ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-61/2022 от 21.09.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело № 3а-61/2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 сентября 2022 года город Салехард

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Семейкиной С.А.

при секретаре Лебединской А.Д.

с участием прокурора Давыдовой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Север» о признании недействующим с момента принятия решения Городской Думы г. Салехард от 24 июня 2022 года № 45 «Об утверждении изменений в Генеральный план г. Салехарда» в части

У С Т А Н О В И Л:

Некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Север» (далее НТСН «Север») обратилось в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением с учетом дополнений и изменений о признании недействующим со дня принятия на весь период действия решения Городской Думы г. Салехард от 24 июня 2022 года № 45 «Об утверждении изменений в Генеральный план г. Салехарда» в части не включения в границы населенного пункта территории ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером территории НТСН «Север».

В обоснование доводов указали, что решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года № 45 внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, принятый решением Городской Думы города Салехарда от 29 апреля 2020 г. № 37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда», согласно которому земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не внесен в границы населенного пункта.

Ранее решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 29 апреля 2020 г. № 37 были внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, которыми земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, исключён из черты населённого пункта г. Салехард и отнесён к землям сельскохозяйственного использования. Данное решение в части было признано недействующим апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 года.

В настоящее время Генеральный план действует в редакции Решения № 37 с учётом внесённых в него изменений Решением № 45.

Администрацией г. Салехард со дня вступления в законную силу апелляционного определения мер по внесению в границы населенного пункта территории товарищества не предпринято.

Информация об публичных слушаниях и общественных обсуждениях на официальном сайте администрации являлась хаотичной, не позволяла обычному гражданину получить достоверную и исчерпывающую информацию о данных слушаниях, что нарушает требования ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и влечет недействительность общественных обсуждений. Опубликование в газете не является надлежащим оповещением граждан, в связи с чем представители товарищества не принимали участие в данных слушаниях.

Решение Городской Думы г. Салехарда от 22.06.2002 года № 45 «О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда» в части не включения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в черту населенного пункта нарушает права, свободы и законные интересы граждан - участников товарищества: лишает возможности использовать земельный участки по их целевому назначению, многократно снижает рыночную стоимость земельных участков и недвижимого имущества, исключает доставку почтовой корреспонденции жителям товарищества, минимизирует выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населения.

В возражениях на административное исковое заявление представитель административных ответчиков Городской Думы г. Салехарда и Администрации г. Салехарда указала, что в целях обеспечения устойчивого развития территории городского округа, упорядочения землепользования на территории муниципального образования город Салехард 08.06.2021 принято постановление №1729 «О подготовке проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Салехарда».

Согласно пояснительной записке к проекту данного постановления внесение изменений в градостроительную документацию связано с необходимостью приведения ее в соответствие с уточненными проектными решениями и изменениями в градостроительной ситуации.

Постановлением Администрации города Салехарда от 27.12.2021 года № 3872 на 31 января 2022 года назначены публичные слушания по рассмотрению двух вопросов - о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Салехарда. Вместе с тем, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции 27 января 2022 года указанное постановление признано утратившим силу. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Администрации города Салехарда 28 января 2022 года.

31 января 2022 года Администрацией города Салехарда принято постановление №140 о назначении с 10 февраля 2022 года по 7 марта 2022 года общественных обсуждений по рассмотрению вышеуказанных вопросов. Данное постановление размещено на официальном сайте муниципального образования город Салехард в разделе «постановления администрации» и опубликовано в газете «Полярный круг».

