ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-580/2022 от 06.07.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-580/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 06 июля 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И., с участием прокурора Белякова В.В., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Якуниной Е.А., представителя администрации города Нижнего Новгорода Пименовой И.В., представителя министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Морозова В.С., представителя Правительства Нижегородской области Бисиной П.С., представителя городской Думы города Нижнего Новгорода Абрамовой А.К., представителя министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области Терменовой Т.С., представителя Нижегородского городского лесничества Смирновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующими отдельных положений Генерального плана города Нижнего Новгорода,

У С Т А Н О В И Л :

17 марта 2010 года городской Думой города Нижнего Новгорода принято постановление №22 «О Генеральном плане города Нижнего Новгорода» (далее также – постановление от 17 марта 2010 года №22, Генеральный план).

Постановление от 17 марта 2010 года №22 опубликовано в газетах «День города. Нижний Новгород» от 09 апреля 2010 года №26 (448), от 14 августа 2015 года №64 (1009) (приложения 1-3), 19-25 августа 2015 года №65 (1010) (приложения 1-3).

Опубликованными в установленном порядке решениями городской Думы города Нижнего Новгорода (от 21 июня 2011 г. № 80, от 23 ноября 2011 г. № 177, от 21 марта 2012 г. № 36, от 26 апреля 2012 г. № 43, от 23 мая 2012 г. № 80, от 12 июля 2012 г. № 111, от 26 сентября 2012 г. № 122, от 21 ноября 2012 г. №191, от 20 марта 2013 г. № 33, от 24 апреля 2013 г. №56, от 29 мая 2013 г. № 74, от 26 июня 2013 г. № 95, от 18 сентября 2013 г. № 115, от 16 октября 2013 г. №136, от 20 ноября 2013 г. № 150, от 18 декабря 2013 г. № 174, от 29 января 2014 г. № 10, от 19 марта 2014 г. №41, от 28 мая 2014 г. № 82, от 25 июня 2014 г. № 101, от 24 сентября 2014 г. № 126, от 19 ноября 2014 г. №179, от 17 декабря 2014 г. №203) и постановлениями Правительства Нижегородской области (от 27 апреля 2015 г. № 247, от 8 мая 2015 г. № 280, от 14 декабря 2015 г. № 827, от 18 января 2016 г. № 10, от 04 мая 2016 г. №250, от 17 мая 2016 г. № 280, от 27 мая 2016 г. № 312, от 30 июня 2016 г. №418, от 15 июля 2016 г. № 462, от 10 августа 2016 г. № 526, от 23 августа 2016 г. № 564, от 3 ноября 2016 г. №746, от 16 ноября 2016 г. № 774, от 25 ноября 2016 г. № 805, от 01 декабря 2016 г. № 827, от 22 декабря 2016 г. №882, от 17 января 2017 г. №8, от 03 марта 2017 г. № 118, от 27 апреля 2017 г. №271, от 31 мая 2017 г. № 361, от 22 августа 2017 г. №622, от 27 октября 2017 г. № 765, от 22 декабря 2017 г. № 933, от 22 декабря 2017 г. № 935, от 03 апреля 2018 г. № 226, от 04 апреля 2018 г. № 234, от 30 июля 2018 г. № 548, от 12 октября 2018 г. №679, от 01 ноября 2018 г. № 730, от 22 марта 2019 г. №152, от 13 мая 2019 г. №259, от 21 мая 2019 г. №268, от 20 января 2020 г. №46, от 18 февраля 2020 г. №134, от 17 июня 2020 г. №491, от 04 февраля 2021 г. №93, от 03 марта 2021г. №155, от 29 марта 2021 г. №234, от 21 апреля 2021 г. №323, от 17 августа 2021 г. №730, от 17 августа 2021 г. №734, от 08 февраля 2022 г. №69) в Генеральный план внесены изменения.

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О генеральном плане города Нижнего Новгорода», в части включения в границы – города Нижнего Новгорода земельных участков, расположенных на землях лесного фонда в квартале [номер] выделе [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер][номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], 47; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер][адрес]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдел [номер]; в квартале [номер] выдел [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер],[номер][адрес]

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежам генерального плана установлено включении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в границы города Нижнего Новгорода. Общая площадь пересечений составляет [номер] кв.м.

В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае включения в границы населенного пункта земель лесного фонда, необходимо пройти процедуру согласования с соответствующим государственным органом, которым на время принятия оспариваемого нормативного правового акта, являлся Рослесхоз.

При принятии оспариваемого нормативного правового акта, согласование проекта соответствующего документа территориального планирования в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено.

Включение земель лесного фонда в границы населенного пункта фактически изменило категорию земельного участка. При этом установленная законом процедура перевода земель из одной категории в другую также административным ответчиком не соблюдена. Нарушение порядка согласования с Российской Федерацией, как собственником земель лесного фонда, перевода лесных участков в земли населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.

В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства Якунина Е.А. просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям, указав, что генеральный план города Нижнего Новгорода Нижнего Новгорода принят с нарушением порядка и процедуры принятия.

В судебном заседании представитель администрации города Нижнего Новгорода Пименова И.В., представитель Правительства Нижегородской области Бисина П.С., представитель городской Думы города Нижнего Новгорода Абрамова А.К., представитель министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области Терменова Т.С., представитель Нижегородского городского лесничества Смирнова О.Н. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку при принятии оспариваемого нормативного правового акта городская Дума города Нижнего Новгорода действовала в пределах предоставленных полномочий, нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.

При этом указали, что в данном случае согласование с Рослесхозом не требовалось, поскольку границы населенного пункта – города Нижнего Новгорода были установлены законом Нижегородской области от 22 декабря 2005 года №205-З «Об утверждении границ, состава территории городского округа город Нижний Новгород».

В судебном заседании представитель министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Морозов В.С., просил административное исковое заявление удовлетворить.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Белякова В.В., полагавшего, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В частях 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся и утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.

Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (части 1, 3, 4, 5 статьи 18, части 1, 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Законом Нижегородской области от 22 декабря 2005 года №205-З «Об утверждении границ, состава территории городского округа город Нижний Новгород» муниципальное образование город Нижний Новгород наделен статусом городского округа, установлена его граница в соответствии с картографическим описанием.

Согласно Уставу города Нижнего Новгорода (принят постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 года №91), муниципальное образование город Нижний Новгород является городским округом, городом областного значения. Границы территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород установлены законом Нижегородской области. Изменение границ городского округа город Нижний Новгород осуществляется законом Нижегородской области по инициативе населения, органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, органов государственной власти Нижегородской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

Городская Дума города Нижнего Новгорода является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Городская Дума города Нижнего Новгорода осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Нижегородской области, настоящим Уставом

К компетенции городской Думы города Нижнего Новгорода относится, в том числе, принятие муниципальных правовых актов, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Нижний Новгород по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, а также по вопросам местного значения городского округа; принятие муниципальных правовых актов по вопросам организации деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода; принятие муниципальных правовых актов по иным вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, в том числе по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области; утверждение генерального плана города.

Постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О генеральном плане города Нижнего Новгорода» утвержден Генеральный план города Нижнего Новгорода, в том числе, графические материалы генерального плана города Нижнего Новгорода в части установления границ городского округа город Нижний Новгорода.

Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 и пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования. Постановление городской Дума города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22, устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования, следовательно, является нормативным правовым актом.

Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Устава Нижегородской области и Устава города Нижнего Новгорода, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план, а равно нормативные правовые акты городской Думы города Нижнего Новгорода и Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, введения их в действие.

По этим основаниям постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 административным истцом не оспаривается.

В пункте 2 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, прекращается, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановление от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил (пункт 19), что заявление об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, не может быть принято к производству суда и рассмотрено, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле. В случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции. Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу

Основания, на которые ссылается в своем административном иске Рослесхоз об оспаривании постановления городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22, не проверялись судом, и исходя из положений частей 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могли быть проверены судом при рассмотрении иных административных дел об оспаривании этого же нормативного правового акта.

Частями 3, 6, 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые отображают: 1) границы поселения, городского округа; 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 8.1) границы лесничеств, лесопарков.

Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 1, 3, 4, 5 статьи 18, части 1, 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как указано в статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 6, статьи 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Представленные суду свидетельства о государственной регистрации права собственности подтверждают, что [дата], [дата] за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] кадастровый номер [номер]; на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] кадастровый номер [номер]; на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] кадастровый номер [номер] на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] кадастровый номер [номер]; на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] кадастровый номер [номер].

Представленные суду свидетельства о государственной регистрации права собственности подтверждают, что [дата], [дата] за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] кадастровый (условный) номер [номер]; на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] (за исключением части выдела [номер]), [номер], [адрес] (за исключением части выделов [номер]), [номер], кадастровый (условный) номер [номер] на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес], части выделов [номер],[номер], кадастровый (условный) номер [номер].

По сведениям, содержащимся в Государственном лесном реестре, на учет поставлены: лесной участок площадью [номер] кв.м., находящийся в [адрес], на котором располагается [адрес] (квартала [номер],[номер],[номер],[номер],[номер],[номер],[номер]) [адрес]; лесной участок площадью [номер] кв.м., находящийся в [адрес], на котором располагается [адрес] (квартала [номер],[номер],[номер]) [адрес]; лесной участок площадью [номер] кв.м., находящийся в [адрес], на котором располагается [адрес] (квартала [номер],[номер]) [адрес]; лесной участок площадью [номер] кв.м., находящийся в [адрес], на котором располагается [адрес] (квартал [номер]) [адрес]; лесной участок площадью [номер] кв.м., находящийся в [адрес], на котором располагается [адрес] (квартала [номер],[номер]) [адрес]; лесной участок площадью [номер] кв.м., находящийся в [адрес], на котором располагается [адрес] (квартал [номер]) [адрес]; лесной участок площадью [номер] кв.м., находящийся в [адрес], на котором располагаются [адрес] (кварталы №[номер],[номер] (за исключением части выделов №[номер],[номер],[номер],[номер]), [номер] (за исключением части выдела [номер]), [номер]), [адрес] (кварталы №[номер], [номер] (выд.[номер],[номер],[номер],[номер],[номер]), [номер], [номер] (выд.[номер]), [номер]), [адрес] (квартала №[номер]), [адрес] (кварталы №[номер] (за исключением части выделов [номер],[номер],[номер],[номер]), [номер],[номер] (за исключением части выделов [номер],[номер]), [номер]) [адрес]; лесной участок площадью [номер] кв.м., находящийся в [адрес], на котором располагается [адрес] (квартал [номер], части выделов [номер],[номер]) [адрес]

Данные лесные участки относятся к землям лесного фонда, являются собственностью Российской Федерации (выписки из Государственного лесного реестра с картами-схемами расположения и таксационным описанием лесных участков).

Согласно сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от [дата][номер], от [дата][номер], при проведении пространственного анализа было выявлено пересечения границы [адрес] с границами населенного пункта – города Нижнего Новгорода. Учитывая указанные обстоятельства, сведения о границах [адрес] не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

ФГБУ «Рослесинфорг» провело работы по графическому совмещению (картографическому наложению) материалов лесоустройства [адрес] на границы городского округа «город Нижний Новгород», определенные генеральным планом, утвержденным постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22. В ходе данных работ выявлено наложение земель лесного фонда - лесных участков, расположенных на землях [адрес] (в квартале [номер] выделе [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер][номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер], [номер][номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер][номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]); [адрес] (в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер][номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдел [номер]; в квартале [номер] выдел [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер],[номер]) на границы [адрес]).

Судом установлено, что в границы городского округа «город Нижний Новгород» вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, что подтверждается перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом материалами [адрес] и [адрес], таксационным описанием лесных участков [адрес] и [адрес].

Доказательства, опровергающие доводы административного истца, административными ответчиками не представлены.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (части 1 и 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 7, пункты 1 и 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Частью 8 статьи 24, статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок подготовки генерального плана поселения, городского округа, в соответствии с которым проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда. Исключение составляют случаи, если в границы населенного пункта включается земельный участок из земель лесного фонда, все границы которого являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.

Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, должен обеспечиваться доступ органов государственной власти к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации: проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов; документы территориального планирования (пункты 2, 3 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти органами местного самоуправления муниципальных образований осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. После истечения установленного для согласования проекта генерального плана срока, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с федеральными органами исполнительной власти (части 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Поскольку лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, необходимо обязательное согласование проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенного пункта (в том числе образуемого населенного пункта) входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований был регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года №178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований»

Впоследствии были приняты приказы Минрегионразвития России от 27 февраля 2012 года №69 (утратил силу) и от 21 июля 2016 года №460, которыми утверждался порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года №178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки Генерального плана, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №283 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №283 (далее также - Положение), действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения Рослесхоз осуществлял рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйство наделено полномочиями в установленной сфере деятельности рассматривать проекты генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и давать по ним заключения в пределах своей компетенции.

Из приведенных положений федерального законодательства, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 09.01.1998 года №1-П и от 07.06.2000 года №10-П, Определения от 27.06.2000 года №92-О, от 03 февраля 2010 года №238-О-О) об особом правовом режиме лесного фонда, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода, следует, что отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы городского округа лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

В данном случае в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Генерального плана города Нижнего Новгорода утвержден без согласования с Рослесхозом. Доказательств обращения административного ответчика в уполномоченный орган о согласовании проекта Генерального плана города Нижнего Новгорода по включению лесных участков в границы населенного пункта не представлено.

Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не оспаривали факт отсутствия согласования с Рослесхозом.

Таким образом, установив, что при подготовке проекта Генерального плана города Нижнего Новгорода нарушена предусмотренная Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенного пункта на земли лесного фонда, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не действующим постановление городской Дума города Нижнего Новгорода от 22 марта 2010 года №22 в оспариваемой части.

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Органом местного самоуправления допущены нарушения пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации при составлении текстовой части проекта генерального плана городского округа «город Нижний Новгород», выраженные в отсутствии указаний земельных участков лесного фонда Кстовского и Балахнинского лесничеств, включенных в границы городского округа. Данное нарушение повлекло нарушение процедур, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, и перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов с нарушением установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую.

Поскольку оспариваемое постановление городской Дума города Нижнего Новгорода от 22 марта 2010 года №22, принято без предварительного согласования его проекта с Федеральным агентством лесного хозяйства, что свидетельствует о нарушение установленного порядка его согласования и принятия постановления о его утверждении, то оно подлежит признанию не действующим в оспариваемой части, как противоречащие приведенным выше нормам федерального законодательства, а административный иск подлежит удовлетворению.

Доводы административных ответчиков о том, что согласование с Рослесхозом проекта генерального плана города Нижнего Новгорода не требовалось, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Рослесхозом) в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Доводы представителей административных ответчиков о невозможности достоверно установить наложение границ городского округа и границ лесного участка, являются несостоятельными.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана), лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривалось, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда [адрес] и [адрес] определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данных лесничеств.

Сведения лесного реестра при разработке проекта оспариваемого генерального плана не использовались, что не оспаривалось административными ответчиками.

Вопрос же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела о проверке нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Определяя момент, с которого Генеральный план в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку он до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

городской Думой города Нижнего Новгорода – на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О генеральном плане города Нижнего Новгорода» в части включения в границы населенного пункта – города Нижнего Новгорода земельных участков расположенных в землях лесного фонда в квартале [номер] выделе [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в квартале [номер] выдела [номер], [номер][номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер] в квартале [номер] выдела [номер][номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер] в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер]; в квартале [номер] выдела [номер][адрес]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер], [номер], [номер]; в квартале [номер] выдел [номер]; в квартале [номер] выдел [номер]; в квартале [номер] выдела [номер], [номер],[номер][адрес].

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

городской Думой города Нижнего Новгорода – на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 15 июля 2022 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин