ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-53/2021 от 07.09.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-53/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Губиной С.А.

с участием прокурора областной прокуратуры Половниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 7 сентября 2021 года в г. Кургане Курганской области административное дело по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Правительству Курганской области о признании недействующим в части постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2016г. № 316 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области»,

УСТАНОВИЛ:

Правительством Курганской области 26 сентября 2016г. принято постановление № 316 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области» (далее также постановление № 316), которое 28 сентября 2016 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом первым постановления № 316 предусмотрено, что до вступления в силу решения Правительства Курганской области об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на 30 июня 2016 года.

Пунктом 2 указанного постановления № 316 установлено, что в 2017-2020гг. на территории Курганской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в необорудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, используются нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012г., рассчитанные исходя из оплаты услуги равномерно в течение календарного года.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее также ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение) обратилось в Курганский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Курганской области № 316.

Как указывал в административном иске заявитель, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 г. № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с 1 апреля 2017г. в лице его структурного подразделения - жилищно-коммунальной службы (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Центральному военному округу) является поставщиком тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения на объекты военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ на территории Челябинской и Курганской областей.

В частности, имея объекты теплоснабжения и являясь ресурсоснабжающей организацией, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с 1 апреля 2017г. отапливает 15 одноэтажных жилых домов, принадлежащих на праве собственности Минобороны России, расположенных в с.Мансурово Сафакулевского района Курганской области, которые не оборудованы индивидуальными и общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

Пунктом 2 оспариваемого нормативного правового акта установлен «мораторий» (запрет) на введение и применение новых нормативов потребления тепловой энергии, что нарушает права и законные интересы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Учреждение лишено возможности произвести расчет, выставить счета потребителям (населению) и взимать плату за поставленную коммунальную услугу по отоплению, поскольку указанные жилые дома приборами учета тепловой энергии не оборудованы, на применение норматива, утвержденного постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21 августа 2012г. № 32-2, оспариваемым пунктом 2 постановления № 316 введен «мораторий», а иной норматив (по состоянию на 30 июня 2012г.) для его применения в отношении жилых домов и помещений в них в с.Мансурово, отсутствует.

В результате административный истец за период с апреля 2017 г. по декабрь 2020г. не получил оплату от потребителей за предоставленную им коммунальную услугу по отоплению согласно расчетам на 7 634 297,93 руб.

Административный истец полагал, что пункт 2 постановления Правительства Курганской области, как устанавливающий запрет на применение в 2017 – 2020 гг. утвержденных Департаментом нормативов потребления тепловой энергии, противоречит статьям 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 7, 8, 9 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», нарушает права административного истца и подлежит признанию недействующим с 1 апреля 2017г.

В судебное заседание представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не явился, извещался своевременно и надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения 31 августа 2021г. (л.д. 161, 162); заявил ходатайство об отложении рассмотрения административного дела ввиду недостаточности времени на подготовку возражений по полученным 6 сентября 2021г. отзывам административного ответчика и заинтересованного лица, а также занятостью в арбитражном процессе по другому делу.

В удовлетворении заявленного ходатайства судом отказано.

По мнению суда, предусмотренные ст. 150 КАС РФ основания к отложению рассмотрения административного дела ввиду неявки представителя административного истца, наделенного отдельными полномочиями органа военного управления и выступающего по настоящему административному делу в государственных интересах (апелляционное определение № 66а-877/2021 от 22 июля 2021г.), надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения данного административного дела посредством организации почтовой связи, а также путем размещения 24 августа 2021г. информации о движении дела на официальном сайте областного суда в сети Интернет (ч. 8 ст. 96 КАС РФ, л.д. 160), отсутствуют. С учетом даты фактического извещения о времени и месте рассмотрения дела у административного истца имелось достаточно времени как для подготовки, так и для организации обеспечения участия в судебном заседании своего представителя.

Копии письменных возражений на административный иск Правительства Курганской области (на 3 л.) и Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (на 2 л.) заявителю направлены судом заказной почтовой корреспонденцией одновременно с судебным извещением (л.д. 149) и фактически были получены им единым отправлением 31 августа 2021г., а не 6 сентября 2021г., как об этом заявляет сторона, ссылаясь на свой внутренний учет входящей корреспонденции и проставленные самой организацией штампы регистрации.

Занятость представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в другом процессе уважительной причиной неявки в настоящее судебное заседание признана быть не может, поскольку данное обстоятельство не освобождает орган, выступающий в государственных интересах, от выполнения процессуальных обязанностей, связанных с осуществлением таких государственных функций, включая принятие всех возможных мер к обеспечению участия в рассмотрении административного дела своего представителя, в том числе посредством своевременного заявления перед судом ходатайства об организации видеоконференц-связи.

Представитель Правительства Курганской области М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы возражений, изложенных в письменном отзыве на административный иск, указывая на принятие оспариваемого нормативного акта полномочным органом, с соблюдением установленной процедуры принятия, обнародования и не нарушающего права административного истца. Обращала внимание на то, что действие оспариваемого пункта 2 постановления № 316 ограничено 2020г., в настоящее время юридическое действие данной нормы прекращено, в связи с чем имеются основания к прекращению производства по административному делу. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес>О.В., действующая на основании доверенности, с административным иском не согласилась, поддержав доводы возражений, изложенных в письменном отзыве, просила в удовлетворении административного иска отказать.

