ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-559/2021 от 16.11.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

. Дело № 3а-559/2021

25OS0000-01-2021-000841-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2021 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Внуковой О.Н,

при секретаре Перебейносове М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Приморского края, министерству финансов Приморского края, министерству образования и науки Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

административный истец ФИО1 обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая в обоснование, что решением Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края от 29 июля 2016 года на администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить ФИО1 в пределах Партизанского городского округа Приморского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м. и не более 36 кв. м. общей площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

31 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП которое до настоящего времени не исполнено.

Административный истец полагает, что администрация Приморского края (в настоящее время Правительство Приморского края) длительное время уклоняется от исполнения вступившего в законную силу решения суда, по обеспечению его, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением, судебные приставы-исполнители не обеспечили его принудительное исполнение, что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище, в связи с чем на основании Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» административный истец имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Просил присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 400 000 рублей.

До судебного заседания судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков министерство финансов Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, министерство образования Приморского края, министерство строительства Приморского края, в качестве заинтересованного лица Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных присатвов по <адрес>.

В судебное заседание административный истец не явился, ( содержится в ...), извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом в установленные законом сроки.

От представителей Правительства Приморского края и министерства финансов Приморского края поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором представители просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Из содержания поступивших в Приморский краевой суд письменных отзывов следует, что данные органы государственной власти Приморского края возражают против удовлетворения административных исковых требований, указывая на то, что со стороны административного истца не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что должник по исполнительному производству допустил какие-либо нарушения, повлиявшие на затягивание сроков исполнения решения суда. Органами исполнительной власти Приморского края принимаются меры по устранению негативных для истца последствий, причиненных в результате неисполнения судебного акта, нарушение сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, кроме того с 2019 года до настоящего момента административный истец не воспользовался правом на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. Кроме того, административный истец не обосновал тяжесть и значимость последствий от неисполнения судебного акта, а размер заявленной к взысканию компенсации является завышенным.

В судебное заседание представители иных административных ответчиков и заинтересованного лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 258 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.

Исследовав материалы административного дела и материалы гражданского дела , суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Из материалов дела следует, что решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 29 июля 2016 года, вступившим в законную силу 06 сентября 2016 года, удовлетворены исковые требования прокурора г. Партизанска Приморского края в интересах ФИО1, на администрацию Приморского края возложена обязанность обеспечить ФИО1 на территории Партизанского городского округа Приморского края помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании исполнительного листа, выданного 15 февраля 2017 года Фрунзенским районным судом г. Владивостока Приморского края по вышеуказанному гражданскому делу, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Приморскому краю 31 августа 2017 года возбуждено исполнительное производство -ИП о предоставлении ФИО1 жилого помещения, должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить требования исполнительного документа.

В ходе совершения исполнительных действий по указанному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем совершались необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику неоднократно направлялись требования - предупреждения о необходимости исполнить решение суда и предоставить документы, свидетельствующие о принятии мер к исполнению решения суда.

Так, 02 октября 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с администрации Приморского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

27 февраля 2018 года за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, администрация Приморского края признана виновной в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В последующем, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, администрация Приморского края неоднократно привлекалась к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями Закона Приморского края от 1 июля 2019 года № 522-КЗ «О внесении изменений в Устав Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края.

В соответствии с Законом Приморского края «О внесении изменений в Устав Приморского края от 01.07.2019 № 522-КЗ», Уставом Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па (в редакции от 02.10.2019) «О формировании органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 № 52-пг (в редакции от 02.10.2019) «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», наименования административных ответчиков изменены на Правительство Приморского края, министерство финансов Приморского края, министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.

15 июля 2021 года за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, Правительство Приморского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

15 июля 2021 года в адрес Правительства Приморского края направлено очередное требование об исполнении решения суда в срок до 13 декабря 2021 года.

Вместе с тем, на момент обращения ФИО1 в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, и на момент рассмотрения дела, документов, свидетельствующих об исполнении требований исполнительного документа не представлено, исполнительное производство не окончено.

В совокупности, исследованные по делу доказательства со всей очевидностью позволяют сделать вывод о том, что нарушение установленных сроков исполнения судебного решения не было вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника по исполнительному производству, которые подтверждали бы уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры, направленные на своевременное исполнение вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2016 года по гражданскому делу , а право ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок нарушенным.

Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовой и фактической сложности дела; поведения административного истца и иных участников судебного процесса; достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общей продолжительности неисполнения судебного акта.

Из разъяснений, приведенных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, исполнительного листа в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Как установлено судом, 31 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа, выданного Фрунзенским районным судом 15 февраля 2017 года для исполнения вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 июля 2016 года. Следовательно, срок неисполнения решения суда с момента возбуждения исполнительного производства составляет более 4 лет.

Такой срок существенно превышает срок, установленный в статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, и расценивается судом как не отвечающий критерию разумности.

Кроме того, по мнению суда, неисполнение судебного акта произошло по причинам, которые не зависели от взыскателя, доказательств обратного со стороны административных ответчиков не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд признает установленным факт нарушения права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты прав административного истца присудить ему денежную компенсацию.

Из анализа содержания положений статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ следует, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме, при этом размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в данном случае, суд учитывает фактическую сложность исполнения решения суда, продолжительность допущенного нарушения, значимость его последствий для административного истца, то обстоятельство, что до настоящего момента вступивший в законную силу судебный акт должником не исполнен, а также то, что ФИО1 относится к категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту и помощь со стороны государства.

С учётом принципов разумности и справедливости, исходя из практики Европейского Суда по правам человека, суд полагает необходимым присудить в пользу ФИО1 денежную компенсацию в размере 70 000 рублей.

В силу части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовыми органами, указанными в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 24 сентября 2019 года № 616-па, министерство финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.

В соответствии с пунктом 2.1.2 раздела II указанного Положения, министерство финансов Приморского края осуществляет проектирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счёте краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.

Согласно пунктам 2.1.3, 2.1.8 Постановления Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года № 681-па «Об утверждении Положения о министерстве строительства Приморского края» министерство строительства Приморского края осуществляет полномочия в области строительства, а именно организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта (за исключением профилактического ремонта в процессе эксплуатации) объектов капитального строительства, организует разработку проектной и сметной документации объектов капитального строительства, осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счёт средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в частности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочиями по обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, в пределах своей компетенции, установленной законами Приморского края от 6 декабря 2018 года № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» наделено министерство образования Приморского края, что предусмотрено пунктом 21.48 Положения о министерстве образования Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 708-па.

Согласно пункту 2.1.1.35 постановления Администрации Приморского края от 6 октября 2019 года № 646-па «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края» министерство имущественных и земельных отношений Приморского края осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края, в частности приобретает жилые помещения в собственность Приморского края для лиц, включенных в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края.

Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 - 2021 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2021 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па (в редакции от 13 декабря 2019 года № 50-па), обеспечивается ответственными исполнителями: министерством строительства Приморского края посредством строительства жилых помещений и приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, передаваемых в казну Приморского края с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда Приморского края с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерством образования и науки Приморского края и министерством земельных и имущественных отношений Приморского края посредством приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, а также обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 3 статьи 4 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Учитывая, что министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края являются главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, но не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, обязанность по выделению денежных средств, необходимых министерству образования Приморского края, министерству строительства Приморского края и министерству имущественных и земельных отношений Приморского края для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на министерство финансов Приморского края, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению Приморским краем в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края.

При таких обстоятельствах согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, пункту 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 присужденная компенсация в сумме 70 000 рублей за нарушение права ФИО1 на исполнение в разумный срок вступившего в законную силу судебного акта подлежит взысканию с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств бюджета Приморского края.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 178, 180, 259 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок- удовлетворить частично.

Взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

В удовлетворении административного искового заявления в остальной части — отказать.

Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Внукова