К О П И Я
Дело № 3а-59/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 сентября 2022 года город Салехард
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Мочаловой Н.В.,
при секретаре Ишметовой Д.А.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Надежда» об оспаривании нормативного правового акта в части.
У С Т А Н О В И Л:
Решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года № 45 (далее Решение № 45) внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, принятый решением Городской Думы города Салехарда от 29 апреля 2020 г. № 37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда» (далее Решение № 37), согласно которому земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и отнесён к землям сельскохозяйственного использования.
Ранее решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 29 апреля 2020 г. № 37 были внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, которыми земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, исключён из черты населённого пункта г. Салехард и отнесён к землям сельскохозяйственного использования. Данное решение в части было признано недействующим апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 года.
В настоящее время Генеральный план действует в редакции Решения № 37 с учётом внесённых в него изменений Решением № 45.
Некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Надежда» (далее НТСН «Надежда», товарищество) обратилось в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением с учетом дополнений и изменений о признании недействующим со дня принятия на весь период действия решения Городской Думы г. Салехард от 24 июня 2022 года № 45 «Об утверждении изменений в Генеральный план города Салехард» в части не включения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером № территории НТСН «Надежда».
В обоснование указано, что вопреки апелляционному определению Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 года расположение территории земельного участка, на котором находится товарищество, утверждено за границами населенного пункта с категорией земель сельскохозяйственного назначения. Установленной процедуры перевода земель из одной категории в другую не проводилось, что нарушает требования закона и права и законные интересы товарищества и его членов. В материалах по обоснованию Генерального плана г. Салехарда территория товарищества обозначена: стр. 38, раздел функциональное зонирование - за границами населенного пункта. Администрацией г. Салехард со дня вступления в законную силу апелляционного определения мер по внесению в границы населенного пункта территории товарищества не предпринято, несмотря на предложения по изменению (установлению) границ населенного пункта, которые были внесены и рассмотрены п.п. 3.3.3 на стр. 42, на стр. 201 материалов по обоснованию внесения изменений в Генплан. Информация об публичных слушаниях и общественных обсуждениях на официальном сайте администрации являлась хаотичной, не позволяла обычному гражданину получить достоверную и исчерпывающую информацию о данных слушаниях, что нарушает требования ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и влечет недействительность общественных обсуждений. Опубликование в газете не является надлежащим оповещением граждан, поэтому представители товарищества не принимали участие в данных слушаниях. Опубликование оспариваемого нормативно-правового акта не соответствовало требованиям закона.
В возражениях на административное исковое заявление представитель административных ответчиков Городской Думы г. Салехарда и Администрации г. Салехарда указала, что в целях обеспечения устойчивого развития территории городского округа, упорядочения землепользования на территории муниципального образования город Салехард 08.06.2021 принято постановление №1729 «О подготовке проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Салехарда».
Согласно пояснительной записке к проекту данного постановления внесение изменений в градостроительную документацию связано с необходимостью приведения ее в соответствие с уточненными проектными решениями и изменениями в градостроительной ситуации.
Постановлением Администрации города Салехарда от 27.12.2021 года № 3872 на 31 января 2022 года назначены публичные слушания по рассмотрению двух вопросов - о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Салехарда. Вместе с тем, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции 27 января 2022 года указанное постановление признано утратившим силу. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Администрации города Салехарда 28 января 2022 года.
31 января 2022 года Администрацией города Салехарда принято постановление №140 о назначении с 10 февраля 2022 года по 7 марта 2022 года общественных обсуждений по рассмотрению вышеуказанных вопросов. Данное постановление размещено на официальном сайте муниципального образования город Салехард в разделе «постановления администрации» и опубликовано в газете «Полярный круг».
10 февраля 2022 года на официальном сайте Администрации города Салехарда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://salekhard.org), во вкладке «публичные и общественные слушания», было опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений, которое содержало всю необходимую информацию о проекте. Оповещение об общественных слушаниях также было опубликовано в газете «Полярный круг» 3 февраля 2022 года и размещено на информационных стендах, оборудованных на 2 этаже здания Администрации города Салехарда. В период общественных слушаний на официальный сайт администрации поступили 22 предложения. Представитель административного истца в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 24 ГрК РФ, с предложением о внесении изменений в Генеральный план в части включения в границы населенного пункта территории НТСН «Надежда» не обращался. По итогам общественных обсужденийподготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту - внесение изменений в Генеральный план города Салехарда. Данное заключение размещено на официальном сайте муниципального образования город Салехард - раздел «публичные слушания и общественные обсуждения», подраздел «состоявшиеся» 17 марта 2022 года. Общественные обсуждения признаны состоявшимися, рекомендовано одобрить проект с учетом поступивших предложений и замечаний. 20 мая 2022 года Департаментом строительства и архитектуры Ямало-Ненецкого автономного округа выдано Сводное заключение о согласовании проекта «Внесение изменений в Генеральный план города Салехард» с учетом устранения замечаний.С учетом соблюдения процедуры принятия и публикации оспариваемого решения Городской Думы города Салехарда от 24 июня 2022 года № 45 «Об утверждении изменений в Генеральный план города Салехарда» оснований для удовлетворения заявленных требований НТСН «Надежда» не имеется.