10 февраля 2022 года на официальном сайте Администрации города Салехарда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://salekhard.org), во вкладке «публичные и общественные слушания», было опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений, которое содержало всю необходимую информацию о проекте. Оповещение об общественных слушаниях также было опубликовано в газете «Полярный круг» 3 февраля 2022 года и размещено на информационных стендах, оборудованных на 2 этаже здания Администрации города Салехарда. В период общественных слушаний на официальный сайт администрации поступили 22 предложения. Представитель административного истца в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 24 ГрК РФ, с предложением о внесении изменений в Генеральный план в части включения в границы населенного пункта территории НТСН «Север» не обращался. По итогам общественных обсужденийподготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту - внесение изменений в Генеральный план города Салехарда. Данное заключение размещено на официальном сайте муниципального образования город Салехард - раздел «публичные слушания и общественные обсуждения», подраздел «состоявшиеся» 17 марта 2022 года. Общественные обсуждения признаны состоявшимися, рекомендовано одобрить проект с учетом поступивших предложений и замечаний. 20 мая 2022 года Департаментом строительства и архитектуры Ямало-Ненецкого автономного округа выдано Сводное заключение о согласовании проекта «Внесение изменений в Генеральный план города Салехард» с учетом устранения замечаний.С учетом соблюдения процедуры принятия и публикации оспариваемого решения Городской Думы города Салехарда от 24 июня 2022 года № 45 «Об утверждении изменений в Генеральный план города Салехарда» оснований для удовлетворения заявленных требований НТСН «Север» не имеется.

Председатель правления некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Север» Верещагин С.Г., представитель административного истца Гуськова А.Г. в судебном заседании поддержали административные исковые требования по указанным в нем основаниям.

Представители Городской Думы г. Салехарда Хабибуллина Р.Р. и Администрации муниципального образования г. Салехарда Петренко А.В. в судебном заседании полагали административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Прокурор Давыдова Л.А. в заключении полагала, что имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых требований, поскольку нарушена процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта в части проведения общественных обсуждений.

Выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из выписки филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 10.04.2019 года по Ямало-Ненецкому автономному округу следует, что земельный участок с кадастровым номером используется на основании договора аренды дачным некоммерческим товариществом «Север», согласно договору аренды земельного участка от 22.06.2009 года № 6818.

В силу части 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года № 45 (далее Решение № 45) внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, принятый решением Городской Думы города Салехарда от 29 апреля 2020 года № 37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда» (далее Решение № 37), согласно которому земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, северная часть города находится вне черты населенного пункта г. Салехард.

Данное решение (№ 37) в части было признано недействующим апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 года.

В настоящее время Генеральный план г. Салехарда определен с учётом внесённых в него изменений Решением № 45.

Решение Городской Думы муниципального образования г. Салехард № 45 опубликовано в общественно-политической газете «Полярный круг», спецвыпуск № 26/1 (1581) от 30 июня 2022 года, а также опубликовано на официальном интернет-сайте Администрации города Салехарда (ссылка https://salekhard.org/normativno-pravovye-akty/resheniya-gorodskoy-dumy).

В соответствии с частью 1 статьи 7 и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа и внесение в него изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

В соответствии с положениями Устава Муниципального образования г. Салехард Городская Дума города Салехарда является представительным органом местного самоуправления и к полномочиям данного органа относится утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Устава муниципального образования город Салехард (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Ямало-Ненецкому АО 08 мая 2009 N RU893060002009001) муниципальные правовые акты вступают в силу в день их принятия, если иной срок не установлен самим правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Днем принятия муниципальных правовых актов считается дата их регистрации и присвоения им соответствующих порядковых номеров. Регистрация и присвоение порядковых номеров муниципальным правовым актам производится в день их подписания.

В силу части 3 статьи 72 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в городской общественно-политической газете «Полярный круг».

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать официальный интернет-сайт муниципального образования город Салехард (http://salekhard.org, Эл N ФС77-39807 от 11 мая 2010). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на http://salekhard.org объемные графические и табличные приложения к нему в городской общественно-политической газете «Полярный круг» могут не приводиться.

Исходя из указанных правовых норм и положений Устава оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом, с учетом правил официального опубликования, по этим основаниями не оспариваются.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов. При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).

Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения (пункт 2 части 2 статьи 25 Градостроительного Кодекса РФ).

Из материалов дела усматривается, что сводным заключением департамента строительства и жилищной политики округа 19 мая 2022 года, утвержденным Губернатором ЯНАО 20 мая 2022 года, проект «Внесение изменений в Генеральный план г. Салехарда» согласован с различными департаментами округа. Замечания, которые представлены к заключениям о согласовании, не имеют отношения к настоящему административному делу.

