ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-559/2023 от 06.09.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

УИД: 52OS0000-01-2021-000850-40 Дело № 3а-559/2023

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 06 сентября 2023 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Дудиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Завод Красное Сормово» к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Государственному бюджетному учреждению Нижегородской области «Кадастровая оценка» об оспаривании решений [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] от [дата], установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков) равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество (далее – ПАО) «Завод Красное Сормово» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что оно на праве аренды обладает объектами недвижимости:

– земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 1440597 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес];

– земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 48082 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес];

– земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 12175.95 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес];

– земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 4300 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес].

Также Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 16508 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес].

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 2 273 608 000 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «<данные изъяты>» составляет 1 330 161 000 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 87 268 000 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «<данные изъяты>» составляет 31 821 000 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 22 099 000 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО <данные изъяты>» составляет 12 465 000 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 9 388 835 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «<данные изъяты>» составляет 4 973 000 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 19 600 773,80 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным ООО «<данные изъяты>» составляет 12 417 000 рублей.

ПАО «ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО» обратилось в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], в удовлетворении которых Обществу было отказано. По мнению административного истца, несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права арендатора земельных участков, а также собственника земельного участка, поскольку размер арендной платы и размер земельного налога зависят от кадастровой стоимости объекта недвижимости, что послужило основанием обращения в суд с настоящим иском. Ссылаясь на положения НК РФ, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», истец просит признать недействительными решения Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] от [дата], установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости по состоянию на [дата].

Определением Нижегородского областного суда от [дата] к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административными ответчиками министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области представлен письменный отзыв на иск, в котором среди прочего, указано, что решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] от [дата], приняты уполномоченными лицами в пределах их компетенции. Основанием для отказа в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] послужило то, что при проведении их оценки оценщиком были допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.

Изучив материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзыва на него, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Нормой ч. 1 ст. 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Исходя из положений ч. 15 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ) решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Как следует из ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ), заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (ч. 7 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (ст. 10 и 11 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ). Следовательно, при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (ч. 9 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06 августа 2020 года № П/0287 «Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме" утверждены форма уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению и требования к заполнению уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости и представляемых с ним документов в электронной форме; форма решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, требования к заполнению форм решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также требований к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной формате.

Согласно ч.ч. 10 – 13 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31.07.2020 года № 269-ФЗ) заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.

Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года № 253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».

Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Функции и полномочия учредителя ГБУ НО «Кадастровая оценка» осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года № Сл-326-2766/18 утвержден Устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».

Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года№237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

- определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

- определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;

- предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

- рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

- хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;

- сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;

- иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;

- деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.

Пунктом 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ установлено, сто налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ПАО «Завод Красное Сормово» на праве аренды обладает объектами недвижимости

– земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 1440597 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес];

– земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 48082 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес];

– земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 12175.95 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес];

– земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 4300 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес].

Также Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером [номер], площадью 16508 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенный по адресу: [адрес], что подтверждается выписками из ЕГРН от [дата]. При таких обстоятельствах ПАО «Завод Красное Сормово» является лицом, чьи права и законные интересы затрагивают результаты определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от [дата][номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на [дата]» в размере 2 273 608 000 рублей, 87 268 000 рублей, 22 099 000 рублей, 9 388 835 рублей, 19 600 773 рублей 80 копеек соответственно.

Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлениями об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, на основании отчета [номер] от [дата], составленного оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО3, в котором определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] в размере 1 330 161 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] в размере 31 821 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] в размере 12 465 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] в размере 4 973 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] размере 12 417 000 рублей.

[дата] ПАО «Завод Красное Сормово» обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Решениями ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] от [дата] отказано в удовлетворении заявлений ПАО «Завод Красное Сормово» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости, по тем основаниям, что при проведении оценки объектов недвижимости оценщиком были допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.

Оспариваемые решения приняты уполномоченными должностными лицами в соответствии с представленной им компетенцией, с соблюдением установленного законом порядка и сроков, соответствуют форме, утвержденной приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года №П/0287, и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.

Разрешая требования ПАО «Завод Красное Сормово» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:0010009:1634, 52:18:0010009:1633, 52:18:0010013:26, 52:18:0010009:1631, 52:18:0010013:289 в размере их рыночной стоимости, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст. 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке [номер] от [дата], выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО3, согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляет 1 330 161 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляет 31 821 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляет 12 465 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляет 4 973 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] составляет 12 417 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

По инициативе суда с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и проверки представленного истцом отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности назначена судебная оценочная экспертиза, на основании определения суда от [дата], результаты которой оформлены заключением эксперта [номер], составленным экспертом ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО4

По результатам исследования экспертом сделан вывод о том, что отчет об оценке [номер] от [дата], подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>», не соответствует требованиям федеральных стандартов, а именно выявлены несоответствия п. 5 ФСО №3, п. 22 ФСО № 7, влияющие на итоговую стоимость объекта оценки. Также экспертом сделан вывод о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 1 777 362 307 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 62 328 512 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 21 014 454 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 7 338 056 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 18 568 814 рублей по состоянию на [дата].

Представителем административного истца ПАО «ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО» – Крайновой Т.О. в ходе рассмотрения настоящего дела представлены замечания на заключение эксперта [номер], выполненное экспертом ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО4

Учитывая, что экспертное заключение [номер], составленное ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», содержало противоречивые выводы об итоговой стоимости объектов оценки, что могло повлечь недостоверность заключения как доказательства, по ходатайству представителя ПАО «ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО» – Крайновой Т.О. определением Нижегородского областного суда от [дата] была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Коллегия судебных экспертов».

Согласно заключению эксперта [номер] от [дата] ООО «Коллегия судебных экспертов», отчет об оценке [номер] от [дата], подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>», соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов.

В ходе рассмотрения настоящего дела представителем заинтересованного лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области – Паперман М.В. поступило ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы.

Определением Нижегородского областного суда от [дата] по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Коллегии независимых оценщиков и экспертов» ФИО7, перед которым поставлены следующие вопросы:

1.Соответствует ли отчет об оценке, составленный ООО «<данные изъяты>» [номер] от [дата] требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, с указанием допущенных нарушений, в том числе существенных, повлиявших на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки?

2. Если не соответствует, и допущенные нарушения являются существенными и повлияли на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, то определить рыночную стоимость объектов недвижимости:

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1440597 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 48082 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 12175.95 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 4300 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата];

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 16508 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата].

По результатам исследования экспертом ФИО7 ООО «Коллегии независимых оценщиков и экспертов» сделан вывод о том, что отчет об оценке [номер] от [дата], подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>», не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки. Также экспертом сделан вывод о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 957 997 005 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 33 657 400 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 15 743 503 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 6 123 200 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 14 147 356 рублей по состоянию на [дата].

Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом экспертизы и подготовленной экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам (экспертам), а также предупрежденного об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется.

Лицами, участвующими в деле, доводов о необоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах экспертов не приведено.

Каких-либо сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта, неполноты или неясности заключения эксперта, судом не установлено, в связи с чем, оснований для назначения дополнительной либо повторной экспертизы, суд не находит.

Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление в указанной части не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Разрешая административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости:

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1440597 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 48082 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 12175.95 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 4300 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата];

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 16508 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата], суд приходит к следующему.

Согласно заключению эксперта ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от [дата]ФИО7, рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 957 997 005 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 33 657 400 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 15 743 503 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 6 123 200 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 14 147 356 рублей по состоянию на [дата].

Заключение эксперта ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от [дата]ФИО7 в указанной части также составлено с соблюдением требований статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года № 611, является ясным и полным, вывод экспертов носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения экспертов у суда отсутствуют.

Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объекта оценки от затратного и доходного подходов, суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом судебной оценочной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденного об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.

Лицами, участвующими в деле, доводов о необоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта не приведено.

Каких-либо сомнений в обоснованности заключения экспертов или наличия противоречий в выводах экспертов, неполноты или неясности заключения экспертов, судом не установлено, в связи с чем, оснований для назначения дополнительной либо повторной экспертизы, суд не находит.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе отчет об оценке [номер]-М/52-1 от [дата], выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО3, экспертное заключение [номер], составленное ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», заключение эксперта [номер] от [номер] ООО «Коллегия судебных экспертов», заключение эксперта ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от [дата]ФИО7, суд по указанным выше основаниям отдает предпочтение полученному по результатам проведения заключению эксперта ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от [дата]ФИО7, полагая, что оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость объекта недвижимости:

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1440597 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 48082 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 12175.95 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес];

– земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 4300 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес];

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 16508 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на юридически значимую дату ([дата]), суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении его кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости по состоянию на [дата] подлежат удовлетворению.

Рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 957 997 005 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 33 657 400 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 15 743 503 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 6 123 200 рублей по состоянию на [дата]; рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет в размере 14 147 356 рублей по состоянию на [дата], установленной в заключении эксперта ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» [номер] от [дата]ФИО7

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 01 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Исходя из этого в решении суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ отражается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи ПАО «Завод Красное Сормово» заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, которая соответствует дате обращения административного истца в ГБУ НО «Кадастровая оценка» – [дата].

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ПАО «Завод Красное Сормово» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1440597 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 957 997 005 рублей по состоянию на [дата];

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 48082 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 33 657 400 рублей по состоянию на [дата];

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 12175.95 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 15 743 503 рублей по состоянию на [дата];

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 4300 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 6 123 200 рублей по состоянию на [дата];

- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 16508 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 14 147 356 рублей по состоянию на [дата].

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], кадастровым номером [номер], кадастровым номером [номер], кадастровым номером [номер], кадастровым номером [номер], считать [дата].

В удовлетворении административного искового заявления ПАО «Завод Красное Сормово» о признании решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от [дата][номер] об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным (объект недвижимости с кадастровым номером [номер]); от [дата][номер] об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным (объект недвижимости с кадастровым номером [номер]); от [дата][номер] об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным (объект недвижимости с кадастровым номером [номер]); от [дата][номер] об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным (объект недвижимости с кадастровым номером [номер]); от [дата][номер] об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным (объект недвижимости с кадастровым номером [номер]) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда Е.С. Дудина

Решение в окончательной форме принято 20 сентября 2023 года.

Судья областного суда Е.С. Дудина