Дело № 3а - 553/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 04 октября 2018 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,
с участием представителя административного истца ПАО «ГАЗ» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «ГАЗ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «ГАЗ» (далее также - ПАО «ГАЗ», Общество), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 618669 кв.м., разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения не утилизируемых нетоксичных, III IV класса опасности промышленных отходов, расположенного по адресу: <адрес>, обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости этого участка путем установления её в размере 142 293,87 руб.
В обоснование Общество указало, что в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 января 2018 г. №28 «Об утверждении изменений в Генеральный план городского округа город Дзержинск, утвержденный постановлением городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 27 июня 2007 года №221», 26 марта 2018 г. филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области внесены изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № в части категории земель (категория «земли населенных пунктов» изменилась на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения»).
Решением государственного регистратора прав №№ от 07 мая 2018 г. была исправлена техническая ошибка в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 168 766 716,51 руб.
По мнению административного истца, определение кадастровой стоимости указанного земельного участка произведено филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области на основании недостоверных сведений о группе видов разрешенного использования, к которой относится земельный участок (2 группа, а следовало отнести к 6 группе).
Соответственно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна составить 142 293,87 руб.
На обращение ПАО «ГАЗ» 13 июля 2018 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области было получено письмо Управления Росреестра по Нижегородской области от 27 июля 2018 г. №№, в котором Управление указало, что ошибок и недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № не выявлено.
Ссылаясь на положения ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Общество указывает, что неверное определение кадастровой стоимости земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало, что с 20.06.2015г. приказом Росреестра от 12.05.2015 №П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
На основании решения государственного регистратора прав от 07.05.2018г. №РКФ/2018-27782 в сведениях Единого государственного реестра недвижимости исправлена техническая ошибка в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:21:00000003:91.
В ЕГРН внесены изменения в связи с переводом из одной категории земель в другую на основании постановления Правительства Нижегородской области от 17.01.2018г. №28.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 №222, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области №862 от 10.12.2014г.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - «для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов». Согласно приложению 4 к Постановлению Правительства Нижегородской области №862 данный вид разрешенного использования соответствует 2 группе.
В соответствии с приложением 2 названного нормативного правового акта удельный показатель кадастровой стоимости для г.<адрес> для 2 группы составляет 272,79 руб.
Ко 2 группе относятся - земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, а к 6 группе относятся земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирования и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, комической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); земельные участки для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационных резервах (хранилища, склады и другие); земли иного специального назначения. Исходя из этого, вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов» не может быть отнесен к 6 группе.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской <адрес> также указывает, что является ненадлежащим административным ответчиком, просит рассмотреть дело без участия представителя, с учетом позиции, отраженной в отзыве (л.д.125-130).
Администрация <адрес> Нижегородской области представила отзыв, указав, что основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с шестой группой видов использования земель промышленности и иного специального назначения и определения его кадастровой стоимости на основании п.2.1.6 Методических указаний, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. №222, отсутствуют (л.д.110-113).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации <адрес> Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, согласно представленным позициям по делу.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, обсудив доводы административного искового заявления, письменных позиций административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
При этом для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора - обращение в Комиссию.
Материалами дела подтверждается, что административный истец обращался в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в связи с недостоверностью сведений, решением Комиссии от 29 августа 2018 г. № отказано в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по основанию недостоверных сведений, использованных при определении кадатсровой стоимости объекта (л.д.98-99).
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 содержатся разъяснения, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 618669 кв.м., разрешенное использование «для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения не утилизируемых нетоксичных, III IV класса опасности промышленных отходов», расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 20.08.2012г., вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013г.
Кадастровая стоимость земельного участка была утверждена приложением 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014г. №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» и составила 488507229,09 руб. Решением Нижегородского областного суда от 27.06.2016г. установлена кадастровая стоимость данного участка с размере рыночной стоимости, равной 146005884 руб.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 января 2018 г. №28 были утверждены Изменения в Генеральный план городского округа город <адрес>, утвержденный постановлением городской Думы города <адрес> Нижегородской области от 27 июня 2007 года №221.
Согласно данному акту (глава 8) были изменены границы населенного пункта города <адрес>, в частности, из границ населенного пункта город <адрес> исключена территория, включающая земельный участок с кадастровым номером № (полигон для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов).
26 марта 2018 г. филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области внесены изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № в части категории земель (категория «земли населенных пунктов» изменилась на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения»).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 862 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области (далее также - земель промышленности), по состоянию на 1 ноября 2013 года.
В приложении №4 к названному постановлению определены группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности.
Во вторую группу включены земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
- земельные участки для размещения складских зданий и сооружений (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов);
- земельные участки для установления полос отвода железных дорог, переданные в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Решением государственного регистратора прав №№ от 07 мая 2018 г. была исправлена техническая ошибка, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 168 766 716,51 руб., с учетом вида разрешенного использования, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для г.<адрес> для 2 группы - 272,79 руб. (приложение 2 к Постановлению №862).
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены: емкостные сооружения (№№1-8) для захоронения пастообразных отходов III класса опасности; кабельная линия; навес-стоянка автомобилей; контрольно-регулирующий пруд; нежилое здание, одноэтажное; нежилое здание, двухэтажное; сборник хозяйственно-бытовых стоков; воздушная линия электропередач; сухотруб; пожарный резервуар; нежилое здание; карта для захоронения отходов IV класса опасности и нетоксичных; нежилое здание; внутриплощадочная дорога (л.д.24 т.1 - договор аренды и акт приема-передачи; л.д.1-191 т.2 - техническая документация)
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ПАО «ГАЗ» является производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Довод административного истца о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна была определяться исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для шестой группы в составе земель промышленности, суд считает не нашедшим подтверждения.
К шестой группе видов разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности отнесены земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
- земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
- земельные участки для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационных резервах (хранилища, склады и другие);
- земли иного специального назначения.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, с учетом его фактического использования, суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости данный объект обоснованно был отнесен ко 2 группе видов разрешенного использования в составе земель промышленности.
Доказательств наличия недостоверных сведений об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером №, использованных при определении его кадастровой стоимости после изменения категории земель, в материалах дела не имеется.
Довод административного истца, со ссылкой на СП 127.13330.2017 «СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию», что все расположенные на земельном участке здания и сооружения составляют единый полигон для приема и захоронения промотходов, обсуждался судом.
СП 127.13330.2017 «СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» был утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 1533/пр, введен в действие с 15 мая 2018 г.
Согласно пункту 1.1 Свод правил распространяется на проектирование полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов.
Однако полигон на земельном участке с кадастровым номером № является уже действующим, существовавшим на 15.05.2018г.
Таким образом, положения Свода правил не могли быть учтены при определении ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91 после изменения категории земель.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований ПАО «ГАЗ» надлежит отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества «ГАЗ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья областного суда Н.В. Гущева
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2018 года.