Председатель правления некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Надежда» Верещагин С.Г., представитель административного истца Гуськова А.Г. в судебном заседании поддержали административные исковые требования по указанным в нем основаниям.
Представители Городской Думы г. Салехарда Хабибуллина Р.Р. и Администрации муниципального образования г. Салехарда Петренко А.В. в судебном заседании полагали административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Прокурор Давыдова Л.А. в заключении полагала, что имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых требований, поскольку нарушена процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта в части проведения общественных обсуждений.
Выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года № 45 (далее Решение № 45) внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, принятый решением Городской Думы города Салехарда от 29 апреля 2020 года № 37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда» (далее Решение № 37), согласно которому земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ямало<адрес>, находится вне черты населённого пункта г. Салехард и отнесён к землям сельскохозяйственного использования.
Ранее решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 19 февраля 2015 года № 5 были внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, которыми земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ямало<адрес>, исключён из черты населённого пункта г. Салехард и отнесён к землям сельскохозяйственного использования. Данное решение было признано недействующим апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 года.
В последующем принятыми Городской Думы муниципального образования город Салехард решениями от 16 июня 2017 года № 47 «О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда» (далее Решение № 47), от 21 июля 2020 года № 63 «О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда» (далее Решение № 63) регламентация правового статуса данного земельного участка не осуществлялась.
В настоящее время Генеральный план действует в редакции Решения № 37 с учётом внесённых в него изменений Решением № 45.
Решение № 45 опубликовано в общественно-политической газете «Полярный круг», спецвыпуск № 26/1 (1581) от 30 июня 2022 года (т.1 л.д. 214-223). Оспариваемое решение опубликовано на официальном интернет-сайте Администрации города Салехарда (ссылка https://salekhard.org/normativno-pravovye-akty/resheniya-gorodskoy-dumy).
Решение Городской Думы г. Салехарда от 29 апреля 2020 года № 37 опубликовано 30 апреля 2020 года на официальном интернет-сайте г. Салехарда (ссылка https://salekhard.org/normativno-pravovye-akty/resheniya-gorodskoy-dumy/19832/), а также в общественно-политической газете «Полярный круг» № 19/2 от 07 мая 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 7 и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа и внесение в него изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с положениями Устава Муниципального образования г. Салехард Городская Дума города Салехарда является представительным органом местного самоуправления и к полномочиям данного органа относится утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Устава муниципального образования город Салехард (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Ямало-Ненецкому АО 08 мая 2009 N RU893060002009001) муниципальные правовые акты вступают в силу в день их принятия, если иной срок не установлен самим правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Днем принятия муниципальных правовых актов считается дата их регистрации и присвоения им соответствующих порядковых номеров. Регистрация и присвоение порядковых номеров муниципальным правовым актам производится в день их подписания.
В силу части 3 статьи 72 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в городской общественно-политической газете «Полярный круг».
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать официальный интернет-сайт муниципального образования город Салехард (http://salekhard.org, Эл N ФС77-39807 от 11 мая 2010). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на http://salekhard.org объемные графические и табличные приложения к нему в городской общественно-политической газете «Полярный круг» могут не приводиться.
Исходя из указанных правовых норм и положений Устава оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом с надлежащим опубликованием.
Материалы дела содержат доказательства о выполнении требований законодательства по надлежащему опубликованию оспоренного нормативного правового акта.
Согласно ч. 7 и 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в Par1статье 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Между тем при проверке процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта было установлено следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов. При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № исключён из черты населённого пункта г. Салехард решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года № 45 «О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда» и отнесён к категории земель сельскохозяйственного использования.
Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения (пункт 2 части 2 статьи 25 Градостроительного Кодекса РФ).
Из материалов дела усматривается, что сводным заключением департамента строительства и жилищной политики округа 19 мая 2022 года, утвержденным Губернатором ЯНАО 20 мая 2022 года, проект «Внесение изменений в Генеральный план г. Салехарда» согласован с различными департаментами округа. Замечания, которые представлены к заключениям о согласовании, не имеют отношения к настоящему административному делу (т.3 л.д. 10-50).
Таким образом, проект генерального плана города Салехарда, утверждённый Решением № 45 и предусматривающий исключение земельного участка с кадастровым номером № из черты населённого пункта город Салехард, согласован в установленном пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ порядке.
В силу требований ч. 3 ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9consultantplus://offline/ref=5F108D696E51C36FB5EFFFAF8B174507B169E6164D190029714CEB3A3C6718B5BBF4A64504EE58E2271605E356B68570E5D8D7FD99AAA901J6t0L настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федеральногоconsultantplus://offline/ref=5C5ECE09B83363B760A5A82FDD58C03CA02E1057115A6515C27682604B613148B6BA0D3C71BFDFAE4AC7DE288E2F55K закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.
