ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-61/19 от 18.02.2019 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 февраля 2019 года г. Красногорск

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Терещенко А.А.

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-61/19 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействующими Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района, утвержденных Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28 декабря 2017 года № 5/36, в части отнесения к функциональной зоне «Ж – 1» земельных участков с кадастровыми номерами: 50:20:0070616:0636, 50:20:0070616:0637, 50:20:0070616:0635, 50:20:0070616:0634, 50:20:0070616:0633, 50:20:0070616:0638, 50:20:0070616:0628, 50:20:0070616:0629, 50:20:0070616:0630, 50:20:0070616:0631, 50:20:0070616:0627,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района, утвержденных Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28 декабря 2017 года № 5/36, в части отнесения к функциональной зоне «Ж – 1» земельных участков с кадастровыми номерами: 50:20:0070616:0636, 50:20:0070616:0637, 50:20:0070616:0635, 50:20:0070616:0634, 50:20:0070616:0633, 50:20:0070616:0638, 50:20:0070616:0628, 50:20:0070616:0629, 50:20:0070616:0630, 50:20:0070616:0631, 50:20:0070616:0627.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28 декабря 2017 года № 5/36 были утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района.

Согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки вышеуказанные земельные участки в пос. НИИ Радио отнесены к функциональной зоне «Ж-1» - Зона многоквартирной жилой застройки с предельным количеством этажей - 4 этажа.

Административные истцы не согласны с отнесением данных участков к функциональной зоне, предполагающей многоквартирную жилую застройку, считают данные действия незаконными и нарушающими их права и законные интересы.

Частью 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки поселений (пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Земельные участки, незаконно переведенные в категорию пригодную для строительства, они представляют собой лесной массив, единственный «городской лес», то есть зеленые насаждения в черте города.

Согласно пункту 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. № 516, «к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов». Согласно статье 105 Лесного кодекса РФ, «изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается», кроме того, в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства и некоторые иные виды деятельности.

Действия по переводу земель, с расположенными на ней лесными деревьями, в целях дальнейшей вырубки и застройки данного участка являются незаконными.

Тот факт, что на данном участке уже длительное время планируется осуществить постройку целого квартала четырехэтажных домов, подтверждается согласованном еще в 2013 году проектом планировки территории. Проект подразумевает под собой осуществление строительства жилых домов и детского сада в защитной зоне близлежащей АЗС, что подтверждается Генеральным планом Голицыно.

Санитарно-защитные зоны предусмотрены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые разработаны на основании ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно указанных СанПиН предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха санитарно-защитными зонами.

В соответствии с п. 5.1 СанПиН в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

При утверждении Правил землепользования и застройки не учтен тот факт, что в соответствии с Генеральным планом Голицыно на территории лесного участка частично будет проходить расширенная кольцевая автодорога, что в свою очередь должно быть учтено при разрешении застройки данной территории.

Представитель Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области не согласился с требованиями, заявленными ФИО1, ФИО2 и ФИО3

Представитель пояснил, что в обоснование своих требований Истцы указывают, что спорные земельные участки представляют собой лесной массив, единственный в своем роде «городской лес», то есть зеленые насаждения в черте города. Данные обстоятельства не подтверждены ни одним документом, в материалы дела не представлено никаких соответствующих доказательств. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной ему компетенции. Спорные земельные участки с К№ 50:20:0070616:0636, 50:20:0070616:0637, 50:20:0070616:0635, 50:20:0070616:0634, 50:20:0070616:0633, 50:20:0070616:0638, 50:20:0070616:0628, 50:20:0070616:0629, 50:20:0070616:0630, 50:20:0070616:0631, 50:20:0070616:0627 изначально предоставлялись в аренду физическим лицам, в дальнейшем в рамках договоров аренды была многократная переуступка прав и обязанностей Арендатора, а также изменен вид разрешенного использования земельного участка на «малоэтажное строительство».

Указанные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, внесены в соответствующие реестры.

По мнению прокурора административными истцами не доказано нарушение их прав и законных интересов, а также несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов федеральному законодательству. Административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 28 декабря 2017 года, утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области.

По мнению административных истцов оспариваемый нормативный правовой акт полжет признанию недействующими в части отнесения к функциональной зоне «Ж – 1» земельных участков с кадастровыми номерами: 50:20:0070616:0636, 50:20:0070616:0637, 50:20:0070616:0635, 50:20:0070616:0634, 50:20:0070616:0633, 50:20:0070616:0638, 50:20:0070616:0628, 50:20:0070616:0629, 50:20:0070616:0630, 50:20:0070616:0631, 50:20:0070616:0627.

Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поскольку согласно части 7 статьи 213 КАС РФ, части 5 статьи 194 АПК РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документом территориального планирования муниципального образования – городского округа является генеральный план.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 30.05.2017г. были назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области.

Информация о проведении публичных слушаний с проектом правил землепользования и застройки была опубликована в газете «Одинцовская неделя» от 02.06.2017г. № 21/1.

По результатам проведенных публичных слушаний составлены итоговые документы, которые опубликованы в газете «Одинцовская неделя» от 16.06.2017г. № 23.

Пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа и внесение в них изменений отнесено к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом. Этапы процедуры подготовки проекта Правил землепользования и застройки и его утверждения соблюдены, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний по проекту.

Земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0070616:0628 - 50:20:0070616:0631 и 50:20:0070616:0633 - 50:20:0070616:0638 относятся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070616:0627 относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для объектов общественно-делового значения.

Согласно ответу Комитета лесного хозяйства Московской области на запрос суда, спорные земельные участки не имеют наложений на земли государственного лесного фонда. Отображенные в ЕГРН и границы указанных земельных участков пересечений с землями лесного фонда не имеют.

Согласно части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.

Административные истцы полагают, что правила землепользования и застройки не соответствуют Генеральному плану городского поселения Голицыно, поскольку Генеральным планом предусмотрено отведение части земельных участков для строительства автомобильной дороги, а части – для защитной зоны автозаправочной станции.

В соответствии с картой существующих и планируемых зон с особыми условиями использования территории Генерального плана городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области не предусмотрено отведение земельных участков зоны Ж-1 под строительство автомобильной дороги, а лишь отображена зона шумового дискомфорта от автомобильной дороги ЦКАД.

Также на карте существующих и планируемых зон с особыми условиями использования территории Генерального плана городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области отражена зона планируемого размещения линий объектов транспортной инфраструктуры согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Распоряжением Росавтодора от 28.11.2014г. № 2277-р утверждена документация по планировке территории «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс №5», в соответствии с которой строительство дороги не накладывается на спорные земельные участки.

Кроме того, границы зоны размещения автомобильной дороги, установленные документацией по планировке территории «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс № 5» совпадают с границами, установленными проектом планировки территории для малоэтажного жилого строительства в пос. НИИ Радио, утвержденным постановлением Главы городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области от 14.01.2013г. №3.

Карта границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия правил землепользования и застройки также содержит информацию о зонах размещения линейных объектов транспорта согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области и зонах воздействия шума.

Санитарно-защитная зона от АЗС отражена как в Генеральном плане, так и в правилах землепользования и застройки городского поселения Голицыно. В месте расположения земельных участков какой-либо парк, рекреационная зона никогда не располагались, всегда была зона застройки.

Такими образом, административными истцами не доказано нарушение их прав и законных интересов, а также несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов федеральному законодательству. Поэтому административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействующими Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района, утвержденных Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28 декабря 2017 года № 5/36, в части отнесения к функциональной зоне «Ж – 1» земельных участков с кадастровыми номерами: 50:20:0070616:0636, 50:20:0070616:0637, 50:20:0070616:0635, 50:20:0070616:0634, 50:20:0070616:0633, 50:20:0070616:0638, 50:20:0070616:0628, 50:20:0070616:0629, 50:20:0070616:0630, 50:20:0070616:0631, 50:20:0070616:0627, оставить без удовлетворения.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.