Дело № 3а-53/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Курск 28 декабря 2020 года
Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мигущенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
с участием прокурора прокуратуры Курской области Борисовой Е.С.,
административного истца ФИО5,
представителя административного истца ФИО6,
представителя административного ответчика администрации Рышковского сельсовета Курского района Курской области – ФИО7,
представителя заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства РФ ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Собранию депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области, администрации Рышковского сельсовета Курского района Курской области о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования «Рышковский сельсовет Курского района Курской области», утвержденного решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области №57-5-17 от 25.02.2013 (в редакции изменений, утвержденных решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета №92-6-29 от 27.09.2019г.),
у с т а н о в и л:
ФИО5 обратился в Курский областной суд в порядке главы 21 КАС РФ с административным иском, в котором (с учетом уточнения заявленных требований) просил признать недействующим Генеральный план муниципального образования «Рышковский сельсовет Курского района Курской области», утвержденный решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района № 54-5-17 от 25.02.2013 (в редакции изменений, утвержденных решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета №92-6-29 от 27.09.2019г.) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № в картографической части указанного Генерального плана к функциональной зоне лесов.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, который относится к категории - земли сельхозназначения и имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Картографической частью оспариваемого нормативного правового акта названный земельный участок отнесен к функциональной зоне лесов, что нарушает права административного истца на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Полагает, что Генеральный план Рышковского сельсовета Курского района Курской области в оспариваемой части не соответствует положениям ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ч. 1,5 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В судебном заседании административный истец ФИО5 и его представитель ФИО6 настаивали на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика администрации Рышковского сельсовета Курского района Курской области ФИО7 в судебном заседании требования ФИО5 не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением процедуры, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца. В подтверждение соответствующей правовой позиции представила письменные возражения на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства РФ ФИО8 в судебном заседании полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Административный ответчик Собрание депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представил возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав представленные доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении административного иска следует отказать, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где в статье 213 предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (пункт 7).
В соответствии с положениями части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом, Генеральный план муниципального образования «Рышковский сельсовет Курского района Курской области», утвержден решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области №57-5-17 от 25.02.2013 (далее также - Генеральный план). В дальнейшем в данный нормативный правовой акт вносились изменения: решениями Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области от 02 февраля 2018года №28-6-8, 12 октября 2018года №57-6-18 и 27 сентября 2019года №92-6-29.
Проверяя полномочия Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Отношения, связанные с территориальным планированием территории, регламентируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу ( статья 3 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) - в редакции, действовавшей на дату принятия Генерального плана Рышковского сельсовета, утверждение генерального плана относилось к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, статьям 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия оспариваемых решений о внесении изменений в Генеральный план), утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района и утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.
Согласно части 4 статьи 15 Закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно статьям 1, 4 Устава муниципального образования «Рышковский сельсовет Курского района Курской области», утвержденного решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области №58-3-16 от 30 мая 2005 года (далее Устав), Закона Курской области от 21.10.2004 № 48 –ЗКО «О Муниципальных образованиях Курской области», муниципальное образование «Рышковский сельсовет Курского района Курской области» является сельским поселением, входящим в состав муниципального района – Курский район, состоит из четырех объединенных общей территорией сельских населенных пунктов - с. Рышково, д. Зорино, д. Голубицкое и х. Кислино. Устав действует на всей территории муниципального образования и обязателен для исполнения жителями МО «Рышковский сельсовет Курского района Курской области» (т.1 л.д. 235-271).
В силу соглашений от 09.01.2018 года №1/15 и от 09.01.2019 года №1/14, заключенных между МО «Курский район Курской области» и МО «Рышковский сельсовет Курского района Курской области», в период с 01.01.2018 года по 31.01.2019 года полномочия в части выполнения мероприятия и утверждения внесения изменений в Генеральный план Рышковского сельсовета Курского района Курской области переданы Рышковскому сельсовету Курского района Курской области.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ в систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления входят акты представительного органа. При этом, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно положениям статьи 21, 22, статьи 22 Устава, Собрание депутатов Рышковского сельсовета Курского района, состоящее из 10 депутатов, является выборным представительным органом местного самоуправления, обладающим правом в пределах своей компетенции принимать решения, действующие на всей территории муниципального образования.
Таким образом, в названные периоды решение вопросов утверждения генеральных планов муниципального образования «Рышковский сельсовет Курского района Курской области» (внесение изменений в данный нормативный правовой акт) относится к полномочиям Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района, что свидетельствует о соблюдении полномочий данного органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта и изменений к нему.
Утверждение генерального плана сельского поселения и внесение изменений регулируется положениями статей 9, 23-25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предусматривает осуществление ряда последовательных процедур: принятие главой местной администрации решения о подготовке соответствующего проекта (часть 2 статьи 24 ГрК РФ), разработку проекта с учетом установленных законом требований (статья 9, часть 3 статьи 24 ГрК РФ); обсуждение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ); согласование проекта в соответствии с требованиями положений статьи 25 ГрК РФ, утверждение проекта представительным органом местного самоуправления (часть 8 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно статьи 6 Устава муниципального образования «Рышковский сельсовет Курского района Курской области», решения Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района входят в систему муниципальных актов Рышковского сельсовета; муниципальные правовые акты, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области, официальному опубликованию, публикуются Главой Рышковского сельсовета Курского района в 7-дневный срок в газете «Сельская новь», размещаются в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования "Рышковский сельсовет" Курского района Курской области (по адресу: http://rishkovo.rkursk.ru), за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений также используется портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания ЭЛ № ФС77-72471 от 05 марта 2018 года). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на указанном портале объемные графические и табличные приложения к нему в газете «Сельская новь» могут не приводиться.
Как установлено судом, решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района от 25.02.2013 № 54-5-17 утвержден Генеральный план муниципального образования Рышковский сельсовет Курского района. Генеральный план был опубликован в газете «Сельская новь», 05.03.2013 в полном объеме размещен на официальном сайте администрации Рышковского сельсовета (http://rishkovo.rkursk.ru), а также 24.12.2013 в федеральной системе государственного территориального планирования на ФГИС ТП.
Решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района от 02.02.2018 № 28-6-8 внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Рышковский сельсовет Курского района, данное решение было опубликовано в газете «Сельская новь», в полном объеме нормативный правовой акт размещен на официальном сайте администрации Рышковского сельсовета 05.03.2018 (http://rishkovo.rkursk.ru), а также 15.03.2018 в федеральной системе государственного территориального планирования на ФГИС ТП.
Решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района от 12.10.2018 № 57-6-18 внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Рышковский сельсовет Курского района, решение было опубликовано в газете «Сельская новь», в полном объеме нормативный правовой акт размещен на официальном сайте администрации Рышковского сельсовета 15.10.2018 (http://rishkovo.rkursk.ru), а также 30.10.2018 в федеральной системе государственного территориального планирования на ФГИС ТП.
Решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района от 27.09.2019 № 92-6-29 внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Рышковский сельсовет Курского района. Указанное решение было опубликовано в газете «Сельская новь», в полном объеме нормативный правовой акт размещен 04.10.2019 на официальном сайте администрации Рышковского сельсовета (http://rishkovo.rkursk.ru) в разделе градостроительное зонирование, а также 06.10.2019 в федеральной системе государственного территориального планирования на ФГИС ТП.
Как установлено судом, картографические материалы были размещены в свободном доступе на официальных сайтах муниципального образования, а также на соответствующих информационных порталах, предусмотренных действующим законодательством, таким образом у неограниченного круга лиц имелась возможность ознакомления с их содержанием.
Судом также установлено, что этапы процедуры подготовки проекта Генерального плана (внесения в него изменения) и утверждения, согласования соблюдены. Как следует из материалов дела, до принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения в него изменений, проводились публичные слушания по их проектам, по результатам публичных слушаний составлены протоколы и заключения, которые были официально опубликованы в соответствии с приведенными выше положениями закона и нормативных правовых актов органа местного самоуправления.
Нарушений порядка подготовки и утверждения Генерального плана и внесения в него изменений, процедуры и порядка проведения публичных слушаний, судом не установлено. Указанное свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом и его представителем не оспаривалось.
Проверив Генеральный план муниципального образования «Рышковский сельсовет Курского района Курской области» в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2 ст. 1 ГрК РФ).
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 1 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Как следует из материалов дела, ФИО5 на основании договора купли - продажи от 06 апреля 2017 года является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером: №, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, распложенный по адресу: <адрес> ( т.1 л.д. 14-16,17-18).
Данный участок образован из земельного участка с кадастровым номером № той же категории и вида разрешенного использования.
Исходя из предусмотренных Генеральным планом МО Рышковский сельсовет Курского района Курской области целей и задач, в данном нормативном правовом акте определены функциональные зоны и их параметры, которые отображены на соответствующих картографических схемах.
Из анализа картографического приложения к оспариваемому нормативному правовому акту в действующей редакции, утвержденной решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района от 27.09.2019 № 92-6-29, следует, что земельный участок истца находится на территории объектов рекреационного назначения, в функциональной зоне – зона зеленых насаждений общего пользования, зона природно - ландшафтная в соответствии с местными условиями, расположен за пределами границ населенного пункта (т.2 л.д. 105- 108).
