ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-61/2022 от 28.03.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

27OS0000-01-2022-000027-46

Дело 3а-61/2022

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 марта 2022 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре П.С.Бритовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании в части приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П «Об утверждении лесохозяйственного регламента Литовского лесничества»,

у с т а н о в и л:

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором (с учётом сделанных уточнений) просит признать не действующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Литовского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П, в части:

-отнесения лесов к категории эксплуатационных в части кварталов 97, 98, 100, 101, 102 Самболинского участкового лесничества, расположенных в границах экологического коридора «Симминский» (таблица № 3 п. 1.1.6 Регламента);

-установления для лесов в части кварталов 97, 98, 100, 101, 102 Самболинского участкового лесничества, находящихся в границах экологического коридора «Симминский», вида использования «заготовка древесины» (таблица № 7 п. 1.2 Регламента).

Обосновывая свои требования, прокурор сослался на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует статьям 1, 2, 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статьям 6, 10, 12, 21, 25, 111, 112 Лесного кодекса РФ, приказу Минприроды России от 16.07.2007 года № 181. Не территории Самболинского участкового лесничества Литовского лесничества находится экологический коридор «Симминский» - особо охраняемая природная территория. В пределах таких территорий запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях федеральным законодательством отнесены к защитным. Поэтому отнесение этих лесных участков к эксплуатационным лесам не соответствуют целям их создания, и противоречит положениям лесного законодательства Российской Федерации. На особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, не предусмотренная правовым режимом функциональных зон, установленных в границах таких природных территорий. Поэтому, разрешение заниматься любыми видами деятельности, не предусмотренными правовым режимом экологического коридора, влечет за собой нарушение законодательства об охране окружающей среды и фактическое его уничтожение. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому указанные нарушения затрагивают её права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.

Определением суда от 04.02.2022 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица КГКУ «Падалинское лесничество» и Федеральное агентство лесного хозяйства (далее по тексту Рослесхоз).

Определением судьи краевого суда от 07.02.2022 года произведена замена административного ответчика комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на его правопреемника министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.

В судебном заседании представитель прокуратуры, - Храмцова Е.Б., заявленные административные исковые требования поддержал.

Представитель министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, - Щербакова А.Г., в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Определять категории лесов на определенных лесных участках вправе орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, - Рослесхоз. Орган государственной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации такими полномочиями не наделены. Приказом Рослесхоза от 18.12.2009 года № 517 категория лесов на лесных участках в кварталах 97, 98, 100, 101, 102 Самболинского участкового лесничества Литовского лесничества определена как эксплуатационные. Эти сведения и были включены в приказ управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П. Изменить целевое назначение лесов, входящих в состав лесничества, не представляется возможным без соответствующих решений федерального органа исполнительной власти. В Рослезхоз уже направлены письма о необходимости изменения категории лесов с «эксплуатационные» на «защитные».

Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства и КГКУ «Падалинское лесничество», которые о времени и месте судебного заседания были уведомлены заблаговременно. Причина их неявки признана судом неуважительной.

В письменных возражениях представитель Рослесхоза подтвердил, что приказом от 18.12.2009 года № 517 леса в границах кварталов 97, 98, 100, 101, 102 Самболинского участкового лесничества Литовского лесничества определены как эксплуатационные. Категория «защитные леса» не устанавливалась.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.01.2011 года № 5-пр «О создании краевых государственных казенных учреждений, подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края» создано Краевое государственное казенное учреждение «Падалинское лесничество», филиалом которого является Литовское лесничество.

Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П утвержден лесохозяйственный регламент Литовского лесничества, находящегося на территории Амурского и частично Нанайского районов Хабаровского края. В его состав входят Самболинское, Литовское, Даргинское, Дабандинское участковые лесничества. Приказ опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khv.gov.ru 06.12.2018 года (в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края»).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в числе прочего, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу обстоятельства (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В статье 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 и часть 2 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (части 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ)

Перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указаны в статье 83 Лесного Кодекса РФ. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано право на разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87 в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года. Аналогичные положения содержат пункт 9 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87, в действующей с 01.07.2019 года редакции)

В соответствии с частью 3 статья 87 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года и действующей с 01.07.2019 года) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1219).

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений; утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий (пункты 5.2, 5.2.102, 5.2.128, 5.19 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года).

Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений установлены приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 9, 10).

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 года № 542-пр в целях обеспечения пространственно-генетического единства и целостности популяции амурского тигра на Дальнем Востоке России, сохранения природных комплексов, обеспечения охраны и воспроизводства хозяйственно-ценных, а также редких и исчезающих видов животных и растений, развития туризма и рекреации, на землях государственного лесного фонда в Амурском муниципальном районе Хабаровского края организован экологический коридор «Симминский», утверждены его графическое описание и границы.

На основании исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств и объяснений лиц, участвующих в деле, суд установил, что экологический коридор «Симминский» находится в пределах кварталов 97,98, 100, 101, 102 (части) Самболинского участкового лесничества. Правовой режим экологического коридора определен как особо охраняемая природная территория, эти земли ограничены в обороте (таблица 5 «Характеристика имеющихся на территории лесничества ООПТ и объектов» лесохозяйственного регламента Литовского лесничества).

Управление лесами Правительства Хабаровского края, как указано в Положении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года № 185-пр (с последующими изменениями), является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 года № 162-пр (действует с 22.04.2020 года) утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края. Комитет является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Комитет является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 года № 707-пр (действует с 06.01.2022 года) утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на землях лесного фонда.

