Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 23 июля 2019 года г. Красногорск Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Терещенко А.А., при секретаре Аррыковой Л.Д., с участием прокурора Ганцевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-542/19 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими с момента принятия пунктов 18, 28, 29 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017г. № 1082/46, установил: ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия пунктов 18, 28, 29 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017г. № 1082/46. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является инвалидом второй группы с детства бессрочно. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены, в том числе, такие меры социальной поддержки инвалидам как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Также ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Оспариваемыми пунктами Порядка предусмотрено, что выплата компенсации приостанавливается в случаях неуплаты текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства). Климовским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области ФИО1 отказано в выплате компенсации в размере 50% за оплаченные коммунальные услуги за период с 01.08.2017г. по 01.08.2018г. в связи с тем, что выплата компенсации за период, в котором имелась задолженность, оспариваемым Порядком не предусмотрена. Административный истец полагает, что оспариваемые пункты «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» противоречат абзацам 13 и 14 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ. Представитель Правительства Московской области не согласился с требованиями, заявленными ФИО1 Пояснила, что разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Абзац второй преамбулы Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 1 статьи 33 Закона Московской области от 2 ноября 2005 г. «О Правительстве Московской области» определено, что Постановления Правительства Московской области - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Московской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям. Определение мер социальной поддержки соответствующих категорий граждан отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Пункт 18 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» предусматривает, что компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Установленный федеральным законодателем объем мер социальной поддержки оспариваемое положение не изменяет, право истца на получение компенсации не прекращает и фактически направлено на реализацию определенного федеральным законодателем условия о предоставлении ежемесячной компенсации при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Исходя из этого, оспариваемое положение предписаний части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации не нарушает. Пункт 28 Порядка определяет основания для приостановления выплаты компенсации по решению руководителя территориального подразделения Министерства. Выплата компенсации приостанавливается в следующих случаях: неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства). Пункт 29 Порядка определяет, что предоставление компенсации возобновляется по решению руководителя территориального подразделения Министерства с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению. Таким образом, все оспариваемые нормы постановления Правительства Московской области от 19.12.2017 года № 1082/46 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» изданы в пределах полномочий Правительства Московской области, официально опубликованы и не нарушают прав административного истца. Представитель Министерства социального развития Московской области не согласилась с требованиями, заявленными ФИО1 Пояснила, что Постановление Правительства МО от 19.12.2017 № 1082/46 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» принято уполномоченным органом Правительством Московской области в пределах его полномочий, установленных Уставом Московской области, Законом Московской области «О Правительстве Московской области». Как установлено в ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены, в том числе, такие меры социальной поддержки инвалидам как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Также ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей- инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со статьей 28.2 Закона № 181-ФЗ полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Принятое в Московской области постановление Правительства Московской области от 19.12.2017г. № 1082/46, которым утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, принят в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, и не противоречит ему. Как следует из положения ч. 3 ст. 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Пунктом 18 Порядка предусмотрено, что компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. В соответствии с п.28 Порядка предоставление компенсации приостанавливается по решению руководителя территориального подразделения Министерства в случаях: неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства). Как следует из содержания п.29 Порядка, предоставление компенсации возобновляется по решению руководителя территориального подразделения Министерства с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению. Таким образом, порядок приостановления компенсации по решению руководителя территориального подразделения Министерства и возобновления предоставления компенсации, урегулированный п.28 и 29 Порядка, также соответствует действующему законодательству. Согласно п. 1.2 письма от 29.07.2016г. № 06-05-28/44777 Министерством Финансов Российской Федерации высказана позиция, согласно которой предоставление гражданам компенсаций за период, в которых у граждан имелась задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, не соответствует Жилищному кодексу РФ и не стимулирует граждан к повышению платежной дисциплины. А также о том, что в указанному случае предоставление компенсаций следует осуществлять с момента полного погашения задолженности либо заключения (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению. Положениями оспариваемых пунктов 18, 28, 29 Постановления права административного истца не нарушены. Административным истцом не представлено доказательств нарушения оспариваемыми нормами Порядка его прав и свобод, не указано, в чем выразилось нарушение прав административного истца. Прокурор полагала административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Московской области, с соблюдением установленного порядка принятия, содержание нормативного акта не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования, заявленные ФИО1 не подлежащими удовлетворению. Как видно из материалов дела постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден «Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области». Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В соответствии с абзацем вторым преамбулы Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 3 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Оспариваемое постановление принято Правительством Московской области в пределах полномочий, установленных Уставом Московской области, Законом Московской области от 02.11.2005г. № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области», опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 12.01.2018г., а также в изданиях «Информационный вестник Правительства МО» № 6 от 30.03.2018г., «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 26 от 13.02.2018г. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Таким образом, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, которые вправе устанавливать порядок и условия предоставления одной из таких мер, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Пунктом 18 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» предусмотрено, что компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. В соответствии с пунктом 28 Порядка предоставление компенсации приостанавливается по решению руководителя территориального подразделения Министерства в случаях: неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства). Как следует из содержания пункта 29 Порядка, предоставление компенсации возобновляется по решению руководителя территориального подразделения Министерства с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению. В силу положений Федерального закона № 181-ФЗ предусматривающих меры социальной поддержки, в системном единстве с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса РФ), предоставление такой меры социальной поддержки, как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения. В этой связи приостановление выплаты компенсации указанных расходов в случае наличия у гражданина задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, возможность которой установлена частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ, нельзя расценивать как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом № 181-ФЗ. Возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с первого числа месяца, в котором получателем погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению, предусмотренное оспариваемой нормой, является одним из условий предоставления меры социальной поддержки, поскольку в силу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг обусловлено отсутствием у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключением и (или) выполнением гражданами соглашений по ее погашению. Отсутствие в оспариваемой норме указания на выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период, в котором имелась задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, независимо от ее погашения и понесенных затрат не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не свидетельствует и не влечет ограничения права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом № 181-ФЗ, который порядок и условия предоставления такой меры не регламентирует. Право административного истца на получение этой меры социальной поддержки такое требование не нарушает. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. С учетом изложенного, административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующими с момента принятия пунктов 18, 28, 29 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017г. № 1082/46, оставить без удовлетворения. На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд. Судья Терещенко А.А. |