Таким образом, проект генерального плана города Салехарда, утверждённый Решением № 45 и предусматривающий исключение земельного участка с кадастровым номером из черты населённого пункта город Салехард, согласован в установленном пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ порядке.

Между тем при проверке процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта было установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.7 и п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 ч.3 ст.8 ч.1 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа и внесение в него изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

В силу требований ч. 3 ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

На основании ч.1 ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капительного строительства по проектам генеральных планов, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений Градостроительного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

В соответствии с ч.4 ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение объекта, подлежащего рассмотрению на общественны обсуждениях и информационных материалов к нему на официальном сейте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг; проведение экспозиции проекта; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 6 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ).

В силу ч. 8 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в ч. 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

Порядок организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в г. Салехарде установлен специальным муниципальным нормативно-правовым актом - Решением Городской Думы г. Салехарда от 18 июня 2021 года № 42.

Так согласно статьям 14 и 15 главы V Порядка организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Салехард по вопросам градостроительной деятельности, утвержденным Решением Городской Думы МО г. Салехард от 18 июня 2021 года № 42 (далее Порядок) оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте Проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний оформляется по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

Таким образом, информация о проведении общественных обсуждений должна быть опубликована в газете «Полярный круг» в силу части 3 статьи 72 Устава г. Салехард и на официальном сайте администрации не позднее чем за семь дней до начала размещения на официальном сайте проекта внесения изменений в Генеральный план г. Салехарда в виде оповещения, форма которого также утверждена вышеуказанным Порядком.

Согласно материалам дела постановлением Администрации города Салехарда от 27 декабря 2021 №3872 на 31 января 2022 года назначены публичные слушания по рассмотрению двух вопросов - о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Салехарда.

Вместе с тем, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции 27 января 2022 года указанное постановление признано утратившим силу. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Администрации города Салехарда 28 января 2022 года.

31 января 2022 года Администрацией города Салехарда принято постановление № 140 о назначении с 10 февраля 2022 года по 7 марта 2022 года общественных обсуждений по рассмотрению вышеуказанных вопросов.

Данное постановление опубликовано в газете «Полярный круг» 03 февраля 2022 года, а также 10 февраля 2022 года размещено на официальном сайте муниципального образования город Салехард (http://salekhard.org) в разделе «постановления администрации».

По итогам общественных обсуждений подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту - внесение изменений в Генеральный план города Салехарда от 17 марта 2022 года. Данное заключение размещено на официальном сайте муниципального образования город Салехард - раздел «публичные слушания и общественные обсуждения», подраздел «состоявшиеся», общественные обсуждения признаны состоявшимися, рекомендовано одобрить проект с учетом поступивших предложений и замечаний.

Постановлением администрации города Салехарда от 31.01.2022 года № 140 назначено проведение общественных обсуждений по рассмотрению вопроса о внесении изменений общественных обсуждений по рассмотрению вопроса о внесении изменений в Генеральный план города Салехард. Пунктом 2 постановления ответственность за подготовку, организацию и проведение общественных обсуждений возложена на Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехарда. На указанный орган также возложена обязанность обеспечить информирование жителей муниципального образования города Салехард о предстоящих общественных обсуждениях посредством опубликования оповещения о начале общественных обсуждений 03.02.2022 года.

Таким образом, органом местного самоуправления был определен порядок оповещения населения о проводимых общественных обсуждениях через газету «Полярный круг».

Вопреки указанному порядку указанный правовой акт опубликован в специальном выпуске газеты «Полярный круг» 03.02.2022 года.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации тиражи официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты и их распространение должны обеспечивать реальную возможность ознакомления с такими актами, не создавая неоправданных усилий по их поиску (определение от 03.04.2007 года № 17-О-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 года № 23-П).

Спецвыпуск газеты «Полярный круг» от 03.02.2022 года, в котором опубликовано постановление органа местного самоуправления вышел тиражом 85 экземпляров, что объективно в учетом вынесенных на общественные обсуждения вопросов, не могло обеспечить потребность всех заинтересованных лиц, в том числе членов НТСН «Север» (более 400 человек) в ознакомлении с данным нормативным правовым актом, что свидетельствует о ненадлежащем доведении до сведения населения информации о проводимых общественных обсуждениях.

