№ 3а—562\2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Михеевой С.Н.,
при секретаре Шляхта О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 декабря 2015 года
дело по административному иску ООО «Парус-Инвест» к Комиссии по рассмотрению споров об оспаривании бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, устранении нарушений, обязании принять решение,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Парус-Инвест» обратились в суд с исковыми требованиями к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области и просят признать незаконным бездействие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, выразившееся в том, что Комиссией не было рассмотрено заявление об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости.
Обязать Комиссию устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем рассмотрения заявления ООО «Парус-Инвест» о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного в <адрес>.
Обязать Комиссию принять решение об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости- <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы тем, что ООО «Парус-Инвест» является собственником нежилого здания с кадастровым № № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
02.09.2015 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
Из письма Комиссии от 08.09.2015 года № 07\08428 следует, что заявление ООО «Парус-Инвест» о пересмотре кадастровой стоимости не рассматривалось, в связи с отсутствием положительного экспертного заключения. Считают, что бездействием Комиссии были нарушены права истца как собственника нежилого здания.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается в размере его рыночной стоимости. В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона « Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым № № подтверждается справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 332 692 596,15 рублей.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Таким образом, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на 12.03.2014 г, т.е. на дату по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.
Независящим оценщиком ИП ФИО7. была проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости, по результатам которой было установлено, что рыночная стоимость этого объекта на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, составляет <данные изъяты> рублей, что подтверждается Отчетом № ОН\193-20-07-2015 от 19.08.2015 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоподтверждающего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
-отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
-положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии.
Согласно пункта 20 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 г № 263 « Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 года № 69 « Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В данном случае, отличие рыночной стоимости от кадастровой не превышает 30% ( 289 434 000 руб от 332 692 596,15 руб = 13%).
ООО «Парус-Инвест» является собственником указанного нежилого здания, в силу требований п.1 ст. 402 НК РФ налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Уплата повышенного налога нарушает права административного истца.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменные возражения относительного искового заявления.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФИО8 действующая на основании доверенности № 44-Д от 19.09.2015 года, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании исковые требования не поддержала, предоставила письменные возражения, приобщенные к материалам дела. Суду пояснила, что в соответствии с утвержденным Порядком работы и создания комиссии, прием документов осуществляет секретарь Комиссии, которая действует четко, в соответствии с регламентом. Она обязана принять документы только, если они собраны в полном объеме. При обращении с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости необходимо прилагать в обязательном порядке и экспертное заключение, а решение вопросов о превышении либо не превышении 30% от кадастровой стоимости решает уже комиссия. В данном случае комиссия не собиралась, т.к. не было предоставлено полного пакета документов со стороны ООО «Парус-Инвест».
Выслушав представителя заинтересованного лица, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.
Согласно требований части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действий (бездействия), органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрены обстоятельства, которые необходимо выяснять суду при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи,- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия ( бездействие).
Из материалов дела следует, что ООО «Парус-Инвест» является собственником части отдельно стоящего нежилого здания (Торгово-развлекательный центр «Парус»), назначение нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, л.д. 25-свидетельство о государственной регистрации права.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости на объект недвижимости, кадастровая стоимость, по состоянию на 01.06.2015 года составляет 332 692 596,15 рублей. Датой определения кадастровой стоимости указано 12.03.2014 год, л.д. 24.
Из отчета об определении рыночной стоимости на объект недвижимости № ОН/193-20-07-2015, по состоянию на 12.03.2014 года, рыночная стоимость объекта оценки составила <данные изъяты> рублей, л.д.26-139.
ООО «Парус-Инвест» обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области 07.09.2015 года с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым № №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в № в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей, л.д.152.
08.09.2015 года председателем Комиссии в адрес ООО «Парус-Инвест» направлено сообщение, из которого следует, что документы, предоставленные заявителем для рассмотрения вопроса об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости были возвращены ввиду того, что ООО «Парус-Инвест» не приложено экспертного заключения на отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, л.д.153-154.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.02.2012 года за № П/72 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области и утвержден ее состав согласно приложению к приказу, и внесенными изменениями, л.д.159-160, 161, 162-163.
Согласно требований статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации» от 29.07.1998 года № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( далее также- заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ( далее- заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются
кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных законов стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 года № 263, утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Пунктом 13 названного Порядка предусмотрено что, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения, с приложением следующих документов:
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков ( далее- положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
В соответствии с пунктом 14 названного Порядка, при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Согласно пункту 20 названного Порядка в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание о оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Исходя из анализа указанных законоположений следует, что ООО «Парус-Инвест» воспользовались предоставленным им правом на обращение в комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Кемеровской области.
Для рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости ими был приложен пакет документов в соответствии с требованиями выше названного законодательства. Однако, экспертное заключение не прилагалось, поскольку рыночная стоимость на объект недвижимости не превышала 30% его кадастровой стоимости.
Возвращая документы без рассмотрения, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости указала на то, что заявитель не приложил в полном объеме необходимых для рассмотрения их заявления документов, а именно- экспертного заключения.
Оспаривая бездействие комиссии выразившееся в не рассмотрении в установленном порядке поступившего к ним заявления, ООО «Парус-Инвест» административным истцом указано на то, что комиссия не выполнила требований пункта 20 Приказа от 04.05.2012 года « 263.
Суд находит обоснованными доводы административного истца, поскольку административный ответчик необоснованно не принял к рассмотрению заявление ООО «Парус-Инвест», не учел требований ст.24.18 Федерального закона Российской Федерации « Об оценочной деятельности в РФ» и пункт 20 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 04.05.2012 года, в силу требований которых на комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости возложена обязанность принятия и рассмотрения поступивших заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по отчету об оценке, если она отличается от кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов.
Возражения представителя заинтересованного лица и письменные возражения зам. Руководителя комиссии относительно того, что экспертное заключение подлежит приобщению в качестве документов в любом случае и рассматривается уже на заседании комиссии, а не на стадии принятия документов, являются ошибочными и противоречащими действующему законодательству, отраженному судом выше.
Тридцатипроцентное отклонение рыночной стоимости от кадастровой на объект недвижимости допускается только при рассмотрении поступивших заявлений в комиссию, в связи с чем законодателем определен названный Порядок, предусматривающий рассмотрение заявлений именно комиссией, с учетом указанных требований.
При указанных обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в части признания незаконными бездействия комиссии и обязании их устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, ввиду того, что права истца нарушены бездействием административного ответчика не выполнившего требований о принятии заявления, поступившего 07.09.2015 года к рассмотрению.
В части исковых требований об обязании комиссии принять решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей суд считает необходимым отказать, поскольку указанные требования не могут расцениваться как следствие устранение нарушенных прав истца. В компетенцию суда не входят вопросы, которые отнесены к компетенции конкретного органа или организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Парус-Инвест» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО «Парус-Инвест» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреест Ра по Кемеровской области» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ООО «Парус-Инвест» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда сообщить в суд и ООО «Парус-Инвест» в течение одного месяца с даты вступления его в законную силу.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца с даты его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение суда изготовлено в окончательной форме 8.12.2015 года.