дело № 3а-546/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
при секретаре Петровой И.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
с участием представителя административного истца Еремеевой Е.В., представителя административных ответчиков Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области Рыжкова Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Логунова Сергея Евгеньевича к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо: управление архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, о признании недействующим решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/150 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2011 года № 01-7/317 «Об утверждении генерального плана Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/15 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года № 01-7/449 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области»,
установил:
Логунов С.Е. обратился в Саратовский областной суд с указанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующими со дня принятия решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/150 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2011 года № 01-7/317 «Об утверждении генерального плана Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/15 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года № 01-7/449 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположен жилой дом. Также на праве общей долевой собственности ему принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, другими сособственниками являются <данные изъяты>. (по 1/4 доли в праве собственности на каждый земельный участок), по ? доли в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, вторым сособственником которых является <данные изъяты>
18 марта 2019 года администраций района было вынесено постановление № 440 «О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в части населенного пункта поселок Расково», которым заинтересованным лицам было предложено представить свои предложения по внесению изменений в срок до 29 марта 2019 года, однако опубликовано для всеобщего обозрения данное постановление только 13 сентября 2019 года в газете «Большая Волга». Указанное обстоятельство не позволило административному истцу своевременно внести предложения в готовящийся проект.
Постановлением главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 25 декабря 2018 года № 3049 принято решение «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», в котором заинтересованным лицам предложено представить свои предложения в комиссию по подготовке проектов и правил землепользования и застройки муниципальных образований Саратовского муниципального района в срок до 15 февраля 2019 года. Логунов С.Е. обратился в комиссию с заявлением, в котором просил установить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> территориальную зону П – производственная зона, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> территориальную зону Р – зона рекреационного назначения, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> территориальную зону ОД-1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения.
11 декабря 2019 года заключением комиссии о результатах публичных слушаний предложения Логунова С.Е. были отклонены до установления санитарно-защитной зоны от действующего предприятия ООО ТД «<данные изъяты>».
При этом оспариваемым решением № 1-07/151 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> была изменения территориальная зона на зону ОД-1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения.
В связи с чем административный истец полагает, что оспариваемыми нормативно-правовые акты приняты с нарушением процедуры их принятия, чем нарушены его права, как собственника вышеперечисленных земельных участков.
В возражениях на административный иск представитель административных ответчиков просил отказать в удовлетворении требований, поскольку правила землепользования и застройки в оспариваемой части приняты в пределах компетенции Собрания с соблюдением процедуры, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Логунов С.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца просила удовлетворить заявленные требования по приведённым выше основаниям.
Представитель административных ответчиков Собрания депутатов Саратовского муниципального района, администрации Саратовского муниципального района Рыжков Р.И. возражал против удовлетворения административного иска, заинтересованное лицо управление архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района о времени и месте рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известило, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовало, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, показания свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с положениями статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Саратовской области от 29 декабря 2004 года № 113-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Саратовского муниципального района» на территории Саратовского муниципального района установлены границы Расковского муниципального образования, имеющего статус сельского поселения. В состав Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района входят следующие населённые пункты: поселок Расково; хутор Атамановка; хутор Бартоломеевский; поселок Зоринский; железнодорожный разъезд Зоринский; хутор Малая Скатовка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Устава Саратовского муниципального района Саратовской области Расковское муниципальное образование входит в состав Саратовского муниципального района Саратовской области.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что утверждение правил землепользования и застройки городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности. К полномочиям муниципальных районов в данной области отнесено утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий (подпункт 3 пункта 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка генерального плана поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 ГрК РФ; обязательное рассмотрение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ; принятие решения представительным органом местного самоуправления (статья 24 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 22 декабря 2010 года № 01-7/317 утвержден генеральный план Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области.
Решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года № 01-7/449 утверждены Правила землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, опубликованные в районной газете «Большая Волга», текст решения опубликован в газете «Большая Волга» от 25 июня 2010 года № 48 (9138), в газете «Большая Волга» от 23 июля 2010 № 56 (9146).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана сельского поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Логунов С.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположен жилой дом. На праве общей долевой собственности ему принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, другими сособственниками являются <данные изъяты> (по 1/4 доли в праве собственности на каждый земельный участок), по ? доли в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, вторым сособственником которых является <данные изъяты>.
С целью уточнения функционального зонирования поселка Расково для приведения в соответствие с существующим кадастровым делением с выделением улично-дорожной сети в границах кадастрового квартала 64:32:022604 Главой администрации Саратовского муниципального района Саратовской области принято постановление от 18 марта 2019 года № 440 «О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в части населенного пункта поселок Расково». Указанное постановление опубликовано в районной газете «Большая Волга» 13 сентября 2019 года № 43 (369).