Сроки оповещения населения о проведении общественных обсуждений предусмотрены ч.8 ст.5.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и пунктом 14 Порядка. Требования к содержанию оповещения предусмотрены частями 6 и 7 ст.5.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и пунктом 15 порядка, а также приложением № 1 к Порядку.

Во исполнение указанного постановления уполномоченным органом в структурное подразделение органа местного самоуправления, отвечающее за опубликование в средствах массовой информации правовых актов и иной информации направлено уведомление о необходимости опубликования 03.02.2022 года в основном номере газеты «Полярный круг» оповещения о начале проведения общественных обсуждений по форме, установленной Порядком.

Однако, оповещение в установленный законом срок и в установленной форме в газете «Полярный круг» опубликовано не было.

Доводы административного ответчика о том, что опубликованное в спецвыпуске газеты «Полярный круг» постановление фактически и есть оповещение населения о начале проведения общественных обсуждений признаются судом несостоятельными.

Опубликование постановления не может подменить собой опубликование оповещения, поскольку форма постановления не соответствует форме оповещения, предусмотренного приложениям № 1 к Порядку. Постановление не содержит всей предусмотренной законом информации (отсутствуют сведения о дате и порядке проведения общественных обсуждений, сведений об информационных материалах, информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях).

Представленное административным ответчиком копия оповещения о проводимых общественных обсуждениях, размещенная в интернет-версии газеты «Полярный круг» от 03.02.20022 года также не свидетельствует о соблюдении сроков и порядке оповещения населения, поскольку в печатных изданиях основного и специального выпуска газеты «Полярный круг» от 03.02.2002 года такое оповещение отсутствует.

По смыслу закона «О средствах массовой информации» объем информации между печатной версией средства массовой информации и его интернет - версией должен быть одинаков, при этом первая всегда считается истинной в случае их расхождения.

Доводы административного ответчика о соблюдении процедуры проведения общественных обсуждений в связи с размещение оповещения 10.02.2022 года на официальном сайте местного самоуправления признаются судом несостоятельными, поскольку последним был определен порядок оповещения населения о проводимых общественных обсуждениях именно через печатное издание газеты «Полярный круг».

Изменение порядка оповещения о проводимых общественных обсуждениях без уведомления об этом населения, его размещение на официальном сайте органа местного самоуправления с нарушением срока - более 7 дней свидетельствует о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений, которая была начата 03.02.2022 года без надлежащего оповещения населения о начале и сроках ее проведения, в отсутствие доступа к информационным материалам к проекту Генерального плана.

Судом установлено, что общественные обсуждения не были проведены в соответствии с требованиями ст. 5.1 и 24 Градостроительного кодекса РФ, что свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта - Решения № 45, поскольку процедура проведения публичных слушаний направлена на защиту прав неопределенного круга заинтересованных лиц и является частью процедуры принятия нормативного правового акта.

Таким образом, при принятии оспариваемого решения существенно нарушена процедура его принятия, предусмотренная нормативно-правовыми актами, в связи имеются основания для его признания недействующим.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления частично, в отношении административного ответчика Администрации г. Салехарда административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку указанный орган не является надлежащим ответчиком по административным делам по оспариванию нормативных правовых актов.

Поскольку оспариваемый нормативный акт применялся и права граждан и организаций были реализованы, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемые положения подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.

В силу требований ст. 215 КАС РФ суд разрешает вопрос о судебных издержках. Согласно ст. 103 и ст. 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления, подлежит взысканию с административного ответчика по правилам ст. 111 КАС РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Север» об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия решения суда Решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года № 45, которым внесены изменения в Генеральный план города Салехарда, принятый решением Городской Думы города Салехарда от 29 апреля 2020 года № 37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда», в части не включения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером территории НТСН «Север».

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Обязать Городскую Думу муниципального образования город Салехард опубликовать решение в течение месяца со дня вступления в законную силу решения на официальном интернет-сайте муниципального образования город Салехард «salekhard.org».

Взыскать с Городской Думы муниципального образования город Салехард в пользу Некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Север» государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2022 года.

судья /подпись/ С.А. Семейкина