ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-622/19 от 25.09.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-622/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 25 сентября 2019 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Семенюк Ю.С.,

с участием прокурора Смурова С.Н.,

представителя административного истца ФИО1, представителя департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области ФИО2, представителя администрации <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО13 о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области,

У С Т А Н О В И Л :

12 октября 2017 года сельским Советом <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области принято решение №123 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области» (далее также – решение сельского Совета <адрес> сельсовета от 12 октября 2017 года №123, Правила землепользования и застройки).

Приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/15 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Безводнинский сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области», утвержденные решением сельского Совета <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области от 12 октября 2017 года №123» в Правила землепользования и застройки внесены изменения.

Решение сельского Совета <адрес> сельсовета от 12 октября 2017 года №123 опубликовано в <адрес> районной газете «Маяк» 24 октября 2017 года №118 (14512) и было размещено на официальном Интернет сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, а нормативный правовой акт департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о внесении в него изменений опубликован на официальном сайте департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ФИО4 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области (в том числе карту градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки), утвержденные решением сельского Совета <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области от 12 октября 2017 года №123 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области» с изменениями в соответствии с приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/15 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, к территориальной зоне СХ – пашни, сенокосы, пастбища (территории в границах населенных пунктов).

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ФИО4 является собственником вышеназванного земельного участка, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками. Согласно Генеральному плану муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> района Нижегородской области» указанный земельный участок расположен в функциональной зоне Ж-1 – зона застройки индивидуальными малоэтажными домами с приусадебными участками. Основные виды разрешенного использования: отдельно стоящий односемейный дом с приусадебными участками. Вместе с тем, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области» вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны СХ – пашни, сенокосы, пастбища.

20 февраля 2018 года ФИО4 обратился в администрацию <адрес> муниципального района Нижегородской области с заявлением о выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. В выдачи разрешения на строительство было отказано по причине расположения земельного участка с кадастровым номером в границах территориальной зоны СХ – пашни, сенокосы, пастбища, относительно которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области» установлен иной режим использования.

По мнению административного истца, земельный участок с кадастровым номером был отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственного использования без учета принципов законодательства о градостроительной деятельности, в то время как в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности собственника земельного участка, с учетом интересов правообладателя земельного участка, последний должен был отнесен к территориальной зоне жилой застройки. При этом территориальная зона СХ – пашни, сенокосы, пастбища была установлена без учета планировки территории, установленного в Генеральном плане, и существующего землепользования, без учета фактического использования земельного участка с кадастровым номером 52:26:0080032:407, предназначенного для индивидуального жилищного строительства (коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 просил административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям, при этом указав, что земельный участок административного истца согласно Генеральному плану муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области» расположен в зоне О-1А – зона деловой и коммерческой активности.

В судебном заседании представитель департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области ФИО2 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку земельный участок административного истца согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования расположен в территориальной зоне СХ – пашни, сенокосы, пастбища.

В судебном заседании представитель администрации <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области ФИО3 не возражал против удовлетворения административных исковых требования, при этом указал, что земельный участок административного истца расположен в границах территориальной зоны СХ – пашни, сенокосы, пастбища. В настоящее время готовится проект Генерального плана муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области», в котором земельный участок административного истца будет отнесен к зоне индивидуального жилищного строительства.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Смурова С.Н., полагавшего, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что ФИО4 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь 1295+/-13 кв.м., кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками, адрес объекта, <адрес>.

20 февраля 2018 года ФИО4 обратился в администрацию <адрес> муниципального района Нижегородской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в чем администрацией было отказано, в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территориальной зоны СХ – пашни, сенокосы, пастбища, в которой размещение объектов индивидуального строительство не предусмотрено.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 8 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

Пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакциях, действовавших на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления сельских поселений Нижегородской области по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года №248 (далее также – Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Проанализировав указанные и иные положения ГрК РФ во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о департаменте, Устава Нижегородской области, Устава Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в него изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения их в действие.

Решение сельского Совета Безводнинского сельсовета от 12 октября 2017 года №123 опубликовано в <адрес> районной газете «Маяк» 24 октября 2017 года №118 (14512) и было размещено на официальном Интернет сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, а нормативный правовой акт департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о внесении в него изменений опубликован на официальном сайте департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По данным основаниям Правила землепользования и застройки административным истцом не оспариваются.

Оспаривая Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне СХ – пашни, сенокосы, пастбища, административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, принят без учета фактически сложившегося землепользования, что делает невозможным использование участка по целевому назначению.

По общему правилу градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объемов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 1-12 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из указанного следует, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2, 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 ГрК).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).