Из сопоставления схем, являющихся приложениям к вышеуказанным редакциям Генерального плана МО Рышковский сельсовет Курского района Курской области следует, что территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером: №, и в первоначальной редакции Генерального плана, и последующих редакциях, в существующие границы населенного пункта не включалась (т. 5 л.д. 22-27, т.3 л.д. 170-180).
Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории поселения в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Отнесение законодателем территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан.
Так, согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать как права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, так и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами иных лиц.
Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Как установлено судом, определение функционального назначения спорной территории не было произвольным, что подтверждается исследованными по делу доказательствами, в числе которых объяснения представителя заинтересованного лица - Федерального агентства лесного хозяйства РФ ФИО8, показания свидетелей В.А.А., М.Е.А., письменные материалы дела: копии свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с категорией земель: земли лесного фонда - леса первой группы: противоэрозионные леса; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов от 11.10.2011 года № 46-АК № 054981, № 212768 серия 46- АВ от 02.04.2004, лесоустроительными планшетами, таксационными описаниями, из которых следует, что на данной территории расположены защитные леса, входящие в № квартал Городского участкового лесничества (кадастровый номер лесного участка №), право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией 02.04.2004 (т.2 л.д. 187, 188, 191, т. 6 л.д.142-151, 177-179, 180 -181,185-186, т. 4 л.д. 72- 81, 83).
Согласно заключению от 05.04.2019 года № 1 Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером № с границами государственного лесного фонда Курского лесничества - кадастровый номер лесного участка № (т.2 л.д.189 – 190).
Актом выездной проверки прокуратуры Курского района от 09.12.2020 с привлечением представителя комитета лесного хозяйства Курской области по Курскому лесничеству ФИО9 и главного специалиста- эксперта отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Курскому лесничеству ФИО10, в присутствии представителя собственника земельного участка с кадастровым номером № - ФИО6, с применением спутниковой геодезической аппаратуры и выносом геодезических точек на местности также установлен факт наложения земельного участка с кадастровым номером № на земли государственного лесного фонда, а именно на части выделов 39, 49, 50, 52, 53- 56, 61 квартала 87 Городского участкового лесничества Курского лесничеств ( т.7 л.д. 82 -93).
Исследованные в судебном заседании доказательства, наряду с объяснениями представителя заинтересованного лица ФИО8, свидетелей В.А.А,,М.Е.А. свидетельствуют о том, что на спорной территории, как территории входящей в границы государственного лесного фонда Курского лесничества, с 1984 года производятся работы по посадке лесных насаждений, мероприятия по учету и охране лесного фонда.
Указанный факт, как и вышеперечисленные доказательства не оспаривались в судебном заседании административным истцом и его представителем, которые подтвердили также, что на земельном участка с кадастровым номером № какие- либо объекты недвижимости отсутствуют, участок не использовался по назначению, в том числе в период действия постановления администрации Рышковского сельсовета Курского района Курской области от 27.01.2015 года №10 «О включении земельного участка и границы населенного пункта д. Зорино Рышковского сельского совета Курского района Курской области», которое реализовано не было и отменено постановлением того же органа от 07.05.2019 года №62.
С учетом установленных по делу обстоятельств, доводы представителя административного истца о том, что принадлежащий ФИО5 земельный участок отнесен к функциональной зоне «территория объектов рекреационного назначения», без учета категории и вида разрешенного использования данного земельного участка, не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого Генерального плана нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка административного истца о том, что ранее принадлежащий ему земельный участок использовался колхозом <данные изъяты> в качестве пастбищ и входил в Проект землеустройства (перераспределения земель) колхоза <данные изъяты>, утвержденного Постановлением главы Курского района №71 от 15.02.1993, в связи с чем, не может быть отнесен к землям лесного фонда также основан на неверном толковании вышеприведенных норм материального права и не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Помимо указанного, отклоняя доводы административного истца о необходимости учета при установлении функциональной зоны категории и вида разрешенного использования земельного участка №, суд исходит из приоритета публичной цели устойчивого развития территории, согласно которому Генеральный план как документ долгосрочного планирования в соответствии с частью 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяя назначение территорий исходя из планов развития поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.
При этом суд учитывает, что согласно пункту 2 части 4, части 6 статьи 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, которые в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ могут включаться в состав различных территориальных зон. Таким образом, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух названных функциональных зонах не противоречит нормам ГрК РФ, поскольку не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка.
