ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 апреля 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Черепановой О.М.
с участием прокурора Осиповой А.М., представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Берёзиной О.Р., главы МО СП «Танхойское» Боброва П.А., представителя заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобоковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-60/2018 по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Танхойское» Кабанского района РБ от 27 декабря 2012 года № 184 «О принятии генерального плана муниципального образования сельское поселение «Танхойское» Кабанского района Республики Бурятия»,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в Верховный Суд РБ с административным иском о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Танхойское» Кабанского района РБ от 27 декабря 2012 года № 184 «О принятии генерального плана муниципального образования сельское поселение «Танхойское» Кабанского района Республики Бурятия» в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Бабушкинское лесничество, Танхойское участковое лесничество: пгт Танхой в квартале 23 выдела 2-4 части, п. ст. Переемная в квартале 104 выдел 5 часть, 6 часть, в квартале 105 выдел 1, п. ст. Кедровая в квартале 4 выдел 2 часть, 18 часть, в квартале 5 выдел 2 часть, 5 часть, 6 часть, 11 часть, п. Речка Мишиха в квартале 115 выдел 1 часть, 2 часть, 4 часть, 5 часть, 10 часть, 11 часть, в квартале 116 выдел 7-9, 16 части, Клюевское участковое лесничество п. ст Мишиха в квартале 24 выдел 1 часть, 2 часть, 4 часть.
Требования мотивированы тем, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы населенных пунктов поселения без установленного законом согласования проекта генерального плана с Рослесхозом, в результате чего нарушены права Российской Федерации и лиц, использующих леса.
Заинтересованными лицами по делу являются Республиканское агентство лесного хозяйства, ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Бурятского филиала, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Управление Росреестра по РБ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в лице филиала по РБ, администрация МО «Кабанский район».
В судебном заседании представитель Рослесхоза поддержала исковые требования в полном объеме.
Глава поселения, одновременно исполняющий обязанности председателя Совета депутатов МО СП «Танхойское», согласился с административным иском.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства также согласилась с заявленными требованиями.
Представители остальных заинтересованных лиц в суд не явились.
Прокурор в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению.
Рассмотрев дело, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В части 4 данной статьи указано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ указано, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 8 данной статьи проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 данного Кодекса
На момент утверждения генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2.2 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) предусматривал, что Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе. Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) при поступлении в Министерство хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования.
Согласно подпункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Из представленных суду документов видно, что согласование с Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения «Танхойское» в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков из состава земель лесного фонда не обеспечено, генеральный план на согласование в Рослесхоз не поступал.
Тот факт, что в границы населенных пунктов поселения включены участки, относящиеся к землям лесного фонда, подтверждают представленные административные истцом и Республиканским агентством лесного хозяйства документы: свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации от 06 февраля 2008 года, заключение ФГБУ «Рослесинфорг», лесохозяйственный регламент Бабушкинского лесничества, утвержденный приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 28 сентября 2017 года № 803.
Нарушение установленной федеральным законодательством процедуры принятия нормативного правового акта является основанием к признанию оспариваемого решения не действующим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано разъяснение о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом того, что оспариваемые положения применяются до настоящего времени, они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования «Танхойское» от 27 декабря 2012 года № 184 «О принятии генерального плана муниципального образования городское поселение «Танхойское» Кабанского района Республики Бурятия» в части включения в границы населенных пунктов МО ГП «Танхойское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Бабушкинское лесничество, Танхойское и Клюевское участковые лесничества: пгт Танхой в квартале 23 выделы 2, 3, 4 части, п. ст. Переемная в квартале 104 выдел 5 часть, 6 часть, в квартале 105 выдел 1, п. ст. Кедровая в квартале 4 выдел 2 часть, 18 часть, в квартале 5 выдел 2 часть, 5 часть, 6 часть, 11 часть, п. Речка Мишиха в квартале 115 выдел 1 часть, 2 часть, 4 часть, 5 часть, 10 часть, 11 часть, в квартале 116 выдел 7-9, 16 части, Клюевское участковое лесничество п. ст Мишиха в квартале 24 выдел 1 часть, 2 часть, 4 часть.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на сайте МО СП «Танхойское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Булгытова