У суда отсутствуют предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) законные основания к прекращению производства по делу (ст. 214 КАС РФ), поскольку, несмотря на ограничение действия оспариваемого положения правового акта во времени (2020г.), нормативный правовой акт в установленном порядке отменен либо признан утратившим свою юридическую силу на дату рассмотрения настоящего дела и вынесения решения не был, в период с 2017 по 2020гг. применялся в жилищных правоотношениях с участием административного истца, который полагает свои права нарушенными в результате действовавшего правового регулирования и причинения убытков, сформированных за период действия акта, в том числе за 2020г. (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора областной прокуратуры Половниковой А.А., полагавшей заявленный административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные административным ответчиком письменные материалы, суд приходит к выводу об отказе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в удовлетворении административного иска.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно ст. 2, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации входит в структуру системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с закрепленными полномочиями разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

В соответствии с Уставом Курганской области, принятым Законом Курганской области от 16 декабря 1994г. № 1, систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство Курганской области, являющееся коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, правомочным решать все вопросы государственного управления, которые в соответствии с федеральным и областным законодательством входят в его компетенцию (ст.ст. 97-1, 107, 115 Устава Курганской области).

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Курганской области от 08 октября 2004 г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» Правительство Курганской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016г. № 316 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области» отвечает формальным требованиям закона, предъявляемым к нормативным правовым актам высшего органа исполнительной власти субъекта: постановление № 316 принято полномочным органом исполнительной власти субъекта по вопросу, относимому к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта; нормативный правовой акт издан высшим исполнительным органом государственной власти субъекта в установленной законом субъекта форме постановления и в соответствии со ст. 46 Закона Курганской области № 444 официально опубликован для всеобщего сведения на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не оспаривается.

Также судом не усматривается оснований к признанию п. 2 постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2016г. № 316 противоречащим федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и недействующим ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 13 августа 2010г.) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию регулируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее также - Правила № 306).

Согласно пунктам 2, 4 Правил № 306 в редакции, действовавшей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 258, уполномоченными на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами являлись органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в первоначальной редакции органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г.

На основании данного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Курганской области 11 сентября 2012г. принято постановление № 442 «О применении в 2012-2016 годах на территории Курганской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307».

Согласно данному постановлению в 2012 - 2016 годах на территории Курганской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению определено использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» пункт 2.4 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее также Правила № 354), устанавливающий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., сохраняется до 1 января 2020 г.

С 14 марта 2017 г. приложение № 2 к Правилам № 354 было изложено в новой редакции. Положения, ранее содержавшиеся в пункте 2.4, содержатся в пункте 2.2 этого приложения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019г. № 1822 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» действие пункта 2.2 приложения № 2 к Правилам № 354 продлено до 1 января 2021г.

Как следует из приведенных норм в их взаимной связи, Правительство Российской Федерации допустило принятие субъектами Российской Федерации соответствующих решений об использовании на территории субъекта нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, принятых до 30 июня 2012 г., без приведения их в соответствие с изменениями, внесенными в Правила № 306.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2019г. № 7-АПА19-3.

Пункт 2 постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2016г. № 316 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области», принятого, как следует из его преамбулы, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016г. № 603 и от 6 мая 2011г. № 354 в целях сдерживания роста размера платы за коммунальные услуги на территории Курганской области, распространил на 2017-2020гг. действие правила о применении на территории Курганской области при расчете платы за отопление необорудованных приборами учета тепловой энергии жилых домов и помещений в многоквартирном доме нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, принятых до 30 июня 2012 г., что фактически повторяет и не противоречит содержанию пункта 2.2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг № 354, действие которого продлено до 1 января 2021г.

Воспроизведение в п. 2 постановления Правительства Курганской области № 316 положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу (пункта 2.2 приложения № 2 к Правилам № 354), само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта субъекта (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Общие положения Жилищного кодекса Российской Федерации об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.ст. 153 – 155), а также нормы Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (п.п. 7-9 ст. 15), на которые ссылается ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в административном иске в обоснование заявленных требований об оспаривании нормативного правового акта, не имеют отношения к вопросу о соответствии оспариваемой нормы законодательству, имеющему большую юридическую силу, и приведенных выше выводов суда не опровергают.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункт 2 постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2016г. № 316 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области» не противоречит нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, и признанию недействующим не подлежит.

Доводы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России об отсутствии соответствующего норматива по отоплению для с. Мансурово Сафакулевского района, который бы существовал по состоянию на 30 июня 2012г., не свидетельствуют о противоречии оспариваемого пункта постановления № 316 положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, как следует из содержания ответов администрации Сафакулевского района на запрос суда (л.д. 168-175), теплоснабжение жилых домов в с.Мансурово, обслуживаемых в настоящее время ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, до 30 июня 2012г. также осуществлялось; для поставщика коммунальной услуги по отоплению домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской устанавливался тариф, расчет которого также предполагал использование показателя норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного в установленном порядке, в частности, при определении расходов на топливо, включаемых в необходимую валовую выручку (п. 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004г. № 109 и действовавших по состоянию на 30 июня 2012г.).

С учетом изложенного в удовлетворении административного иска ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России судом отказывается.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Курганской области - приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (п. 3 ст. 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области»).

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Правительству Курганской области о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2016г. № 316 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области» – отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Д.В.Пшеничников