При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
Доводы представителя административного истца о том, что в нарушение положений ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», оспариваемым Генеральным планом была изменена категория принадлежащего ФИО5 также подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ, все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (подпункт 1 пункта 1, пункт 2 статьи 7).
Пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, изменение категории земельных участков применительно к Генеральному плану возможно только при включении и исключении земельного участка из границ населенного пункта.
Как следует из представленных доказательств, 01.02.2013 года Главе администрации Рышковского сельсовета Курского района Курской области поступило заявление представителя собственника земельного участка с кадастровым номером №К.И.Ю. - О.А.Л. о включении данного земельного участка в границы населенного пункта с переводом в категорию - земли населенных пунктов и изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства». В связи с указанным, в первоначальной редакции Генерального плана Рышковского сельсовета предусматривались проектируемые границы территории населенного пункта под ИЖС, в том числе с учетом включения названного земельного участка в границы населенного пункта <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, объяснениями представителя административного ответчика ФИО7, свидетеля В.А.А., из которых также следует, что при разработке проекта внесения изменений в указанный Генеральный план, который был утвержден решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области от 02 февраля 2018года №28-6-8, установлено, что планируемая граница населенного пункта <адрес> пересекает земельный участок с кадастровым номером №. Кроме того, установлено наложение данного земельного участка на земли Государственного лесного фонда, в связи с чем существующая граница населенного пункта <адрес> изменена не была, данный земельный участок в границы названного населенного пункта не включен, функциональная зона территории оставлена без изменения. В последующем ФИО5 неоднократно поднимался вопрос о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта, данный вопрос ставился на обсуждение, в том числе на публичных слушаниях при внесении изменений в Генеральный план, утвержденный решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета от 27.09.2019г. №92-6-29 09.2019 года, запрашивались дополнительные сведения в Комитете лесного хозяйства Курской области, но ввиду наложения границ земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка государственного лесного фонда, ФИО5 было отказано.
С учетом изложенного, установив, что в существующие границы населенного пункта <адрес> земельный участок с кадастровым номером: № ни первой редакцией Генерального плана Рышковского сельсовета от 25.02.2013 № 54-5-17, ни последующими редакциями, включен не был, не могут быть признаны обоснованными доводы представителя административного истца об изменении оспариваемым нормативным правовым актом категории принадлежащего ФИО5 земельного участка, а также доводы о не соответствии, в связи с указанным, оспариваемого нормативного правового акта ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Ввиду того, что оспариваемый нормативный правовой акт в силу вышеприведенных положений закона не регулирует и не осуществляет перевод находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, ссылка представителя административного истца на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям п.п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, также нельзя признать обоснованным.
Так же суд не усматривает противоречия Генерального плана в оспариваемой части ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку названная норма не относится к законодательству о градостроительной деятельности, не регулирует градостроительную деятельность, в частности, вопрос установления функциональных зон, а регулирует иные правоотношения.
Поскольку принятие Генерального плана поселения, как документа территориального планирования, внесение в него изменений, а также определение функциональных зон, относится к полномочиям Собрания депутатов Рышковского сельсовета, последнее, утвердив своим решением оспариваемый нормативный правовой акт, предоставленную ему законом компетенцию не превысило. В данном случае, установление оспариваемой функциональной зоны и отнесение к ней земельного участка с кадастровым номером № положениям статей 23, 24 ГрК РФ не противоречит.
Вопреки доводам административного истца и его представителя, само по себе установление в Генеральном плане функциональной зоны рекреационного назначения, прав административного истца не нарушает. При этом следует отметить, что в силу части 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).
С учетом изложенных выше норм права, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт и последующие изменения в него приняты Собранием депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области с соблюдением порядка принятия, в частности, с соблюдением требований, устанавливающих полномочия Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области на принятие нормативного правового акта, требований к форме и виду нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. Нарушений процедуры принятия, опубликования и введения в действие, которые могут повлечь признание нормативных правовых актов недействующими, судом не установлено. Оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному и региональному законодательству и не нарушают прав административного истца.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, поскольку суд пришел к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в удовлетворении требований ФИО5 следует отказать.
Согласно части 1 статьи 111 КАС Российской Федерации основания для взыскания понесенных административным истцом судебных расходов отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО5 к Собранию депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области, администрации Рышковского сельсовета Курского района Курской области о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования «Рышковский сельсовет Курского района Курской области», утвержденного решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета Курского района Курской области №57-5-17 от 25.02.2013 (в редакции изменений, утвержденных решением Собрания депутатов Рышковского сельсовета №92-6-29 от 27.09.2019г.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 18.01.2021 года.
Председательствующий судья: Н.А. Мигущенко