25 декабря 2018 года главой администрации Саратовского муниципального района вынесено постановление № 3049 «О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области». Документ опубликован в районной газете «Большая Волга» 29 декабря 2018 года № 51.
Главой Саратовского муниципального района вынесено постановление от 06 ноября 2019 года № 1-08/47 «О назначении публичных слушаний», которым публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план Расковского муниципального образования в части населенного пункта Расково назначены на 09 декабря 2019 года. Указанное постановление опубликовано в районной газете «Большая Волга» 8 ноября 2019 года № 43 (369).
Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в газете «Большая Волга» 08 ноября 2019 года № 43.
Главой Саратовского муниципального района вынесено постановление «О назначении публичных слушаний» от 6 ноября 2019 года № 1-08/49 «О назначении публичных слушаний», которым публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области». Документ опубликован в районной газете «Большая Волга» 8 ноября 2019 года.
9 декабря 2019 года состоялись публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план Расковского муниципального образования в части населенного пункта Расково. Протокол публичных слушаний и заключение опубликованы в районной газете «Большая Волга» 13 декабря 2019 года № 48 (374).
19 декабря 2019 года Собранием депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от № 01-07/150 принято решение «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2011 года № 01-7/317 «Об утверждении генерального плана Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», а также решение № 01-07/151 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года № 01-7/449 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области».
Из протокола № 21 очередного заседания Собрания депутатов Саратовского муниципального района усматривается, что на нем присутствовало 16 депутатов. За принятие проектов решений о внесении изменений документы планирования и правила землепользования застройки 16 депутатов проголосовали «за», решения приняты единогласно.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции органов местного самоуправления с соблюдением формы и порядка опубликования.
Вместе с тем при рассмотрении дела судом установлено нарушение порядка принятия оспариваемых актов.
Как видно из материалов дела, 09 декабря 2019 года Логунов С.Е. обратился в комиссию по подготовке проведению публичных слушаний Саратовского муниципального района по внесению изменений в генеральный план Расковского муниципального образования, публичные слушания по которым были назначены на 09 декабря 2019 года, с предложением изменить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> территориальную зону П – производственная зона, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> территориальную зону Р – зона рекреационного назначения, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> территориальную зону ОД-1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения.
Однако судом установлено, что указанные изменения Логунов С.Е. предложил внести в момент проведения публичных слушаний, что следует из объяснений представителей сторон, показаний свидетеля и материалов дела.
Предложенные Логуновым С.Е. изменения, касаемые земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> и <данные изъяты> в проекте генерального плана и правил землепользования, вынесенные Главой администрации Саратовского муниципального района Саратовской области на обсуждение и подготовку на основании постановлений № 440 от 18 марта 2019 года и № 3049 от 25 декабря 2018 года, отсутствовали, правовой режим указанных земельных участков не затрагивался, что не оспаривается сторонами.
Несмотря на то, что проект изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, обсуждение которого было вынесено на публичные слушания, не затрагивал земельных участков, принадлежащих Логунову С.Е. на праве собственности, тем не менее, комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний по результатам публичных слушаний предложено доработать проект с учетом замечаний, поступивших в комиссию и выявленных в ходе публичных слушаний, и направить главе Саратовского муниципального района для утверждения, при этом предложения Логунова С.Е. были отклонены до установления санитарно-защитной зоны от действующего предприятия ООО ТД «<данные изъяты>» (т.1 л.д. 154-157).
Из оспариваемых нормативных правовых актов следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> изменена территориальная зона на ОД-1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения.
Вместе с тем в проектах изменений, которые выносились на публичные слушания 09 декабря 2019 года, территориальная зона указанных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> (также как земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>) не подлежала изменению, и соответствующие изменения не могли быть предметом публичных слушаний.
Не состоятельны доводы представителей сторон о том, что административный истец обоснованно мог внести новые поправки в обсуждаемый проект нормативного правового акта на публичных слушаниях, поскольку данные доводы противоречат установленному законом порядку внесения изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки.
Согласно части 8 статьи 5.1 ГрК РФ не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии со статьей 4 Положения о публичных слушаниях, утвержденных решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 16 июня 2010 года № 01-7/256, организатором публичных слушаний является комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний.
В силу положений части 1 статьи 11 Положения участники публичных слушаний при подготовке к публичным слушаниям имеют право знакомиться с материалами и проектами по вопросам публичных слушаний, присутствовать на публичных слушаниях, подавать заявки на выступление по вопросам публичных слушаний, а также представлять в комиссию материалы, предложения и замечания по вопросам публичных слушаний.
Так, в силу части 4 статьи 14 Положения официальным сайтом уполномоченного органа местного самоуправления для размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, информационных материалов к нему, а также иных сведений по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с установленным Градостроительным кодексом и настоящим решением порядком проведения публичных слушаний, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является официальный сайт администрации Саратовского муниципального района Саратовской области - http://www.saratov.sarmo.ru.
Судом установлено, что сведений об опубликовании графической части вносимых изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки административным ответчиком не представлено со ссылкой на то, что такие сведения были размещены на официальном сайте администрации, но потом удалены.
Поскольку бремя доказывания соблюдения закона при принятии оспариваемых нормативных правовых актов возложена на административного ответчика, суд не может принять во внимание указанные утверждения без подтверждения соответствующих доказательств и приходит к выводу о несоблюдении обязанности публикации в соответствии со статьей 5.1 ГрК РФ.
Целью правового института публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам, которые могут затронуть права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О.
Постановление от 18 марта 2019 года № 440 «О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в части населенного пункта поселок Расково» фактически опубликовано в районной газете «Большая Волга» через полгода, только 13 сентября 2019 года № 43 (369). Между тем в тексте постановления содержится указание на возможность заинтересованным лицам подать свои предложения по внесению изменений в генеральный план муниципального образования.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что в установленном порядке проект изменений, вносимых в Генеральный план Расковского муниципального образования и Правила землепользования и застройки Расковского муниципального образования в части изменения для земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> территориальной зоны на ОД-1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения, до сведения населения Саратовского муниципального района, в том числе административного истца, не доводился. Административным ответчиком доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исходя из положений части 3 статьи 28 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений, по проектам, предусматривающим внесение изменений в названные документы, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В нарушение названных норм в данном случае публичные слушания были проведены только в одном населенном пункте муниципального образования.
На основании изложенного суд пришел к выводу о существенных нарушениях процедуры принятия нормативных правовых актов органа местного самоуправления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> изменения территориальной зоны на ОД-1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения.
Требования Логунова С.Е. об отмене генерального плана и правил землепользования и застройки, которые касаются земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, не могут быть удовлетворены, поскольку внесенные ответчиком изменения территориального зонирования и функциональных зон эти земельные участки не затронули, в связи с чем права Логунова С.Е. не нарушены.
Доводы административного истца, который не инициировал оспариваемую процедуру изменения в указанные документы, о неправомерном отклонении комиссией его предложений об изменении территориальной зоны принадлежащих ему земельных участков являются необоснованными и не могут являться предметом обсуждения при рассмотрении порядка внесения изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки лица. Как видно из материалов дела, Логунов С.Е. с поправками к проекту обратился в комиссию только в декабре 2019 года, а затем участвовал на публичных слушаниях с целью внесения изменений относительно земельных участков, которые не могли являться предметом обсуждения на публичных слушаний и которые не были внесены в проекты обсуждаемых документов.
Порядок внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки установлен статьями 28 и 33 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2, пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц в порядке, предусмотренном статьями 31 - 33 ГрК РФ.
Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в направляются в комиссию: физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 названного Кодекса).
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 названного Кодекса)
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 названного Кодекса).
Указанные изменения Логунова С.Е. поступили после опубликования постановлений Главы местной администрации о подготовке изменений в генеральный план и правила землепользования, изменения функциональной и территориальной зон на карте градостроительного зонирования не были отражены для всеобщего ознакомления.
Доводы административного истца об отсутствии обоснованности отклонения его поправок к проекту комиссией не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела в силу принципа разделения властей и положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установивших полномочия суда при разрешении указанной категории дел. Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Не подлежат удовлетворению требования Логунова С.Е. об отмене полностью оспариваемых нормативных актов, поскольку административный истец не наделен полномочиями представлять интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает административное исковое заявление Логунова С.Е. к Собранию депутатов Саратовского муниципального района подлежащим удовлетворению в части признания недействующими положений решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/150 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2011 года № 01-7/317 «Об утверждении генерального плана Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/15 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года № 01-7/449 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», устанавливающих для земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> территориальной зоны на ОД-1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта применялись (в настоящее время имеется гражданский спор административного истца с администрацией района о порядке землепользования), суд считает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Логунова Сергея Евгеньевича к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо: управление архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, о признании недействующим решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/150 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2011 года № 01-7/317 «Об утверждении генерального плана Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/15 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года № 01-7/449 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» удовлетворить частично.
Признать недействующими решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/150 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2011 года № 01-7/317 «Об утверждении генерального плана Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2019 года № 01-07/15 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года № 01-7/449 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» в части изменения территориальной зоны и зоны функционального зонирования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> на зону ОД-1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Собранием депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бугаева