ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-57/17 от 25.01.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-7/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2018 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего, судьи Савушкиной О.С.

при секретаре Рыльской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области о ликвидации Смоленской региональной общественной организации содействия сохранению национальных культур Республики Таджикистан «Дружба»,

установил:

04 августа 2015 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области принято решение о государственной регистрации общественного объединения - Смоленской региональной общественной организации содействия сохранению национальных культур Республики Таджикистан «Дружба» (далее - Организация), о чем 11 августа 2015 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером .

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области обратилось в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на осуществление Организацией деятельности с нарушением действующего законодательства. Требование мотивировано тем, что выявленные в ходе внеплановой документарной проверки и указанные в акте проверки и представлении нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения, Организацией не устранены.

Представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. От административного истца поступило письменное ходатайство, в котором поддерживает заявленные требования в полном объеме, просит рассмотреть административное дело без участия своего представителя.

Представитель административного ответчика - Смоленской региональной общественной организации содействия сохранению национальных культур Республики Таджикистан «Дружба», в судебное заседание не явился, судебное извещение, направленное в адрес Организации, возвращено в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения, в связи с чем, суд признает надлежащим извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела.

Заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области извещено надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, возражений относительно заявленных требований не представило.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, поскольку в силу части 4 статьи 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях») общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац 2); ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (абзац 3).

В силу части 2 приведенной статьи общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в том числе сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (п.п. «в.2» абзац 1), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Пунктом 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области от 30 марта 2017 года № 132-р в период с 17 по 21 апреля 2017 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении Смоленской региональной общественной организации содействия сохранению национальных культур Республики Таджикистан «Дружба» на предмет соответствия деятельности Организации уставным целям и законодательству Российской Федерации.

Документы на проверку Организацией не представлены. Проверка проводилась по материалам учетного дела, сведениям, поступившим из ЦПЭ УМВД России по Смоленской области, ответам из государственных органов. Проверяемый период – с 12.08.2015 по 31.03.2017.

21 апреля 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области составлен акт проверки № 10, в котором изложены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации Организацией.

В проверяемом периоде Организация осуществляла свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным протоколом общего собрания учредителей № 1 от 07.07.2015.

В ходе проверки установлено, что Организация в нарушение положений статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»: не соблюдает положения Устава, утвержденного протоколом общего собрания учредителей № 1 от 07.07.2015, в части периодичности проведения заседаний и работы руководящих и контрольно-ревизионного органов Организации, а также в части уплаты членских взносов; не представила доказательства ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества или обеспечения доступности ознакомления с указанным отчетом; не обеспечила получение корреспонденции, направляемой Управлением в адрес Организации с целью предоставления документов, необходимых для внесения изменений в сведения об адресе Организации.

Кроме того, не представлено подтверждения соблюдения Организацией требований п.п. 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (документы, подтверждающие согласие членов организации на обработку их персональных данных), тогда как протокол общего собрания учредителей № 1 от 07.07.2015, находящийся в материалах учетного дела, содержит персональные сведения лиц, входящих в руководящие органы Организации (паспортные данные, адрес регистрации).

Также в ходе проверки выявлено несоответствие подпунктов 5.4.1 и 5.4.2 Устава Организации, согласно которым председатель Организации осуществляет руководство деятельностью Совета и является единоличным исполнительным органом Организации, требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации (пункту 4 статьи 65.3), указывающим на то, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

21 апреля 2017 года (исх. №67/03-1548) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области в адрес Организации вынесено предупреждение о недопустимости нарушения части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, абзацев 2 и 3 части 1, части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п.п. 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, предписано устранить выявленные нарушения и в срок не позднее 17 июля 2017 года осуществить действия по устранению установленных нарушений (л.д. 13-14).

Указанное предупреждение было направлено заказной корреспонденцией по двум адресам постоянно действующего руководящего органа Организации ....

Конверты с копией предупреждения, направленные административному ответчику по вышеуказанным адресам (в том числе по адресу, указанному в ЕГРЮЛ - ...) вернулись отправителю 01 и 07 июня 2017 года с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения (л.д. 15,16).

Ответ на предупреждение не получен.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

18 июля 2017 года (исх. № 67/03-2962) Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области внесло в адрес Организации представление об устранении выявленных при проверке 21 апреля 2017 года нарушений, предложило организации устранить нарушения в срок не позднее 04 сентября 2017 года (л.д. 19-20).

Представление было направлено заказной корреспонденцией по адресу постоянно действующего руководящего органа Организации (...), почтовое отправление возвращено отправителю 27 августа 2017 года с отметкой почты об истечении срока хранения (л.д. 21).

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Применительно к приведенным законоположениям предупреждение и представление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области о нарушениях законодательства Российской Федерации об общественных объединениях считаются доставленными административному ответчику.

В срок, установленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области, допущенные нарушения действующего законодательства Организация не устранила.

Представление и предупреждение административным ответчиком не обжалованы.

05 сентября 2017 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области приняло распоряжение № 328-р о приостановлении деятельности Организации, поскольку организация не устранила приведенные нарушения законодательства Российской Федерации. Деятельность общественного объединения приостановлена на 2 месяца, то есть до 05 ноября 2017 года (л.д. 22).

Решение о приостановлении деятельности не обжаловано.

Организация не предпринимала каких-либо мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и до настоящего времени их не устранила.

В силу абзаца 4 части 1 и части 3 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению территориального органа федерального органа государственной регистрации (в данном случае Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области) в случае неустранения в установленный таким органом срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 29 постановления от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» обратил внимание, что неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности. Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям (статья 44 Закона об общественных объединениях).

Таким образом, неустранение Организацией в срок, установленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для ее ликвидации по решению суда.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным территориальным органом Минюста России.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области удовлетворить.

Ликвидировать Смоленскую региональную общественную организацию содействия сохранению национальных культур Республики Таджикистан «Дружба».

Исключить сведения о Смоленской региональной общественной организации содействия сохранению национальных культур Республики Таджикистан «Дружба» из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер ).

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Смоленский областной суд.

Судья О.С. Савушкина

Решение суда в окончательной форме принято 30 января 2018 года.