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, с учетом приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов (в редакции, действующей на момент принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П), суд считает, что регламент Литовского лесничества, на территории которого находится особо охраняемая природная территория, утвержден Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами своих полномочий. Право утверждать (принимать) такого рода нормативные правовые акты по состоянию на 30.11.2018 года (как и на день рассмотрения настоящего дела) законом отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 28).

Управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая лесохозяйственный регламент Литовского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемой природной территории, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П, в оспариваемой части, недействующим.

Проверив оспариваемые положения лесохозяйственного регламента Литовского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (части 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ).

Эксплуатационные леса имеют цели освоения, направленные на устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ).

В одну из категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (части 1 и 6 статьи 111, части 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года – это пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102, часть 1 статьи 103).

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 112 Лесного кодекса РФ).

Лесной кодекс РФ (часть 6 статьи 103, в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года, - на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), предусматривал, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (абзац 3 пункта 3 Приказа МПР РФ от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с Положением об экологическом коридоре «Симминский», утверждённом постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 года № 542-пр, на территории экологического коридора допускается: -регулирование численности волка и бурого медведя; -проведение биотехнических мероприятий, направленных на улучшение условий обитания животных и растений, стабилизацию и увеличение численности диких копытных животных; - посадка (посев) лесных культур; -залужение прибрежных полос вдоль рек; -рекреационная деятельность, прокладка туристических маршрутов и проведение туров; -осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности, связанной с изучением компонентов окружающей среды и биологического разнообразия; охота (кроме охоты на лося, косулю, кабана и выдру) в установленном законодательством порядке; любительское рыболовство, рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в установленном законодательством порядке; -заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в установленном законодательством порядке; -традиционная хозяйственная деятельность представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, направленная на обеспечение их жизнедеятельности, в соответствии с законодательством; -строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов и их неотъемлемых частей, а также реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, размещенных до утверждения настоящего Положения; -геологическое изучение, разведка месторождений полезных ископаемых в установленном законодательством порядке; - добыча полезных ископаемых на участках недр в соответствии с лицензиями на пользование недрами, выданными до утверждения настоящего Положения.

В таблице 3 лесохозяйственного регламента Литовского лесничества приведены сведения о распределение лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям. К эксплуатационным лесам отнесены лесные участки в кварталах 1-41, 43-57, 60-65, 67-74, 76-87, 90-93, 95, 97, 98, 100-102, 104-107, 109-111, 114-116, 119, 120, 122, 123, части кварталов 89, 94 Самболинского участкового лесничества.

В таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» лесохозяйственного регламента Литовского лесничества указано, что на территории Самболинского участкового лесничества (кварталы 1-96, 99, 103-124 (покрытые лесом земли), части кварталов 97-98, 100-102) Литовского лесничества разрешена заготовка древесины.

Как указано в части 1, 2 статьи 29 Лесного кодекса РФ, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку, в силу положений Лесного кодекса РФ (части 5 статьи 102) в защитных лесах, на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе всякая деятельность, влекущая за собой нарушение особо охраняемых природных территорий, то леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку эта категория лесов имеет иные цели освоения, нежели защитные леса.

Поэтому отнесение лесных участков в границах которых находится особо охраняемая природная территория, - экологический коридор «Симминский», к эксплуатационным лесам и установление для них такого вида разрешенного использования, как заготовка древесины, не соответствует положениям федерального законодательства, регулирующего лесные правоотношения. Использование лесов в соответствии с теми видами, которые установлены в таблице 7 (п 1.2) лесохозяйственного регламента Литовского лесничества, фактически допускает их рубку (заготовку древесины), как предпринимательскую деятельность, и размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры, что может повлечь использование этих территорий не в соответствии с задачами и особенностями режима особой охраны конкретного экологического коридора, без соблюдения ограничений, определенных лесным законодательством для особо охраняемых природных территорий.

Довод административного ответчика, что оспариваемый лесохозяйственный регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», суд не принимает во внимание.

Как установлено Указом Президента РФ от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (пункты 8, 9 в редакции от 28.06.2005 года, действовавшей на день принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года № 763).

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», согласно имеющимся на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.consultant.ru, не был опубликован в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 года № 763. Этот факт не оспаривался и лицами, участвующими в деле. Следовательно, этот приказ не вступил в силу, не является действующим нормативным правовым актом и не влечет правовых последствий.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемые административным истцом положения лесохозяйственного регламента Литовского лесничества противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения и имеющим большую юридическую силу, то, согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, в этой части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.

Лица, участвующие в деле подтвердили, что оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно применялся. Поэтому суд полагает возможным признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Литовского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 года № 1022П, в части:

-отнесения лесов в части кварталов 97, 98, 100, 101, 102 Самболинского участкового лесничества, находящихся в границах экологического коридора «Симминский», к категории эксплуатационных (таблица № 3 п. 1.1.6 Регламента);

-установление вида использования лесов «заготовка древесины» в части кварталов 97, 98, 100, 101, 102 Самболинского участкового лесничества, находящихся в границах экологического коридора «Симминский» (таблица № 7 п. 1.2 Регламента).

Сообщение о принятом решении опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня его вступления законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Решение в окончательной форме принято 01 апреля 2022 года.

Судья краевого суда