая лента, краска, затески), назначаемых в рубку.

Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 29 ЛК РФ).

Аналогичные положения установлены п. 10 Правил заготовки древесины установлено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами.

В эксплуатационных лесах с целью заготовки древесины осуществляются сплошные и выборочные рубки.

Сплошные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.

Кроме того, в целях повышения качества отвода и точности таксации лесосек главного пользования, рубок ухода за лесом, санитарных и прочих рубок, подсочки (осмолоподсочки), а также при отпуске второстепенных лесных материалов и улучшения на этой основе использования лесных ресурсов приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 15.06.1993 № 155 утверждены Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации (далее – Наставления), которые обязательны для выполнения всеми органами лесного хозяйства и другими предприятиями, ведущими лесное хозяйство при подготовке лесосечного фонда по главному пользованию, отводе древостоев для рубок ухода за лесом, санитарных и прочих рубок, подсочки (осмолоподсочки), а также при отпуске второстепенных лесных материалов.

Раздел IV Наставлений регламентирует назначение деревьев в рубку и их перечет.

Согласно типовому договору купли-продажи, утвержденному приказом Минприроды России от 27.07.2020 № 488 «Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений» (далее – Типовой договор), определено, что характеристика и объем древесины лесных насаждений, подлежащей заготовке, указываются в приложении № 1 к Типовому договору.

В соответствии с приложением № 1 Типового договора лесные насаждения, подлежащие заготовке, являются деловой древесиной и делятся на крупную, среднюю, мелкую.

Согласно товарным таблицам для древостоев Западной и Восточной Сибири, утвержденным приказом Гослесхоза СССР от 21.11.1989 № 177, диаметр стволов составляет от 16 см до 50 см и подразделяется на крупную, среднюю, мелкую.

Таким образом, указанными выше подзаконными нормативными актами определены диаметры стволов лесных насаждений являющихся деловой древесиной, исходя из чего определение минимального диаметра ствола дерева при отводе деляны при заготовке древесины для целей определенных в п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз урегулировано иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к Закону Иркутской области № 109-оз и не требует дополнительного правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации – Иркутской области.

Исходя из чего, доводы административного истца о том, что неопределенность толщин древостоев, отводимых в рубку при заготовке древесины в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз (для возведения строений - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 125 куб.м однократно) не позволяет административному истцу реализовать данное правомочие судом не принято, как основанное на неправильном толковании норм материального права, так как отвод и таксация лесосек, а также возрастная категория лесов назначаемых в рубку урегулированы нормативными правовыми актами, обладающими большей юридической силой по отношению к Закону Иркутской области № 109-оз.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации отнесено утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд; установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд; установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд и порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, если их утверждение не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Исходя из чего, определение качественных характеристик и способов заготовки древесины отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 30 ЛК РФ порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области № 109-оз установлено, что гражданин определяет объем древесины необходимый на собственные нужды, в пределах установленных нормативов, (ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд из расчета на семью (одиноко проживающего гражданина) по следующим нормативам - для возведения строений - в объеме древесины, определенном гражданином, но не более 125 куб.м однократно.

Порядок заготовки древесины для собственных нужд определен ч. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 109-оз, согласно которому заготовка древесины для собственных нужд включает в себя работы по рубке лесных насаждений (деревьев, кустарников), трелевке, частичной переработке и вывозу древесины из леса, очистке мест рубок и может осуществляться гражданином самостоятельно либо с привлечением третьих лиц в соответствии с федеральным законодательством, исходя из чего доводы административного истца об обременительности заготовки древесины, по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз, при осуществлении сплошных рубок не приняты судом, как не основанные на указанных выше положениях Закона Иркутской области № 109-оз.

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области № 109-оз порядок обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением устанавливается Правительством Иркутской области.

Во исполнение указанной нормы, принято постановление Правительства Иркутской области от 11.07.2016 № 5-пп «Об утверждении Положения о порядке обращения гражданина с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».

Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области», утвержденным указом Губернатора Иркутской области от 21.09.2017 № 175-уг «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Иркутской области» (далее - Административный регламент) определен порядок взаимодействия между структурными подразделениями министерства лесного комплекса Иркутской области и его должностными лицами, взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.

