ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-58/20 от 07.07.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело №3а-58/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2020 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

с участием прокурора – Дедина А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к сельскому Совету депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» о признании недействующим в части решения сельского Совета депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» от 18 декабря 2012 года №19-4 «Об утверждении генерального плана Горбуновского сельского поселения»,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное лесное хозяйство обратилось в Верховный суд Республики Алтай через представителя Сухих А.С. с административным исковым заявлением к сельскому Совету депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» о признании недействующим в части решения сельского Совета депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» от 18 декабря 2012 года №19-4 «Об утверждении генерального плана Горбуновского сельского поселения». Требование мотивировано тем, что оспариваемым решением Совета депутатов муниципального образования в границы с. Теректа Горбуновского сельского поселения включены земельные участки, расположенные на землях лесного фонда: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Усть-Коксинское лесничество, Усть-Коксинское участковое лесничество, урочище Уймонская лесная дача в квартале 318, выделы 97,99,101,103,117. Указанные лесные участки являются федеральной собственностью и относятся к категории земель лесного фонда. При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границ населенного пункта необходимо было обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Однако, при издании оспариваемого решения Совета депутатов проект генерального плана в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласован, что противоречит требованиям действующего законодательства РФ.

В связи с изложенным, представитель Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Сухих А.С. просит суд признать недействующим решение сельского Совета депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» от 18 декабря 2012 года №19-4 «Об утверждении генерального плана Горбуновского сельского поселения» со дня его принятия, в части включения в границы с Теректа Горбуновского сельского поселения земельных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Усть-Коксинское лесничество, Усть-Коксинское участковое лесничество, урочище Уймонская лесная дача в квартале 318, выделы 97,99,101,103,117.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Ким М.Ю., в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Председатель Совета депутатов муниципального образования «Горбуновское сельское поселение» Огнев А.В., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Запсиблеспрект», Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

С учетом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, выслушав заключение прокурора Дедина А.С., полагавшего возможным удовлетворить административный иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Согласно положениям ч.1 ст. 22, ч.3 ст.26 Устава Муниципального образования «Горбуновское сельское поселение» Усть-Коксинского района Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов Горбуновского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай от 12.07.2016 года №16-1, сельский Совет депутатов Горбуновского сельского поселения является представительным органом муниципального образования, утверждает Генеральный план поселения.

Решением Совета депутатов Горбуновского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай от 18 декабря 2012 года №19-4 утвержден Генеральный план Горбуновского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое рассматривает проекты схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в границы населенного пункта с. Теректа Горбуновского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: в квартале 318 выделы 97,99,101,103,117.

Данное обстоятельство подтверждается схемами совмещения материалов лесоустройства Усть-Коксинского лесничества на границы с. Теректа Горбуновского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, выполненными ФГБУ «Рослесинфорг».

По материалам государственного лесного реестра лесные участки с местоположением: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Усть-Коксинское лесничество, Усть-Коксинское участковое лесничество, Уймонская лесная дача квартал 318 выделы 97,99,101,103,117 относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесного участка с кадастровым номером 04-02-04/009/2008-155, категория земель: земли лесного фонда – для ведения лесного хозяйства, площадью 257289 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Алтай, Усть-Коксинский район Усть-Коксинское лесничество, находящегося в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 02 РА №048725.

Поскольку вышеуказанный лесной участок включен в границы населенного пункта с. Теректа Горбуновского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай в силу ст. 25 Градостроительного кодекса РФ генеральный план сельского поселения подлежал обязательному согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

При этом, доказательств того, что проект генерального плана муниципального образования Горбуновское сельское поселение направлялся для его согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства, административным ответчиком суду не представлено.

Утверждение административного ответчика о том, что согласование генерального плана МО «Горбуновское сельское поселение» с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации произведено путем направления в его адрес письма от 23.11.2012 года №3731 не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку данное обстоятельство не указывает о соблюдении процедуры согласования генерального плана, установленного с положениями ст.ст. 24,25 ГрКРФ.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что при подготовке проекта Генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенных пунктов и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, в связи с чем усматривает наличие оснований для признания решения Совета депутатов муниципального образования Горбуновское сельское поселение об утверждении генерального плана не действующим в оспариваемой части.

При таких обстоятельствах суд находит заявленное требование Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Горбуновское сельское поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании недействующим решения сельского Совета депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» Усть-Коксинского района Республики Алтай от 18 декабря 2012 года №19-4 «Об утверждении генерального плана Горбуновского сельского поселения» в вышеуказанной части обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что решением сельского Совета депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» от 26 марта 2018 года №26-5 в Генеральный план Горбуновского сельского поселения внесены изменения, с включением в границы с. Теректа Горбуновского сельского поселения иных лесных участков в кварталах 332, 242,127,273,070804(часть контура),259.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.

Таким образом, суд разрешил требования административного истца исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признав недействующим решения сельского Совета депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» Усть-Коксинского района Республики Алтай от 18 декабря 2012 года №19-4 «Об утверждении генерального плана Горбуновского сельского поселения» (в редакции от 26 марта 2018 года №26-5).

В силу прямого указания, содержащегося в части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит разрешению в пределах заявленного административного иска.

Утверждение административного ответчика о том, что согласование генерального плана МО «Горбуновское сельское поселение» с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации произведено путем направления в его адрес письма от 23.11.2012 года №3731 не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку данное обстоятельство не указывает о соблюдении процедуры согласования генерального плана, установленного с положениями ст.ст. 24,25 ГрКРФ.

При таких обстоятельствах заявленные Федеральным агентством лесного хозяйства требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Решая вопрос о том, с какого времени оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходит из того, что до настоящего времени Генеральный план применялся, и на основании него были реализованы права граждан и организаций, в связи с чем он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к сельскому Совету депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» о признании недействующим в части решения сельского Совета депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» от 18 декабря 2012 года №19-4 «Об утверждении генерального плана Горбуновского сельского поселения» (в редакции от 26 марта 2018 года №26-5) удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета депутатов МО «Горбуновское сельское поселение» от 18 декабря 2012 года №19-4 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Горбуновское сельское поселение» (в редакции от 26 марта 2018 года №26-5), в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Горбуновского сельского поселения Усть-Коксинского района, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Усть-Коксинское лесничество, Усть-Коксинское участковое лесничество, урочище Уймонская лесная дача: село Терехта в квартале 318 выделы 97, 99, 101, 103, 117.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании – газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Пятый апелляционной суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Кокшарова