ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-547/2015 от 20.10.2015 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-547/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Шалагиной О.В.

при секретаре Шляхта О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 20 октября 2015 года административное дело по административному иску Портянникова Р. Д. о признании незаконным решения экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи,

У С Т А Н О В И Л:

Портянников Р.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

Требования мотивированы тем, что 17 сентября 2015 года председателем экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи Васильевой Ж.А. ему было отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи в связи с отсутствием требуемого стажа по юридической профессии.

В письменном решении комиссии об отказе от 21 сентября 2015 года в обоснование отказа указано на то, что наличие стажа работы по юридической профессии определяется с момента получения претендентом на должность судьи высшего юридического образования и начала работы на должностях, требующих наличие у лиц, их замещающих, высшего юридического образования. Его юридический стаж считается с 5 июля 2012 года (момент выдачи диплома о высшем юридическом образовании) по 3 июня 2013 года (момент увольнения с МВД), а прохождение службы в органах внутренних дел (с 2002 по 2013 годы в подразделении следствия) на различных должностях в период, предшествующий получению диплома о высшем профессиональном образовании, не может свидетельствовать о наличии необходимого для занятия должности судьи стажа работы по юридической специальности.

Считает решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи незаконным, нарушающим его право на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи, т.к. почти 11 лет, с 2002 по 2013 годы, он работал на должностях, требующих наличия высшего юридического образования в следственном подразделении, а именно: следователем, старшим следователем и заместителем начальника СО.

Возможность включения в стаж работы по юридической профессии указанного периода предусмотрена Инструкцией «О порядке определения стажа по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов», утвержденной Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ и зарегистрированной Министерством юстиции РФ 27 декабря 1996г., N 10 (35)-5, Разъяснениями Совета судей РФ по применению закона «О статусе судей в Российской Федерации», имеющими ссылку на ст.7 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», о том, что в стаж работы судьи включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами не установлено, что стаж работы по юридической профессии определяется с момента получения высшего юридического образования.

В судебном заседании Портянников Р.Д. заявленные требования поддержал.

Председатель экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи Васильева Ж.А. возражала против удовлетворения требований Портянникова Р.Д.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 23 июля 2015 года Портянников Р.Д. обратился в экзаменационную комиссию Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи с заявлением о принятии у него квалификационного экзамена на должность судьи районного (городского) суда, приложив к нему пакет необходимых документов, в заявлении указал о наличии у него 11 лет стажа работы по юридической профессии (л.д.62-88).

17 сентября 2015 года Портянников Р.Д. явился для сдачи квалификационного экзамена, но экзаменационной комиссией он не был допущен к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи в связи с тем, что не имеет необходимого пятилетнего стажа работы по юридической специальности, что подтверждается протоколом № 46 заседания экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи (л.д.61).

Как следует из решения экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, изготовленного в письменном виде 21 сентября 2015 года, на основании представленных кандидатом документов (копии диплома ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» № 375-Б от 5 июля 2012 года, копии трудовой книжки и копии послужного списка) комиссия установила, что Портянников Р.Д. с момента получения высшего юридического образования с 5 июля 2012 года по 3 июня 2013 года занимал должность старшего следователя следственного отделения Межмуниципального отдела МВД России «Гурьевский», иные записи о работе по юридической специальности после 3 июня 2013 года отсутствуют и документов об этом не представлено. Периоды прохождения кандидатом службы в органах внутренних дел на различных должностях до 5 июля 2012 года, то есть до получения им диплома о высшем юридическом образовании, комиссией во внимание не приняты. Поскольку пятилетний стаж работы по юридической специальности не подтвержден, комиссия решила отказать Портянникову Р.Д. в допуске к сдаче квалификационного экзамена (л.д.14-15).

Суд не находит оснований для признания решения комиссии незаконным.

Так, согласно статье 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливающей требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет (подп.1 п.1, подп.4 п.2). В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса (п.5).

Статьей 5 названного Закона Российской Федерации регламентирован отбор кандидатов на должность судьи. Согласно пункту 3 данной статьи Закона любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются, в том числе, подлинник и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция"; копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему документы и их копии, указанные в настоящем пункте.

Из анализа приведенных положений закона следует, что гражданин, претендующий на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи, должен соответствовать вышеуказанным требованиям закона, предъявляемым к кандидату на должность судьи, в том числе по наличию требуемого стажа работы в области юриспруденции.

Для кандидата на должность судьи районного суда стаж работы по юридической профессии должен составлять не менее пяти лет, в который включается время работы на требующих юридического образования должностях, перечисленных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что диплом о высшем юридическом образовании с присвоением квалификации «юрист» по специальности «Юриспруденция» Портянников Р.Д. получил 5 июля 2012 года (л.д.76-77).

Согласно записям в трудовой книжке и в послужном списке Портянников Р.Д. проходил службу в органах МВД РФ с 14.10.1994г. по 3.06.2013г., в том числе с 1 августа 2002 года работал в должностях следователя, заместителя начальника следственного отделения при ОВД по Гурьевскому району, в период с 5 июля 2012 года по 3 июня 2013 года занимал должность старшего следователя следственного отделения Межмуниципального отдела МВД России «Гурьевский».

После 3 июня 2013 года в трудовой книжке записей не содержится.

Таким образом, должности следователя, заместителя начальника следственного отделения, старшего следователя до 5 июля 2012 года Портянников Р.Д. занимал, не имея высшего юридического образования.

При таких данных экзаменационная комиссия при исчислении стажа работы по юридической специальности правомерно включила время работы только на той должности, на которой Портянников Р.Д. работал после получения высшего юридического образования и для замещения которой обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования, то есть период с 5 июля 2012 года по 3 июня 2013 года, на основании чего пришла к выводу об отсутствии у кандидата необходимого стажа, что явилось законным основанием для отказа ему в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» установлено, что работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии (п.1 ст.26.2). Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией (п.1 ст.26.3). Кандидату на должность судьи может быть отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена только по основаниям, установленным федеральным законом. В случае отказа кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи соответствующее решение должно быть мотивировано и оформлено в письменном виде (п.11 ст.26.3).

Регламентом экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным Высшей экзаменационной комиссией 29 марта 2012 года, предусмотрено, что председатель экзаменационной комиссии, в частности, рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы; организует проверку представленных кандидатом документов на соответствие требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи; докладывает на заседании экзаменационной комиссии о результатах проверки представленных кандидатом документов для принятия решения о допуске к квалификационному экзамену; назначает дату и время сдачи экзамена.

Проверяя законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что нарушений указанных требований законодательства, регламентирующих деятельность экзаменационной комиссии, при решении вопроса о допуске Портянникова Р.Д. к сдаче квалификационного экзамена экзаменационной комиссией Кемеровской области не допущено, данный вопрос разрешен на основе анализа и оценки представленных кандидатом документов, отказ в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи мотивирован, соответствует закону и прав и законных интересов истца не нарушает.

Довод Портянникова Р.Д. о том, что Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит требований о начале исчисления стажа по юридической профессии с момента получения диплома о высшем образовании, суд находит несостоятельным.

Из содержания вышеприведенных норм статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» следует, что их императивные положения могут считаться соблюденными лишь в том случае, если для занятия должности, указанной в подпункте 1 пункта 5 статьи 4 названного Закона, требуется наличие высшего юридического образования и согласно данному требованию лицо, замещающее эту должность, имеет высшее юридическое образование как свидетельство наличия у этого лица юридической специальности (комплекса специальных знаний и умений, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работы), а также стаж по этой специальности не менее 5 лет.

Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж по юридической специальности периодов работы, когда квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для занятия должности не выполняется. То обстоятельство, что претендент на должность судьи мог быть принят на требующую высшего юридического образования должность в отсутствие у него соответствующего образования, не может являться основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность судьи, с момента занятия им этой должности.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 24 декабря 2013 года № 2028-О, нормативное установление специального требования о наличии высшего юридического образования для целей исчисления рассматриваемого стажа направлено на обеспечение надлежащего уровня квалификации лиц, являющихся кандидатами на должность судьи, и относится к компетенции федерального законодателя. Норма пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает единое правило для всех кандидатов на должность судьи и не препятствует гражданину без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений реализовать право на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи при наличии требуемого стажа работы в области юриспруденции.

Ссылка Портянникова Р.Д. на Инструкцию о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденную совместно Министерством юстиции Российской Федерации N 10(35)-5, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 27 декабря 1996г., правильности вывода экзаменационной комиссии не опровергает и не может явиться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция после принятия Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» действует в той мере, в какой она не противоречит названным и другим федеральным конституционным и федеральным законам.

Иные доводы истца также основаны на неверном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения, поэтому не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Портянникова Р.Д. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Портянникова Р. Д. о признании незаконным решения экзаменационной комиссии Кемеровской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: (подпись)

Решение в окончательной форме принято 23 октября 2015 года.

"Согласовано" _____________ судья О.В. Шалагина