УИД: 66OS0000-01-2023-000369-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 21 сентября 2023 года |
Номер производства 3а-552/2023 |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В. с помощью средств аудиозаписи,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-552/2023
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полесовщик» (ИНН 6652018763) об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.05.1999 № 615-ПП «О выделении особо защитных участков леса в Сысертском лесхозе Свердловского управления лесами» (далее – Постановление № 615-ПП) в целях сохранения, воспроизводства и рационального использования охотничьей фауны выделены особо защитные участки леса в Сысертском лесхозе Свердловского управления лесами на площади 34748 га.
Приложением к Постановлению № 615-ПП является Перечень особо защитных участков, выделяемых в Сысертском лесхозе Свердловского управления лесами.
Наименование лесничества Сысертского лесхоза | NN кварталов | Площадь, га | |
Верх-Сысертское | 1 - 4, 8 - 13, 17 - 22, 24 - 31, 33 - 39, 41 - 47, 49 - 55, 57 - 63, 65 - 71, 73 - 75, 77 - 79, 81 - 83, 85 - 87, 89 - 91, 93 - 95, 97 - 99, 101 - 107 | 19843 | |
Сысертское | 261, 270 - 274, 281 - 334, 337 - 342 | 14905 |
Общество с ограниченной ответственностью «Полесовщик» (далее – административный истец), обращаясь в Свердловский областной суд в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) указало, что на основании договора аренды от 28.01.2008 № 14, заключенного с Министерством природных ресурсов Свердловской области, является арендатором лесного участка, расположенного в Сысертском лесничестве Свердловской области в кварталах № 16, 17, 22-25, 35, 36, 39-41, 43, 51, 79, 85, 88-90, 101-103, 110, 115-120, 123, 128-131, 136-138, 141-146, 149-153, 248, 274, 284, 286, 287, 289, 292, 298, 299, 305, 311, 312, 314, 317, 320, 323, 324, 329-331, 334, 336, 338-342, 344. Лесной участок используется административным истцом для заготовки древесины. По условиям договора арендованный лесной участок пересекает особо защитный участок леса, в который входят кварталы 274, 284, 286, 287, 289, 292, 298, 299, 305, 311, 312, 314, 317, 320, 323, 324, 330, 331, 334, 338, 339, 340, 340, 341, 342 Сысертского лесничества. Данное обстоятельство затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку арендатор ограничен в возможности проведения лесозаготовки.
На основании изложенного административный истец, уточнив заявленные требования, просит признать недействующим с момента принятия Приложение к Постановлению № 615-ПП в части кварталов 274, 284, 286, 287, 289, 292, 298, 299, 305, 311, 312, 314, 317, 320, 323, 324, 330, 331, 334, 338, 339, 340, 340, 341, 342 Сысертского лесничества.
Административный истец полагает, что Постановление № 615-ПП противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Лесному кодексу Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ, Основным положениям по выделению особо защитных участков леса, утвержденным Приказом Рослесхоза от 30.12.1993 № 348, действующему Лесному кодексу Российской Федерации от 04.12.2016 № 200-ФЗ, Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2022 № 510, поскольку в них не предусмотрено такого критерия выделения особо защитного участка леса, как сохранение, воспроизводство, и региональное использование охотничьей фауны.
Помимо этого, оспариваемый нормативный правовой акт не прошел надлежащего согласования с государственным органом охраны окружающей среды и не опубликован в установленном законом порядке.
От Правительства Свердловской области (далее – административный ответчик) поступили письменные возражения, в которых указано, что выделение особо защитных участков леса произведено административным ответчиком в рамках его полномочий в соответствии с частями первой и второй статьи 55, части второй статьи 59 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ и пунктом 2.1 Основных положений по выделению особо защитных участков леса, утвержденных Приказом Рослесхоза от 30.12.1993 № 348.
Настаивая на том, что порядок выделения особо защитных участков леса соблюден, административный ответчик представил в материалы административного дела подтверждающие документы: обоснование к проекту постановления Правительства Свердловской области «О выделении особо защитных участков леса в Сысертском лесхозе Свердловского управления лесами», подготовленное Министерством промышленности и науки Свердловской области Управления лесного комплекса; позицию Свердловскохотоуправления Министерства сельского хозяйства Российской Федерации выраженную в письме от 18.05.1999 № 122; карту-схему Сысертского механизированного специализированного семеноводческого лесхоза Свердловской области и лист согласования проекта оспариваемого Постановления.