Частью 4 ст. 2 Закона Иркутской области № 109-оз определен исчерпывающий перечень оснований исключения из электронного реестра учета заявлений граждан (далее - реестр). Аналогичный перечень приведен в п. 34 административного регламента:

- отсутствие и (или) недостоверность документов, подтверждающих наличие указанной в заявлении собственной нужды;

- наличие действующего уведомления о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений в отношении одного из правообладателей земельного участка, жилого помещения или хозяйственных построек, обратившегося ранее с заявлением, содержащим указание на аналогичную собственную нужду в отношении того же объекта;

- наличие сведений о гражданине в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

- неявка гражданина для заключения договора купли-продажи лесных насаждений в течение одного года с момента получения гражданином уведомления о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений;

- непредставление исправленного заявления по истечении 30 календарных дней со дня принятия решения о возврате заявления гражданину;

- заключение гражданином договора купли-продажи лесных насаждений и письменный отказ от договора купли-продажи лесных насаждений (исполнения договора купли-продажи лесных насаждений) на основании ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с получением дополнительной меры социальной поддержки в натуральной форме в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд в Иркутской области.

Процедура заключения договора купли продажи лесных насаждений, в том числе, срок проведения отвода и таксации лесных насаждений для собственных нужд граждан и порядок уведомления о времени и дате проведения натурного осмотра гражданином лесных насаждений урегулирована п. 89 Административного регламента.

Согласно приведенным выше положениям, в случае, если гражданина не устраивает качественные показатели лесных насаждений для целей возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительства и ремонта хозяйственных построек, иных собственных нужд, такой гражданин вправе не заключать договор купли-продажи отведенных ему в рубку лесных насаждений, при этом он из реестра не исключается.

В данном случае уполномоченный орган в соответствии п. 4 ч. 4 ст. 2 Закона Иркутской области № 109-оз, уведомляет гражданина о возможности заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, граждан в течение пяти лет при наличии достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями и одновременно информирует гражданина о лесничествах, в которых возможна заготовка древесины в текущем году в заявленных объемах с требуемыми качественными показателями, находящихся вблизи местонахождения строения или земельного участка, в котором (на котором) предполагается использование гражданином древесины для собственных нужд, либо при появлении в указанном в заявлении лесничестве объемов лесных насаждений, достаточных для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, но не позднее чем через пять лет после подачи гражданином заявления осуществляет повторную проверку прилагаемых к заявлению документов на предмет их соответствия федеральному и областному законодательству в случае, если со дня подачи гражданином заявления прошло более одного года.

При отсутствии оснований для отказа в заключении договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан уполномоченный орган направляет гражданину уведомление о возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан с указанием даты и времени предварительного натурного осмотра гражданином лесного участка, предназначенного для заготовки древесины для собственных нужд граждан.

Исходя из изложенного выше, судом не принят довод административного истца о невозможности реализации своего права при отказе от заключения договора купли-продажи лесных насаждений в случае, если по результатам натурного осмотра отводимые в рубку древостои на корню не подходят гражданину по каким-либо параметрам, поскольку в этом случае гражданин не лишается возможности реализации своего права на приобретение лесных насаждений для этих целей, поскольку он не исключается из реестра.

В соответствии со ст. 25 ЛК РФ предоставление древесины для собственных нужд относится к такому виду использования лесов как заготовка древесины.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 29 ЛК РФ).

Использование лесов для заготовки древесины для собственных нужд в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз осуществляется без предоставления лесного участка с изъятием лесных ресурсов (статья 24 ЛК РФ).

Как было указано выше, качественные характеристики лесных насаждений, продаваемых гражданам для собственных нужд публичными образованиями по договору купли-продажи лесных насаждений, установлены федеральным законодательством.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.1 ЛК РФ для заготовки древесины на лесосеке при заключении договора купли-продажи лесных насаждений (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок спелых, перестойных лесных насаждений.

Возрасты рубок по лесным районам на основании ст. 81 ЛК РФ установлены Приказом Рослесхоза от 09.04.2015 № 105 «Об установлении возрастов рубок».

На основании ч. 1 ст. 17 ЛК РФ рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.

В силу ч. 2 ст. 17 ЛК РФ выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.

Согласно ч. 3 ст. 17 ЛК РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

Частью 4 ст. 29 ЛК РФ установлен запрет заготовки древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 34 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Также в п. 35 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, суду необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Обсуждая довод А о неопределенности правового регулирования в оспариваемом п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз по вопросу о назначении выборочных рубок при заготовке лесных насаждений гражданами для собственных нужд по данному основанию, и как следствие этого - несоответствии оспариваемых положений законодательству большей юридической силы, суд приходит к выводу о несостоятельности данных утверждений в связи со следующим.

К компетенции суда в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации отнесена проверка нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на соответствие законодательству Российской Федерации большей юридической силы.

Вопросы видов назначаемых рубок регулируются как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Российской Федерации, в частности, Лесохозяйственным планом и Лесохозяйственным регламентов соответствующего лесничества иными подзаконными нормативными актами и какой либо неопределенности в регулировании этого вопроса применительно к оспариваемым положениям п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз не содержат.

Доказательств несоответствия оспариваемого п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз в этой части законодательству большей юридической силы административным истцом суду не представлено, а судом не добыто. Кроме того, судом не установлено наличия предписания в законодательстве, имеющем большую юридическую силу, регулирующем правоотношения в сфере лесопользования, о назначении гражданам при осуществлении заготовки древесины для собственных нужд для целей возведения строений исключительно выборочных рубок древостоев определенного диаметра на уровне груди, что исключает возможность судебного вмешательства в дискреционные полномочия законодателя субъекта Российской Федерации в данной сфере правового регулирования.

Обсуждая довод административного истца о противоречии п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз положениям п. 5 ст. 30 ЛК РФ, а также ст. 4 Федерального закона «О защите прав потребителей» суд приходит к следующим выводам.

Как следует из преамбулы Федерального закона «О защите прав потребителей, данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Административный истец считает, что оспариваемые положения п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз нарушают положения ст. 4 Федерального закона «О защите прав потребителей» вследствие отсутствия в оспариваемом пункте Закона нормативов заготовки, способа заготовки древесины – выборочная с определением минимального диаметра дерева для целей возведения строений (на высоте груди) от 32 см.

Данный довод суд находит несостоятельным, так как правоотношения, связанные с представлением лесов в рубку регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и специальным лесным законодательством, определяющим порядок осуществления рубок лесных насаждений при отводе и таксации лесосек для заготовки древесины, согласно которому федеральным законодательством определяются, в том числе и качественные характеристики лесов, предоставляемых в рубку также для собственных нужд граждан.

Кроме того, из буквального толкования положений п. 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз следует, что заготовка древесины гражданами для собственных нужд по этому основанию осуществляется для возведения любых строений без конкретизации того, какое это строение, из чего следует, вывод, что данной нормой не предусмотрено предоставление древесины гражданам исключительно для строительства жилого дома, как то полагает административный истец, а подразумевает использование древесины для возведения гражданами для собственных нужд любых строений, на строительство которых могут использовать сортименты разных толщин.

Учитывая изложенное выше, суд не усматривает противоречий между оспариваемым пунктом 2 ст. 3 Закона Иркутской области № 109-оз и ст. 4 Федерального закона «О защите прав потребителей».

Применение Федерального закона «О защите прав потребителей» при заключении договора купли-продажи лесных насаждений к предмету настоящего спора не относится, поскольку регулируется иным законодательством положения, которого не оспариваются в рамках рассмотрения настоящего административного дела.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований А по данному административному делу.

Иные доводы административного искового заявления, под сомнение выводы суда по настоящему делу не ставят, а доводы о недостатках типового договора на заготовку древесины к предмету настоящего спора не относятся.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении уточненных административных исковых требований А к Законодательному Собранию Иркутской области, Губернатору Иркутской области о признании недействующим пункта 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (в редакции Законов Иркутской области от 14 октября 2016 г. № 77-оз) со дня его принятия – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята