Дело № 3а-54/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2018 г.
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.,
при секретаре Батура Н.С.,
с участием прокурора Урадовской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области от 01 августа 2014 г. № 28 «Об утверждении Генерального плана Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области»,
установил:
решением Совета Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области от 01 августа 2014 г. № 28, опубликованным в печатном издании «Саргатский муниципальный вестник» от 08 августа 2014 г. № 168 (1), утвержден генеральный план Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части включения в границы Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Омская область, Саргатский район, Саргатское участковое лесничество, в том числе:
- в границах Саргатского сельского участкового лесничества в <...>
- в границах Саргатского участкового лесничества в <...>
Указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <...>
Согласование проекта генерального плана Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является нарушением требований ст. ст. 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Письмом от <...> № <...> Рослесхоз информировал Минприроды России и Минрегионразвития России о несогласовании проекта генерального плана Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области.
Ссылаясь на то, что оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов, нарушение положений Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», административный истец (с учетом представленных в ходе судебного разбирательства уточнений) просил признать оспариваемое решение недействующим со дня принятия в части включения в границы Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области перечисленных земельных участков Саргатского участкового лесничества (т.1 л.д.5-7, 50-55, т.2 л.д.28, 36-37).
В судебном заседании представитель Рослесхоза - ФИО1, действующий на основании доверенности от <...> (т. 1 л.д.251), требования административного искового заявления поддержал.
Представитель Совета Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области – ФИО2, действующая на основании доверенности от <...> (т.2 л.д.50), поддержав доводы отзыва на административный иск (т.1 л.д.75-77), возражала относительно заявленных требований, ссылаясь на то, что <...> проект нормативного правового акта был направлен в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации. Ввиду того, что какого-либо заключения относительно проекта Генерального плана от органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего подготовку сводного заключения, на проект документа территориального планирования, не поступало, полагала процедуру согласования надлежащим образом соблюденной.
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО3, действующий на основании доверенности от <...> (т.1 л.д.246), требования Рослесхоза поддержал.
Представители: Управления Росреестра по Омской области, ФГБУ «ФКП Россрестра» по Омской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Урадовской С.А., полагавшей, что имеются основания к удовлетворению административного иска, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации
Ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из положений п.20 ч.1, ч. ч. 3 и 4 ст.14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей с <...>), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
В соответствии с ч.1 ст. 7, п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план поселения, правила землепользования и застройки, а также внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления (ч. 1 ст.24, ч.1 ст.32, ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено положениями ст.1 Устава Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области от 19 декабря 2005 г. № 36, муниципальное образование Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области наделено статусом городского поселения. Административным центром Саргатского городского поселения является рабочий поселок Саргатское (ст.2 Устава).
В соответствии со ст. ст. 17, 18 Устава представительным органом муниципального образования является Совет городского поселения.
Решением Совета Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области от 01 августа 2014 г. № 28, опубликованным в соответствии со ст. 37 Устава Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области в печатном издании Саргатский муниципальный вестник» от 08 августа 2014 г. № 168 (1), утвержден генеральный план Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области (т.1 л.д.119, 242).
Таким образом, решение Совета Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области от 01 августа 2014 г. № 28 «Об утверждении генерального плана Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области» принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой городского поселения, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.
Ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Положениями ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (ч. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч. 8 ст. 24, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На момент принятия оспариваемого решения такой порядок был утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).
Согласно п.2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в ч.1 ст.21, ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу п.1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в п. 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет три месяца в соответствии со ст. ст. 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в п.2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).
По правилам п.2.2 Порядка, Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (п.2.3 Порядка).
В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736).
П.4 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст.7, ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Оспариваемым генеральным планом в границы Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области включены перечисленные административным истцом земельные участки Саргатского участкового лесничества и Саргатского сельского участкового лесничества Омского лесничества.
Данное обстоятельство подтверждено заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от <...> (т.2 л.д.39-46), основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области (т.2 л.д.47), а также выпиской из государственного реестра от <...>№ <...> с указанием кадастровых номеров земельных участков, относящихся к землям лесного фонда (т. 1 л.д.74).
Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленными свидетельствами о государственной регистрации права от <...> серия № <...>№ <...>, серия № <...>№ <...> (т.1 л.д.70, 71).
Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области.
Из приобщенного к материалам административного дела письма от <...> № № <...>, направленного в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации, а также Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, усматривается, что по результатам рассмотрения проекта генерального плана Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области Рослесхозом отказано в согласовании документа территориального планирования ввиду включения в состав земель рабочего поселка Саргатское участков земель лесного фонда (т.1 л.д.72-73).
