УИД 70OS0000-01-2020-000056-16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2020 года Томский областной суд в составе
судьи Бондаревой Н.А.
при секретаре Маслюковой М.Н.,
с участием прокурора Емельяновой С.А., представителей административного истца ООО «Ореол» ФИО1 и ФИО2, представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-56/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ореол» к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Администрации Томской области о признании недействующим пункта 323 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2017 года № 85-о,
установил:
29 ноября 2017 года Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области издано распоряжение № 85-о, пунктом 1 которого определен перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год (далее – перечень).
Согласно пункту 323 указанного перечня здание с кадастровым номером 70:21:0100045:57 по адресу: <...>, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
ООО «Ореол», являющееся собственником данного здания, обратилось в суд с административным иском об оспаривании распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2017 года № 85-о в части включения в перечень названного объекта недвижимости, обосновывая требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права общества, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Исходя из информации, содержащейся в документах технического учета и кадастровых документах, ни здание, ни земельный участок не являются предназначенными для использования как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания, т.к. не имеют соответствующего разрешенного использования или наименования помещений общей площадью не менее 20% общей площади здания.
Нежилое здание находится в границах земельного участка с разрешенным использованием для размещения производственных зданий, который не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Спорное здание представляет собой административно-бытовой корпус производственного предприятия с мебельно-столярным цехом и гаражом, самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности в нем не ведется, как и отсутствуют объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Представители административного истца ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании и письменных дополнениях заявленные требования поддержали, указали, что здание используется арендаторами обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-строительная компания «Томь» и обществом с ограниченной ответственностью ООО «ТрансЛайн Томск» в производственных целях, а помещение гаража – для хранения и обслуживания служебных автомобилей арендаторов и собственника здания, и никогда не использовалось для оказания услуг платной автостоянки.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО3 в судебном заседании и письменных возражениях считала административный иск не подлежащим удовлетворению. Указала, что процедура определения вида фактического использования, а также включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. При обследовании уполномоченной организацией осуществлен визуальный осмотр и фиксация помещений здания, с указанием в акте на то, что на первом этаже имеется помещение автостоянки площадью 468,5 кв.м, т.е. объект бытового обслуживания, а на третьем этаже – офисные помещения ООО «Ореол» площадью 121,9 кв.м, что составляет 33,14% от общей площади здания. В связи с чем включение здания в перечень по критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Администрация Томской области в письменных возражениях просила в удовлетворении требований административного иска отказать, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не принимала, надлежащим ответчиком по административному делу не является.
Суд на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Томской области, извещенной надлежащим образом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в части, проверив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 указанной нормы предусматривает, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении определённых видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
На территории Томской области налог на имущество организаций введён в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Законом Томской области № 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций» с 1 января 2004 года.
Частью 1 статьи 4-1 приведенного Закона предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров) и помещения в них (пункт 1).
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области от 3 декабря 2014 года № 454а утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утверждённого постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013 года № 68, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделён правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжения об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Из материалов дела следует, что ООО «Ореол» является собственником здания общей площадью 1781,7 кв.м с кадастровым номером 70:21:0100045:232, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 197-200 т. 1).
15 ноября 2017 г. на заседании Комиссии по определению видов фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (создана постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 г.) утверждён сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость (л.д. 163-169 т. 1).
Данный документ был направлен в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, оспариваемым распоряжением Департамента от 29 ноября 2017 года № 85-о на основании сводного перечня комиссии определён перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год (приложение), пунктом 323 которого включено спорное здание (л.д. 170-172 т. 1).
Распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2017 г. № 85-о с приложением было официально опубликовано в полном соответствии со статьёй 30 Закона Томской области от 7 марта 2002 г. № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области», статьёй 6 Закона Томской области от 12 мая 2000 г. № 19-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» 30 ноября 2017 г. на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://дугс.рф. (л.д. 173-174 т. 1).
При изложенных данных оспариваемое административным истцом в части распоряжение принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре его принятия, официально опубликовано для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспаривается.
Поскольку оспариваемым положением нормативного правового акта затрагиваются права и обязанности административного истца в виде наложения на него обязанности оплатить налог на имущество за период 2018 года исходя из кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, ООО «Ореол» вправе оспорить распоряжение в части утверждения пункта 323 перечня.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 названной статьи).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом в целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в перечень, не представлено.
Так, согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в соответствии с пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 3 декабря 2014 года № 454а, проводится уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.
Уполномоченной организацией на территории Томской области является Областное государственное бюджетное специализированное учреждение «Областное имущественное казначейство», к целям деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения относится определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 29 сентября 2016 года № 573 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 4 квартал 2016 года, пунктом 16 приложения к названному приказу спорное недвижимое имущество включено в соответствующий план, период проверки определен с 3 октября 2016 г. по 30 декабря 2016 г. (л.д. 137-138 т. 1).
Пунктом 6 Порядка установлено, что перед осуществлением мероприятия уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества о предстоящем мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).
В материалы дела представлена копия письма ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 3 октября 2016 г. № 1017 об уведомлении директора ООО «Ореол» о проведении соответствующих мероприятий (л.д. 141 т. 1), а также журнал регистрации отправляемых документов, согласно которому 3 октября 2016 г. адресату ООО «Ореол» направлено уведомление о проведении обследования (л.д. 142-143 т. 1).
Комиссия по проведению мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества для целей налогообложения создана приказом ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 12 декабря 2016 года № 700 (л.д. 139-140 т. 1).
В соответствии с пунктом 7 Порядка мероприятие осуществляется путем визуального осмотра объекта недвижимого имущества, включенного в план мероприятий, представителями уполномоченной организации с соблюдением требований действующего законодательства. Фактическое использование объекта недвижимого имущества фиксируется материалами фотосъемки объекта недвижимого имущества, информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте.
По результатам проведенного мероприятия представителями уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения по форме, утверждаемой Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области. Неотъемлемой частью акта являются материалы фотосъемки объекта недвижимого имущества (пункт 10 Порядка).
Судом установлено, что основанием для включения в перечень на 2018 год здания, принадлежащего административному истцу, послужило его фактическое использование, установленное и зафиксированное в акте № 01-28/2016-427/01 от 20 декабря 2016 года, поскольку более 20% его общей площади используется для размещения объекта бытового обслуживания и офисов.
Из названного акта, составленного представителями ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» следует, что по результатам проведенного 13 декабря 2016 года обследования здания, по адресу: <...>, установлено, что 33,14 % площади спорного здания, а именно 590,4 кв.м, составляет торговая или офисная площадь: в помещениях первого этажа площадью 468,5 кв.м находится автостоянка (объект бытового обслуживания), на третьем этаже - офисные помещения ООО «Ореол» общей площадью 121,9 кв.м.
Кроме того, в акте отмечено, что 556,2 кв.м первого этажа - это производственные, подсобные, технические и складские помещения; 383,4 кв.м первого этажа - помещения гаражного бокса; помещения второго этажа общей площадью 168,3 кв.м и помещения третьего этажа площадью 27,6 кв.м не используются; земельный участок, на котором расположен обследованный объект недвижимости, имеет разрешенное использование «для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружений». Также указано, что обследование помещений первого этажа площадью 55,8 кв.м проведено путем визуального осмотра по причине отсутствия доступа в них, поскольку на момент осмотра они были закрыты.
Однако указаний на критерии, на основании которых определенные помещения отнесены к объекту бытового обслуживания (автостоянке) и к офисным помещениям, акт не срдержит. Приложенные к акту обследования фотографии внешнего вида здания и помещений в нем не свидетельствуют об их использовании под размещение офисов и объекта бытового обслуживания. Вывески с наименованием организаций, режима работы или иные обозначения, свидетельствующие о размещении в здании каких-либо организаций, оказывающих услуги по стоянке транспортных средств, осуществляющих офисную деятельность, не зафиксированы.
В то же время административным истцом представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на основании договора аренды от 1 сентября 2012 г. № 02-05-2019 помещение общей площадью 468,5 кв.м передано ООО «Ореол» во временное пользование обществу с ограниченной ответственностью «ТрансЛайн Томск» для размещения и обслуживания служебного транспорта арендатора. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности данной организации является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.
Кроме того, на основании договора от 1 апреля 2017 г. № 3 помещения площадью 1297,2 кв.м в спорном здании переданы во временное владение и пользование обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-строительная компания «Томь» для использования в производственной деятельности в качестве производственного цеха деревообработки, складских помещений и в иных сопутствующих целях.
Таким образом, из представленных административным истцом документов следует, что помещения в спорном здании площадью 1762,7 кв.м (из общей площади 1781,7 кв.м) использовались коммерческими организациями для целей осуществления производственной деятельности, а также размещения и обслуживания служебного транспорта.
Приказом Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст принят «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)», которым деятельность (эксплуатация) автомобильных стоянок или гаражей, стоянок для велосипедов, стоянок для автофургонов в зимнее время и услуги стоянок, парковок, площадок отдыха на автомобильных дорогах, иных сооружений, предназначенных для остановки автотранспортных средств имеет код 52.21.24, включена в группу экономической деятельности 52.21 - деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом, относится к разделу Н «Транспортировка и хранение».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Услуги, имеющие код 52.21.24, вопреки утверждению административного ответчика, распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р к бытовым услугам не отнесены.
Каких-либо доказательств, что помещения первого этажа площадью 468,5 кв.м здания по ул. Бирюкова, д. 9 в г. Томске предназначены для удовлетворения бытовых или личных потребностей граждан, административным ответчиком не представлено.
Не представлено Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области и доказательств того, что помещения
третьего этажа площадью 121,9 кв.м использовались как на момент проверки в 4 квартале 2016 года, так и на начало налогового периода 1 января 2018 года в качестве офисных ООО «Ореол». Наличие на этаже кабинетов само по себе не означает, что такие помещения являются офисными, то есть имеют самостоятельное офисное назначение.
Поскольку большая часть здания предоставлена в аренду организации для использования в производственной деятельности в качестве производственного цеха деревообработки, складских помещений и в иных сопутствующих целях, помещения, занятые службами, вовлеченными в
производственный цикл, не являются торговыми или офисными по смыслу,
придаваемому этому значению статьей 378.2 Налогового кодекса Российской
Федерации, составляют инфраструктуру предприятия, входят в состав объектов единого производственного комплекса и направлены на обеспечение производственной деятельности организации.
Кроме того, в техническом паспорте спорного объекта, составленного по состоянию на 21 апреля 2006 года, объект недвижимости имеет наименование «нежилое строение» (комплекс строений), состоит из административно-бытового корпуса (208,6 кв.м), мебельно-столярного цеха (962,2 кв.м), гаража (448,3 кв.м), тамбура (16,2 кв.м). Экспликация нежилых помещений технического паспорта содержит следующие наименования помещений: «лестничная клетка», «коридор», «вестибюль», «гардероб», «мастерская», «бытовое помещение», «основное», «подсобное помещение», «санузел», «тамбур», «цех», «окрасочная», «электрощитовая», «склад», «слесарная мастерская», «гараж», «теплый гараж», «аккумуляторная», «кухня-столовая», «кабинет» и «приемная» (л.д. 48-57 т. 1). Размещение в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено.
При этом здание, исходя только лишь из документов технического учета, не может быть однозначно отнесено к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.
Таким образом, содержание документов технического учета не свидетельствует о наличии в спорном здании помещений, площадью более 20 процентов от общей площади здания, используемых в установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.
Отсутствуют основания и для включения спорного объекта в перечень для целей налогообложения по виду разрешенного использования земельного участка, на котором располагается здание.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости расположен на принадлежащем на праве собственности ООО «Ореол» земельном участке площадью 12 431 кв.м по адресу: <...>, с кадастровым номером 70:21:0100045:57, который отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружений (л.д. 175-196 т. 1), что не может свидетельствовать о возможности размещения офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, так и объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), здание административного истца не могло быть включено в перечень ни по одному из критериев, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенное указывает на то, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования перечня не позволяли определить спорное здание в качестве объекта делового, административного или коммерческого назначения, а также объекта торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем оснований для включения его в перечень не имелось.
С учетом приведенных данных требования истца подлежат удовлетворению, а пункт 323 перечня, определённого оспариваемым распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области - признанию недействующим, как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспоренное распоряжение вступило в противоречие с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, со дня принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт перечня подлежит признанию недействующим со дня принятия распоряжения.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет - портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
Довод Администрации Города Томска о том, что данный исполнительный орган государственной власти Томской области является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу, заслуживает внимания.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Оспариваемое в части распоряжение от 29 ноября 2017 года № 85-о принято Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области. Соответственно, надлежащим административным ответчиком по настоящему делу является именно Департамент по управлению государственной собственностью Томской области.
Соответственно, в удовлетворении административного искового заявления к Администрации Томской области должно быть отказано, как заявленного к ненадлежащему административному ответчику.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ореол» к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 323 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2017 года № 85-о.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Ореол» к Администрации Томской области отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение принято 7 августа 2020 года.