Как ранее уже отмечалось, ФИО4 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь 1295+/-13 кв.м., кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками, адрес объекта, <адрес>.

Анализ карты градостроительного зонировании территории муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области, включая фрагменты карты в увеличенном масштабе (л.д.15-17, т.2), ситуационной схемы расположения земельного участка с кадастровым номером (л.д.9, т.3), публичной кадастровой карты земельного участка с кадастровым номером (л.д.10, т.3), позволяет суду сделать вывод, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах функциональной зоны сельскохозяйственного использования – СХ – пашни, сенокосы, пастбища. Каких-либо изменений относительно функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером 52:26:0080032:407 в Генеральный план не вносилось.

В судебном заседании консультант отдела земельного фонда департамента развития градостроительной деятельности и агломераций Нижегородской области ФИО6, которая была допрошена в качестве свидетеля, факт расположения земельного участка с кадастровым номером в функциональной зоне СХ – пашни, сенокосы, пастбища подтвердила. При этом показала, что территориальная зона земельного участка с кадастровым номером отображенная на карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки соответствует функциональной зоне отображенной на картах Генерального плана.

Доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что земельный участок с кадастровым номером расположен в функциональной зоне О-1А – зона деловой и коммерческой активности (общественно-деловые зоны), материалы дела не содержат и сторонами не представлено.

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7).

Часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации содержат правовые нормы, устанавливающие, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области состоят их текстовой и графических частей, в том числе Карты градостроительного зонирования муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области.

Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области содержат разделы «Карта градостроительного зонирования», «Градостроительные регламенты» с указанием видов территориальных зон и видов разрешенного использования.

Согласно Карте градостроительного зонирования муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> района Нижегородской области земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в одной территориальной зоне СХ – пашни, сенокосы, пастбища. Территориальная зона СХ – пашни, сенокосы, пастбища представляет собой территорию сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования – коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками в градостроительном регламенте данной зоны отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на оспариваемой Карте градостроительного зонирования муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> района Нижегородской области, которая является составной частью Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области от 12 октября 2017 года №123 (в редакции приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/15), земельный участок с кадастровым номером расположен в одной территориальной зоне СХ – пашни, сенокосы, пастбища. При этом указанная территориальная зона соответствует функциональной зоне установленной в Генеральном плане (СХ – пашни, сенокосы, пастбища).

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что содержание Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области от 12 октября 2017 года №123 (в редакции приказа департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/15), в части установления территориальной зоны (СХ) в границах земельного участка с кадастровым номером не противоречат нормативным правовым актам, имеющих большую юридическую силу.

Оценивая вышеприведенные доводы административного истца, суд считает, что часть 1 статьи 34 ГрК РФ кроме названного административным истцом условия формирования территориальных зон (сложившаяся планировка территории и существующего землепользования) предусматривает и иные условия, которые должны быть учтены при формировании территориальных зон (пункты 1, 2, 3, 5, 6 и 7). При этом положение пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ не является абсолютным и не может применяться в отрыве от иных положений указанной правовой нормы.

Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. То есть, правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории, предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

Территориальная зона СХ – пашни, сенокосы, пастбища Правил землепользования и застройки не предполагает строительство в ее границах индивидуальных жилых домов.

При этом суд учитывает, что в силу положений части 8 и части 9 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (часть 8); реконструкция указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9).

Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие оспариваемого нормативного правового акта не носило произвольного характера, а было обусловлено необходимостью развития инфраструктуры муниципального образования в целом.

Таким образом, баланс частных интересов граждан, право собственности которых на объект недвижимого имущества, затрагиваются предполагаемым строительством, и публичных интересов, в целях обеспечения прав жителей муниципального образования, устойчивого развития территории муниципального образования на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, оспариваемым нормативным правовым актом соблюден.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО4 о признании недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области (в том числе карту градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки), утвержденные решением сельского Совета <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области от 12 октября 2017 года №123 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области» с изменениями в соответствии с приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/15 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, к территориальной зоне СХ – пашни, сенокосы, пастбища (территории в границах населенных пунктов), и в удовлетворении административного иска должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 ФИО14 о признании недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области (в том числе карту градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки), утвержденные решением сельского Совета <адрес> сельсовета <адрес> муниципального района Нижегородской области от 12 октября 2017 года №123 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> сельсовет <адрес> муниципального района Нижегородской области» с изменениями в соответствии с приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/15 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, к территориальной зоне СХ – пашни, сенокосы, пастбища (территории в границах населенных пунктов), отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд в установленном законом порядке.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 30 сентября 2019 года

Судья областного суда В.Н. Нуждин