Также представитель административного ответчика полагает, что Постановление № 615-ПП является индивидуальным правовым актом по наиболее важным вопросам, принятым в форме постановления, соответственно, оно не подлежало официальному опубликованию.
От Министерства промышленности и науки Свердловской области поступили письменные возражения, в которых представитель Артеменко Б.И. указал, что на основании Указа Губернатора Свердловской области от 23.07.1998 № 320 Департамент промышленности и науки Свердловской области преобразован в Министерство промышленности и науки Свердловской области (далее – Министерство). Основными задачами Министерства являлись реализация государственной промышленной политики и определение стратегических приоритетов развития промышленности и развития экономики Свердловской области.
В судебном заседании представитель административного истца Науменко А.В. доводы административного иска поддержал, указав следующее.
Оспариваемое Постановление № 615-ПП, по своему характеру является нормативным правовым актом, так как вынесено управомоченным органом государственной власти Свердловской области, наделяет лесной участок статусом особо защитного, устанавливает обязательный для неограниченного круга лиц режим использования - запрет проведения рубок, ведения сельского хозяйства, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, осуществления деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями.
Оспариваемый нормативный правовой акт должен был быть опубликован в соответствии с положениями Закона Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в свердловской области» (далее – Закон № 4-ОЗ), что не было сделано.
Кроме этого, имеются нарушения порядка его принятия, поскольку Постановление № 615-ПП не было согласовано с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Представленное административным ответчиком письмо, в котором выражено мнение Свердловскохотоуправления Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, как доказательство соблюдения процедуры принятия Постановления № 615-ПП, не имеет правого значения, поскольку согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 № 1090, последнее является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении страны. Вышеуказанный орган отношения к охране окружающей среды не имеет и государственным органом охраны окружающей природной среды не является.
Законный представитель административного истца Элдарханов Р.Р. настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Григорьев В.В. в судебном заседании возражения на административный иск поддержал, пояснив, что Постановление № 615-ПП не является нормативным правовым актом. Кроме этого, в период его принятия действовал Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2026-1 «Об охране окружающей природной среды», статьей 4 которого устанавливалось, что охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежит, в частности, животный мир. При этом в указанном выше законе специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды не поименованы.
Компетенция каждого отдельного органа в области охраны окружающей природной среды определялась положениями от этих органов. Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 № 1090, последнее является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.
Соответственно, с учетом цели принятия Постановления № 615-ПП проект постановления был согласован именно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (в лице его территориального органа – Свердловскохотоуправления).
Иные лица, участвующие в деле, - Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство промышленности и науки Свердловской области, - в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения законного представителя административного истца Элдарханова Р.Р., представителей сторон, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Васильевой М.А., суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Понятие нормативного правового акта изложено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», в пункте 9 которого, определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В соответствии с п. 10 указанного Постановления при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 № 6-П, следует, что признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом, исходя из того, является ли оспариваемый акт актом общего действия, адресованным неопределенному кругу лиц, рассчитанным на многократное применение, содержит ли конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является ли официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» обратил внимание судов, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из преамбулы Постановления № 615-ПП, оно принято в соответствии со статьями 55, 59, 60 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ, Областным законом от 13.12.1995 № 35-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Свердловской области» и Основными положениями по выделению особо защитных участков леса, утвержденными приказом Рослесхоза от 30.12.1993 № 348.
Постановлением № 615-ПП утвержден Перечень особо защитных участков, выделяемых в Сысертском лесхозе Свердловского управления лесами в целях сохранения, воспроизводства и рационального использования охотничьей фауны.
Неопределенность круга лиц, как признак нормативного правового акта, означает отсутствие их индивидуализации в самом нормативном правовом акте. В рассматриваемом случае Постановление № 615-ПП касается неопределенного круга лиц, поскольку распространяется на всех, а не на конкретных лиц.
Кроме этого, Постановление № 615-ПП не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а рассчитано на реализацию всякий раз, когда речь идет об особо защитных участках леса, выделенных в Сысертском лесхозе Свердловского управления лесами.
Помимо этого, Постановлением № 615-ПП урегулированы общественные отношения, связанные с выделением особо защитных участков леса.
Таким образом, Постановление № 615-ПП обладает всеми признаками нормативного правового акта, соответственно, административное дело о его оспаривании подсудно Свердловскому областному суду, в связи с чем судом осуществлена проверка Постановления № 615-ПП в соответствии с правилами главы 21 КАС РФ.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, определен главой 21 КАС РФ.
