ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-56/2022 от 14.03.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

УИД 27OS0000-01-2022-000009-03

Дело № 3а-56/2022

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 марта 2022 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре С.Е.Джиба,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рент-ДВ» к Правительству Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, о восстановлении срока,

у с т а н о в и л:

В административном исковом заявлении (с учетом внесенных уточнений) ООО «Рент-ДВ» оспаривает утвержденную по состоянию на 04.08.2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, и просит установить её в размере рыночной стоимости равном 5 363 772 рубля. Административный истец ссылается на то, что является арендатором земельного участка, обязан платить арендную плату, размер которой определяется из размера кадастровой стоимости, что влияет на размер арендных платежей. Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 5 363 772 рубля. Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» кадастровая стоимость земельного участка, установленная в размере его рыночной стоимости, применяется с даты, по состоянию на которую она определена. Поэтому ООО «Рент-ДВ» считает, что срок для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, которая стала архивной, может быть восстановлен.

Определением судьи краевого суда от 13.01.2022 года административное исковое заявление оставлено без движения, недостатки которого устранены 18.01.2022 года.

Определением судьи от 01.02.2022 года к участию в деле привлечены административный соответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо администрация г.Хабаровска.

Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края, - Пасечник А.А., в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Обосновывая свою позицию, административный ответчик сослался на то, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость применялась для определения размера аренды до 01.01.2019 года, поэтому неактуальная для административного истца на день обращения с заявлением в суд. Установленный законом срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости ООО «Рент-ДВ» пропущен и оснований для его восстановления не имеется. Также считает, что Правительство Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком, так как оспариваемую кадастровую стоимость земельного участка не устанавливало.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Хабаровска, - Китляев Р.А., просил отказать в удовлетворении административного иска. С 01.01.2019 года оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость не применяется при определении размера арендной платы. Считает, что ООО «Рент-ДВ» не представлено доказательств уважительной причины пропуска срока, установленного для оспаривания утверждённой по состоянию на 04.08.2014 года кадастровой стоимости. Полагает, что отчет об оценки не соответствует пункту 25 ФСО №7, пунктам 11, 13 ФСО № 3. В отчете не приведено обоснование определения размера премии за риск и срока экспозиции, что вводит в заблуждение пользователя отчета.

В суд не явились представители ООО «Рент-ДВ», Управления Росреестра по Хабаровскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания. Так как явка этих лиц не признана обязательной, не препятствует рассмотрению и разрешению по существу административного дела, суд, руководствуясь положениями частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, признав причину неявки неуважительной, провел судебное заседание в их отсутствие.

В письменных возражениях представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не согласился с требованиями административного истца к учреждению, просил в их удовлетворении отказать. Расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 04.08.2014 года был произведен учреждением как произведение площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в составе земель населенных пунктов г. Хабаровска. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка не влияла на размер арендной платы, обязательства по уплате которой нес административный истец, соответственно результаты кадастровой оценки не затрагивают права административного истца.

Заслушав объяснения лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав предоставленные сторонами письменные доказательства, суд установил, что 04.08.2014 года на кадастровый учет поставлен объект недвижимости – земельный участок, кадастровый номер , площадь 10 000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объекта складского назначения, адрес (местоположение): Хабаровский край, городской округ «Город Хабаровск», г. Хабаровск, ул. Зеленая, уч. 24. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателе отсутствуют, зарегистрировано 26.06.2015 года (номер регистрации ) право аренды ООО «Рент-ДВ» на основании договора аренды № 11903 от 05.12.2014 года. Земельный участок находится во владении и пользовании арендатора по настоящее время.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (части 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ).

Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

По условиям договора аренды № 11903 от 05.12.2014 года, договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 25.02.2015 года, соглашения об изменении условий договора аренды от 29.06.2015 года, арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером рассчитывается с 17.04.2015 года в порядке, установленном постановлением Правительства Хабаровского края от 25.06.2007 года № 120-пр по формуле: удельный показатель кадастровой стоимости х коэффициент вида разрешенного использования х площадь земельного участка.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.06.2007 года № 120-пр был утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые для целей, связанных со строительством, на территории городского округа «Город Хабаровск». Постановление утратило силу 17.04.2015 года вследствие принятия постановления Правительства Хабаровского края от 31.03.2015 года № 57-пр.

Лица, участвующие в деле, и в письменной форме администрация города Хабаровска, подтвердили, что с 01.01.2015 года для определения размера арендной платы по договору аренды № 11903 от 05.12.2014 года применялись положения постановлений Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года № 411-пр.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года № 411-пр утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края (действовало до 01.01.2020 года). В Положении указано, что размер арендной платы определяется путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент по виду разрешенного использования и зонированию территорий, с применением соответствующего коэффициента повышения/понижения размера арендной платы. Значение кадастровой стоимости земельного участка определяется на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 2.1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения (части 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 года № 205-пр утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2012 года. Государственная кадастровая оценка проводилась в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Вновь образованный земельный участок, которому присвоен кадастровый , был поставлен на государственный кадастровый учет 04.08.2014 года. Поэтому, его кадастровая стоимость, в соответствии с установленным статьей 29.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» порядком, была определена актом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по состоянию на 04.08.2014 года в размере 28 365 300 рублей. Кадастровая стоимость определялась исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале в городе Хабаровске. В Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости внесены 28.01.2015 года, начало применения кадастровой стоимости - с 01.01.2015 года.

Результаты определения кадастровой стоимости, по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц (статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Являясь арендатором земельного участка и плательщиком арендной платы, размер которой определялся с учетом значения кадастровой стоимости предмета аренды, ООО «Рент-ДВ» имеет самостоятельный правовой интерес в изменении размера арендной платы, поэтому вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта (часть 1 статьи 24.12, статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).

В части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Исходя из положений части 2 статьи 1, частей 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в Постановление от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.

Определенная по состоянию на 04.08.2014 года актом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» кадастровая стоимость земельного участка и кадастровым номером применялась, в том числе для определения размера арендной платы, с 01.01.2015 года по 01.01.2019 года.

Положение о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края (действовало до 01.01.2020 года), утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года № 411-пр, предусматривает, что пересмотр арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя осуществляется при изменении кадастровой стоимости земельного участка (пункт 1.8).

Приказом Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21.09.2018 года № 42 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2016 года. Приказ официально опубликован 24.09.2018 года. В Единый государственный реестр недвижимости в декабре 2018 года внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, которая применяется с 01.01.2019 года.

Следовательно, утвержденная по состоянию на 04.08.2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером применялась при определении размера арендной платы в период с 01.01.2015 года по 01.01.2019 года.

С заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости ООО «Рент-ДВ» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 06.12.2021 года. Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю письмом от 06.12.2021 года № 09-исх/21/13601 уведомило заявителя об оставлении заявления без рассмотрения по причине нарушения установленного законом пятилетнего срока оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости. В суд с данным административным иском общество обратилось 29.12.2021 года. Следовательно, утвержденная по состоянию на 04.08.2014 года кадастровая стоимость земельного участка стала архивной на день обращения административного истца с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.

Положениями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 года № 269-ФЗ, действующей с 11.08.2020 года) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости.

Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края, предоставленных без проведения торгов (утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года № 411-пр (действовало до 01.01.2020 года) и постановлением Правительства Хабаровского края РФ от 19.12.2019 года № 565-пр (действует с 01.01.2020 года), предусматривает, что если изменение кадастровой стоимости произошло по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (определение кадастровой стоимости в размере рыночной), размер арендной платы подлежит перерасчету, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Утвержденная по состоянию на 04.08.2014 года кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый , применялась при определении размера арендной платы в период с 2015 по 2018 годы. В случае принятия судебного решения об определении этой кадастровой стоимости в размере рыночной, ООО «Рент-ДВ» вправе обратиться к арендодателю с заявлением о перерасчете размера арендной платы за пользование земельным участком, уплаченного за эти периоды. Срок обращения с таким заявлением законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации – Хабаровским краем, не установлены. Поэтому суд считает, что установленный законом срок для оспаривания утвержденной по состоянию на 04.08.2014 года кадастровой стоимости земельного участка подлежит восстановлению. Заявление административного истца о восстановлении срока для оспаривания архивной кадастровой стоимости подлежит удовлетворению, как основанное на положениях федерального законодательства.

По мнению суда не заслуживает внимания позиция Правительства Хабаровского края и администрации города Хабаровска, что у административного истца отсутствует право оспаривать утвержденную по состоянию на 04.08.2014 года кадастровую стоимость земельного участка, поскольку с 01.01.2019 года она не применяется для расчета арендной платы. Суд считает, такая позиция является следствием неверного толкования норм материального права.

Суд не может согласиться и с доводами представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость не является для него актуальной, так как при определении размера арендной платы применялся удельный показатель кадастровой стоимости, а не сама кадастровая стоимость.

Статьей 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации.

Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222 (действовали до 01.03.2019 года), предусматривают, что в случае образования нового земельного участка в границах существующего населенного пункта, или изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади ранее учтенного земельного участка, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункт 2.1.3).

Таким образом, значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала города Хабаровска, применялось для определения кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов, в кадастровом квартале, в котором находится арендуемый административным истцом земельный участок.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (части 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта недвижимости, независимо от вида определяемой стоимости, является отчет об оценке объекта, который представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральными стандартами оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299).

Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», определяющего правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Рыночная стоимость земельного участка, кадастровый , определена по состоянию на 04.08.2014 года оценщиком ООО «Бизнес аудит оценка» Селивановым К.А. (имеет высшее профессиональное образование по специальности «Антикризисное управление», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»; с 13.12.2007 года является членом саморегулируемой организация оценщиков Ассоциация «Русское общество оценщиков» (регистрационный № 001911), профессиональная деятельность оценщика и ООО «Бизнес аудит оценка» застрахованы), о чем 29.10.2021 года составлен отчет об оценке № 626/2021.

Изучив содержание отчета об оценке, суд считает, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ФСО № 3. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определялась по состоянию на 04.08.2014 года, что соответствует требованиям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, поскольку на эту же дату определена оспариваемая кадастровая стоимость этого объекта.

Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты (подпункт «и» пункта 8 ФСО № 3).

В отчете об оценке № 626/2021 от 29.10.2021 года указано, что для определения рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал доходный подход, в рамках которого применил метод прямой капитализации доходов (земельной ренты), так как в открытом доступе имеется достаточное количество информации, позволяющей прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с ним расходы. Отказ от использования затратного и сравнительного подходов, и иных методов в рамках доходного подхода в отчете подробно обоснован (страницы 40-43 отчета).

Доходный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода (пункты 15, 16, 17 ФСО №1). Метод прямой капитализации применяется для оценки объектов недвижимости, не требующих значительных капитальных вложений в их ремонт или реконструкцию, фактическое использование которых соответствует их наиболее эффективному использованию. Определение стоимости объектов недвижимости с использованием данного метода выполняется путем деления соответствующего рынку годового дохода от объекта на общую ставку капитализации, которая при этом определяется на основе анализа рыночных данных о соотношениях доходов и цен объектов недвижимости, аналогичных оцениваемому объекту (подпункт «в» пункта 23 ФСО 7).

Оценщик проанализировал рынок земельных участков, предназначенных под производственно-складскую застройку за период с 04.08.2013 года по 04.08.2014 года, и степень эффективности использования земельного участка, - предмета оценки. Им выявлено 5 случаев проведения торгов за право на заключение договоров аренды земельных участков, предназначенных под производственно-складскую застройку. Эти земельные участки были выбраны оценщиком в качестве аналогов при определении величины годового размера арендной платы за объект оценки в рамках доходного подхода.

Определяя величину годовой земельной ренты оценщик сопоставил объекты-аналоги по основным критериям: тип объекта (в качестве аналогов не рассматривались земельные участки, на которых на дату оценки имелись какие-либо постройки или объекты капитального строительства); условия продажи – в аренду на торгах в период с 04.08.2013 года по 04.08.2014 года; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования (с учетом градостроительной зоны расположения объекта оценки) – только земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и расположенные не в общественно-деловых и жилых зонах г. Хабаровска. По этим критериям оценщик корректировки стоимости аренды не вносил, поскольку объекты-аналоги схожи между собой и с объектом оценки.

Корректировка годового размера арендной платы объектов-аналогов оценщиком произведена по таким критериям, как: «дата оценки/торгов», «местоположение» (оценочная зона), «площадь», «расположение относительно автомагистралей».

На основании полученных результатов проведен анализ изменения цены 1 кв.м. продажи и скорректирована стоимость продажи в процентах. Предельная погрешность по набору скорректированных цен объектов-аналогов была определена распределением Стьюдента. По результатам оценки полученных результатов, к дальнейшему согласованию оценщиком приняты объекты-аналоги №№ 1-4 с диапазоном величины арендной платы от 108 руб./кв.м. до 214 руб./кв.м. в год, а объект-аналог № 5 исключен из дальнейшего расчета.

Осуществив «взвешивание» полученных результатов, присвоив каждому объекту-аналогу весовой коэффициент в зависимости от степени сходства с объектом оценки, умножив скорректированную величину арендной платы каждого объекта-аналога на его удельный вес, и, разделив полученное значение на суммарное значение удельных весов аналогов, оценщик рассчитал рыночную величину годового размера арендной платы за оцениваемый земельный участок, - 1 330 000 рублей.

Для расчета величины ренты оценщик доход от сдачи земельного участка в аренду уменьшил на размер земельного налога, размер которого был определен из размера кадастровой стоимости объекта оценки, утвержденной состоянию на 04.08.2014 года, что в денежном выражении составило 989 616 рублей.

Коэффициент капитализации определялся оценщиком методом кумулятивного построения, и по его расчетам составил 0,1845.

После проверки и согласования полученных результатов итоговая рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 04.08.2014 года определена оценщиком в размере 5 363 772 рубля.

Содержание отчета об оценке № 626/2021 от 29.10.2021 года позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Документ содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Отчет об оценке выполнен в соответствии с заданием на оценку. Содержание отчета изложено четко и ясно, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение.

Суд не может согласиться с мнением заинтересованного лица, что отчет об оценке не соответствует положениям пункта 25 ФСО № 7, пунктам 5, 11, 13 ФСО № 3. В отчете не приведено обоснование определения размера премии за риск и срока экспозиции, что вводит в заблуждение пользователя отчета.

Пункт 25 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611, определяет, что оценщик вправе использовать иную методологию расчетов и самостоятельно определять метод (методы) оценки недвижимости в рамках каждого из выбранных подходов, основываясь на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. При этом в отчете об оценке необходимо привести описание выбранного оценщиком метода (методов), позволяющее пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту недвижимости, принципам оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.

В пунктах 11, 13 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299, что в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов. В случае, если в качестве информации, существенной для величины определяемой стоимости объекта оценки, используется значение, определяемое экспертным мнением, в отчете об оценке должен быть проведен анализ данного значения на соответствие рыночным данным (при наличии рыночной информации).

Описывая в отчете порядок определения размера «премии за риск вложения в конкретную недвижимость» и «премии за низкую ликвидность» (страницы 51, 52 отчета), оценщик указал, что он использовал открытые источники информации, находящиеся в свободном доступе, - Методические рекомендации «Оценка недвижимости активов для целей залога» (рекомендованы к применению решением Комитета АРБ по оценочной деятельности, протокол от 25.11.2011 года). В отчете об оценке приведено описание выбранного оценщиком метода расчета этих показателей, что позволяет пользователю отчета понять логику процесса определения стоимости.

Довод заинтересованного лица, что оценщик необоснованно уменьшил величину годового размера арендной платы на сумму земельного налога (страница 50 отчета об оценке), по мнению суда, не заслуживает внимания, так как противоречит положениям федерального законодательства.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508).

Собственники земельных участков обязаны платить земельный налог (статья 337, 338 Налогового кодекса РФ).

Доходный подход – это совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки (пункт 15 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).

Методом прямой капитализации оценка объекта осуществляется с учетом общей ставки капитализации. Структура (учет налогов, возврата капитала, темпов изменения доходов и стоимости актива) используемых ставок капитализации должна соответствовать структуре дисконтируемого (капитализируемого) дохода (подпункты «д», «е» пункта 25 ФСО № 7).

Исходя из приведенных положений, ставка капитализации должна учитывать размер земельного налога, который собственник земельного участка обязан оплачивать ежегодно.

Доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могли бы существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки, в ходе рассмотрения дела не установлено. Учитывая это, суд пришел к выводу, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает, что заявленные административным истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 20.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости, изменяемая вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости. Поэтому, установленная принятым после 01.01.2019 года решением суда кадастровая стоимость земельного участка применяется для установленных законодательством целей со дня начала применения кадастровой стоимости – 01.01.2015 года, и до 01.01.2019 года (даты начала действия кадастровой стоимости, утвержденной по результатом новой государственной кадастровой оценки).

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Рент-ДВ» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, о восстановлении срока, удовлетворить.

Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Рент-ДВ» срок для оспаривания архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Установить утвержденную по состоянию на 04.08.2014 года кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый , площадь 10 000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объекта складского назначения, адрес<адрес>, в размере рыночной стоимости 5 363 772 рублей.

Установленная решением суда кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2015 года и до 01.01.2019 года.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 06 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья краевого суда