В нарушение правил ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области был утвержден при наличии отрицательного заключения Рослесхоза, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанного документа территориального планирования.
Доводы представителя административного ответчика об обратном судом отклоняются по следующим основаниям.
Неполучение органом местного самоуправления в установленный трехмесячный срок заключения Министерства регионального развития Российской Федерации на проект генерального плана не может расцениваться как согласование проекта документа территориального планирования.
В том случае, если имеется отрицательное заключение Рослесхоза на проект генерального плана поселения, соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования, в том числе утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (ч. ч. 7 и 8 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), само по себе не подтверждает соблюдения порядка принятия генерального плана поселения.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (п. 3 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (п. 9 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в определении от 03 февраля 2010 г. № 238-О-О, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
Таким образом, только по согласованию с собственником, которым является Российская Федерация, возможно осуществление перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Такого согласования у уполномоченного органа Российской Федерации – Федерального агентства лесного хозяйства органы местного самоуправления Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области не получили.
Доводы административного ответчика о возможности изъятия лесных участков из земель лесного фонда и включения их в границы рабочего поселка Саргатское на основании постановления Главы Саргатского района Омской области от 20 октября 1997 г. № 643-п (т.2 л.д.142), подлежит отклонению.
В соответствии со ст. ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 г., ст.3 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, в связи с чем, необходимо согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для включения таких участков в границы городского поселения.
Суд также не может согласиться с представителем административного ответчика о том, что земельные участки, вошедшие в границу населенного пункта рабочий поселок Саргатское, внесены в Государственный кадастр недвижимости в декларативном порядке, без определения характерных точек координат, в связи с чем, проект генерального плана не предполагает согласования с Рослесхозом.
В соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площадям. Государственный кадастр недвижимости не содержит всех сведений о лесных участках, необходимых для разработки проектов генеральных планов поселений. Сведения о лесотаксационных выделах (ст.70.1 Лесного кодекса Российской Федерации), сведения о категориях защитных лесов (ст.102 Лесного кодекса Российской Федерации) в силу положений ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в государственном кадастре недвижимости не отображаются.
Данных о том, что при подготовке проекта генерального плана городского поселения имело место обращение в ФГБУ «Рослесинфорг» за предоставлением информации о лесных кварталах и лесотаксационных выделах, административным ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Вместе с тем, ввиду нахождения на территории городского поселения Саргатского сельского участкового лесничества и Саргатского участкового лесничества, административный ответчик должен был проявить осмотрительность и истребовать необходимую информацию с целью исключения наложения границ населенного пункта на границы земель лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.
Учитывая, что при подготовке проекта генплана Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура ввиду отсутствия согласования с Рослесхозом, нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую и допущено нарушение прав и законных интересов собственника лесных участков, а также имеется документально подтвержденное наложение границы указанного городского поселения и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», учитывая, что Генеральный план Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области, утвержденный решением Совета Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области от 01 августа 2014 г. № 28, с очевидностью применялся и на его основе реализованы права граждан (т.2 л.д.152-204), оспариваемый муниципальный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд, с учетом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в газете «Саргатский муниципальный вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение о признании недействующим в части решения Совета Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области от 01 августа 2014 г. № 28 «Об утверждении Генерального плана Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области» в части включения в границы Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области земель лесного фонда, расположенных: Омская область, Саргатский район, Саргатское лесничество, в том числе:
- в Саргатском сельском участковом лесничестве в квартале <...>
- в Саргатском участковом лесничестве в квартале 60 выделы 1 - 20, в квартале 63 выделы 1 - 9, в квартале 64 выделы 1 - 4, 5 часть, 6 часть, 9 - 28, в квартале 65 выделы 3, 4 часть, 5 часть, 6, 7, 8 часть, 9 - 36, в квартале 68 выделы 1 - 13, 14 часть, 15 часть, в квартале 69 выделы 1 часть, 2 часть, 3 - 10,11 часть, 12 часть, 13, 14,15 часть, 16 часть, 17 часть, 18 часть, 20 - 22, 27 - 29, 30 часть, 33, 34 часть, 35, 36, в квартале 70 выделы 1 - 13,14 часть, 15 часть, 16 часть, 17 часть, 18 - 22, 26 - 30, 31 часть, 32 часть, 35, 36 часть, 37 часть, 39, в квартале 71 выделы 1 - 9, в квартале 72 выделы 14 часть, 15 часть, 16, 21 часть, 22 часть, 26 - 29, 31 часть, 32 часть, 33, 34 часть, 35, площадь наложения 208, 82 га.
Общая площадь наложения <...> га.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете «Саргатский муниципальный вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Харламова