В силу положений части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами административного дела подтверждается, что административный истец является арендатором лесного участка, расположенного в Сысертском лесничестве Свердловской области в кварталах № 16, 17, 22-25, 35, 36, 39-41, 43, 51, 79, 85, 88-90, 101-103, 110, 115-120, 123, 128-131, 136-138, 141-146, 149-153, 248, 274, 284, 286, 287, 289, 292, 298, 299, 305, 311, 312, 314, 317, 320, 323, 324, 329-331, 334, 336, 338-342, 344 для заготовки древесины.
Характеристики лесного участка приведены в приложении № 2 к договору аренды, из которого следует, что к защитным лесам отнесены лесные участки Сысертского участкового лесничества, Сысертский участок: кварталы № 16, 17, 22, 23, 24, 25, 35, 36, 39, 40, 41, 43, 51, 79, 85, 88, 89, 90, 101, 102, 103, 110, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 123, 128, 129, 130, 131, 136, 137, 138, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 248, 344, 336; к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки Сысертского участкового лесничества, Сысертский участок: кварталы № 274, 284, 286, 287, 289, 292, 298, 299, 305, 311, 312, 314, 317, 320, 323, 324, 329, 334, 338, 339, 340, 341, 342.
Факт отнесения лесных участков в кварталах № 274, 284, 286, 287, 289, 292, 298, 299, 305, 311, 312, 314, 317, 320, 323, 324, 329, 334, 338, 339, 340, 341, 342 к эксплуатационным лесам подтверждается выпиской из государственного лесного реестра № 46-вн, представленной Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Между тем арендованный участок леса, пересекает кварталы № 274, 284, 286, 287, 289, 292, 298, 299, 305, 311, 312, 314, 317, 320, 323, 324, 330, 331, 334, 338, 339, 340, 340, 341, 342 Сысертского лесничества, которые согласно Приложению к Постановлению №615-ПП отнесены к особо защитным участкам леса.
Соответственно, установленное судом и документально подтвержденное пересечение арендованного лесного участка с особо защитными участками леса в спорных кварталах делает невозможным выполнение условий договора по проведению лесозаготовки, что напрямую затрагивает права и законные интересы административного истца ввиду действия Постановления № 615-ПП.
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом возникших правоотношений и к нему применяется оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пунктам 7, 8, 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, который оспаривается. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Подпунктами «д», «к» пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предписано, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 9 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 04.11.1995 № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области» (далее - Закон № 31-ОЗ) Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 31-ОЗ Правительство Свердловской области на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации, Устава и законов Свердловской области, а также указов Губернатора Свердловской области принимает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
В форме постановлений Правительства Свердловской области принимаются нормативные правовые акты, а также ненормативные (индивидуальные) правовые акты по наиболее важным вопросам, решение которых относится к компетенции Правительства Свердловской области. Иные ненормативные (индивидуальные) правовые акты принимаются в форме распоряжений Правительства Свердловской области (пункт 2 статьи 22 Закона № 31-ОЗ).
На момент принятия Постановления № 615-ПП действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ, который утратил силу в связи с введением с 01.01.2007 нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесного хозяйства могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (абзац третий статьи 47 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ).
Статьями 55, 59 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ, было предусмотрено разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В соответствии с разделением на группы выделялись леса первой, второй и третьей групп. В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования; на защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования.
Решение о запрещение рубок главного пользования на этих участках принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Особо защитные участки лесов являются самостоятельным режимом правовой охраны лесов, отличным от лесов первой группы, в силу действующего законодательства называемых защитными лесами.
Таким образом, выделение особо защитных участков лесов в рамках лесов первой группы предполагало принятие отдельного решения, помимо собственно учреждения лесов первой группы.
Выделение особо защитных участков леса в период действия Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ регулировалось Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.1993 № 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса». Перечень особо защитных участков лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.1993 № 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса» особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственными органами управления лесным хозяйством республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласовываются с государственными органами охраны окружающей природной среды и утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, действовавший в период принятия Постановления № 615-ПП порядок выделения особо защитных участков леса предполагал согласованные действия трех государственных органов: государственного органа управления лесным хозяйством области, государственного органа охраны окружающей природной среды и органа исполнительной власти области.
Судом установлено, что обоснование к проекту постановления Правительства Свердловской области «О выделении особо защитных участков леса в Сысертском лесхозе Свердловского управления лесами» подготовлено Министерством промышленности и науки Свердловской области Управления лесного комплекса.
Согласование проекта получено от Свердловскохотоуправления Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выраженное в письме от 18.05.1999 № 122.
Постановление № 615-ПП принято уполномоченным органом – Правительством свердловской области в пределах его компетенции в установленной форме.
Между тем государственным органом охраны окружающей природной среды, с которым нужно было согласовывать выделение особо защитных участков леса в период принятия Постановления № 615-ПП, являлось Министерство природных ресурсов Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.1997 № 588, от 30.12.1998 № 1594).
Однако доказательств получения подобного согласования административный ответчик не представил.
Судом отклоняется довод административного ответчика о согласовании проекта Постановления № 615-ПП с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, поскольку указанный орган в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 № 1090 не является государственным органом охраны окружающей среды.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеются нарушения порядка принятия Постановления № 615-ПП, поскольку оно не было согласовано с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В силу подпункта «г» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд обязан выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок их опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Раскрывая понятие официального опубликования нормативного правового акта, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Нормативные правовые акты Правительства Свердловской области вступают в силу не ранее дня их официального опубликования (предложение первое пункта 5 статьи22 Закона № 31-ОЗ).
Согласно части первой пункта 1 статьи 93 Закона № 4-ОЗ официальным опубликованием постановления Правительства Свердловской области нормативного характера считается первая публикация его полного текста в «Областной газете» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru), либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Постановления Правительства Свердловской области нормативного характера должны быть официально опубликованы в течение десяти дней со дня их принятия (частьвторая пункта 1 статьи 93 Закона № 4-ОЗ).
Постановления Правительства Свердловской области нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу (пункт 1 статьи 94 Закона № 4-ОЗ).
Оспариваемый нормативный правовой акт не был опубликован, соответственно, были нарушены предусмотренные правила введения его в действие.
Таким образом, неопубликованный в установленном законом порядке, нормативный правовой акт не подлежит применению.
Проверяя доводы административного истца о противоречии Постановления № 615-ПП нормам федерального законодательства, имеющего большую силу, суд приходит к следующему.
Согласно положениям Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ особо защитные участки лесов являются самостоятельным режимом правовой охраны лесов.
Перечень особо защитных участков должен составляться в рамках признаков и нормативов выделения особо защитных участков леса, установленных разделом 5 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.1993 № 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса».
В силу пункта 5.1 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.1993 № 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса» выделение особо защитных участков леса производится исходя из народно-хозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и технико-экономического обоснования по признакам и нормативам, приведенным в таблице 1.
В настоящее время основания для выделения особо защитных участков леса установлены в статье 119 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2016 № 200-ФЗ и в Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2022 № 510.
Согласно пункту 134 Лесоустроительной инструкции проектирование особо защитных участков лесов осуществляется по перечню исчерпывающих признаков.
Такого признака для выделения особо защитных участков лесов, как сохранение, воспроизводство и рациональное использование охотничьей фауны, не предусмотрено.
Соответственно, Постановление № 615-ПП противоречит как положениям Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ, так и действующему Лесному кодексу Российской Федерации и Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2022 № 510.
Довод административного ответчика о том, что в период принятия Постановления № 615-ПП действовал Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2026-1 «Об охране окружающей природной среды» по которому, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежит, в частности, животный мир, обоснован. Однако данный тезис не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
В целях сохранения охотничьей фауны создаются специальные зоны охраны охотничьих ресурсов, которые подразумевают под собой установление ограничений деятельности по добыче. В рассматриваемом же административном деле, речь идет, о недопущении рубок главного пользования в особо защитных участках леса, перечень которых поименован в Приложении к Постановлению № 615-ПП. Соответственно, суть Постановления № 615-ПП не совпадает с целью, ради которой оно было принято.
Довод административного ответчика о том, что упразднение особо защитных участков леса осуществляется на основании решения уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти об их выделении, не влияет на предмет спора по настоящему административному делу, поскольку предметом проверки является нормативный правовой акт, изданный административным ответчиком, который как установлено судом, не соответствует нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» содержатся разъяснения о том, что судам следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт никем и никогда не был опубликован, а потому не имеет юридической силы, Постановление № 615-ПП подлежит признанию недействующим полностью с момента его принятия.
В пункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в частности, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области.
В соответствии с частью первой статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов), в том числе органов местного самоуправления, государственная пошлина для организаций составляет 4500 рублей.
При подаче настоящего административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Полесовщик» удовлетворить.
Признать недействующим полностью с момента принятия Постановление Правительства Свердловской области от 24.05.1999 № 615-ПП «О выделении особо защитных участков леса в Сысертском лесхозе Свердловского управления лесами».
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в «Областной газете».
Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Полесовщик» судебные расходы в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2023 года.
Судья С.Н. Полевщикова