ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-538/2022 от 23.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

административное дело № 3а-538/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Агибаловой В.О.

при секретаре

судебного заседания Минко Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 23OS0000-01-2022-000169-11) по административному исковому заявлению ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости,

установил:

ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать недостоверной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, установленную по состоянию на 01.01.2016 года;

- исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01.01.2016 года;

- устранить в сведениях ЕГРН техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения УПКС в отношении земельного участка исходя из Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв.Приказом Министерства экономического развития РФ от 15.02.2007 года № 39;

- установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года в размере 2 154 891, 96 руб.

В обоснование административного иска ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» ссылается на недостоверность сведений об объекте оценке, использованных при определении его кадастровой стоимости. А именно, по мнению административного истца, земельный участок неверно был отнесен к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» и, соответственно, неправильно удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка рассчитан с использованием модели по 5-му виду разрешенного использования. Вид разрешенного использования земельного участка соответствует модели по 9-му виду разрешенного использования. В связи с чем, кадастровая стоимость объекта должна быть определена в размере 2 154 891, 96 руб.

В отзыве на административный иск департамент имущественных отношений Краснодарского края сослался на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> в размере 10 308 476, 1 руб. была установлена по виду разрешенного использованию, указанному в п.1.2.5 Методических указаний, утв.Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39. Использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости не выявлено. В связи с чем, департамент просит отказать в удовлетворении административного иска ООО «Городская управляющая компания - Краснодар».

От ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» поступили возражения на административное исковое заявление, в которых учреждение указало, что оспариваемая кадастровая стоимость была определена в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности и Методических указаний. Просит вынести по делу законное и обоснованное решение в отсутствие его представителя.

В судебное заседание 23 марта 2022 года явился представитель ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» по доверенности Зафиров С.В., который поддержал требования административного иска, просил удовлетворить их в полном объеме.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснодарского краевого суда, с учетом положений частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 57 от 26 декабря 2017 года «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца, изучив доводы административного искового заявления, отзыва и возражений на него, исследовав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ввиду следующего.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (пункт 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28) разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;

- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 постановления).

При этом в силу абзаца третьего пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя также может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (абзац 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

Из материалов дела следует, что ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» является пользователем земельного участка с кадастровым номером <№...>, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для эксплуатации хозяйственных зданий (мастерской, гаражей, навеса)», расположенного по адресу: <Адрес...> и собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года затрагивают права и обязанности ООО «Городская управляющая компания - Краснодар», как обладателя исключительного права выкупа земельного участка по цене, исчисляемой из его кадастровой стоимости.

В связи с чем, ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» вправе обратиться в суд с настоящим административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2016 года в размере 10 308 476, 1 руб. утверждена приказом департамента от 14.12.2016 № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» и применялись для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.02.2017 года до 01.01.2021 года.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» сослалась на недостоверность сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером <№...>, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016 года. Указало, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует модели по 9-ой группе видов разрешенного использования, указанных в п.1.2.9 Методических указаний, следовательно, определение удельного показателя кадастровой стоимости должно определяться в размере 4250, 28 руб./кв.м и кадастровая стоимость объекта составлять 2 154 891, 96 руб. Однако кадастровая стоимость объекта была необоснованно определена на основании п.1.2.5 Методических указаний с использованием модели по 5-ой группе видов разрешенного использования. В связи с чем, удельный показатель кадастровой стоимости составил 20 332, 3 руб./кв.м, что привело к завышенному определению кадастровой стоимости в размере 10 308 476, 1 руб.

Суд полагает доводы административного истца необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В 2016 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Краснодарского края в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), приказом департамента от 06.10.2015 № 1327 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Краснодарского края в 2016 году».

Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края в соответствие с государственным контрактом от 25.12.2015 № 0318200063915002293 являлось ООО «АФК - Аудит» (далее - оценщик), заказчиком - департамент имущественных отношений Краснодарского края.

По итогам работ был сформирован отчет от 07.11.2016 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», соответствие которого требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением саморегулируемой организацией Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков».

При определении кадастровой стоимости исполнителем работ учитывались следующие характеристики объекта: евид объекта недвижимости- земельный участок; категория земель - земли населенных пунктов; кадастровый квартал- 23:43:0305022; площадь - 507 кв.м; адрес с описанием местоположения; вид разрешенного использования по классификатору; вид разрешенного использования - для эксплуатации хозяйственных зданий (мастерской, гаражей, навеса).

С учетом вышеуказанной информации об объекте, в соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв.приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания), земельный участок с видом разрешенного использования «для эксплуатации хозяйственных зданий (мастерской, гаражей, навеса)» был отнесен к нескольким видам разрешенного использования, указанным в Методических указаниях:

- «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» в части вида разрешенного использования «гаражей, навеса» (пункт 1.2.3);

- «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» в части вида разрешенного использования «мастерская» (пункт 1.2.5).

Согласно пункту 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, которые могут быть отнесены более чем к одному виду разрешенного использования, осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.

В данном случае наибольшее значение удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м установлено на основании п.1.2.5 Методических указаний для 5-ой группы видов разрешенного использования (20 332, 3 руб./кв.м), в связи с чем, суд полагает правильным отнесение к этой группе земельного участка с кадастровым номером <№...> при проведении государственных кадастровых работ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что определение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года в размере 10 308 476, 1 руб. осуществлено уполномоченным органом и в соответствии с положениями законодательства, в том числе с учетом требований пункта 2.7.1 Методических указаний.

Довод ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» о том, что земельный участок относится к 9 группе видов разрешенного использования, указанной в п.1.2.9 «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», является необоснованным, так как согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю», изложенным в ответном письме на запрос суда от 07.02.2022 года № 27-01803-ГС/22, земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.01.2012 года с видом разрешенного использования «для эксплуатации хозяйственных зданий (мастерской, гаражей, навеса)», по настоящее время не изменялся.

Установив отсутствие оснований для изменения кадастровой стоимости земельного участка, а также недоказанность использования уполномоченным органом недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016 года, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ООО «Городская управляющая компания - Краснодар».

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Поскольку административному истцу отказано в удовлетворении административного искового заявления, оснований для взыскания судебных расходов не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «Городская управляющая компания - Краснодар» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании недостоверной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...> расположенного по адресу: <Адрес...> установленной по состоянию на 01.01.2016 года; исключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01.01.2016 года; устранении в сведениях ЕГРН технической ошибки, возникшей в результате неправильного определения УПКС в отношении земельного участка исходя из Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв.приказом Министерства экономического развития РФ от 15.02.2007 года № 39; об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года в размере 2 154 891, 96 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2022 года.

Судья

Краснодарского краевого суда В.О. Агибалова