Дело № 3а-578/2021
УИД 76RS0022-01-2021-000400-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 25 ноября 2021 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.
с участием прокурора Лазаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 о признании недействующим в части Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 года N 226, Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201,
установил:
Решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 года N 226 утвержден Генеральный план города Ярославля (далее также решение № 226, Генеральный план). Решение № 226 опубликовано в изданиях "Городские новости", N 20, 26.04.2006 (решение, приложение (п.п. 1.1 - 5.4 раздела I)),"Городские новости", N 21, 29.04.2006 (приложение (п.п. 5.5 раздела I)),"Городские новости", N 22, 03.05.2006 (приложение (п.п. 5.6 - 6 раздела I, раздел II)).
Решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 года N 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля (далее также Решение № 201, Правила землепользования и застройки, Правила). Решение № 201 опубликовано в издании "Городские новости", N 76, 03.10.2009 года.
ФИО4 – собственник расположенных в городе Ярославль земельных участков с кадастровыми номерами № и № обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана города Ярославля в части отнесения принадлежащих ей на праве собственности земельных участков к функциональной зоне транспортной инфраструктуры, а также о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Ярославля в части отнесения указанных земельных участков к территориальной зоне ИТ.1 (зона инженерно – транспортной инфраструктуры).
В обоснование требования административного иска административный истец указала, что в нарушение статей 30, 31, 34, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональная и территориальная зоны установлены в отношении земельных участков административного истца произвольно, обоснование необходимости строительства автодороги в указанном месте, ее размера и протяженности отсутствует. В городе Ярославле отсутствуют нормативные акты, которые конкретизировали бы данные решения органа местного самоуправления – инвестиционные программы, соответствующие действующему законодательству программы комплексного развития; отсутствует проект детальной планировки территории, включающей земельные участки административного истца, отсутствует решение о резервировании земель.
Оспариваемые нормативные акты не содержат описания такого объекта местного значения, как автодорога «улица Яковлевская», указание на данный объект содержится только в графической части данных нормативных актов.
Отсутствует топографическая основа Генерального плана, позволяющая достоверно установить границы функциональной зоны транспортной инфраструктуры.
Границы территориальной зоны ИТ.1 (зоны инженерно – транспортной инфраструктуры) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, определены в Правилах произвольно.
Ссылка административных ответчиков на Проект детальной планировки жилого района «Красный бор» 1972 года, в котором была спроектирована улица «Яковлевская» в том размере и протяженности, как это имеет место в оспариваемых актах, не является достаточным обоснованием сохранения ее в Генеральном плане и Правилах, поскольку указанный проект не актуализирован применительно к современным условиям, а кроме того также не содержит в себе обоснования для размещения данной автодороги и ее параметров.
Административным истцом приведены доводы о том, что оспариваемое территориальное планирование и градостроительное зонирование в отношении принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, препятствует ей в реализации права на реконструкцию размещенного на данном земельном участке жилого дома.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО5 административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика Муниципалитета города Ярославля на основании доверенности ФИО6, представитель административного ответчика Департамента градостроительства мэрии города Ярославля на основании доверенности ФИО7 административный иск не признали, привели доводы о том, что нормативные акты в оспариваемой части приняты в пределах компетенции органов местного самоуправления с соблюдением процедуры принятия данных нормативных актов, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации.Определение функциональной и территориальной зон в отношении территории, включающей земельные участки административного истца, не было произвольным, обусловлено планированием размещения в указанной части автодороги районного значения – улицы Яковлевская, связывающей Заволжский и Фрунзенский районы города Ярославля через планируемый к возведению автомобильный мост через реку Волга. Такое территориальное планирование имеет место с 1972 года. Реализация строительства автодороги запланирована нормативными актами органов местного самоуправления города Ярославля на 2022 год.
Заинтересованные лица мэрия города Ярославля, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, территориальная администрация Заволжского района мэрии города Ярославля в судебное заседание своих представителей не направили, правовой позиции по административному иску в письменном виде не представили суду.
Судом в качестве свидетеля допрошена кадастровый инженер ФИО2, которая привела доводы о том, что границы функциональной и территориальной зон в оспариваемых нормативных актах установлены произвольно, в отсутствие нормативных актов, которые явились бы обоснованием для такого территориального планирования и градостроительного зонирования.
Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска ФИО4
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения административного иска и признания недействующими в оспариваемой части Генерального плана города Ярославля и Правил землепользования и застройки города Ярославля не находит.
Генеральный план города Ярославля утвержден решением муниципалитета города Ярославля от 6 апреля 2006 года № 226. Схема функционального зонирования территории в составе Генерального плана города Ярославля в оспариваемой редакции утверждена решением муниципалитета города Ярославля от 17 декабря 2009 года № 247.
Правила землепользования и застройки города Ярославля утверждены решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года № 201.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Судом установлено, что 6 апреля 2006 года представительным органом местного самоуправления города Ярославля – муниципалитетом города Ярославля утвержден Генеральный план города Ярославля.
До его утверждения с 14 по 18 марта 2006 года состоялись публичные слушания по проекту Генерального плана города Ярославля.
Текст документа опубликован в изданиях "Городские новости", N 20, 26.04.2006 (решение, приложение (п.п. 1.1 - 5.4 раздела I)), "Городские новости", N 21, 29.04.2006 (приложение (п.п. 5.5 раздела I)), "Городские новости", N 22, 03.05.2006 (приложение (п.п. 5.6 - 6 раздела I, раздел II)).
27 июля 2009 года мэром города Ярославля принято постановление о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Ярославля.
2 сентября 2009 года принято и опубликовано решение о проведении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля «О внесении изменений в генеральный план города Ярославля».
Проект решения размещен в издании Городские новости № 68 (1181) 5 сентября 2009 года.
6 октября 2009 года публичные слушания состоялись. 20 октября 2009 года составлено заключение о результатах публичных слушаний.
9 декабря 2009 года решение о внесении изменений в Генеральный план города Ярославля принято муниципалитетом города Ярославля и 17 декабря 2009 года в соответствии со статьей 73 Устава города Ярославля подписано мэром города Ярославля.
26 декабря 2009 решение муниципалитета города Ярославля опубликовано в издании "Городские новости", N 101.
Указанными изменениями, помимо прочего, Приложение 3 "Схема функционального зонирования территории" изложена в новой редакции.
Вместе с тем, в оспариваемой части Генерального плана фактически изменений не внесено.
Таким образом, установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура принятия Генерального плана города и внесения в него изменений соблюдена. Решение принято уполномоченным органом. Официальное опубликование Генерального плана в его первоначальной редакции и внесенных в Генеральный план изменений, которые оспариваются в настоящем административном деле, состоялось.
В соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что 27 января 2006 года мэром города Ярославля принято постановление «О подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля», создана комиссия по подготовке проекта.
27 мая 2009 года мэром города Ярославля назначены публичные слушания по проекту. В издании Городские новости от 30 мая 2009 года № 40 (1153) опубликован проект решения муниципалитета об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля.
В июле 2009 года состоялись публичные слушания по проекту.
9 сентября 2009 года Правила землепользования и застройки города Ярославля утверждены решением муниципалитета города Ярославля, 17 сентября 2009 года в соответствии со статьей 73 Устава города Ярославля подписаны мэром города Ярославля.
Решение опубликовано в издании Городские новости", N 76, 03 октября 2009.
Вступило в действие с 1 января 2010 года.
Таким образом, судом установлено, что Правила землепользования и застройки города Ярославля приняты уполномоченным органом, порядок принятия нормативного акта соблюден, официальное его опубликование состоялось.
Соблюдение процедуры принятия оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Ярославля подтверждены вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 2 марта 2018 года (по административному исковому заявлению ФИО3), от 1 февраля 2017 года (по административному исковому заявлению ООО «ГИЛСИ»).
Суд принимает во внимание, что с момента принятия оспариваемых нормативных актов органом местного самоуправления они неоднократно изменялись.
Однако, учитывая, что правовое регулирование в отношении территории, занятой земельными участками с кадастровыми номерами № и №, с момента принятия оспариваемых актов не менялось, суд не находит оснований для проверки соблюдения процедуры внесения изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки города Ярославля.
Проверяя оспариваемые нормативные акты на соответствие их нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, по существу содержащихся в них нормативных положений, суд приходит к следующему:
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:1) положение о территориальном планировании;2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Анализ положений Генерального плана города Ярославля указывает на то, что требования градостроительного законодательства к его содержанию соблюдены.
Судом установлено, что Генеральный план содержит Положение о территориальном планировании города Ярославля, в том числе сведения о планируемых для размещения на территории города Ярославля автомобильных дорогах местного значения, сведения об основных мероприятиях по развитию транспортной инфраструктуры города.
Генеральный план содержит карту автомобильных дорог местного значения, а также карту функциональных зон.
Из материалов дела следует, что принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами № и № согласно Генеральному плану расположены в границах планируемого объекта местного значения – планируемой магистральной улицы районного значения – улицы Яковлевская, а также в границах функциональной зоны инженерно – транспортной инфраструктуры.
Судом установлено, что такое территориальное планирование не является произвольным, оно основано на Генеральном плане города Ярославля, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 11 февраля 1971 года, согласно которому спорная территория предусматривалась в качестве дороги общегородского значения, а также на Проекте детальной планировки юго – восточной части Заволжского района, разработанного в 1972 году.
Параметры планируемой улицы приняты в Генеральном плане с учетом указанного Проекта.
При этом, территориальное планирование в части строительства улицы Яковлевская отображено не только в графической части Генерального плана. Положение о территориальном планировании в составе Генерального плана содержит сведения о планируемом размещении 29 объектов в области автомобильных дорог местного значения в функциональной зоне транспортной инфраструктуры (раздел 3 таблицы 3 Положения).
Административными ответчиками приводились доводы о том, планируемая улица местного значения – улица Яковлевская в перспективе свяжет Заволжский и Фрунзенский районы города Ярославля через планируемый к возведению мост через реку Волга.
В подтверждение данных доводов административными ответчиками представлен проект реконструкции Московского проспекта со строительством транспортных развязок и мостового перехода через реку Волга в составе обхода центральной части города Ярославля.
Такое территориальное планирование подтверждается также и содержанием Генерального плана города, который в Положении о территориальном планировании (раздел 5.5.6) содержит нормы о перспективе строительства третьего моста через русло реки Волги, который соединит улицы Слепнева и Лескова с проспектом Машиностроителей и создаст полноценную магистральную улицу непрерывного движения в виде полукольцевой трассы, соединившей проспект Авиаторов с проспектом Фрунзе, с Московским проспектом с выходом на г. Углич по Магистральной улице.
Положения Генерального плана в оспариваемой части получили развитие в постановлении мэрии города Ярославля от 2 октября 2008 года № 2689 (в редакции данного акта от 22 декабря 2011 года), которым улица Яковлевская включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, а также принятой в соответствии с частью 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры города Ярославля на 2018 - 2026 годы, утвержденной решением Муниципалитета города Ярославля от 13 февраля 2018 года № 67, которой предусмотрено строительство улицы Яковлевская (от проспекта Авиаторов до улицы Папанина) в 2022 году, а также строительство моста «Южный» в 2026 году.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое в данном административном деле территориальное планирование в части территории, занятой земельными участками с кадастровыми номерами № и №, осуществлено органами местного самоуправления города Ярославля в соответствии с их компетенцией, с соблюдением порядка принятия данного нормативного акта, содержание Генерального плана по своей структуре требованиям градостроительного законодательства соответствует, не является произвольным, основано на долгосрочном планировании использования данной территории в целях обеспечения публичных интересов в развитии транспортной инфраструктуры города и получило развитие в нормативных актах города, принимаемых на основании Генерального плана.
В связи с этим, суд оснований для признания Генерального плана города Ярославля в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и 76:23:020807:55 к функциональной зоне транспортной инфраструктуры недействующим не находит.
Проверяя содержание Правил землепользования и застройки города Ярославля в оспариваемой в настоящем административном деле части по существу осуществляемого ими правового регулирования, суд приходит к следующему:
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Судом проверено соответствие Правил в оспариваемой части приведенным положениям градостроительного законодательства.
Судом установлено, что Правила содержат все разделы, которые подлежат установлению в них в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской федерации - порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно оспариваемой части Правил земельные участки с кадастровыми номерами № и № отнесены к территориальной зоне ИТ.1 (зона инженерно – транспортной инфраструктуры).
Такое градостроительное зонирование в полной мере отвечает положениям Генерального плана, которым, как было указано выше, данная территория отнесена к функциональной зоне транспортной инфраструктуры.
Определенное в Правилах оспариваемое градостроительное зонирование соответствует определенным градостроительным законодательством целям создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований и планировки территорий муниципальных образований.
Возможность установления в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны инженерно – транспортной инфраструктуры градостроительным законодательством предусмотрена.
Границы территориальной зоны ИТ.1 в оспариваемой части установлены с учетом границ постановленных на кадастровый учет земельных участков. Сведений о пересечении границ существующих земельных участков или иных территориальных зон градостроительным зонированием спорной территории материалы дела не содержат.
Правила в качестве приложения содержат описание местоположения границ территориальных зон.
Судом установлено также, что органами местного самоуправления ведется работа по постановке данных границ на кадастровый учет в соответствии с требованиям статьи 7 Федеральный закон от 31.12.2017 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой предписано осуществить данную работу в срок до 1 июня 2023 года.
Из материалов дела следует, что установленное в Правилах градостроительное зонирование в спорной части существующему землепользованию не соответствует, земельные участки с кадастровыми номерами № и № согласно данным Единого государственного реестра недвижимости имеют вид разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома и фактически используются в данных целях.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не может являться основанием для признания Правил недействующими в указанной части.
Как указывалось выше, оспариваемое в данном деле градостроительное зонирование установлено органами местного самоуправления города Ярославля в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований и с учетом определенных Генеральным планом города функциональных зон, что в полной мере отвечает положениям статьей 30 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, на органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальное нормотворчество, не возложена обязанность неукоснительного учета существующего землепользования при разработке и принятии документов градостроительного зонирования.
Судом установлено наличие публичного интереса в отнесении территории, занятой земельными участками административного истца, к зоне инженерно – транспортной инфраструктуры, доказанность данного интереса, последовательность его закрепления в нормативных актах города и принятие мер к его реализации.
Толкование части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основания для вывода о том, что при определении границ территориальных зон орган местного самоуправления обязан соблюсти баланс частных интересов, которые определяются фактическим землепользованием, и публичных интересов, которые закреплены в первую очередь в положениях Генерального плана города.
Суд полагает, что в данном случае такой баланс достигнут, исходя из направленности интересов муниципального образования к развитию транспортной инфраструктуры, которая уже существует в данном месте и подлежит модернизации.
По указанным основаниям суд полагает, что Правила землепользования и застройки города Ярославля в оспариваемой части нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, не противоречат.
При этом суд принимает во внимание также, что земельные участки административного истца как объекты права возникли после принятия оспариваемых нормативных актов.
Кроме того, суд полагает, что права и законные интересы административного истца, как собственника земельных участков с разрешенным видом использования – эксплуатация индивидуального жилого дома и расположенного на нем жилого дома, оспариваемыми нормативными актами не нарушаются.
Согласно части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, несоответствие вида разрешенного использования земельных участков административного истца функциональной зоне, определенной Генеральным планом города Ярославля, и территориальной зоне, определенной Правилами землепользования и застройки города Ярославля, не препятствует административному истцу осуществлять землепользование в соответствии с указанным видом разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки города Ярославля приняты органом местного самоуправления города Ярославля в соответствии с его компетенцией, порядок принятия указанного нормативного акта соблюден, состав и содержание Правил соответствуют требованиям градостроительного законодательства, установленное Правилами градостроительное зонирование в оспариваемой части законодательству, имеющую большую юридическую силу, соответствует.
Доводы административного истца о нарушении градостроительного законодательства установленным территориальным планированием и градостроительным зонированием в отношении территории, занятой земельными участками административного истца, основаны на неверном толковании подлежащих применению норм и по вышеизложенным основаниям подлежат отклонению.
Так, вопреки утверждению административного истца Генеральный план города содержит положения о планируемом строительстве улицы Яковлевская, как в Положении о территориальном планировании, так и в составе графического материала.
Обоснование такого планирования муниципальные правовые акты содержат, в материалах настоящего административного дела такие доказательства административным ответчиком представлены.
Как карты функциональных зон в составе Генерального плана, так и карты территориальных зон в составе Правил позволяют со всей определенностью установить их границы и отнесение к данным зонам территории земельных участков с кадастровыми номерами № и №. При этом, требования градостроительного законодательства о включении в состав Правил сведений о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, административным ответчиком выполнены.
Доводы административного истца об отсутствии утвержденной инвестиционной программы, как основания для включения в Генеральный план объекта местного значения – улица Яковлевская, правового значения не имеют, поскольку положениями статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие такой программы является одним из оснований включения в Генеральный план таких объектов.
Кроме того, такого требования на момент утверждения Генерального плана города Ярославля в 2006 году градостроительное законодательство не содержало. При этом, суд учитывает, что оспариваемые положения в части территориального планирования в отношении земельных участков административного истца установлены с момента принятия указанного акта и до настоящего времени не изменялись.
Доводы административного истца об отсутствии утвержденной документации по планировки территории, об отсутствии решения о резервировании земель также основаны на неверном толковании положений градостроительного законодательства.
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования.
В свою очередь согласно части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация о планировке территории является основанием для принятия решения об изъятии земельных участков.
Таким образом, принятие оспариваемых в настоящем административном деле нормативных актов не обусловлено наличием документации о планировке территории и решения об изъятии или резервировании земель.
Суд не находит оснований согласится с позицией стороны административного истца о том, что несоответствие оспариваемых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО1 и допрошенной в качестве свидетеля в судебном заседании специалиста ФИО2
Выводы обоих специалистов не содержат каких – либо положений, содержащих специальные познания в области градостроительства или осуществления кадастровых работ, основаны на собственном (субъективном) толковании положений градостроительного законодательства, в то время как оценка соответствия оспариваемых в данном деле нормативных актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, относится к компетенции суда.
В связи с этим, суд полагает, что заключение эксперта ФИО1, выполненное по заказу административного истца, и показания кадастрового инженера ФИО2 не являются доказательством несоответствия Генерального плана и Правил в оспариваемой части законодательству, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействующим Генерального плана города Ярославля в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и № к функциональной зоне транспортной инфраструктуры и Правил землепользования и застройки города Ярославля в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и № к территориальной зоне ИТ.1 (зона инженерно – транспортной инфраструктуры) и к отказу в удовлетворении требований административного иска ФИО4
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 о признании недействующим Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 года N 226, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и № к функциональной зоне транспортной инфраструктуры, о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и № к территориальной зоне ИТ.1 (зона инженерно – транспортной инфраструктуры) отказать.
Опубликовать в издании «Городские новости» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 1 декабря 2021 года