Согласно ч. 4 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ процедура общественных обсуждений состоит из нескольких этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 6 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 8 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:
1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;
2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в ч. 3consultantplus://offline/ref=2D556A88DD6F8E306D47B26441D469C224A9C98A560EF8E59D2E0A2E07452A891B77DD32EB95B78F208B7825E6E3B73964A12062415DXBfFJ настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
Порядок организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в г. Салехарде установлен специальным муниципальным нормативно-правовым актом - Решением Городской Думы г. Салехарда от 18 июня 2021 года № 42.
Так согласно статьям 14 и 15 главы V Порядка организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Салехард по вопросам градостроительной деятельности, утвержденным Решением Городской Думы МО г. Салехард от 18 июня 2021 года № 42 (далее Порядок) оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте Проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний оформляется по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Таким образом, информация о проведении общественных обсуждений должна быть опубликована в газете «Полярный круг» в силу части 3 статьи 72 Устава г. Салехард и на официальном сайте администрации не позднее чем за семь дней до начала размещения на официальном сайте проекта внесения изменений в Генеральный план г. Салехарда в виде оповещения, форма которого также утверждена вышеуказанным Порядком.
Согласно материалам дела постановлением Администрации города Салехарда от 27 декабря 2021 №3872 на 31 января 2022 года назначены публичные слушания по рассмотрению двух вопросов - о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Салехарда (т. 1 л.д. 233-234).
Вместе с тем, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции 27 января 2022 года указанное постановление признано утратившим силу (т. 1 л.д. 235). Соответствующая информация размещена на официальном сайте Администрации города Салехарда 28 января 2022 года.
31 января 2022 года Администрацией города Салехарда принято постановление № 140 о назначении с 10 февраля 2022 года по 7 марта 2022 года общественных обсуждений по рассмотрению вышеуказанных вопросов (т. 1 л.д. 236).
Данное постановление опубликовано в газете «Полярный круг» 03 февраля 2022 года, а также 10 февраля 2022 года размещено на официальном сайте муниципального образования город Салехард (http://salekhard.org) в разделе «постановления администрации» (т. 1 л.д. 238-240, т. 3 л.д.68).
По итогам общественных обсуждений подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту - внесение изменений в Генеральный план города Салехарда от 17 марта 2022 года. Данное заключение размещено на официальном сайте муниципального образования город Салехард - раздел «публичные слушания и общественные обсуждения», подраздел «состоявшиеся», общественные обсуждения признаны состоявшимися, рекомендовано одобрить проект с учетом поступивших предложений и замечаний (т. 2 л.д. 1-10).
Суд приходит к выводу, что административным ответчиком процедура проведения общественных обсуждений проведена с нарушением сроков и с нарушением формы опубликования, в частности: не обеспечен установленный семидневный срок для опубликования сведений об общественных обсуждениях на официальном сайте города, т.к. опубликовано 10 февраля 2022 года - в день начала общественных обсуждений; нарушена форма оповещения, поскольку опубликовано не специальное оповещение, а постановление Администрации 31 января 2022 года.
Данное постановление нельзя расценить как оповещение о проведении общественных слушаний по смыслу ч. 4 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к такому оповещению частью 6 указанной выше статьи.
Так в постановлении отсутствует информация о перечне информационных материалов к проекту внесения изменений в Генеральный план г. Салехарда, не указано, какие конкретно имеются информационные материалы к проекту, в том числе картографические (п. 1 ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ); отсутствует информация о порядке проведения общественных обсуждений (п. 2 ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ).
Судом установлено, что общественные обсуждения не были проведены в соответствии с требованиями ст. 5.1 и 24 Градостроительного кодекса РФ, что свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта - Решения № 45, поскольку процедура проведения публичных слушаний направлена на защиту прав неопределенного круга заинтересованных лиц и является частью процедуры принятия нормативного правового акта.
Таким образом, доводы административного иска о не надлежащем проведении общественных обсуждений по мотивам ненадлежащего опубликования нашли свое подтверждение.
Доказательств обратному административным ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного административного искового заявления частично, поскольку процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта соблюдена не была, что нарушает права административного истца.
Административный иск подлежит удовлетворению частично, поскольку административным истцом заявлено требование об оспаривании нормативно-правового акта также к Администрации г. Салехарда, которая не относится к законодательным органам местной власти и не принимает муниципальных законов, поскольку является исполнительным органом местного самоуправления; следовательно, не является административным ответчиком по административным делам по оспариванию нормативных правовых актов. В отношении административного ответчика Администрации г. Салехарда административный иск удовлетворению не подлежит.
Поскольку оспариваемый нормативный акт применялся и права граждан и организаций были реализованы, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемые положения подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.
В силу требований ст. 215 КАС РФ суд разрешает вопрос о судебных издержках. Согласно ст. 103 и ст. 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления, подлежит взысканию с административного ответчика по правилам ст. 111 КАС РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Надежда» об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия решения суда Решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года № 45, которым внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, принятый решением Городской Думы города Салехарда от 29 апреля 2020 года № 37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда», в части не включения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Обязать Городскую Думу муниципального образования город Салехард опубликовать решение в течение месяца со дня вступления в законную силу решения на официальном интернет-сайте муниципального образования город Салехард.
Взыскать с Городской Думы муниципального образования город Салехард в пользу Некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Надежда» государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судья (подпись) Н.В.Мочалова